I ЧЕТВЕРТЬ ЧЕМ И КАК РАБОТАЮТ ХУДОЖНИКИ (8—16 ч)

Основная задача — познакомить детей с выразительными воз­можностями художественных материалов. Открытие своеобразия, красоты и характера материалов.

Тема. Три основные краски, строящие многоцветие мира

Основные и составные цвета. Умение смешивать краски сра­зу на листе бумаги (без палитры). Формирование первичных жи­вописных навыков.

Задание: изобразить цветы, заполняя крупными изображения­ми весь лист (без предварительного рисунка) по памяти и впе­чатлению.

Материалы: гуашь (три краски), крупные кисти, большие ли­сты белой бумаги.

Зрительный ряд: живые цветы, слайды цветов, цветущего лу­га; наглядные пособия, демонстрирующие три основные краски и их смешение (составные цвета); практический показ смешения гуашевых красок.

Тема. Пять красок — все богатство цвета и тона

Темное и светлое. Оттенки цвета. Умение смешивать цветные краски с белой и черной.

Задание: изображение природных стихий — грозы, бури, из­вержения вулкана, дождя, тумана, солнечного дня — на больших листах бумаги крупными кистями без предварительного рисунка.

Материалы: гуашь (пять красок), крупная кисть, большие ли­сты любой бумаги.

Зрительный ряд: слайды фрагментов природы с изображени­ем резко выраженных состояний (гроза, буря и т. д.), произведе­ния художников (Н. Рерих, И. Левитан, А. Куинджи и др.); прак­тический показ смешения цветов.

Тема. Пастель и цветные мелки, акварель; их выразительные возможности

Мягкая бархатистая пастель, текучесть прозрачной акварели — учимся понимать красоту и выразительность этих материалов.

Задание: изображение осеннего леса (по памяти и впечатле­нию).

Материалы: пастель или мелки, акварель; белая, суровая (оберточная) бумага.

Зрительный ряд: слайды фрагментов осеннего леса и произ­ведения художников на тему осени; наблюдение детьми природы.

Музыкальный ряд: П.Чайковский. Осенняя песня (из цик­ла «Времена года»), А.Вивальди. Времена года. Осень.

Литературный ряд: стихотворения А. Пушкина, С. Есенина.

Тема. Выразительные возможности аппликации

Особенности создания аппликации (материал можно резать и обрывать).

Представление о ритме пятен. Наблюдение за ритмом листь­ев в природе — на земле, опадающем дереве.

Задание: создать коврик на тему осенней земли с опавшими листьями. Работа групповая (1—3 панно) по памяти и впечатле­нию.

Материалы: цветная бумага, куски ткани, нитки, ножницы, клей, бумага или холст.

Зрительный ряд: листья деревьев, слайды фрагментов осенне­го леса, земли, асфальта с опавшими листьями.

Музыкальный ряд: ноктюрны Ф.Шопена; П.Чайковский. Сентябрь.

Литературный ряд: Ф.Тютчев. Листья.

Тема. Выразительные возможности графических материалов

Красота и выразительность линии. Тонкие и толстые, подвиж­ные и тягучие линии.

Задание: изображение зимнего леса на белых листах бумаги (по впечатлению и памяти).

Материалы: тушь или черная гуашь, чернила, перо, палочка, тонкая кисть или уголь.

Зрительный ряд: наблюдения природы или слайды фрагмен­тов зимнего леса (деревья, травы).

Музыкальный ряд: П.Чайковский. Декабрь (из цикла «Вре­мена года»).

Литературный ряд: М.Пришвин. Рассказы о природе; К.Паустовский. Первый снег.

Тема. Выразительность материалов для работы в объеме

Лепка из пластилина из одного большого куска путем вытяги­вания и вдавливания (а не путем соединения отдельных частей).

Задание: изображение животных родного края по впечатлению | и памяти.

Материалы: пластилин, стеки.

Зрительный ряд: наблюдение выразительных объемов в при­роде (корни, камни); слайды животных; скульптурные произведе­ния, мелкая пластика из разных материалов в оригинале; репро­дукции работ скульптора В. Ватагина.

Литературный ряд: В. Бианки. Рассказы о животных.

Тема. Выразительные возможности бумаги

Освоение работы с бумагой; приемы сгибания, разрезания, склеивания. Перевод плоского листа в разнообразные объемные формы. Склеивание простых объемных форм (конус, цилиндр, «лесенка», «гармошка»).

Задание: сооружение игровой площадки для вылепленных зве­рей (индивидуально, группами, коллективно). Работа по вообра­жению. При наличии дополнительного урока можно дать задание по оригами.

Материалы: бумага, ножницы, клей.

Зрительный ряд: слайды произведений архитектуры; макеты, выполненные учащимися в прошлые годы; показ приемов рабо­ты с бумагой.

Тема. Для художника любой материал может стать выразительным (обобщение темы)

Понимание красоты художественных материалов и их отли­чий: гуашь, акварель, мелки, пастель, графические материалы, пластилин и бумага, «неожиданные» материалы.

Задание: изображение ночного праздничного города с помо­щью «неожиданных» материалов (серпантин, конфетти, семена, нитки, трава и т. д.) на фоне темной бумаги.

Наши рекомендации