VI КЛАСС (35—70 ч) ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
I четверть. Виды изобразительного искусства и основы образного языка
Изобразительное искусство в семье пластических искусств.
Рисунок — основа изобразительного творчества. Линия и ее выразительные возможности
Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен
Цвет. Основы цветоведения Цвет в произведениях живописи Объемные изображения в скульптуре Основы языка изображения
II четверть. Мир наших вещей. Натюрморт
Реальность и фантазия в творчестве художника
Изображение предметного мира — натюрморт
Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира
Изображение объема на плоскости и линейная перспектива
Освещение. Свет и тень
Натюрморт в графике
Цвет в натюрморте
Выразительные возможности натюрморта (обобщение темы)
III четверть. Вглядываясь в человека. Портрет
Образ человека — главная тема искусства
Конструкция головы человека и ее пропорции
Изображение головы человека в пространстве
Графический портретный рисунок и выразительность образа
человека
Портрет в скульптуре
Сатирические образы человека
Образные возможности освещения в портрете
Портрет в живописи
Роль цвета в портрете
Великие портретисты (обобщение темы)
IV четверть. Человек и пространство в изобразительном искусстве
Жанры в изобразительном искусстве Изображение пространства Правила линейной и воздушной перспективы Пейзаж — большой мир. Организация изображаемого пространства
Пейзаж-настроение. Природа и художник Городской пейзаж
Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл
VI класс, а также следующий VII, посвящены собственно изо-бразительному искусству. Здесь учащиеся знакомятся с искусст-вом изображения как способом художественного познания мира и выражения отношения к нему, как особой и необходимой фор-мой духовной культуры общества.
Изобразительное искусство раскрывается в процессе обучения как особый язык. Изображение, обладая наглядностью, не может быть идентично предмету изображения, оно его представляет, обозначает, является его знаком, вернее системой знаков, т. е.
языком. Все элементы и средства, которые (как и у любого языка) служат для передачи значимых смыслов, являются способом выражения содержания.
Художественное изображение не только показывает, но активно характеризует окружающий нас мир, это реальность, пережитая художником, прошедшая его отбор и оценку и специально организованная так, чтобы передать его чувства и мысли зрителю. Художник, изображая видимый мир, рассказывает о своем восприятии жизни, чтобы зритель, при сформированных зрительских умениях, мог не просто понять, но непосредственно почувствовать и пережить изображенную реальность. В этом заключен механизм передачи от человека к человеку, от поколения к поколению опыта чувств и опыта видения мира.
При изучении языка изобразительного искусства мы неизбежно сталкиваемся с его изменчивостью. Он меняется в зависимости от задач, которые ставит перед собой художник и его время, его окружение, его народ. Изменчивость языка искусств, т. е. правил изображения,— часть общего процесса развития человеческой культуры. Эти изменения естественны и необходимы, они определяются изменениями, которые происходят в жизни общества. Правила изображения не были установлены когда-либо и кем-либо раз и навсегда и не были результатом прямолинейного развития: правила рождались как средства выражения определенного содержания, определенной системы ценностей, как выражение духовной жизни общества. Искусство современного мира особенно сложно потому, что оно включает в себя одновременно множество языков современной культуры и ориентироваться в его многоголосии без понимания исторических культурных контекстов невозможно.
Восприятие произведений искусства происходит на многих уровнях. Этому необходимо учиться, причем обязательно и через собственное практическое художественное творчество. Восприятие произведения не может быть задано: это индивидуальная творческая деятельность, труд души, доступный для человека, обладающего определенной культурой, определенным развитием личностных качеств и характером мышления. И тогда этот труд строит самого человека, развивает его самосознание, его взаимоотношение с другими людьми.
В основу тематического деления учебного года положен жанровый принцип. Каждый жанр рассматривается в его историческом развитии. Это позволяет видеть изменение картины мира и образа человека, поставить в центр духовные проблемы, подчиняя им изменения в способах изображения. При этом выдерживается принцип единства восприятия и созидания. И последовательно обретаются навыки и практический опыт использования рисунка, цвета, формы, пространства согласно специфике образного строя конкретного вида и жанра изобразительного искусства. Большое значение придается освоению начальных основ грамоты изображения.
I ЧЕТВЕРТЬ