Человек – это мыслящий тростник

ЕВРОПЕЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА 17 ВЕКА

Что мне хрупкая оболочка,

Где живу я и умираю?

От себя я так отдалился,

Что вот-вот себя потеряю.

Лопе де Вега

Человек – это мыслящий тростник

Блез Паскаль

Говоря о 17 веке, важно учитывать, что в истории литературы это не календарное понятие, а обозначение самостоятельной эпохи, для которой характерны новые художественные тенденции. 17 век – это этап развития западноевропейской литературы между Возрождением и Просвещением, отразивший в той или иной форме противоречия эпохи.

17 век в истории – это время распада феодальных отношений и формирования более прогрессивного строя – капиталистического. Это время создания национальных государств, а соответственно и национальных литератур. В Англии и Нидерландах происходят буржуазные революции (в Англии - 1648); во Франции терпит крах движение Фронды, что в итоге приводят к укреплению абсолютизма; в Германии – Тридцатилетняя война (1648-1648), позволившая жестоко расправиться с крестьянством, в Каталонии и Италии вспыхивают крестьянские восстания, подавление которых укрепило положение феодалов. Также следует упомянуть о таком общеевропейском явлении, как Контрреформация, с которым было связано «католическое возрождение» во Франции, позволившее сохранить в 17 веке позиции феодализма в этой стране.

17 век – это эпоха новых открытий. Многие привычные для нас обычаи, предметы обихода и одежды впервые появились именно в это время: начинает применяться оконное стекло, появляется фортепьяно. В число столовых приборов впервые входит вилка, традиционная плоская подошва в женской обуви заменяется каблуком, привычным становится употребление прежде неизвестных или малоизвестных напитков (кофе, чай).

17 век в науке – это время расцвета рационализма (человек верит только в силу разума), поэтому в это время развиваются точные науки (астрономия, физика и математика). Наиболее значимыми являются открытия Галилея и Кеплера (законы движения небесных тел), Ньютона (закон всемирного тяготения), а также открытия в области математики Декарта, Ньютона, Ферма и Лейбница (геометрический анализ, теория чисел, квадратные корни). Земля уже не воспринимается как центр мироздания, соответственно, изменяется представление о взаимосвязи человека и окружающего мира.

Литература этого времени утрачивает характерную для Возрождения гармоничность мироощущения, представление о целостности человеческой натуры, о единстве общественного и личного начал. На первый план выдвигается осмысление антагонизма между личностью и обществом, между возвышенными идеалами и реальной действительностью. Поэтому возникает новая трактовка человеческой природы. Если писатели Ренессанса (Рабле, Боккаччо, ранний Шекспир) раскрывали в своих произведениях безграничные возможности человеческой натуры, то в 17 веке стали очевидными внутренние противоречия человека: духовная мощь и телесная слабость. Так произошел отход от антропоцентризма эпохи Возрождения (от греч. «антропос» – «человек» и лат «centrum» – «середина, центр»). В литературе развиваются трагические мотивы, наметившиеся в эпоху Позднего Возрождения. Коллизии исторического процесса, глубокие социальные противоречия служат источником многих художественных открытий. Мильтон, Кальдерон, Корнель, Расин, Мольер, Гриммельсгаузен ищут объективные закономерности, управляющие человеческой судьбой: а в комедиях и романах изображается социальная среда, социальные условия, влияющие на формирование личности.

17 век ознаменовывается началом зарождения и развития общественного мнения: возникает периодическая печать. Появляются публицистические жанры, например, утопия (произведения Кампанеллы и Сирано де Бержерака об идеальных государствах). В жанровой системе происходят серьезные сдвиги. Расцветает драматургия (начало этого процесса – в Позднем Возрождении, в творчестве Шекспира и Лопе де Вега). Великие драматурги 17 века: Тирсо де Молина и Педро Кальдерон (Испания), Пьер Корнель, Жан Расин и Жан-Батист Мольер (Франция), Бен Джонсон и Драйден (Англия), Грифиус (Германия). Расцвет драмы связан с драматическим мироощущением эпохи. Определенных успехов в 17 веке достигает роман (истоки – творчество Сервантеса). Романы пишут Сорель и Скарон (Франция), Гриммельсгаузен (Германия), Беньян (Англия).

17 век отмечен отчетливым обозначением литературных направлений: развиваются барокко и классицизм, зарождается просветительский реализм.

ЛИТЕРАТУРА БАРОККО

ЛУИС де ГОНГОРА-и-АРГОТЕ

(1561-1627)

Сироп – «сумерки сладости»

Губы – рубины и кораллы

Волосы – золото и серебро

Слезы, роса – жемчуг

ЛОПЕ ФЕЛИКС де ВЕГА КАРПЬО

(1562-1635)

КЛАССИЦИЗМ

Классицизм (от лат. classicus – «образцовый») как направление зародился в Италии в эпоху Позднего Возрождения, однако особенно яркий расцвет он пережил во Франции в годы укрепления абсолютизма. Именно в это время Н. Буало в своей работе «Поэтическое искусство» разработал теоретические основы классицизма.

Развитие эстетики классицизма совпадает с расцветом рационализма (от лат. ratio – «разум») в философии (Рене Декарт) и это приводит к тому, что в классицизме провозглашается культ разума, который объявлен единственным источником прекрасного и противопоставлен чувству. В результате ценность художественных произведений определяется их логической стройностью и ясностью. Поэтому в качестве героев писатели- классицисты изображают людей, способных даже в момент самых тяжелых и бурных переживаний трезво мыслить, рассуждать и подчинять свои поступки велению разума.

В результате излюбленной темой трагедии классицизма становится столкновение личного и общественного, долга и чувства. Драматурги изображают правителей (царей, полководцев и их приближенных), находящихся во власти страстей. От них ждали решения эпических и государственных проблем, имеющих общенародное значение. Только эти люди представлялись писателям-классицистам нравственно свободными, способными на самопожертвование и подвиг. Именно поэтому они и считались достойными фигурировать в качестве трагических героев. Сюжеты для трагедии рекомендовалось брать из античной литературы или из древней истории. Таким образом, создавалась временная дистанция по отношению к современности, основные проблемы осмыслялись не непосредственно, а косвенно.

Для классицистов характерно стремление к созданию монументальных произведений с проблематикой большого общественного звучания; к изображению действенных, полных жизненной энергии героев, способных благодаря своей воле и умению анализировать кипящие в их душе страсти. Это привело к тому, что в литературе предпочтительными стали монументальные жанры – эпопея и трагедия.

Теоретики классицизма стремились регламентировать творчество писателей и художников, требуя от них неукоснительного соблюдения целой системы определенных законов и правил. В частности это проявляется в четком и жестком разграничение литературных жанров, т.е. в зависимости от тематики жанры делились на «высокие» (трагедия, эпопея, поэма и ода) и «низкие» (комедия, басня, сатира, эпиграмма)

В эстетике классицизма одним из существенных принципов было «подражание природе». Не все в природе должно было воспроизводиться в литературе. Теоретики классицизма настойчиво изгоняли из сферы искусства все хаотичное, стихийное, материальное и чувственное. Все это воспринималось ими как нечто «неизменное», а, следовательно, недостойное пера писателя или кисти художника.

Развитие классицизма проходило неизменно под знаком преклонения перед античностью. Теоретики классицизма были склонны считать идеал прекрасного неизменным и обязательным. Однако Буало вносит и новое понятие красоты («Красота есть правда») и тем самым призывает к правдоподобию в искусстве.

Задачей комедии было высмеять пороки и недостатки не правителей, а рядовых людей, так как правило «единство тона» (одно из основных в классицистической теории) запрещало смешивать в одном произведении комическое и трагическое.

Правило «светских приличий» сводило в трагедии элементы внешнего действия к минимуму: на подмостках нельзя было убивать, драться на дуэли, давать пощечину и т.д. Классицистическая теория запрещала также массовые сцены. С такой концепцией был связан психологический уклон трагедии, то есть разрешение жизненных противоречий драматурги-классицисты искали не в столкновении широких общественных сил, а в душевной борьбе избранного героя с самим собой. Основные события происходили за сценой, о них рассказывали, но их не показывали. В основе спектакля лежала декламация, изощренная гармония речевых интонаций и тончайшая мимическая игра актеров. Это и были основные средства для достижения желанной художественной цели – раскрытия душевного мира героев.

Казнить нельзя помиловать.

ЖАН РАСИН

(21 декабря 1639 – 21 апреля 1699)

Театр Расина! Мощная завеса

ЖАН БАТИСТ МОЛЬЕР (Поклен)

(13 января 1622 – 17 февраля 1673)

Жан Расин

Ж.-Б. Мольер

Человек – это мыслящий тростник - student2.ru Творчество Ж.-Б. Мольера, формировавшееся в эпоху классицизма, не отличалось жанровым разнообразием. Практически все произведения Мольера – комедии. Классицисты считали этот жанр недостойным пера великого писателя, однако именно комедия сделала Мольера знаменитым драматургом. Сейчас Мольер считается не только создателем французской комедии, но и одним из основоположников французского национального театра. Подобно Шекспиру, Мольер соединил в себе таланты драматурга и актера. Театр настолько прочно вошел в его жизнь, что даже смерть он принял на сцене. 17 февраля 1673 года, играя главную роль в комедии «Мнимый больной», Мольер почувствовал себя плохо. Начавшиеся судороги он сумел выдать за игру, поэтому спектакль не был прерван, однако через несколько часов после окончания представления драматурга не стало.

Мольеру принадлежит более 30 комедий. Все их можно разделить на 2 группы:

1) комедии характеров – в них Мольер создает типы героев, в которых в обобщенной и преувеличенной форме воплотились основные человеческие пороки: «Тартюф» – лицемерие, «Скупой» – жадность, «Мизантроп» – человеконенавистничество. Впоследствии имена мольеровских героев (Тартюф, Гарпагон, Альцест) стали нарицательными.

2) комедии нравов – в них высмеиваются общественные нравы и пороки определенных слоев общества («Мещанин во дворянстве», «Смешные жеманницы», «Школа мужей» и «Школа жен»).

Несмотря на то, что Мольер был выходцем из эпохи классицизма, он всячески старался выйти за рамки этого направления, разрушить каноны классицизма, которые лишают писателя творческой свободы:

1) соединил средневековый народный французский фарс с традиционной итальянской комедией «дель арте» (комедия масок) эпохи Возрождения;

2) считал, что драматург-комедиограф имеет право вмешиваться в общественную жизнь и изображать пороки во имя воспитательных целей, то есть комедия должна одновременно и поучать, и развлекать людей;

3) разработал новый жанр – комедия-балет, в котором драматическое действие органически сочетается с музыкой и танцами («Мещанин во дворянстве», «Блистательные любовники», «Мнимый больной»);

4) смешивал «высокий» и «низкий» жанры, что привело к созданию так называемых «высоких комедий» («Мизантроп», «Дон-Жуан»);

5) боролся за правдивое искусство, которое отражает реальные жизненные конфликты Þ переход к реализму, поэтому критиковал классицистическую трагедию за оторванность от современности, за схематичные образы и надуманные конфликты;

6) нарушал правило «трех единств»;

7) смешивал комическое и трагическое, так как считал, что в жизни одно неотделимое от другого;

8) в его комедиях наравне с высокой лексикой присутствует «язык улицы» и даже площадная брань.

«Тартюф, или Обманщик» (1664 г.)

Ж-Б. Мольер

Впервые комедия (первые три акта) была поставлена на сцене в 1664 году под названием «Тартюф, или Лицемер», главным героем которой был монах. После представления разразился грандиозный скандал. Очень набожная королева Анна Австрийская в знак протеста тотчас же покинула Версаль, а официальная церковь потребовала от короля не только запрещения пьесы, но даже публичного сожжения как ее, так и автора. Король запретил комедию, но она продолжала жить в тайных рукописях и за пределами Франции. Мольер обращался к королю, заявляя, что «оригиналы добились запрещения копии», но это не принесло успеха.

В 1667 году Мольер написал вторую редакцию комедии под названием «Панюльф, или Обманщик». Главный герой был переименован, стал светским человеком, из текста были изъяты многие цитаты из священного Писания, отредактирован финал. Пьеса имела огромный успех, но вскоре была вторично запрещена. Лишь в 1669 году пьеса была возвращена в театр, что позволило вернуть главному герою прежнее имя – Тартюф.

Образ Тартюфа напрямую связан с одним из 5 архетипов (по Юнгу) – трикстером (с нем. «трюкач») – герой, который на протяжении всего действия меняет маски. Кроме того, этот образ восходит к плутовскому роману эпохи Возрождения («Роман о Лисе»).

Считается, что имя Тартюф было придумано самим Мольером, так как оно в своем корне имеет старофранцузское слово truffer (обманывать, плутовать). Однако еще в 1609 году во Франции появился персонаж Тартуфо, который вероятно, был позаимствован из итальянской комедии масок.

«Мещанин во дворянстве» (1670)

Вольтер

Первое представление комедии «Мещанин во дворянстве» (букв. перевод – «Буржуа - дворянин») состоялось в замке Шамбор 14 октября 1670 года. Комедия была написана не случайно, а по приказу короля. Мольеру и композитору Люли было поручено сочинить смешную комедию с музыкой, но с обязательным условием, чтобы в пьесе были высмеяны турки. В качестве консультанта авторам был предложен кавалер Лоран д,Арвье, который побывал на Востоке и узнал нравы и обычаи Турции.

Такой приказ короля объяснялся его обидой на турецкого посла Солимана-Ага, который осенью 1669 года на приеме в Версале заявил, что конь турецкого султана украшен лучше, чем корона Людовика XIV, несмотря на то, что в тот день на короле был костюм, украшенный бриллиантами на 14 миллионов ливров.

ЕВРОПЕЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА 17 ВЕКА

Что мне хрупкая оболочка,

Где живу я и умираю?

От себя я так отдалился,

Что вот-вот себя потеряю.

Лопе де Вега

Человек – это мыслящий тростник

Блез Паскаль

Говоря о 17 веке, важно учитывать, что в истории литературы это не календарное понятие, а обозначение самостоятельной эпохи, для которой характерны новые художественные тенденции. 17 век – это этап развития западноевропейской литературы между Возрождением и Просвещением, отразивший в той или иной форме противоречия эпохи.

17 век в истории – это время распада феодальных отношений и формирования более прогрессивного строя – капиталистического. Это время создания национальных государств, а соответственно и национальных литератур. В Англии и Нидерландах происходят буржуазные революции (в Англии - 1648); во Франции терпит крах движение Фронды, что в итоге приводят к укреплению абсолютизма; в Германии – Тридцатилетняя война (1648-1648), позволившая жестоко расправиться с крестьянством, в Каталонии и Италии вспыхивают крестьянские восстания, подавление которых укрепило положение феодалов. Также следует упомянуть о таком общеевропейском явлении, как Контрреформация, с которым было связано «католическое возрождение» во Франции, позволившее сохранить в 17 веке позиции феодализма в этой стране.

17 век – это эпоха новых открытий. Многие привычные для нас обычаи, предметы обихода и одежды впервые появились именно в это время: начинает применяться оконное стекло, появляется фортепьяно. В число столовых приборов впервые входит вилка, традиционная плоская подошва в женской обуви заменяется каблуком, привычным становится употребление прежде неизвестных или малоизвестных напитков (кофе, чай).

17 век в науке – это время расцвета рационализма (человек верит только в силу разума), поэтому в это время развиваются точные науки (астрономия, физика и математика). Наиболее значимыми являются открытия Галилея и Кеплера (законы движения небесных тел), Ньютона (закон всемирного тяготения), а также открытия в области математики Декарта, Ньютона, Ферма и Лейбница (геометрический анализ, теория чисел, квадратные корни). Земля уже не воспринимается как центр мироздания, соответственно, изменяется представление о взаимосвязи человека и окружающего мира.

Литература этого времени утрачивает характерную для Возрождения гармоничность мироощущения, представление о целостности человеческой натуры, о единстве общественного и личного начал. На первый план выдвигается осмысление антагонизма между личностью и обществом, между возвышенными идеалами и реальной действительностью. Поэтому возникает новая трактовка человеческой природы. Если писатели Ренессанса (Рабле, Боккаччо, ранний Шекспир) раскрывали в своих произведениях безграничные возможности человеческой натуры, то в 17 веке стали очевидными внутренние противоречия человека: духовная мощь и телесная слабость. Так произошел отход от антропоцентризма эпохи Возрождения (от греч. «антропос» – «человек» и лат «centrum» – «середина, центр»). В литературе развиваются трагические мотивы, наметившиеся в эпоху Позднего Возрождения. Коллизии исторического процесса, глубокие социальные противоречия служат источником многих художественных открытий. Мильтон, Кальдерон, Корнель, Расин, Мольер, Гриммельсгаузен ищут объективные закономерности, управляющие человеческой судьбой: а в комедиях и романах изображается социальная среда, социальные условия, влияющие на формирование личности.

17 век ознаменовывается началом зарождения и развития общественного мнения: возникает периодическая печать. Появляются публицистические жанры, например, утопия (произведения Кампанеллы и Сирано де Бержерака об идеальных государствах). В жанровой системе происходят серьезные сдвиги. Расцветает драматургия (начало этого процесса – в Позднем Возрождении, в творчестве Шекспира и Лопе де Вега). Великие драматурги 17 века: Тирсо де Молина и Педро Кальдерон (Испания), Пьер Корнель, Жан Расин и Жан-Батист Мольер (Франция), Бен Джонсон и Драйден (Англия), Грифиус (Германия). Расцвет драмы связан с драматическим мироощущением эпохи. Определенных успехов в 17 веке достигает роман (истоки – творчество Сервантеса). Романы пишут Сорель и Скарон (Франция), Гриммельсгаузен (Германия), Беньян (Англия).

17 век отмечен отчетливым обозначением литературных направлений: развиваются барокко и классицизм, зарождается просветительский реализм.

ЛИТЕРАТУРА БАРОККО

Наши рекомендации