II ЧЕТВЕРТЬ ДРЕВНИЕ ГОРОДА НАШЕЙ ЗЕМЛИ (7—14 ч)

Древнерусский город — неотъемлемая составляющая образа народной художественной культуры. Русь состояла прежде всего из городов-крепостей. Общий характер и архитектурное своеоб­разие разных древнерусских городов. Их сохранение сегодня.

Каждый город особенный. У него свое неповторимое лицо, свой характер, каждый город имеет свою особую судьбу. Его зда­ния в своем облике запечатлели исторический путь народа, собы­тия его жизни. Слово «город» произошло от «городить», «отго­раживать» крепостной стеной — крепостить. На высоких холмах, отражаясь в реках и озерах, росли белокаменные города с купо­лами храмов, перезвоном колоколов. Таких городов больше нигде нет! На уроках необходимо раскрыть красоту и мудрость их ар­хитектурной организации.

В период изучения материала двух четвертей дети фактически получают представления об истории русской средневековой архи­тектуры и бытовой культуры, заканчивая XVII веком (материал дается на смысловом уровне, без указания дат).

Изучаемый материал способствует существенному развитию художественно-практических навыков. В этой четверти особый акцент делается на развитие чувства пропорций, соотношение ча­стей при формировании образа. Развивается конструктивное и композиционное мышление, расширяются возможности воспри­ятия и вариативность представлений об окружающем мире.

В течение четверти необходимо менять художественные ма­териалы в работе детей: постройка из бумаги и лепка, графи­ческое изображение и живописное изображение. Также необ­ходимо чередовать коллективную и индивидуальную деятель­ность.

Тема. Древнерусский город-крепость

Образ древнего русского города. Выбор места для постройки (на стрелке при слиянии рек). Впечатление, которое производил город при приближении. Крепостные стены и башни. Въездные ворота. Строительные материалы и их особенности. Роль пропор­ций в формировании конструктивного образа города. Понятия «вертикаль» и «горизонталь», их образное восприятие.

Задание: работа над образом древнерусского города — изуче­ние конструкций и пропорций крепостных башен, постройка кре­постных стен и башен из бумаги или пластилина.

Возможен изобразительный вариант задания.

Материалы: согласно выбранному варианту задания — бумага, ножницы, клей или пластилин, стеки или графические материалы.

Зрительный ряд: произведения А. Васнецова, И. Билибина, Н. Рериха; специальные детские иллюстрированные издания по истории русского города.

Тема. Древние соборы

Соборы — святыни города, они также воплощали красоту, мо­гущество и силу государства. Они являлись архитектурным и смысловым центром города.

Знакомство с архитектурой древнерусского каменного храма. Конструкция, символика, смысловое значение его частей. Пост­ройка, украшение и изображение в здании храма.

Задание: изображение на бумаге, лепка или постройка макета здания древнерусского каменного храма — коллективная работа.

Материалы: гуашь, кисти, бумага или пластилин, стеки или бумага, коробки, упаковочный материал, ножницы, клей.

Зрительный ряд: репродукции произведений А. Васнецова, И. Билибина, Н. Рериха; подборки слайдов на темы «Прогулка по Кремлю», «Соборы Московского Кремля», «Соборы Новгорода»; альбом или фрагменты видеофильма по архитектуре г. Влади­мира.

Тема. Древний город и его жители

Организация внутреннего пространства города. Кремль, торг, посад. Размещение и характер жилых построек, их соответствие на Руси сельскому деревянному дому с усадьбой.

Задание: моделирование всего жилого наполнения города, за­вершение постройки древнего города.

Вариант задания: изображение древнерусского города графи­ческими материалами (внешний или внутренний вид города).

Материалы: бумага, коробки, ножницы, клей или тушь, па­лочка.

Тема. Древнерусские воины-защитники

Образ жизни людей; князь и его дружина, торговый люд. Одежда и оружие воинов — их форма и красота, цвет в одежде, символические значения орнаментов.

Развитие изобразительных навыков, ритмическая организация листа, развитие навыков изображения человека.

Задание: изображение древнерусских воинов, княжеской дру­жины.

Материалы: гуашь и кисти или мелки, бумага.

Зрительный ряд: репродукции произведений И. Билибина, В. Васнецова; иллюстрации В. Фаворского к «Слову о полку Иго-реве»; иллюстрации к былинам и русским сказкам.

Тема. Города Русской земли

Москва, Новгород, Псков, Владимир, Суздаль, Ростов Великий и другие города (по выбору учителя). Они похожи и непохожи между собой.

Знакомство с конкретным образом и своеобразием этих исто­рических центров. Особый облик каждого из них, сформирован­ный историей и характером деятельности жителей. Расположение города, архитектура знаменитых соборов. Храмы-памятники, по­строенные в честь знаменательных событий в Москве,— Покров­ский собор на Красной площади (храм Василия Блаженного), ка­менная шатровая церковь Вознесения в Коломенском. Памятники в других городах.

Задание: беседа-путешествие — знакомство с исторической архитектурой Москвы, Владимира, Новгорода и других городов (по выбору учителя).

Вариант задания: живописное или графическое изображение древнерусского города. Это особенно уместно, если на предыду­щих уроках дети занимались постройкой.

Материалы: гуашь, кисти, бумага или мелки, монотипия.

Зрительный ряд: фотографии, слайды или видеофильмы о Кремле и соборах Москвы, о других городах; путешествия по историческим городам.

Тема. Узорочье теремов

Образы теремной архитектуры. Рост богатства городов и сни­жение функции города-крепости. Разукрашенные жилые терема и похожие на терема церкви со многими главками. Теремной дво­рец в Московском Кремле. Столбы и сводчатые потолки. Распис­ные интерьеры. Изразцы. Изменение смысловой основы орнамен­та: украшения теряют свой заклинательный смысл и служат вы­ражением роскоши и богатства.

Задание: изображение интерьера палаты — подготовка фона для следующего задания.

Материалы: склеенные обои или листы бумаги для панно (бу­мага тонированная или цветная), гуашь, кисти.

Зрительный ряд: наборы слайдов «Древние палаты Московско­го Кремля»; В. Васнецов. Палаты царя Берендея; работы И. Би­либина, А. Рябушкина.

Тема. Праздничный пир в теремных палатах

Обобщение материала четверти. Роль постройки, украшения и изображения в создании образа древнерусского города.

Завершает четверть изображение праздника в интерьере цар­ских или княжеских палат, изображение участников пира: бояре (травяные узоры на длиннополых боярских одеждах), боярыни, музыканты, гусляры, царские стрельцы, прислужники; ковши и другая посуда на праздничных столах. Стилистическое единство костюмов людей и облика архитектуры.

Задание: создание коллективного аппликационного панно «Княжеский пир» (изображение и вклеивание персонажей и предметного мира праздника) или индивидуальные изображения пира.

Материалы: гуашь, кисти, бумага, ножницы, клей.

Зрительный ряд: слайды с изображением Кремля и палат; В. Васнецов. Царевна-лягушка; А. Рябушкин. Едут!, Русские женщины 18-го столетия; К. Коровин. Театральные эскизы; иллюстрации к русским народным сказкам, к сказкам разных авторов; фрагменты мультфильмов и художественных фильмов.

Литературный ряд: А. Пушкин. Руслан и Людмила.

Музыкальный ряд: произведения М. Глинки, Н. Римского-Кор-сакова.

Наши рекомендации