VI КЛАСС (35—70 ч) ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

I четверть. Виды изобразительного искусства и основы образного языка

Изобразительное искусство в семье пластических искусств.

Рисунок — основа изобразительного творчества. Линия и ее выразительные возможности

Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен

Цвет. Основы цветоведения Цвет в произведениях живописи Объемные изображения в скульптуре Основы языка изображения

II четверть. Мир наших вещей. Натюрморт

Реальность и фантазия в творчестве художника

Изображение предметного мира — натюрморт

Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира

Изображение объема на плоскости и линейная перспектива

Освещение. Свет и тень

Натюрморт в графике

Цвет в натюрморте

Выразительные возможности натюрморта (обобщение темы)

III четверть. Вглядываясь в человека. Портрет

Образ человека — главная тема искусства

Конструкция головы человека и ее пропорции

Изображение головы человека в пространстве

Графический портретный рисунок и выразительность образа

человека

Портрет в скульптуре

Сатирические образы человека

Образные возможности освещения в портрете

Портрет в живописи

Роль цвета в портрете

Великие портретисты (обобщение темы)

IV четверть. Человек и пространство в изобразительном искусстве

Жанры в изобразительном искусстве Изображение пространства Правила линейной и воздушной перспективы Пейзаж — большой мир. Организация изображаемого прост­ранства

Пейзаж-настроение. Природа и художник Городской пейзаж

Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл

VI класс, а также следующий VII, посвящены собственно изо-бразительному искусству. Здесь учащиеся знакомятся с искусст-вом изображения как способом художественного познания мира и выражения отношения к нему, как особой и необходимой фор-мой духовной культуры общества.

Изобразительное искусство раскрывается в процессе обучения как особый язык. Изображение, обладая наглядностью, не может быть идентично предмету изображения, оно его представляет, обозначает, является его знаком, вернее системой знаков, т. е.

языком. Все элементы и средства, которые (как и у любого язы­ка) служат для передачи значимых смыслов, являются способом выражения содержания.

Художественное изображение не только показывает, но актив­но характеризует окружающий нас мир, это реальность, пережи­тая художником, прошедшая его отбор и оценку и специально ор­ганизованная так, чтобы передать его чувства и мысли зрителю. Художник, изображая видимый мир, рассказывает о своем вос­приятии жизни, чтобы зритель, при сформированных зрительских умениях, мог не просто понять, но непосредственно почувство­вать и пережить изображенную реальность. В этом заключен ме­ханизм передачи от человека к человеку, от поколения к поколе­нию опыта чувств и опыта видения мира.

При изучении языка изобразительного искусства мы неизбеж­но сталкиваемся с его изменчивостью. Он меняется в зависимо­сти от задач, которые ставит перед собой художник и его время, его окружение, его народ. Изменчивость языка искусств, т. е. пра­вил изображения,— часть общего процесса развития человеческой культуры. Эти изменения естественны и необходимы, они опре­деляются изменениями, которые происходят в жизни общества. Правила изображения не были установлены когда-либо и кем-ли­бо раз и навсегда и не были результатом прямолинейного разви­тия: правила рождались как средства выражения определенного содержания, определенной системы ценностей, как выражение ду­ховной жизни общества. Искусство современного мира особенно сложно потому, что оно включает в себя одновременно множест­во языков современной культуры и ориентироваться в его много­голосии без понимания исторических культурных контекстов не­возможно.

Восприятие произведений искусства происходит на многих уровнях. Этому необходимо учиться, причем обязательно и через собственное практическое художественное творчество. Восприя­тие произведения не может быть задано: это индивидуальная творческая деятельность, труд души, доступный для человека, об­ладающего определенной культурой, определенным развитием личностных качеств и характером мышления. И тогда этот труд строит самого человека, развивает его самосознание, его взаимо­отношение с другими людьми.

В основу тематического деления учебного года положен жан­ровый принцип. Каждый жанр рассматривается в его историчес­ком развитии. Это позволяет видеть изменение картины мира и образа человека, поставить в центр духовные проблемы, под­чиняя им изменения в способах изображения. При этом выдер­живается принцип единства восприятия и созидания. И последо­вательно обретаются навыки и практический опыт использования рисунка, цвета, формы, пространства согласно специфике образ­ного строя конкретного вида и жанра изобразительного искусст­ва. Большое значение придается освоению начальных основ гра­моты изображения.

I ЧЕТВЕРТЬ

Наши рекомендации