Произведения искусства, которые хранятся в этих музеях

Что такое картина. Картина-натюрморт. Жанр натюр­морта. Натюрморт как рассказ о человеке. Изображение натюрморта по представлению, выражение настроения.

Картина-пейзаж

Знакомство со знаменитыми пейзажами И. Левитана, А. Саврасова, Н. Рериха, А. Куинджи, В. Ван Гога, К. Коро. Изображение пейзажа по представлению с ярко выра­женным настроением: радостный и праздничный пейзаж; мрачный и тоскливый пейзаж; нежный и певучий пейзаж.

Дети должны вспомнить, какое настроение можно выразить холодными и теплыми, глухими и звонкими цветами, что может получиться при их смешении.

Картина-портрет

Знакомство с жанром портрета. Изображение портре­та по памяти или по представлению (портрет подруги, друга).

В музеях хранятся скульптуры известных мастеров

Учимся смотреть скульптуру. Скульптура в музее и на улице. Скульптуры-памятники. Парковая скульпту­ра. Лепка фигуры человека или животного (в движении) для парковой скульптуры.

Исторические картины и картины бытового жанра

Знакомство с произведениями исторического и быто­вого жанров. Изображение по представлению историче­ского события (на тему русской былинной истории или истории Средневековья) или изображение своей повсе­дневной жизни (завтрак в семье, игра и т. д.).

Музеи сохраняют историю художественной культуры, творения великих художников(обобщение темы)

«Экскурсия» по выставке лучших работ за год. Празд­ник искусств по своему собственному сценарию. Подве­дение итогов на тему «Какова роль художника в жизни каждого человека».

КЛАСС (34 ч)

КАЖДЫЙ НАРОД — ХУДОЖНИК (ИЗОБРАЖЕНИЕ, УКРАШЕНИЕ, ПОСТРОЙКА В ТВОРЧЕСТВЕ НАРОДОВ ВСЕЙ ЗЕМЛИ)

Целью художественного воспитания и обучения ре­бенка в 4 классе является формирование представления о многообразии художественных культур народов Земли и о единстве представлений народов о духовной красоте человека.

Многообразие культур не случайно — оно всегда выра­жает глубинные отношения каждого народа с жизнью природы, в среде которой складывается его история. Эти отношения не неподвижны, они живут и развиваются во времени, связаны с влиянием одной культуры на дру­гую — в этом основы своеобразия национальных куль­тур и их взаимосвязь. Разнообразие этих культур созда­ет богатство культуры человечества.

Цельность каждой культуры также важнейший эле­мент содержания, который необходимо ощутить детям. Ребенок сегодня окружен многоликой беспорядочностью явлений культуры, приходящих к нему через средства массовой информации. Здоровое художественное чувство ищет порядка в этом хаосе образов. Каждую культуру поэтому нужно доносить как «целостную художествен­ную личность».

Художественные представления надо давать как зри­мые сказки о культурах. Дети по возрасту еще не гото­вы к историческому мышлению, но им присуще стремле­ние к образному пониманию мира, соотносимому с со­знанием, выраженным в народных искусствах. Здесь должна господствовать правда художественного образа.

Многообразие представлений различных народов о кра­соте раскрывается в процессе сравнения родной приро­ды, труда, архитектуры, красоты человека с культурой других народов.

Учебные задания года предусматривают дальнейшее развитие навыков работы гуашью, пастелью, а также спластилином и бумагой. Задачи трудового воспитания органично связаны с художественными. В процессе овла­дения навыками работы с разнообразными материалами дети приходят к пониманию красоты творчества.

В 4 классе возрастает значение коллективных работ в учебно-воспитательном процессе. Значительную роль в программе 4 класса играют музыкальные и литератур­ные произведения, позволяющие создать целостное пред­ставление о культуре народа.

Истоки родного искусства (8ч)

Практическая работа на уроках должна совмещать индивидуальные и коллективные формы творчества.

Пейзаж родной земли

Характерные черты, своеобразие родного пейзажа. Изображение пейзажа нашей средней полосы, выявление его особой красоты.

Деревня— деревянный мир

Знакомство с русской деревянной архитектурой: избы, ворота, амбары, колодцы... Деревянное церковное зодче­ство. Изображение деревни — коллективное панно или индивидуальная работа.

Красота человека

У каждого народа складывается свой образ женской и мужской красоты. Это выражает традиционная народная одежда. Образ мужчины неотделим от его труда. В нем соединены представления о могучей силе и доброте — «доб­рый молодец». В образе женской красоты всегда выража­ется способность людей мечтать, стремление преодолеть повседневность. Красота тоже оберег. Женские образы глубоко связаны с образом птицы счастья («лебедушка»).

Изображение женских и мужских народных образов индивидуально или для панно. Фигуры вклеивает в панно группа «главного художника». Обратить внима­ние, что фигуры в детских работах должны быть в дви­жении, не должны напоминать выставку одежды. При наличии дополнительных уроков — изготовление кукол по типу народных тряпичных или лепных фигур для уже созданной «деревни».

Народные праздники

Роль праздников в жизни людей. Календарные празд­ники: осенний праздник урожая, ярмарки и т. д. Празд­ник — это образ идеальной, счастливой жизни.

Создание работ на тему народного праздника с обоб­щением материала темы.

Наши рекомендации