Сравнительное жизнеописание и печальная судьба братьев фон Готтлиб
Точный перевод с тёмного наречия ужасной легенды о братьях фон Готтлиб. Да послужит эта история предостережением для любого, кто жаждет власти и славы.
Слушайте же рассказ о Лотаре и Иоганне фон Готтлиб, выросших среди шелков и кож тончайшей выделки. Как часто бывает среди людей, в своей смертной жизни более всего они желали власти, славы, успеха и всего, что им сопутствует. Они были честолюбивы, как их отец, но о нём я говорить не стану, ибо старый барон ещё не сошел в могилу.
Тьма была в сердцах братьев. Они слушали, наблюдали и учились, но мало понимали из того, что узнали. Слаанеш совратил Лотара, нашептывая ему обещания бесконечных удовольствий. Кхорн ничего не обещал второму брату, но тот ничего и не требовал взамен. Иоганну уже доводилось убивать, и это занятие пришлось ему по вкусу.
Какое презрение друг к другу зародилось в братьях! Как часто любовь достойным сожаления образом превращается в ненависть!
Преследовал ли Иоганн Лотара, желая его смерти? Или же он сам бежал порочных удовольствий, которых Лотар искал в его обществе? Теперь это не имеет значения. Ненависть заставила их покинуть дом и отправиться навстречу уже ждавшим их Тёмным Богам. Оба они решились добиться успеха на предательском пути Хаоса, и ненависть стала им первой опорой, а взаимное отвращение – первым шагом к цели.
«Твое восхождение будет легким и быстрым!» – сулил Слаанеш.
«Истинный воин не знает страха!» – рычал Кхорн.
Так началась борьба за власть – борьба, в которой возможны были только два исхода: или торжествующий крик, что издаёт при рождении новый демон, или же идиотское бормотание отродья Хаоса, когда-то бывшего человеком и теперь навсегда отмеченного смрадом собственной неудачи, проклятого Провидением и оставленного Милосердием. Но какой удел страшнее? Кто решится судить?
Иоганн фон Готтлиб, убийца и лиходей, преданный слуга Кхорна. Кровавый путь, который он избрал, вёл его все дальше в глубины Хаоса. Безрассудным был он, убив в первый раз, но по мере того, как множилось число его жертв, всё тише для него становился голос разума. Каждая новая смерть укрепляла над ним власть Кхорна, с каждой каплей пролитой крови всё больше ценил бог своего слугу. Но именно последняя жизнь, которую Иоганн забрал, ещё будучи человеком, позволила ему действительно показать себя: он сразил одного из чемпионов самого Кхорна.
Иоганн взревел, возвещая свою победу небесам. Кровь убитого чемпиона была пролита в честь Кхорна, но доспехи противника, выкованные в далёких кузницах Хаоса из металла, что был чернее ночи, предназначались Иоганну. Он крепко стоял на избранном пути и чувствовал в себе достаточно сил, чтобы завершить восхождение. Тогда-то тьма, что жила в нём, вырвалась наружу, и два ужасных рога, видом подобные тем, что носит телец, увенчали его виски. Так Иоганн был отмечен в качестве слуги Кровавого Бога.
// Стр. 114. Рукописная вставка: Последствия сношений с губительными силами действительно удручающи. По моему мнению, облик этого чудовища сам по себе служит достаточным предостережением другим.
Что же сталось с другим братом? Множество дорог ведут к Хаосу, и Лотар устремился по выбранному пути с исключительным рвением и страстью. Он не знал преград. Любое существо, будь то мужчина, женщина или ребенок, живые и мертвые – все в равной степени могли стать жертвой его греховности. Но его верования оставались скрытыми. Глупцы удивлялись, почему на руках Лотара всегда были перчатки, и сочувствовали несчастному, очевидно, в столь юном возрасте страдавшему от ревматической болезни. Однако правда заключалась в том, что тварь, обитавшая внутри него, наконец, проявила себя, и на тонких, искусных пальцах Лотара выросли длинные изогнутые когти. Слаанеш оставил на нём свою первую отметину, и Лотар носил это позорное клеймо с гордостью, не признающей истины.
Число тех, кто предаётся невоздержанности во имя Слаанеша, несомненно, велико, и Лотар присоединился к одной из таких сект. В её рядах он быстро достиг значительного положения, ибо разум его наилучшим образом соответствовал целям тех, кто возглавлял секту. Он был сообразительным и изобретательным, а оригинальность и живость его вклада в дело культа доставляли немало радости соратникам.
По мере того, как укреплялась тайная репутация Лотара, всё более явными становились его убеждения. Уже не только руки его были отмечены Хаосом: новый изъян стал для него чудовищным украшением. Язык его и раньше был орудием красноречия, благодаря которому легковерные души поддавались соблазну и служили Лотару в его оргиях и ритуалах. Теперь же он, оставаясь инструментом лукавства, удлинился и приобрел противоестественную гибкость, уподобившись кнуту, способному на самый жестокий удар.
Преследуемый охотниками на ведьм, Лотар обратился в бегство и, в конце концов, достиг северных пустошей и Царства Хаоса, что лежало за ними. Там, уже будучи чемпионом Слаанеша, он встретил лицом к лицу тех, кто преследовал его, и убил их, навсегда прокляв земли, где был рожден. С тех пор ничто не могло помешать Лотару распространять на своём пути скверну так, как он считал нужным, и он с новыми силами посвятил себя служению Слаанешу.
Что касается Иоганна, то благосклонность Кхорна к нему непрестанно росла. Его жестокий путь был отмечен кровью и черепами: кровь Богу Крови, черепа – к Трону Кхорна. Смерть не знала отдыха там, где ступал Иоганн.
Постепенно рассудок покинул его, и на смену пришла только жгучая ненависть ко всем, кто был слишком слаб для жизни воина. Эта ненависть терзала его сердце и отражалась в следах, что время оставило на его лице. Молодой человек, гордившийся своей приятной внешностью, обратился в Иоганна Зверя. Когда-то красивое лицо вытянулось, превратившись в оскаленную морду огромного гончего пса.
// Стр. 115. Рукописная вставка: Рога – частая отличительная черта фаворитов Хаоса.
Новый облик Иоганна в точности воплощал его сущность. Он стал охотником на людей, а сам более человеком не был. Осталась только внешняя оболочка, внутри которой жили разум и душа слуги Кхорна.
Кровью и смертью он заслужил расположение Кровавого Бога, которое удерживал, убивая всё новых жертв. По мере того, как могущество и власть Иоганна росли, он всё более возвышался среди прочих Избранных Кхорна. Чем выше он поднимался, тем шире становилось его влияние, а поступки - свирепее. Часто даже воины его отряда, по слабости духа колебавшиеся при выполнении приказов своего бессердечного повелителя, встречали смерть от его руки.
И так, уверенно продвигаясь к цели, Иоганн лишился последних человеческих черт в своём облике. На плечах его появились две новые руки, а сверхъестественные доспехи, созданные из материи Хаоса, изогнулись, меняясь в соответствии с его новым телом, и стали ещё более сложными и вычурными.
Другой фон Готтлиб также достиг многого. В ходе тайного ритуала в награду за преданность Слаанешу Лотару был пожалован личный доспех. Он был сделан из бледных кож, наделенных магическими свойствами и, возможно, когда-то покрывавших тела ангелов и демонов; однако мягкость кожи была обманчива. Новый доспех окончательно отметил Лотара как одного из Избранных Слаанеша – осквернителя и искателя удовольствий.
Теперь он и ненавистный ему Иоганн были равны по статусу, хотя ненависть, которую он когда-то испытывал к брату, уже стала частью почти забытого прошлого. Он редко вспоминал ушедшие дни, так как память о том, кем он был, заставляла его понимать то, во что он превратился, – ведь скверна Слаанеша поразила не только его душу. Плоть Лотара не избежала мутаций, сопутствовавших его верованиям, и с каждой наградой от покровителя, которому он теперь служил, тело его всё больше подчиняло себе разум, отвлекая мысли от доступных удовольствий.
Иоганна же ничто не отвлекало. Способность мыслить – проклятие слабых и предателей – угасла в его разуме, утонула в водовороте смерти и разрушения. Он уверенно шёл к могуществу, и путь его был омыт кровью тех, кого он убил во славу своего повелителя. В своей преданности Кровавому Богу он достиг немалых высот, но его восхождение ещё не было завершено. Он всё ещё был смертным, однако в руке его уже был демонический клинок – создание тьмы, облачённое в новую форму с острым и жадным до крови лезвием. Когти на его эфесе прочно удерживали верность Иоганна.
Иоганну доставляло удовольствие носить оружие и доспехи, отмеченные знаками Кхорна, и давно уже прошли времена, когда его еще можно было принять за обычного человека. Но он и не желал этого. Он был наделён силой многих мужчин, а по кровожадности и животной хитрости не уступал самым свирепым хищникам. Он утвердился в своём выборе и более не знал сомнений.
Сомнение порождает сомнение, и неуверенность Лотара принесла обильные плоды. Раздумья угнетали его так же, как и боль от последних изменений, что претерпевало его тело. Глаза Лотара, столь же умело, как и язык, помогавшие ему сломить сопротивление упрямой жертвы, теперь сливались в одно гигантское око. Вполне возможно, что Слаанеш обрёк его на эту трансформацию в качестве наказания, ибо тот, чьей любовью пренебрегают, всегда мстит.
Лотар остановился на своём пути к власти и заново открыл простую истину: поднявшись к вершине, не всегда можешь безопасно спуститься вниз. Он чувствовал себя в ловушке и не мог ничего сделать, он был обречён идти только вперёд, вверх, но ему не хватало мужества и веры, чтобы сделать последний шаг. И Лотар оступился. Мысли, исполненные боли и удовольствия, истерзанные тревогой и сомнением, наконец, полностью овладели им, и он лишился нечестивой благодати своего бога, и был отринут в бездну, уготованную тем, кто стал бесполезен. Жизни людей более сильных, чем он, разбились о скалы Хаоса; те, кто был слабее Лотара, скорее предпочли бы покончить с собой, чем разделить его долю как отродья. Однако в Лотаре была особая сила: после падения его желание служить Слаанешу разгорелось вновь, и преданность вошла в его искаженную сущность, подобно ядовитому сорняку. Превратившись в уродливое чудовище, он взревел, принося клятву вечной верности своему тёмному повелителю.
Мучительные изменения изуродовали тело Лотара и лишили его всякого сходства с человеком. Когда-то он был чемпионом Хаоса, демоном, ждущим рождения, принцем, готовым взойти на трон; теперь же он был обречён влачить ужасное и бессмысленное существование. Голову его увенчал зубчатый гребень; единственный глаз возвышался на стебле; из плеч выросли щупальца с острыми когтями на концах; туловище распухло до невообразимых размеров; появилась вторая пара ног, кривых и покрытых шерстью, как у козла. В нем не осталось ничего человеческого.
В тот момент, когда завершилось падение Лотара, к концу подошло и восхождение Иоганна. Второй фон Готтлиб также был ещё больше изменен Хаосом, и теперь за его спиной извивался хвост, на конце которого скалило зубы человеческое лицо. Но такая незначительная деталь не могла смутить Иоганна. Он был всего в одном шаге от вершины, и вот смертный Иоганн убил своих последних жертв. Он не пошатнулся в своей ужасной вере и заслужил последнюю награду от Кровавого Бога. Он достиг пика своих амбиций.
Верный слуга Кхорна пронзительным криком оповестил господина о победе. Иоганн, когда-то бывший человеком, родился заново в теле демона. Уязвимая смертная оболочка, унаследованная от предков, была отброшена без колебаний. Во всех отношениях он стал слугой Кхорна и отныне был воистину бессмертным созданием Хаоса. В его душе воцарились демоническое коварство и жажда разрушения, которую не дано было испытать ни одному смертному. Иоганн взошёл на тёмную вершину, и самые смелые его мечты были близки к исполнению. Смерть потеряла над ним власть, и впереди была вечность кровопролития и убийств…
И вечность же отвернулась от Лотара фон Готтлиба, тоже когда-то бывшего человеком. Тем не менее, ему открылся доступ к страданиям и удовольствиям, о которых он даже не смел мечтать: удовольствие, что дарует ещё теплое мясо, сорванное с костей жертвы, и страдание, которым полнятся протяжные крики, рассказывающие о горечи утраты равнодушным небесам.
Лотар и Иоганн фон Готтлиб. Задумайтесь об их судьбе. Как это свойственно людям, они желали власти, славы, успеха и всего, что им сопутствует. Они были честолюбивы, и путь, который они избрали для удовлетворения своих амбиций, открыт любому, кто осмелится пойти по нему.
Но поразмыслите вот о чем: глупец Лотар, погрязший в грехе и пороке, превратился в Отродье Хаоса, а за Иоганна принимает решения его Повелитель. Так как же они одержали победу над Хаосом, в чем они покорили его? Где теперь те свободные люди, что звались Лотар и Иоганн?
Где же они?
// Стр. 117. Рукописная вставка: Как капризны и переменчивы эти Боги! Как может смертный надеяться, что, однажды ступив на проклятый путь, он будет и дальше сам распоряжаться своей жизнью?
Я собрал множество страниц с подобными рисунками. Я спас их из праведного пламени, в котором охотники на ведьм сожгли дотла последнее убежище Ехидны Лютера, печально известного провидца Нульна. Он утверждал, что эти чудовища являлись ему во сне. Они приказали ему совершать столь порочные деяния, что я не смею поведать о них здесь. Скажу лишь, что их описания заставили содержимое моего желудка извергнуться мне под ноги. Он говорит, что был слишком напуган, чтобы воспротивиться гнусным приказам демонов. Думаю, он просто был трусом. Эти существа и отдаленно не напоминают человека.
Малефик Маллакариум
Детальное исследование причин и последствий одержимости и того особого способа,
которым праведники могут изгнать демона из его носителя
За души всех смертных идет война, бесконечная война, и сражения её разворачиваются на суше, на море и, что важнее всего, в сердцах и умах людей.
Много раз мы с отчаянием убеждались, что обитатели Эмпиреев способны появляться в смертном мире, что они часто и проделывают. Однако из-за ужаса, вызываемого этими демоническими сущностями, и разрушений, ими учиняемых, лишь немногие, их видевшие, понимают, насколько демоны ограничены в своей свободе действий.
Демоны – целиком и полностью создания магии, иначе говоря, они – проявление особых психических и духовных энергий. Таким созданиям колдовство необходимо так же, как человеку воздух, и когда они покидают свою «естественную» среду обитания, насыщенную магией, то во многих отношениях уподобляются рыбе, вытащенной из воды. Только по этой – единственной – причине наш мир ещё не пал под натиском обитателей Варпа. Лишь когда ветры Эфира дуют особенно сильно, демоны могут явить себя, и даже в этом случае они не могут оставаться в материальном мире долгое время.
К сожалению, есть и иные способы, благодаря которым эти нечистые твари проникают в нашу реальность, а также существуют глупцы, готовые им в этом помочь.
Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки.
Со времени своего сотворения человечество испытывало на себе влияние магии. Магистры Колледжей Магии говорят о Великих Вратах на крайнем севере, через которые чистая магическая энергия просачивается в наш мир. Этой магией пропитано всё, что нас окружает, и поэтому мы живём в тени Богов Хаоса. Хотя Святой Зигмар и показал нам путь к победе и спасению, мы всё ещё уязвимы, ибо мы ведём войну не только с врагами из плоти и крови, но и с высшими силами Хаоса.
Всё живое является в той или иной степени вместилищем для чистых энергий магии, и каждое смертное существо может как производить магическую энергию, так и стать для неё сосудом. Чем выше интеллект существа, чем ярче в нём выражена способность чувствовать и творить, тем сильнее оно влияет на поток этой энергии и тем сильнее ощущает её воздействие. Разумные виды существ теснее всего связаны с Варпом, и их физические тела больше пригодны для выражения воли демонической сущности, нежели примитивные формы жизни вроде растений и животных.
Хотя известны случаи, когда существо из Варпа вселялось в дерево или животное, одержимость такого рода слаба в своём влиянии и даёт демону лишь ограниченные возможности. Демону гораздо труднее завладеть разумным смертным существом, и он пойдёт на это, только если благодаря одержимости достигнет гораздо большего, чем ему придётся потерять.
Существуют некоторые нечестивые ритуалы, облегчающие демону, желающему завладеть человеком, его задачу; также есть и такие ритуалы, которые могут заставить демона войти в смертное тело против его же воли. Больше всего в этих кошмарных ритуалах пугает то, что жертве вовсе не обязательно добровольно уступать демону – ужасный обряд может заточить демона в смертную оболочку, даже если человек всеми силами этому сопротивляется.
И, тем не менее, пока не закончен наш смертный путь, демоны Хаоса не в силах полностью поглотить или поработить наши души. Если бы им была дана такая власть, род людской уже давно пал бы в этой войне. Нет, истина заключается в том, что демон может управлять только телом жертвы и разрушать её разум, душой же он овладеть не может, пока та не будет отдана ему добровольно или в результате некоей сделки, заключенной как с ведома человека, так и без оного.
Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки.
Добровольная одержимость, как следует из ее названия, предполагает, что носитель дал согласие на то, что место его души и личности займёт воля демонической сущности. Когда кто-то становится одержимым добровольно, демон, по сути, получает приглашение войти в смертное тело, дабы стать частью некой гнусной интриги или превратиться в безумно опасный объект религиозного поклонения.
Для таких, как я, добровольная одержимость – признак безрассудства за гранью вменяемости, но в рядах разнообразных культов, почитающих Хаос, есть те, кто по собственному побуждению отдают свои тела демонам ради того, чтобы их тёмные повелители могли свободно передвигаться в нашем мире. Я не знаю, понимают ли эти добровольцы, что ради успешного завершения процедуры им придется пожертвовать собственными разумом или душой, или же наивно полагают, что будут на равных правах делить тело с демоном, в них вселившимся. Но не важно, во что верила жертва до того, как ей овладел демон: большинство из тех, кто добровольно отдаёт себя демонической одержимости, становятся не более чем демонхостами – существами, личность и свобода воли которых полностью подавлены вошедшими в них демонами.
Из-за того, что носитель отдаётся демону целиком и по своей воле, а зачастую заодно и продаёт свою душу, демону не нужно прилагать усилий, чтобы подавить волю человека. Носитель как будто предлагает демону поселиться в доме, который уже полностью обставлен. Демоническая сущность вкладывает в смертное тело столько своей силы и личности, сколько оно сможет вместить, и в итоге пожирает душу и разум носителя.
Человеческое тело не приспособлено служить вместилищем для неукротимой энергии, составляющей природу демона, и довольно скоро под влиянием существа, обитающего внутри, тело одержимого начинает меняться. Со временем физическая оболочка носителя деградирует так сильно, что уже не сможет служить живущему в нем демону, и тот будет вынужден уйти обратно в Царство Хаоса. Те, кто добровольно идет на одержимость демоном, не выживают – и тело, и душа их обречены.
Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки.
Не важно, насколько праведной жизнью ты живёшь и насколько ты прилежен в отправлении религиозных обрядов – демон может вселиться в каждого.
Ставшие одержимыми против своей воли бывают двух видов: те, в кого демон вошёл в результате воздействия некой третьей силы (например, благодаря козням мага из какого-нибудь культа или действиям демонолога) и те, кто, обратившись к магии без должной подготовки или прикоснувшись к нечистому артефакту, случайно остался без защиты от демонических сил (см. дело Лотара Драка).
// Стр. 119: Здесь изображены двое культистов, которых охотники на ведьм обнаружили в Нульне. Они стояли на страже, в то время как магус культа проводил церемонию, в ходе которой демон должен был явить себя в теле похищенного мужчины. Охотники на ведьм предали огню всю улицу.
//Стр. 120: Демон, полностью подчинив себе носителя, может принудить того совершать деяния, которые показались бы ему отвратительными в обычной жизни.
Физические изменения, которые претерпевает тело несчастного носителя, воистину ужасны.
Через некоторое время облик человека, ставшего вместилищем для демона, начинает меняться, отражая страшные изменения внутри.
Хотя большинство демонов, овладевающих людьми, проникают в реальный мир благодаря определенным заклинаниям и ритуалам, проводимым смертными приверженцами Хаоса, они также способны войти в реальность через разум тех, кто занимается колдовством без должной на то подготовки. Тот, кто наделен скрытыми магическими способностями, но не был обучен их контролировать (таких необученных магов соответственно называют колдунами и ведьмами), может стать тем порталом, через который отдельные демоны проникают в мир смертных.
Много лет Храмовники Зигмара пытаются сдерживать, а при необходимости и устранять угрозу, исходящую от таких незащищенных умов. Случаи, когда демоническая сущность захватывает разум такого самоучки, в целом редки, но зло, которое способен учинить даже один-единственный демон, с лихвой это компенсирует.
В отличие от добровольной одержимости, демон, вошедший в носителя против его воли, мало чем проявляет себя – по крайней мере, вначале. Из-за того, что смертный, ставший его жертвой, скорее всего, попытается отторгнуть нечистую сущность и привлечет внимание к культу или артефакту, с которых началась его одержимость, демон старается скрыть свое присутствие. На первом этапе в тело носителя входит только малая часть демонической энергии, и потому физические симптомы, обычно отличающие одержимого, развиваются медленнее.
Чаще всего демон, ничем не обнаруживая себя, скрывается в самых дальних уголках разума носителя и выжидает там, постепенно отравляя мысли жертвы и настраивая её против окружающих. Таким образом демоническая тварь надеется завоевать доверие носителя или, по крайней мере, обманом заставить его отдать душу во власть демону. Пока идёт этот скрытый процесс, носитель продолжает жить обычной жизнью, не подозревая, что он стал одержимым и что чужая сила медленно склоняет его мысли и действия к служению Хаосу.
Иногда разум носителя оказывается достаточно силен, чтобы заметить демоническое влияние, и начинает сопротивляться ему; но, к сожалению, даже самая сильная воля, вступив в такой более чем близкий контакт с инфернальной сущностью, в итоге терпит поражение. Когда рассудок одержимого охватывает безумие, когда его разум разрушен или поглощён, демон получает полный контроль над его телом. Как только это произошло, носитель перестает что-либо значить для тёмной сущности, и тело его всецело становится телом демона.
Магия по своей природе разрушает реальность; также и демон – наделённое сознанием воплощение магических сил – не может не оказывать искажающее влияние на захваченную им смертную оболочку. Постепенно тело начинает мутировать и трансформироваться, пока не станет страшной пародией на свой первозданный облик. Процесс этот бесконечен, и проявление мутаций, указывающих на присутствие в теле демона, – только вопрос времени.
Но даже когда проявляются эти внешние признаки, демон всё ещё может защитить себя. Проникнув однажды в материальный мир, демоническая сущность всегда попытается найти себе нового носителя, перенести себя в новое тело. Такой перенос столь сильно травмирует первого носителя, что вызывает судорожный припадок и зачастую смерть. Демон же, освободившись, может начать всё сначала в новом теле и продолжать творить непотребства, пока мутации не разрушат очередного носителя.
Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки.
Хотя в прошлом о несчастных, отмеченных серьёзными физическими уродствами, несправедливо говорили, что на них печать Хаоса, доктрина нашей Святой Церкви призывает к осторожности в таких суждениях и точно определяет несомненные признаки одержимости. Эти признаки таковы: неестественная сила, которой часто сопутствуют припадки и конвульсии; кардинальные изменения в личности; провидение будущего или иная способность узнавать сокрытое; способность говорить на иных языках, которых жертва одержимости ранее не знала.
В зависимости от того, каким видом демонической сущности одержим носитель, могут проявляться и более специфические признаки. Так, непристойное поведение чаще всего провоцируется демонами Слаанеша; с демонами Нургла связаны телесные недуги и ужасающий запах серы и разложения; изменения в характере, выражающиеся в безумных приступах ярости, часто являются признаком одержимости одним из страшных слуг Кхорна.
Есть и другие демоны, которые действуют более скрытно и осторожно, и внешние проявления их присутствия намного труднее обнаружить. Единственным надёжным поводом для объявления кого-либо одержимым являются сильнейшее отвращение, страх и физический дискомфорт, который жертва испытывает при виде священных предметов и текстов, связанных с одним из благих богов (например, Господом нашим Зигмаром).
Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки.
Демоны Хаоса подобны голодным взбесившимся волкам. Пастуху не должно впустую тратить время на ненависть к волку, что нападает на его стадо. Он должен просто убить его.
-- Фолькмар, Теогонист Зигмара.
Экзорцизм – обряд, в ходе которого демоны и злые духи изгоняются из человека. В основном этот обряд в нашей великой вере проводится священниками и охотниками на ведьм, хотя жрицам Шаллии в больничных стенах иногда также приходится совершать свой вариант этого ритуала.
В рамках моего исследования я сам был свидетелем многим обрядам экзорцизма и могу с достаточным на то основанием сказать, что суть их не в том, чтобы просто заставить демона выйти из одержимого с помощью могущественных заклинаний или чего-то вроде. Скорее, чин изгнания – это чисто духовная и религиозная практика подчинения вселившегося демона, в ходе которой обращаются к высшей силе, прося её наложить на демона путы. После этого демона можно до некоторого предела контролировать и принудить его совершать поступки против своей воли. Священник Церкви Зигмара, каковым являюсь и я, взывает, конечно же, к самому Зигмару.
Доподлинно известно, что дьявольские силы Хаоса с полным на то основанием не терпят присутствия Млатодержца. В Священном писании неоднократно говорится об огромной силе, с которой Зигмар противостоял богам и демонам Хаоса. Сам факт, что экзорцизм вообще оказывается действенным, подтверждает справедливость этих слов.
В первых главах «Книги Зигмара» приводится одна ставшая широко известной история, случившаяся в то время, когда Господь наш впервые пересек устье реки Рейк и ступил на земли, что лежали в тени Серых гор. На берегу реки ему встретился человек, которого обвиняли в одержимости злым духом. Как гласит история, этот человек обладал такой сверхъестественной силой, что мог стереть камень в порошок, просто сжав его в кулаке. Многие годы он жил, как юродивый, влача жалкое существование среди гробниц, высеченных в скалах.
// Стр. 122: Рукописная вставка: Истинный облик демона уродует и искажает тело носителя, пока оба не сольются в единое нечестивое целое.
Сказано, что, едва человек этот заметил Зигмара, как демон внутри него сразу же увидел в Зигмаре бога, а Зигмар увидел в человеке демона. Мужчина бросился к нему, моля Первого Императора о милосердии. Своей святой силой Зигмар приказал демону выйти и назвать своё имя. Злой дух не мог воспротивиться приказанию богочеловека, явил себя и заговорил. Голосом, подобным шипению тысячи змей, он рек:
- Имя мне легион, потому что нас много.
Господь Зигмар не устрашился. Он бросился на демона, намереваясь поразить его своим священным гневом, но злой дух бежал в горы. Тринадцать дней и ночей преследовал Зигмар демона, пока тот не укрылся в стволе старого, высохшего дерева. Но он не мог скрыться от Великого Зигмара. Тот увидел, что демон вошёл в покрытый наростами ствол, немедля поднял над головой могучий Гал Мараз и расколол мёртвое дерево, тем самым отправив демона обратно в его тёмное царство.
// стр. 123. Отрывок из «Увещеваний Зигмара»:
Услышь Меня и подчинись,
Враждебный дух!
Изгоняю тебя Силой Моей Руки,
Железом Моей Воли,
Огнём Моего Слова.
Изыди из тела Моего слуги!
Да не появишься ты снова
Ни во снах ночных
Ни в дневных помыслах!
Беги этого места,
Презренный хищник,
Нечистый демон!
Нагим уйдешь ты по Моему повелению,
И волосы твои будут спутаны
И ярость твоя обратится ничем
Так поражаю Я тебя в этом мире
Так низвергаю твои звезды и созвездия
И разрушаю жестокие плоды трудов твоих
Вечным будет Мой бой с родом твоим
И вечно будет Мой гнев
Преследовать повелителей твоих
Ибо никогда не зайдет солнце
Над Моей Империей
Пока народ ее признает Меня своим Господом
Так Зигмар изгнал злого духа со всеми его чарами и заклинаниями, проклятиями и колдовством, и избавил от него свою Священную Империю.
Из этой истории мы можем сделать два важных вывода. Во-первых, Зигмар, должно быть, внушал демону необычайный страх, потому что злой дух не сделал ни единой попытки вступить с ним в схватку. Во-вторых, Зигмар на самом деле не совершал экзорцизма, потому что ему не нужно было обращаться к высшей силе, чтобы одолеть демона. Он Сам был носителем той силы, что необходима для изгнания и уничтожения злого духа.
Обращая наши молитвы к Зигмару, властью и святостью Его мы тоже можем подчинять себе демонов и приказывать им оставить жертву. Но так как мы – всего лишь смертные и не обладаем Его духовной и физической силой, всегда есть риск, что изгоняемый демон вселится в тело самого экзорциста. Именно по этой причине лишь те из священников и охотников на ведьм, кто крепок в вере и не затронут Хаосом (насколько это возможно для человека), могут стать экзорцистами. Если в прошлом они вступали, намеренно или случайно, в сношения с Хаосом, велика вероятность, что они станут добычей злого духа.
Возможно, именно поэтому капитан охотников на ведьм Рамхелдт ван Хадден в своей замечательной книге "Проклятые и забытые" утверждает, что успех экзорцизма в равной степени зависит как от силы Господа нашего Зигмара, так и от личности самого изгоняющего. Он так описывает охотника на ведьм, наилучшим образом подходящего на роль экзорциста: это человек, обладающий отменным здоровьем, среднего возраста или моложе, он окружен друзьями и коллегами и, благодаря им, тесно связан с родом людским. Далее Хадден говорит, что идеальные кандидаты на эту роль не отличаются высоким интеллектом, они не занимаются преподаванием или наукой, так как эти занятия пробуждают любознательность, которой могут воспользоваться при случае верные слуги Хаоса.
И хотя я первым готов признать, что осмотрительность Хаддена в вопросах, связанных с Хаосом, оправдана, иногда мне кажется, что в своих заключениях он проявляет излишнюю осторожность. Его рассуждения приводят к выводу, что учёные вроде меня, занимающиеся любыми исследованиями Сил Хаоса, обречены на проклятие. Здесь он ошибается.
Очевидно, что к обряду изгнания следует относиться со всей серьёзностью. Каждый отдельный случай должен быть тщательно изучен, и следует приложить максимум усилий, чтобы отличить истинную одержимость от безумия или болезни. Тот, кто будет проводить экзорцизм, должен быть мужественным и смиренным; ему надлежит подготовить себя к обряду с помощью молитв и поста. Лучше всего, если чин изгнания будет проводиться на освященной земле – в храме, церкви или ином подобном месте. Но в зависимости от степени одержимости и упорства злого духа обстоятельства могут сложиться иначе, и экзорцист должен быть готов провести обряд в любом месте и в любое время.
Стр. 124: Рукописные вставки: Эти существа даже отдаленно не похожи на человека! Однако рисунки эти сделаны на основе свидетельств очевидцев – солдат Имперской армии, дислоцированных неподалеку от Кислева.
Эта тварь нечиста как внутри, так и снаружи. Маркиз прячет гниль внутри себя под маской нормального, разумного человека.
Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки.
Возможно, самое мощное оружие в арсенале экзорциста – это его личное поведение, а также непреклонность его диаконов. В ходе обрядов, которым я был свидетелем, специально обученный молодой священник ассистировал изгоняющему. В задачи диакона входит следить за всеми этапами обряда, а если демон решит напасть или попытаться сбежать, при необходимости удерживать одержимого, чтобы тот не ранил экзорциста.
Перед обрядом сам изгоняющий должен очиститься от всех грехов и окружить себя молитвами и благодатью. Сделав так, он будет готов противопоставить свою волю демону.
Хотя ритуалы экзорцизма имеют свои особенности в зависимости от случая одержимости и религии, они все проходят через общие стадии:
Притворство : как только факт одержимости установлен и начался обряд изгнания, демон будет притворяться, что на самом деле его здесь нет и его действия – это естественное поведение жертвы. Главная задача экзорциста на данном этапе – развеять эту иллюзию и обнаружить истинную суть злого духа. Самый трудный и самый важный шаг в экзорцизме – заставить демона говорить и назвать свое имя. В то же время следует всячески избегать пустых разговоров и не вступать с одержимым (а, следовательно, и демоном) в диалог из любопытства; слова заклинания должно произносить с непоколебимой верой, смирением и пылом, так, чтобы они звучали осмысленно и повелительно.
Кульминация:момент, когда притворство демона, наконец, рушится. Насколько я могу судить, исходя из собственного опыта и всех доступных мне описаний, это наиболее безумная стадия ритуала. Демон направляет все свои сверхъестественные силы на то, чтобы создать страшную панику и смятение. Проявления этого могут быть самые разнообразные: яростные выходки, неистовые оскорбления, ужасные видения и звуки, отвратительные запахи, попытки совращения – все зависит от рода демона, вселившегося в носителя. Если злому духу не удается напугать экзорциста или навредить ему, он направляет свою ярость на тело носителя, угрожает ему или ранит.
Голос:перед тем, как наступит кульминация экзорцизма, голос демона превращается в беспорядочные звуки, ужасные и причиняющие физические страдания. Прежде чем обряд перейдет в заключительную стадию, нужно заставить этот Голос замолчать.
Столкновение:в то время как голос постепенно затихает, начинается страшное духовное и физическое давление, которое охватывает все вокруг. Так воля демона сталкивается с волей Зигмара, выраженной в решимости экзорциста. В этот момент экзорцист напрямую вступает в схватку с демоном, побуждая духа раскрыть свою сущность, после чего его можно будет контролировать и изгнать. Демон не желает покидать тело носителя и приложит все силы, чтобы не подчиниться повелениям изгоняющего.
Изгнание:наконец Воля Зигмара сломила сопротивление демона, он повержен, лишен формы и покидает человека, чтобы вернуться в варп. Все участвующие в ритуале чувствуют, как присутствие злого духа рассеивается, но жертва часто не помнит тяжкие испытания, выпавшие ей, – и это при условии