III ЧЕТВЕРТЬ КАЖДЫЙ НАРОД — ХУДОЖНИК (11—22 ч)
Братья-Мастера ведут детей от встречи с корнями родной культуры к осознанию многообразия художественных культур мира.
Для понимания исторически сложившегося лица культуры того или иного народа большое значение имеет заложенное в его сознании отношение человека и природы. Это отношение выражается и по сей день в духовной сущности национальной культуры, проявляясь в искусстве, в особой манере понимать явления жизни. Отношения с природой и природные материалы определили характер национальных построек и предметов традиционного быта, вид одежды, характер труда, а следовательно, весь уклад жизни. Нас интересует, как представления о красоте и устройстве мира, рожденные во взаимодействии с природой, выразились в предметном мире, созданном человеком.
В этой четверти невозможно, да и не нужно рассматривать много народов. Для более глубокого проникновения достаточно выбрать три культуры, чтобы успеть интересно прожить их образ с детьми. Но выбор за учителем.
Можно использовать мотив путешествия вокруг нашей большой страны, начиная со Страны восходящего солнца и затем попадая в разные природные условия. Это культура Японии (или Китая), культура народов степей и гор, Средней Азии, культура Индии, затем — Древней Греции как колыбели современной художественной культуры и, наконец, средневековой (готической)
Европы. Однако учитель может взять для изучения, например, Египет, Китай, Индию или целостно рассмотреть гораздо более узкую национальную культуру, если это оправдано конкретными обстоятельствами.
Важно осознание детьми того, что мир художественной жизни на Земле чрезвычайно многолик — и это очень интересно, радостно. Через искусство мы приобщаемся к мировосприятию, к душе разных народов, сопереживаем им, становимся духовно богаче. Именно это нужно формировать на уроках.
Художественные культуры мира — это не история искусства этих народов. Это пространственно-предметный мир культуры, в котором выражается душа народа.
Есть удобный игровой методический прием, помогающий увидеть целостно образ культуры: путешествие сказочного героя по этим странам (Садко, Синдбад-мореход, Одиссей, аргонавты и т. д.).
Каждая культура рассматривается по четырем параметрам: природа, характер построек, образ человека в этой среде и праздники народов как выражение представлений о счастье и красоте жизни.
Тема. Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии
Художественная культура Японии очень целостна, экзотична и в то же время вписана в современный мир. Особое поклонение природе. Воспитанное с глубокой древности умение видеть бесценную красоту каждого маленького момента жизни, внимание к красоте деталей. Традиции любований, молитвенного созерцания природной красоты. Японские сады.
Легкие сквозные конструкции построек с передвижными ширмами, отвечающие потребности быть в постоянном контакте с природой (и с учетом опасности землетрясений). Изящная конструкция здания храма-пагоды, напоминающая дерево (сравнить с конструкцией русского каменного храма-богатыря). Совершенно иной образ женской красоты — изящные ломкие линии, изобразительный орнамент росписи японского платья-кимоно, отсутствие интереса к индивидуальности лица. Для образа японской культуры характерна графичность, хрупкость и ритмическая асимметрия — как будто подул ветер.
Японский «Праздник цветения вишни-сакуры» или «Праздник хризантем».
Особенности изображения, украшения и постройки в искусстве Японии.
Тему предлагается распределить на три урока. Могут выполняться индивидуальные работы по теме, а на заключительном занятии — коллективное панно. Можно постепенно делать коллективное панно в течение всего изучения темы. Задания могут быть различны: например, можно выполнить бумажную куклу в кимоно или полуобъемное построение сада.
Задания: 1) изображение природы через детали, характерные для японских художников (ветка дерева с птичкой; цветок с бабочкой; трава с кузнечиками, стрекозами; ветка цветущей вишни на фоне тумана, дальних гор).
Материалы: листы мягкой (можно оберточной) бумаги, обрезанные как свиток, акварель (или жидко взятая гуашь), тушь, мягкая кисть.
2) изображение японок в национальной одежде (кимоно) с передачей характерных черт лица, прически, волнообразного движения фигуры;
3) коллективное панно «Праздник цветения вишни-сакуры» или «Праздник хризантем». Отдельные фигуры выполняются индивидуально и вклеиваются затем в общее панно. Группа «главного художника» работает над фоном — изображением природы и построек (здесь неправильно работать густой фактурной краской гуашью, лучше взять прозрачную акварель).
Материалы: большие листы бумаги для коллективной работы, гуашь или акварель, пастель, карандаши, ножницы, клей.
Зрительный ряд: японское искусство — свитки, ширмы, гравюры Утамаро, Хокусаи (женские образы, пейзажи); фотографии и фрагменты видеофильмов.
Литературный ряд: японская поэзия.
Тема. Искусство народов гор и степей
Разнообразие природы нашей планеты и способность человека жить в самых разных природных условиях. Изобретательность человека в построении своего мира.
Поселения в горах. Растущие вверх каменные постройки с плоскими крышами. Крепостной характер поселений. Традиции, род занятий людей; костюм и орнаменты.
Художественные традиции в культуре народов степей. Юрта как произведение архитектуры. Образ степного мира в конструкции юрты. Утварь и кожаная посуда. Орнамент и его значение; природные мотивы орнамента, его связь с разнотравным ковром степи.
Задание: изображение жизни в степи и красоты пустых пространств. Развитие живописных навыков.
Материалы: гуашь, кисти, бумага.
Зрительный ряд: П. Кузнецов. Степь, Мираж в степи; живописные произведения художников азиатских республик; книги по истории культуры.
Тема. Образ художественной культуры Средней Азии
Города в пустыне. Мощные портально-купольные постройки с толстыми стенами из глины, их сходство со станом кочевников. Глина — главный строительный материал. Присутствие крепостных стен.
Здание мечети: купол, торжественно украшенный огромный вход — портал. Минареты. Купольные сооружения — мавзолеи.
Тяжесть стен, которая не чувствуется за облицовкой лазурными узорчатыми изразцами. Орнаментальный характер культуры. Сплошная вязь орнаментов и ограничения на изображения людей.
Торговая площадь — шумный, пестрый восточный базар — самое многолюдное место. Площадь окружают лавки ремесленников, создающих серебряные и медные сосуды, чаши, кувшины, ткани, яркие ковры, украшенное оружие.
Задание: работа над образом древнего среднеазиатского города — аппликация на цветной бумаге или создание макета основных архитектурных построек.
Материалы: цветная бумага, мелки, ножницы, клей.
Литературный ряд: сказки народов Средней Азии.
Тема. Образ художественной культуры Древней Греции
Особое значение искусства Древней Греции.
Образ греческой природы. Мифологические представления древних греков. Воплощение в представлениях о богах образа прекрасного человека: красота его тела, смелость, воля и сила разума. Древнегреческий храм и его соразмерность, гармония с природой. Храм как совершенное произведение разума человека и украшение пейзажа. Конструкция храма. Древнегреческий ордер и его типы. Афинский Акрополь — главный памятник греческой культуры. Гармоническое согласие всех видов искусств в едином ансамбле.
Конструктивность в греческом понимании красоты мира. Красота построения человеческого тела — «архитектура» тела, воспетая греками. Древнегреческая скульптура. Восхищение гармоничным человеком — особенность миропонимания в Древней Греции.
Искусство греческой вазописи. Роспись ваз, рассказывающая о повседневной жизни греков.
Особенности изображения, украшения и постройки в искусстве древних греков.
Задания: 1) изображение греческих храмов (полуобъемные или плоские аппликации) для панно или объемное моделирование из бумаги;
2) изображение фигур олимпийских спортсменов (фигура в движении) и участников праздничного шествия (фигуры в одеждах);
3) работа над коллективным панно «Древнегреческий праздник». Это могут быть Олимпийские игры или праздник Великих Панафиней (торжественное шествие в честь богини Афины, прославление красоты человека, его физического совершенства и силы, которым греки поклонялись).
Материалы: бумага, ножницы, клей, гуашь, кисти.
Зрительный ряд: альбомы, книги; слайды произведений древнегреческого искусства: произведения древнегреческих скульпторов, греческие вазы и их росписи.
Литературный ряд: мифы Древней Греции.
Тема. Образ художественной культуры средневековой Западной Европы
Образ готических городов средневековой Европы. Активная жизнь и теснота за городскими стенами. Узкие улицы и сплошные фасады каменных домов. Образ готического храма. Его величие и устремленность вверх. Готические витражи и производимое ими впечатление. Портал храма. Средневековая скульптура. Ратуша и центральная площадь города.
Городская толпа, сословные разделения людей. Ремесленные цеха. Свои одежды, свои знаки отличия у членов каждого цеха. Средневековые готические костюмы, вертикальные линии, удлиненные пропорции, обтягивающие трико, шлейфы. Единство форм костюма и архитектуры, общее в их конструкции и украшениях.
Задание: поэтапная работа над панно «Праздник цехов ремесленников на городской площади» с подготовительными этапами изучения архитектуры, одежды человека и его окружения (предметный мир).
Материалы: большие листы бумаги, гуашь, кисти, пастель, ножницы, клей.
Зрительный ряд: слайды видов городов Западной Европы, средневековой скульптуры; произведения братьев Лимбургов, старинные шпалеры.
Тема. Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы)
Выставка работ и беседа помогут закрепить в сознании детей тему четверти «Каждый народ — художник» — ведущую тему года. Итог — это не запоминание названий, а радость детей от того, что можешь поделиться открытиями иных, уже прожитых культурных миров.
Наши три Брата-Мастера именно на этом уроке должны помогать учителю и детям заниматься не заучиванием конкретных памятников, а пониманием разности своей творческой работы в разных культурах, т. е. помогать осознать, почему постройки, одежда, украшения такие разные.