Творец организатор режиссёр (направленность, смысловая организация, эстетическая офрмленность)
Что мешает творчеству. Кроме чувств, стимулирующих творческую
деятельность, есть чувства, тормозящие творческие усилия. Самый опасный
14 Или «активатора» – это человек, стихийно или в силу порученной ему и принятой им функции старающийся поднять
или поддержать на необходимом уровне активность участников совместного решения задачи. В процессе решения в роли
«активатора» может выступить любой член группы.
Е. П. Ильин. «Психология творчества, креативности, одаренности»
35
враг творчества – страх. Боязнь неудачи сковывает воображение и
инициативу.
Второй враг творчества – чересчур высокая самокритичность. Должно
быть некоторое равновесие между одаренностью и самокритичностью,
потому что слишком придирчивая самооценка может привести к
творческому тупику.
Третий враг творческого мышления – лень.
Когда человек желает что-то сделать – он непременно должен начать.
Истина проста: начать, продолжить и, наконец, завершить. Эти три этапа
психологически неравнозначны и требуют различных волевых усилий.
Иногда камнем преткновения служит последний этап – завершение. Все же
для большинства людей сложнее всего начать. Недаром на эту тему созданы
пословицы на всех языках.
Трудность, связанную с началом деятельности, представители
творческих профессий иногда испытывают особенно остро.
Вот свидетельство Дж. Б. Пристли: «Мне нужно оттянуть минуту, когда
все-таки придется начать писать. Я пишу уже больше пятидесяти лет, но
начинать писать для меня по-прежнему мука. И теперь даже больше, чем
раньше».
Лук А. Н., 1978, с. 71.
Систематизируя виды барьеров творчества, В. М. Воскобойников (1996) выделил сле-
дующие:
Контрсуггестивные барьеры – предубеждение, неверие в свои силы, недоверие к кол-
легам, ригидность взглядов и установок, приспособленчество.
Тезаурусные барьеры – низкий уровень образования, интеллектуального развития,
недоступность информации.
Интеракционные барьеры – неумение планировать и организовывать деятельность
свою и других.
• инкубация: решение проблемы отложено, человек занимается другими делами, давая
возможность бессознательным процессам перерабатывать полученную на первой стадии
информацию;
• озарение (инсайт): решение возникает внезапно;
• верификация: человек проверяет пригодность возникшего решения.
Креативные идеи вначале плохо определены и могут зарождаться как интуитивное
предчувствие (Runko, Sakamoto, 1999). Поэтому Е. Бастик (Bastick, 1982) рассматривал пер-
вые три фазы креативного процесса как интуицию.
59
Можно полагать, что эти стили присущи и тем, кто занимается научной деятельностью.
Так, писатель Д. Гранин посвятил одну из своих книг ученому А. А. Любищеву, который
отличался крайним педантизмом. Он очень тщательно конспектировал работы других авто-
ров, тратил на это много времени. Создается впечатление, что его главной заботой была эко-
номия времени. В поездах читал книги и изучал языки. И в то же время с 1916 по 1972 г.
он вел ежедневные подсчеты времени, потраченного за день на те или иные дела и занятия,
теряя на этом, как ни парадоксально, в совокупности значительное время.
• главный компонент художественного творчества – эмоциональный, высшим проявле-
Нием которого является переживание человеком катарсиса, т. е. пикового переживания, вос-
Принимаемого как очищение;10
• реализуется художественное творчество в особой форме общественного сознания
– искусстве, а продуктом художественного творчества выступает художественный образ,
Заключенный в каком-либо материальном объекте (картине, скульптуре, литературном про-
изведении и т. п.);
• рациональная сторона художественного творчества скрыта и часто не имеет утили-
Тарного предназначения, не требует внедрения в практику, как изобретение или новое науч-
ное знание;
• художественное творчество создает возможность многозначного отражения разными
Людьми одного и того же произведения, что связано с субъективизмом восприятия, развитым
вкусом и т. д.
Ассоциативное поле
Способ внутренней организации и выбор наиболее продуктивного творческого процесса
Рациональный тип мышления (логика)
Художественн0-этетический. (чувство)
1) математика и техника:
2) гуманитарная сфера;
3) художественная деятельность;
4) физкультура и спорт;
5) коммуникативные интересы;
6) природа и естествознание;
7) домашние обязанности, самообслуживание.
2. Поэзия – та же добыча радия, или но не размышляю над строкой и, право, никогда не сочиняю
Тропы — это следствие неистребимой потребности мысли человека «восстанавливать чувственную, возбуждающую деятельность фантазии сторону слов»; троп — не материал поэзии, а сама поэзия. В этом смысле в высшей степени любопытны поэтические приемы, свойственные народной поэзии, и прежде всего так называемые «эпические формулы» — постоянные эпитеты и другое.