II ЧЕТВЕРТЬ ПОЭЗИЯ ПОВСЕДНЕВНОСТИ (8—16 ч)

Материал четверти посвящен бытовому жанру в изобразитель­ном искусстве. Понятие жанра формируется в европейском искус­стве Нового времени, однако изображение бытовых занятий присут­ствует в искусстве на всех этапах его истории и создает для нас возможность представить жизнь разных народов в их культурах.

Учащиеся должны осознать, что в произведениях бытового жанра при изображении самых простых, обычных действий лю­дей художник способен раскрыть глубину и поэзию понимания мира и себя в этом мире.

Материал четверти включает в себя последовательность ярких творческих заданий, направленных на развитие наблюдательнос­ти, поэтического видения реальной жизни и формирование навы­ков композиционного мышления учащихся.

Тема. Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов

Картина мира и представления о ценностях жизни в изобра­жении повседневности у разных народов.

Изображение труда и повседневных занятий человека в искус­стве древних восточных цивилизаций и античности. Бытовые те­мы и их поэтическое воплощение в изобразительном искусстве Китая и Японии, Индии, в восточной миниатюре.

Задание: изображение учащимися выбранных мотивов из жиз­ни разных народов в контексте традиций поэтики их искусства.

Материалы: гуашь, акварель или материалы для графическо­го рисунка, бумага.

Зрительный ряд: фрагменты древнеегипетских фризовых рос­писей, сюжеты древнегреческой вазописи, фрески Помпеи, пер­сидская миниатюра, японская гравюра.

Тема. Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры

Понятие «жанр» в системе жанров изобразительного искусства.

Жанры в живописи, графике, скульптуре. Подвижность границ между жанрами. Бытовой, исторический, мифологический жанры и тематическое богатство внутри их.

Появление и развитие интереса к повседневному бытию чело­века в европейском искусстве. Развитие интереса к индивидуаль­ной жизни человека. Радости и горести в повседневной жизни. Любование жизнью и сострадание человеку.

Бытовой жанр в искусстве импрессионистов и в искусстве пе­редвижников.

Беседа о восприятии произведений искусства.

Зрительный ряд: сцены крестьянской жизни в картинах П. Брейгеля, в картинах фламандских и голландских художников XVII века; Ж.-Б. Шарден. Молитва перед обедом; А.Ватто. Общество в парке; А.Венецианов. На жатве; П.Федотов. Сватовство майора; О.Ренуар. Качели; Э.Дега. Балетный класс; В. Перов. Тройка, Чаепитие в Мытищах; Н. Ярошенко. Всюду жизнь; Б.Кустодиев. В трактире.

Тема. Сюжет и содержание в картине

Понятие сюжета, темы и содержания в произведениях изобра­зительного искусства. Разница между сюжетом и содержанием. Различные уровни понимания произведения. Разное содержание в картинах с похожим сюжетом.

Задание: работа над композицией с простым, доступным для наблюдений сюжетом из своей жизни, например «Завтрак», «Ужин», «Утро (или вечер) в моем доме», «Чтение письма», «Прогулка в парке», «Ожидание» и т. п.

Материалы: гуашь или акварель, возможны также графичес­кие материалы по усмотрению учителя, бумага.

Зрительный ряд: по нескольку произведений с похожим сю­жетом разных авторов: Ян Вермеер. Служанка с кувшином мо­лока; А.Пластов. Ужин трактористов; З.Серебрякова. Крес­тьяне (или пример другого сюжета); И.Левитан. Осенний день. Сокольники; К. Моне. Прогулка в парке; А.Ватто. Общество в парке; В.Борисов-Мусатов. Прогулка на закате; и др.

Тема. Жизнь каждого дня — большая тема в искусстве

Произведения искусства на темы будней и их значение в по­нимании человеком своего бытия. Поэтическое восприятие жизни. Выражение ценностной картины мира в произведениях бытового

жанра. Интерес к человеку, к окружающим людям — необходимое качество деятельности художника. Умение видеть значимость каж­дого момента жизни. Развитие способности быть наблюдательным.

Задания: 1) жизнь моей семьи: увидеть глазами художника, как дома проходят утро, вечер, воскресные и будние дни. (То же самое может относиться к жизни в школе.) Выделить один или несколько простых сюжетов, например: «Мама готовит ужин», «Семейный вечер», «Поездка к бабушке», «Завтрак» и т. д. Сде­лать композиционные рисунки на выбранные темы. Расширение задания: композиция (изобразительное сочинение) на выбранную тему после подготовительных зарисовок;

2) жизнь людей на моей улице: выполнение набросков или за­рисовок, сценок на улице — по возможности с натуры, по памя­ти и по представлению, например: «Продавцы цветов», «У киос­ка», «Во дворе», «На бульваре», «У витрины магазина».

Материалы: карандаш, фломастер, перо или гуашь (по выбо­ру), бумага.

Зрительный ряд: произведения графики и живописи россий­ских художников XX века с ярким пластическим выражением сце­нок из жизни города или села, например: работы Л. Сойфертиса, А. Кокорина, О. Верейского, Ю. Пименова, А. Дейнеки, Д. Жилинского, В. Попкова и др.

Тема. Жизнь в моем городе в прошлых веках (историческая тема в бытовом жанре)

Бытовые сюжеты на темы жизни в прошлом. Интерес к исто­рии и укладу жизни своего народа. Образ прошлого, созданный художниками, и его значение в представлении народа о самом себе.

Задание: создание композиции на темы жизни людей своего города или села в прошлом.

Материалы: по выбору учителя.

Зрительный ряд: Б.Кустодиев. Серия «Российские типажи»; П. Федотов. Зарисовки жизни города; работы А. Рябушкина, Ап. Васнецова, а также В. Перова и других передвижников, про­изведения местных художников.

Литературный ряд: литературные отрывки и воспоминания о жизни в данном месте.

Тема. Праздник и карнавал в изобразительном искусстве (тема праздника в бытовом жанре)

Сюжеты праздника в изобразительном искусстве. Праздник как яркое проявление народного духа, национального характера. Праздник — это игра, танцы, песни, неожиданные ситуации, кар­навал, маскарад, т. е. превращение обычного в необычное.

Задание: создание композиции в технике коллажа на тему празд­ника (индивидуальная или коллективная работа).

Материалы: гуашь, кисти, бумага, вырезки из журналов, цвет­ная бумага, ножницы, клей.

Зрительный ряд: произведения К. Сомова, А. Бенуа, Б. Кус­тодиева, М. Врубеля, а также П. Брейгеля, Ф. Гойи, А. Ватто, О. Ренуара.

Наши рекомендации