I ЧЕТВЕРТЬ ЧЕМ И КАК РАБОТАЮТ ХУДОЖНИКИ (8—16 ч)
Основная задача — познакомить детей с выразительными возможностями художественных материалов. Открытие своеобразия, красоты и характера материалов.
Тема. Три основные краски, строящие многоцветие мира
Основные и составные цвета. Умение смешивать краски сразу на листе бумаги (без палитры). Формирование первичных живописных навыков.
Задание: изобразить цветы, заполняя крупными изображениями весь лист (без предварительного рисунка) по памяти и впечатлению.
Материалы: гуашь (три краски), крупные кисти, большие листы белой бумаги.
Зрительный ряд: живые цветы, слайды цветов, цветущего луга; наглядные пособия, демонстрирующие три основные краски и их смешение (составные цвета); практический показ смешения гуашевых красок.
Тема. Пять красок — все богатство цвета и тона
Темное и светлое. Оттенки цвета. Умение смешивать цветные краски с белой и черной.
Задание: изображение природных стихий — грозы, бури, извержения вулкана, дождя, тумана, солнечного дня — на больших листах бумаги крупными кистями без предварительного рисунка.
Материалы: гуашь (пять красок), крупная кисть, большие листы любой бумаги.
Зрительный ряд: слайды фрагментов природы с изображением резко выраженных состояний (гроза, буря и т. д.), произведения художников (Н. Рерих, И. Левитан, А. Куинджи и др.); практический показ смешения цветов.
Тема. Пастель и цветные мелки, акварель; их выразительные возможности
Мягкая бархатистая пастель, текучесть прозрачной акварели — учимся понимать красоту и выразительность этих материалов.
Задание: изображение осеннего леса (по памяти и впечатлению).
Материалы: пастель или мелки, акварель; белая, суровая (оберточная) бумага.
Зрительный ряд: слайды фрагментов осеннего леса и произведения художников на тему осени; наблюдение детьми природы.
Музыкальный ряд: П.Чайковский. Осенняя песня (из цикла «Времена года»), А.Вивальди. Времена года. Осень.
Литературный ряд: стихотворения А. Пушкина, С. Есенина.
Тема. Выразительные возможности аппликации
Особенности создания аппликации (материал можно резать и обрывать).
Представление о ритме пятен. Наблюдение за ритмом листьев в природе — на земле, опадающем дереве.
Задание: создать коврик на тему осенней земли с опавшими листьями. Работа групповая (1—3 панно) по памяти и впечатлению.
Материалы: цветная бумага, куски ткани, нитки, ножницы, клей, бумага или холст.
Зрительный ряд: листья деревьев, слайды фрагментов осеннего леса, земли, асфальта с опавшими листьями.
Музыкальный ряд: ноктюрны Ф.Шопена; П.Чайковский. Сентябрь.
Литературный ряд: Ф.Тютчев. Листья.
Тема. Выразительные возможности графических материалов
Красота и выразительность линии. Тонкие и толстые, подвижные и тягучие линии.
Задание: изображение зимнего леса на белых листах бумаги (по впечатлению и памяти).
Материалы: тушь или черная гуашь, чернила, перо, палочка, тонкая кисть или уголь.
Зрительный ряд: наблюдения природы или слайды фрагментов зимнего леса (деревья, травы).
Музыкальный ряд: П.Чайковский. Декабрь (из цикла «Времена года»).
Литературный ряд: М.Пришвин. Рассказы о природе; К.Паустовский. Первый снег.
Тема. Выразительность материалов для работы в объеме
Лепка из пластилина из одного большого куска путем вытягивания и вдавливания (а не путем соединения отдельных частей).
Задание: изображение животных родного края по впечатлению | и памяти.
Материалы: пластилин, стеки.
Зрительный ряд: наблюдение выразительных объемов в природе (корни, камни); слайды животных; скульптурные произведения, мелкая пластика из разных материалов в оригинале; репродукции работ скульптора В. Ватагина.
Литературный ряд: В. Бианки. Рассказы о животных.
Тема. Выразительные возможности бумаги
Освоение работы с бумагой; приемы сгибания, разрезания, склеивания. Перевод плоского листа в разнообразные объемные формы. Склеивание простых объемных форм (конус, цилиндр, «лесенка», «гармошка»).
Задание: сооружение игровой площадки для вылепленных зверей (индивидуально, группами, коллективно). Работа по воображению. При наличии дополнительного урока можно дать задание по оригами.
Материалы: бумага, ножницы, клей.
Зрительный ряд: слайды произведений архитектуры; макеты, выполненные учащимися в прошлые годы; показ приемов работы с бумагой.
Тема. Для художника любой материал может стать выразительным (обобщение темы)
Понимание красоты художественных материалов и их отличий: гуашь, акварель, мелки, пастель, графические материалы, пластилин и бумага, «неожиданные» материалы.
Задание: изображение ночного праздничного города с помощью «неожиданных» материалов (серпантин, конфетти, семена, нитки, трава и т. д.) на фоне темной бумаги.