III ЧЕТВЕРТЬ КАЖДЫЙ НАРОД — ХУДОЖНИК (11—22 ч)

Братья-Мастера ведут детей от встречи с корнями родной куль­туры к осознанию многообразия художественных культур мира.

Для понимания исторически сложившегося лица культуры то­го или иного народа большое значение имеет заложенное в его сознании отношение человека и природы. Это отношение выра­жается и по сей день в духовной сущности национальной куль­туры, проявляясь в искусстве, в особой манере понимать явления жизни. Отношения с природой и природные материалы опреде­лили характер национальных построек и предметов традиционно­го быта, вид одежды, характер труда, а следовательно, весь ук­лад жизни. Нас интересует, как представления о красоте и уст­ройстве мира, рожденные во взаимодействии с природой, выразились в предметном мире, созданном человеком.

В этой четверти невозможно, да и не нужно рассматривать много народов. Для более глубокого проникновения достаточно выбрать три культуры, чтобы успеть интересно прожить их об­раз с детьми. Но выбор за учителем.

Можно использовать мотив путешествия вокруг нашей боль­шой страны, начиная со Страны восходящего солнца и затем попадая в разные природные условия. Это культура Японии (или Китая), культура народов степей и гор, Средней Азии, культура Индии, затем — Древней Греции как колыбели современной худо­жественной культуры и, наконец, средневековой (готической)

Европы. Однако учитель может взять для изучения, например, Египет, Китай, Индию или целостно рассмотреть гораздо более узкую национальную культуру, если это оправдано конкретными обстоятельствами.

Важно осознание детьми того, что мир художественной жиз­ни на Земле чрезвычайно многолик — и это очень интересно, ра­достно. Через искусство мы приобщаемся к мировосприятию, к душе разных народов, сопереживаем им, становимся духовно бо­гаче. Именно это нужно формировать на уроках.

Художественные культуры мира — это не история искусства этих народов. Это пространственно-предметный мир культуры, в котором выражается душа народа.

Есть удобный игровой методический прием, помогающий увидеть целостно образ культуры: путешествие сказочного героя по этим странам (Садко, Синдбад-мореход, Одиссей, аргонавты и т. д.).

Каждая культура рассматривается по четырем параметрам: природа, характер построек, образ человека в этой среде и празд­ники народов как выражение представлений о счастье и красо­те жизни.

Тема. Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии

Художественная культура Японии очень целостна, экзотична и в то же время вписана в современный мир. Особое поклоне­ние природе. Воспитанное с глубокой древности умение видеть бесценную красоту каждого маленького момента жизни, внима­ние к красоте деталей. Традиции любований, молитвенного со­зерцания природной красоты. Японские сады.

Легкие сквозные конструкции построек с передвижными шир­мами, отвечающие потребности быть в постоянном контакте с природой (и с учетом опасности землетрясений). Изящная кон­струкция здания храма-пагоды, напоминающая дерево (сравнить с конструкцией русского каменного храма-богатыря). Совершенно иной образ женской красоты — изящные ломкие линии, изобра­зительный орнамент росписи японского платья-кимоно, отсутст­вие интереса к индивидуальности лица. Для образа японской культуры характерна графичность, хрупкость и ритмическая асим­метрия — как будто подул ветер.

Японский «Праздник цветения вишни-сакуры» или «Праздник хризантем».

Особенности изображения, украшения и постройки в искусст­ве Японии.

Тему предлагается распределить на три урока. Могут выпол­няться индивидуальные работы по теме, а на заключительном за­нятии — коллективное панно. Можно постепенно делать коллек­тивное панно в течение всего изучения темы. Задания могут быть различны: например, можно выполнить бумажную куклу в кимо­но или полуобъемное построение сада.

Задания: 1) изображение природы через детали, характерные для японских художников (ветка дерева с птичкой; цветок с ба­бочкой; трава с кузнечиками, стрекозами; ветка цветущей вишни на фоне тумана, дальних гор).

Материалы: листы мягкой (можно оберточной) бумаги, обре­занные как свиток, акварель (или жидко взятая гуашь), тушь, мяг­кая кисть.

2) изображение японок в национальной одежде (кимоно) с пе­редачей характерных черт лица, прически, волнообразного движе­ния фигуры;

3) коллективное панно «Праздник цветения вишни-сакуры» или «Праздник хризантем». Отдельные фигуры выполняются ин­дивидуально и вклеиваются затем в общее панно. Группа «глав­ного художника» работает над фоном — изображением природы и построек (здесь неправильно работать густой фактурной краской гуашью, лучше взять прозрачную акварель).

Материалы: большие листы бумаги для коллективной работы, гуашь или акварель, пастель, карандаши, ножницы, клей.

Зрительный ряд: японское искусство — свитки, ширмы, гра­вюры Утамаро, Хокусаи (женские образы, пейзажи); фотографии и фрагменты видеофильмов.

Литературный ряд: японская поэзия.

Тема. Искусство народов гор и степей

Разнообразие природы нашей планеты и способность челове­ка жить в самых разных природных условиях. Изобретательность человека в построении своего мира.

Поселения в горах. Растущие вверх каменные постройки с плоскими крышами. Крепостной характер поселений. Традиции, род занятий людей; костюм и орнаменты.

Художественные традиции в культуре народов степей. Юрта как произведение архитектуры. Образ степного мира в конструк­ции юрты. Утварь и кожаная посуда. Орнамент и его значение; природные мотивы орнамента, его связь с разнотравным ковром степи.

Задание: изображение жизни в степи и красоты пустых про­странств. Развитие живописных навыков.

Материалы: гуашь, кисти, бумага.

Зрительный ряд: П. Кузнецов. Степь, Мираж в степи; жи­вописные произведения художников азиатских республик; книги по истории культуры.

Тема. Образ художественной культуры Средней Азии

Города в пустыне. Мощные портально-купольные постройки с толстыми стенами из глины, их сходство со станом кочевников. Глина — главный строительный материал. Присутствие крепост­ных стен.

Здание мечети: купол, торжественно украшенный огромный вход — портал. Минареты. Купольные сооружения — мавзолеи.

Тяжесть стен, которая не чувствуется за облицовкой лазурными узорчатыми изразцами. Орнаментальный характер культуры. Сплошная вязь орнаментов и ограничения на изображения людей.

Торговая площадь — шумный, пестрый восточный базар — са­мое многолюдное место. Площадь окружают лавки ремесленни­ков, создающих серебряные и медные сосуды, чаши, кувшины, ткани, яркие ковры, украшенное оружие.

Задание: работа над образом древнего среднеазиатского горо­да — аппликация на цветной бумаге или создание макета основ­ных архитектурных построек.

Материалы: цветная бумага, мелки, ножницы, клей.

Литературный ряд: сказки народов Средней Азии.

Тема. Образ художественной культуры Древней Греции

Особое значение искусства Древней Греции.

Образ греческой природы. Мифологические представления древних греков. Воплощение в представлениях о богах образа прекрасного человека: красота его тела, смелость, воля и сила ра­зума. Древнегреческий храм и его соразмерность, гармония с при­родой. Храм как совершенное произведение разума человека и украшение пейзажа. Конструкция храма. Древнегреческий ордер и его типы. Афинский Акрополь — главный памятник греческой культуры. Гармоническое согласие всех видов искусств в едином ансамбле.

Конструктивность в греческом понимании красоты мира. Красота построения человеческого тела — «архитектура» тела, воспетая греками. Древнегреческая скульптура. Восхищение гар­моничным человеком — особенность миропонимания в Древней Греции.

Искусство греческой вазописи. Роспись ваз, рассказывающая о повседневной жизни греков.

Особенности изображения, украшения и постройки в искусст­ве древних греков.

Задания: 1) изображение греческих храмов (полуобъемные или плоские аппликации) для панно или объемное моделирова­ние из бумаги;

2) изображение фигур олимпийских спортсменов (фигура в движении) и участников праздничного шествия (фигуры в одеж­дах);

3) работа над коллективным панно «Древнегреческий празд­ник». Это могут быть Олимпийские игры или праздник Великих Панафиней (торжественное шествие в честь богини Афины, про­славление красоты человека, его физического совершенства и си­лы, которым греки поклонялись).

Материалы: бумага, ножницы, клей, гуашь, кисти.

Зрительный ряд: альбомы, книги; слайды произведений древ­негреческого искусства: произведения древнегреческих скульпто­ров, греческие вазы и их росписи.

Литературный ряд: мифы Древней Греции.

Тема. Образ художественной культуры средневековой Западной Европы

Образ готических городов средневековой Европы. Активная жизнь и теснота за городскими стенами. Узкие улицы и сплош­ные фасады каменных домов. Образ готического храма. Его вели­чие и устремленность вверх. Готические витражи и производимое ими впечатление. Портал храма. Средневековая скульптура. Рату­ша и центральная площадь города.

Городская толпа, сословные разделения людей. Ремесленные цеха. Свои одежды, свои знаки отличия у членов каждого цеха. Средневековые готические костюмы, вертикальные линии, удлиненные пропорции, обтягивающие трико, шлейфы. Единство форм костюма и архитектуры, общее в их конструкции и укра­шениях.

Задание: поэтапная работа над панно «Праздник цехов ремес­ленников на городской площади» с подготовительными этапами изучения архитектуры, одежды человека и его окружения (пред­метный мир).

Материалы: большие листы бумаги, гуашь, кисти, пастель, ножницы, клей.

Зрительный ряд: слайды видов городов Западной Европы, средневековой скульптуры; произведения братьев Лимбургов, ста­ринные шпалеры.

Тема. Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы)

Выставка работ и беседа помогут закрепить в сознании детей тему четверти «Каждый народ — художник» — ведущую тему го­да. Итог — это не запоминание названий, а радость детей от то­го, что можешь поделиться открытиями иных, уже прожитых культурных миров.

Наши три Брата-Мастера именно на этом уроке должны по­могать учителю и детям заниматься не заучиванием конкретных памятников, а пониманием разности своей творческой работы в разных культурах, т. е. помогать осознать, почему постройки, одежда, украшения такие разные.

Наши рекомендации