II ЧЕТВЕРТЬ ДРЕВНИЕ ГОРОДА НАШЕЙ ЗЕМЛИ (7—14 ч)
Древнерусский город — неотъемлемая составляющая образа народной художественной культуры. Русь состояла прежде всего из городов-крепостей. Общий характер и архитектурное своеобразие разных древнерусских городов. Их сохранение сегодня.
Каждый город особенный. У него свое неповторимое лицо, свой характер, каждый город имеет свою особую судьбу. Его здания в своем облике запечатлели исторический путь народа, события его жизни. Слово «город» произошло от «городить», «отгораживать» крепостной стеной — крепостить. На высоких холмах, отражаясь в реках и озерах, росли белокаменные города с куполами храмов, перезвоном колоколов. Таких городов больше нигде нет! На уроках необходимо раскрыть красоту и мудрость их архитектурной организации.
В период изучения материала двух четвертей дети фактически получают представления об истории русской средневековой архитектуры и бытовой культуры, заканчивая XVII веком (материал дается на смысловом уровне, без указания дат).
Изучаемый материал способствует существенному развитию художественно-практических навыков. В этой четверти особый акцент делается на развитие чувства пропорций, соотношение частей при формировании образа. Развивается конструктивное и композиционное мышление, расширяются возможности восприятия и вариативность представлений об окружающем мире.
В течение четверти необходимо менять художественные материалы в работе детей: постройка из бумаги и лепка, графическое изображение и живописное изображение. Также необходимо чередовать коллективную и индивидуальную деятельность.
Тема. Древнерусский город-крепость
Образ древнего русского города. Выбор места для постройки (на стрелке при слиянии рек). Впечатление, которое производил город при приближении. Крепостные стены и башни. Въездные ворота. Строительные материалы и их особенности. Роль пропорций в формировании конструктивного образа города. Понятия «вертикаль» и «горизонталь», их образное восприятие.
Задание: работа над образом древнерусского города — изучение конструкций и пропорций крепостных башен, постройка крепостных стен и башен из бумаги или пластилина.
Возможен изобразительный вариант задания.
Материалы: согласно выбранному варианту задания — бумага, ножницы, клей или пластилин, стеки или графические материалы.
Зрительный ряд: произведения А. Васнецова, И. Билибина, Н. Рериха; специальные детские иллюстрированные издания по истории русского города.
Тема. Древние соборы
Соборы — святыни города, они также воплощали красоту, могущество и силу государства. Они являлись архитектурным и смысловым центром города.
Знакомство с архитектурой древнерусского каменного храма. Конструкция, символика, смысловое значение его частей. Постройка, украшение и изображение в здании храма.
Задание: изображение на бумаге, лепка или постройка макета здания древнерусского каменного храма — коллективная работа.
Материалы: гуашь, кисти, бумага или пластилин, стеки или бумага, коробки, упаковочный материал, ножницы, клей.
Зрительный ряд: репродукции произведений А. Васнецова, И. Билибина, Н. Рериха; подборки слайдов на темы «Прогулка по Кремлю», «Соборы Московского Кремля», «Соборы Новгорода»; альбом или фрагменты видеофильма по архитектуре г. Владимира.
Тема. Древний город и его жители
Организация внутреннего пространства города. Кремль, торг, посад. Размещение и характер жилых построек, их соответствие на Руси сельскому деревянному дому с усадьбой.
Задание: моделирование всего жилого наполнения города, завершение постройки древнего города.
Вариант задания: изображение древнерусского города графическими материалами (внешний или внутренний вид города).
Материалы: бумага, коробки, ножницы, клей или тушь, палочка.
Тема. Древнерусские воины-защитники
Образ жизни людей; князь и его дружина, торговый люд. Одежда и оружие воинов — их форма и красота, цвет в одежде, символические значения орнаментов.
Развитие изобразительных навыков, ритмическая организация листа, развитие навыков изображения человека.
Задание: изображение древнерусских воинов, княжеской дружины.
Материалы: гуашь и кисти или мелки, бумага.
Зрительный ряд: репродукции произведений И. Билибина, В. Васнецова; иллюстрации В. Фаворского к «Слову о полку Иго-реве»; иллюстрации к былинам и русским сказкам.
Тема. Города Русской земли
Москва, Новгород, Псков, Владимир, Суздаль, Ростов Великий и другие города (по выбору учителя). Они похожи и непохожи между собой.
Знакомство с конкретным образом и своеобразием этих исторических центров. Особый облик каждого из них, сформированный историей и характером деятельности жителей. Расположение города, архитектура знаменитых соборов. Храмы-памятники, построенные в честь знаменательных событий в Москве,— Покровский собор на Красной площади (храм Василия Блаженного), каменная шатровая церковь Вознесения в Коломенском. Памятники в других городах.
Задание: беседа-путешествие — знакомство с исторической архитектурой Москвы, Владимира, Новгорода и других городов (по выбору учителя).
Вариант задания: живописное или графическое изображение древнерусского города. Это особенно уместно, если на предыдущих уроках дети занимались постройкой.
Материалы: гуашь, кисти, бумага или мелки, монотипия.
Зрительный ряд: фотографии, слайды или видеофильмы о Кремле и соборах Москвы, о других городах; путешествия по историческим городам.
Тема. Узорочье теремов
Образы теремной архитектуры. Рост богатства городов и снижение функции города-крепости. Разукрашенные жилые терема и похожие на терема церкви со многими главками. Теремной дворец в Московском Кремле. Столбы и сводчатые потолки. Расписные интерьеры. Изразцы. Изменение смысловой основы орнамента: украшения теряют свой заклинательный смысл и служат выражением роскоши и богатства.
Задание: изображение интерьера палаты — подготовка фона для следующего задания.
Материалы: склеенные обои или листы бумаги для панно (бумага тонированная или цветная), гуашь, кисти.
Зрительный ряд: наборы слайдов «Древние палаты Московского Кремля»; В. Васнецов. Палаты царя Берендея; работы И. Билибина, А. Рябушкина.
Тема. Праздничный пир в теремных палатах
Обобщение материала четверти. Роль постройки, украшения и изображения в создании образа древнерусского города.
Завершает четверть изображение праздника в интерьере царских или княжеских палат, изображение участников пира: бояре (травяные узоры на длиннополых боярских одеждах), боярыни, музыканты, гусляры, царские стрельцы, прислужники; ковши и другая посуда на праздничных столах. Стилистическое единство костюмов людей и облика архитектуры.
Задание: создание коллективного аппликационного панно «Княжеский пир» (изображение и вклеивание персонажей и предметного мира праздника) или индивидуальные изображения пира.
Материалы: гуашь, кисти, бумага, ножницы, клей.
Зрительный ряд: слайды с изображением Кремля и палат; В. Васнецов. Царевна-лягушка; А. Рябушкин. Едут!, Русские женщины 18-го столетия; К. Коровин. Театральные эскизы; иллюстрации к русским народным сказкам, к сказкам разных авторов; фрагменты мультфильмов и художественных фильмов.
Литературный ряд: А. Пушкин. Руслан и Людмила.
Музыкальный ряд: произведения М. Глинки, Н. Римского-Кор-сакова.