Гробница Хнумхотепа II в Бени-Хасане (20 в до н.э.)

Древнее царство.

В оформлении архитектурных сооружений Древнего царства применялась монументальная и декоративная скульптура и живопись, поливная керамика (полихромная плитка). В первой половине Древнего царства появились такие декоративные элементы, как пальмовидные колонны и колонны в форме связок нераспустившихся папирусов, в конце Древнего царства возник третий, основной тип египетской колонны – в виде связки бутонов лотосов. Например, в камерах погребального комплекса Джосера в Саккара (ок. 2680 года до н.э.). На глубине 30 м под основанием ступенчатой пирамиды находится несколько камер, соединенных коридорами. Воспроизводя элементы жилой архитектуры, некоторые из них декорировались с помощью облицовки стен небольшими голубыми плитками, воспроизводящими циновки.

В начале Древнего царства (нач. III тыс. до н.э.) архитектурные сооружения декорировались с преобладанием рельефных изображений, которые считались более долговечными, чем просто роспись. Однако эти рельефы трудно рассматривать как объемные произведения. Раскрашенные, они практически неотличимы от живописи. В Египте с самого начала сосуществуют две основные рельефные техники - барельеф и врезанный рельеф.

Изображение, выполненное в технике врезанного рельефа (углубленного рельефа) выглядело особенно контрастным при ярком солнечном свете, поэтому врезанный рельеф использовался преимущественно на наружных стенах храмов и гробниц.

Рельефы выполнялись как из камня, так и из дерева. Примером может послужить декоративное убранство гробницы Хесира (ок. 2680 года до н.э.). «В мастабе сановника Джосера Хесира находилось 11 ниш с деревянными панелями, из которых сохранилось только 6. Ныне они все хранятся в Каире. На всех панелях умерший изображен с прибором писца; по-видимому, этот титул был важнейшим в его титулатуре. В лице Хесира явно подчеркнуто портретное сходство. Иероглифы представляют собой маленькие шедевры - для древних египтян фигурное изображение и письменный знак были равнозначны»[3].

Круглая скульптура используется в комплексах гробниц и храмов. Это статуи номового божества, которые устанавливали в нишах часовен, расположенных во дворе для празднования ритуала обновления царской власти - хеб-седа. Например, статуя номового божества из Саккары (погребальный комплекс Джосера, ок. 2680 года до н.э.).

Появляется круглая скульптура в натуральную величину, изображающая царя. Например, сидящая статуя Джосера из Саккара (погребальный комплекс Джосера, ок. 2680 года до н.э.) , где он изображен в облегающем одеянии для хеб-седа. Первоначально статуя стояла в маленькой часовне у северной стороны ступенчатой пирамиды. Там она была обнаружена в 1924-25 годах.

Среднее царство.

В эпоху среднего царства основной тенденцией было сохранение художественных традиции Древнего царства. Значительно чаще применяли колонны, особенно в скальных храмах. «Это дало толчок развитию портиков и появлению залов, разделенных двумя рядами колонн на три нефа, с более высоким средним нефом. Наряду с ранее возникшими формами колонн – с каннелированными стволами, увенчанными прямоугольными абаками (протодорические колонны), появились колонны с капителями, украшенными рельефными головами богини Хатор …Новым в храмовом строительстве было появление и пилона, то есть оформления ворот в виде двух башен с узким проходом между ними. Перед храмом ставились два обелиска, верхушки которых покрывались ярко горевшей на солнце медью»[4]

Храмовый комплекс в Карнаке (16-15 вв. до н.э.)

Храм богини Мут (16-15 вв. до н.э., архит. Аменхотеп)

Идея храмовой дороги торжественных процессий воплощена средствами архитектуры, декоративного рельефа и монументальной скульптуры: центральная колоннада зала была продолжением колоннады, шедшей вдоль всего двора от пилона, и сливалась с кончавшейся у ворот храма аллеей сфинксов.

Поминальный храм Рамсеса II

("Рамессеум", ок. 1294 - 1213 до н.э., архит. Пенра)

В первом дворе храма стояла колоссальная статуя царя - монолитная скульптура, весившая 1000 тонн и имевшая около 20 м в высоту. Построив этот двор и входной пилон, Рамсес II значительно расширил храм Амона, возведенный при Аменхотепе III. Теперь его длина составляла 254 м.

Первоначально второй двор был украшен северной и южной колоннадами, а также портиками с осирическими столбами вдоль восточной и западной сторон. Ныне стоят только остатки осирических столбов с северной стороны. Трем проходам гипостиля соответствуют три пандуса (видны два). Центральный пандус фланкирован сидящими статуями Рамсеса II. От правой сохранилась лишь голова, от левой - торс и ноги.

Интерьеры. Возрастает роль колонн в оформлении интерьеров. Средние, более высокие проходы гипостилей оформлялись колоннами в виде раскрытых цветов папируса, для боковых проходов сохранились колонны в виде связок нераспустившихся стеблей. Эти гипостили изображали нильские заросли, где расцветшие стебли папирусов возвышаются над еще не успевшими распуститься. Общая символика храма - дом бога солнца, рождающегося из цветка лотоса. Над дверью пилона изображается крылатый солнечный диск.

«Стремление придать зданию возможно большую пышность привело к перегруженности: тяжесть огромных перекрытий вывала увеличение объема колонн и слишком частое их расположение, рельефы и тексты начали покрывать не только стены, но и стволы колонн»[5].

Анализ произведений

Писец Каи (ок. 3000 до н.э.)
Жанр Портрет
Образ Уверенно очерченное лицо с характерными тонкими, плотно сжатыми губами большого рта, выступающими скулами, слегка плоским носом. Подчеркнуты особенности внешности, вызванные родом деятельности.
Композиция В композиции отражена основная деятельность писца. Следование иконографическому канону изображения сидящей фигуры.  
Материал, техника Скульптура выполнена из природного камня, глаза инкрустированы, что придает жизненность и выразительность портрету
Художественная манера Точное соблюдение канонов. Правдивость в изображении портрета, особенностей фигуры; тонкая моделировка объемов рук, спины.
Стела вельможи Хенену (Ок. 1995 - 1983 до н.э., правление Ментухотепа, III,ГМИИ им. А. С. Пушкина) Гробница Хнумхотепа II в Бени-Хасане (20 в до н.э.) - student2.ru
Жанр портрет, ритуальные изображения и тексты.
Образы Изображены вельможа Хенену и его жена
Композиция Изображение умершего с женой перед жертвенным столом занимает значительно меньшую часть стелы. Все остальное - текст жертвенной формулы, в которой умерший обращается к богам с просьбой даровать ему в загробном мире все самое необходимое для благополучного существования.  
Материал, техника Известняк 119х78 см  
Колорит  
Художественная манера Декоративизм подчеркивается сочетанием изображений фигур и надписей.
       
«Сельский староста» (Портрет принца Каапера, середина 3тыс. до н.э.)
Жанр Портрет
Образ Индивидуальное лицо с мягкими, незаметно переходящими одна в другую линиями, с круглым подбородком, сравнительно некрупным носом, пухлым ртом и небольшими, мастерски изображенными глазами. «Жизненная правдивость этой статуи такова, что не случайно работавшие на раскопках у Мариэтта феллахи, обнаружив статую Каапера в его гробнице, закричали «Да ведь то наш сельский староста!»…Отсюда происходит прозвище «сельский староста», под которым эта статуя известна в науке».[6]
Композиция Следование иконографическому канону изображения стоящей фигуры. Торжественная монументальная поза, свидетельствующая о высоком происхождении изображенного.
Материал, техника Дерево, возможно подкрашенное.
Художественная манера Реализм в изображении немолодого человека. Отсутствие идеализации образа царевича. Тщательная проработка портрета и пластики тела: большой живот, полные руки и плечи.
Большой сфинкс пирамиды Хафра в Гизэ
Жанр Мистический портрет с элементами анималистики
Образ фантастическое существо с туловищем льва и портретной головой фараона Хафра, символизирующее сверхчеловеческую божественную сущности фараона. В образе присутствуют символы власти фараона - на голове сфинкса надет царский полосатый платок, на лбу высечен урей, под подбородком искусственная борода.
Композиция Является частью комплекса пирамид в Гизэ. «Сфинкс расположен на западном берегу Нила (запад, страна заката солнца – область мертвых), но обращен лицом к восходу солнца, символизирующему начало нового цикла жизни».[7] Композиция монументальная, статичная. Высота сфинкса составляет 20 м, длина — 57 м, лицо имеет 5 м в высоту, нос — 1,70 м. Между передними лапами помещалась молельня, где на гранитной плите был изображен сфинкс с надписью "Гор в блеске".
Материал, техника Основу составляет естественная известняковая скала, которая по всей форме напоминала фигуру лежащего льва и была обработана в виде колоссального сфинкса, недостающие части были добавлены и соответственно обтесанных известняковых плит. В настоящее время имеет серьезные утраты: левый глаз, щека, нос и часть волос повреждены (голова сфинкса служила мишенью для стрельбы ядрами и сильно пострадала).
Колорит Еще в начале 20 в. на поверхности камня, из которого был выполнен сфинкс, обнаружены следы красок, что свидетельствует о его возможном раскрашивании. Лицо было окрашено в кирпично-красный цвет, полосы платка были синие и красные.
Художественная манера Лицо Сфинкса передает основные портретные черты фараона Хафра, несмотря на высокую степень обобщения.  
Палетка царя Нармера (ок. 3100 г. до н.э., 0 династия) Полностью сохранившаяся плита является кульминацией развития монументальных рельефных палеток Додинастического периода.
Жанр Исторический жанр с элементами мистических изображений. Сделана в память победе южного Египта над северным и объединения долины Нила в единое государство.
Образы Верхнюю часть украшают головы коровы - небесной богини Хатхор, - между которыми вписано царское имя. В остальной части палетки, разделенной на регистры, представлено завоевание Нижнего Египта царем Нармером. Царь в короне южного Египта убивает северянина, внизу – убегающие северяне, на другой стороне наверху – торжество по случаю победы: царь в короне побежденного Севера идет с приближенными смотреть на обезглавленные трупы врагов, средний ярус – ритуальная сцена, внизу – царь в образе быка, разрушающий вражескую крепость и топчущий врага.
Композиция Новые черты – каждая сцена является законченным целым и в то же время частью общего замысла памятника. Помимо регистрового построения, которое будет принято в дальнейшем как каноническое правило, здесь впервые встречается комбинация в одной человеческой фигуре двух точек зрения - профильной и фронтальной - основополагающего принципа египетской изобразительности.
Материал, техника Шиферная плита размером 64 х 42 см, покрытая с двух сторон рельефом
Художественная манера Сочетание приемов, характерных для нового искусства (реализм в пропорционировании фигур, точная передача мышечной массы, изображение атрибутов власти) и традиционных для додинастического периода.
«Зодчий Хесира» (Около 2680 г. до н.э., Каир. Египетский музей) В мастабе сановника Джосера Хесира находилось 11 ниш с деревянными панелями, из которых сохранилось только 6. Ныне они все хранятся в Каире. На всех панелях умерший изображен с прибором писца; по-видимому, этот титул был важнейшим в его титулатуре.
Жанр Портрет
Образы Изображен сановник Джосера Хесира. В лице Хесира явно подчеркнуто портретное сходство. Иероглифы представляют собой маленькие шедевры - для древних египтян фигурное изображение и письменный знак были равнозначны.
Композиция Фигура изображена в полный рост в соответствии с иконографическим каноном - развернутые широкие плечи, узкие бедра в профиль, густая шапка волос, лицо в профиль, глаз в фас.
Материал, техника Рельеф из дерева, плоский, почти не выступает над поверхностью стены. Силуэт фигуры ясен и графичен.
Художественная манера  
Рельеф «Плакальщики» (14 в. до н.э.)   Гробница Хнумхотепа II в Бени-Хасане (20 в до н.э.) - student2.ru  
Жанр, сюжет Ритуальная сцена
Образ Мастерство передачи человеческого чувства: вся группа плакальщиков объединена общим настроением, выраженным в позах, жестах и мимике. Ни одна фигура не повторяет другую: в горе руки то воздеты к небу, то простерты по земле, то заломлены над головой.
Композиция «Плакальщики» расположены по фризу, как в более ранних рельефах, но нет параллелизма фигур, равномерности интервалов. Теперь это не процессия, а толпа; фигуры теснятся, смешиваются, их ритм усложнился – одни согнулись, другие падают наземь, третьи запрокинулись назад. Основа композиционного построения – беспокойный ритм, выраженный в гибких движениях рук, то простертых вперед, то вскинутых кверху.
Материал, техника Углубленный рельеф. Движение резца – нервное и порывистое - передает экспрессию и напряжение. сочетаются линии очень сильно углубленные, подчеркнутые и легко проведенные, благодаря чему достигается беспокойная игра теней и усиливается ощущение пространственной сложности композиции.
Художественная манера Отмечается отступление от иконографического канона. Выразительность фигурам придает разнообразные движения рук, повороты фигур.
Бюст Нефертити (Ок. 1340 года до н.э., мастерская скульптора Тутмоса, из Амарны, ныне - Берлин. Египетский музей)     Портрет Нефертити в из раскрашенного известняка стал своего рода олицетворением современного Египта. Незавершенным остался портрет из кристаллического золотистого песчаника, овеянный дыханием жизни, юной красоты и гармонии. Бархатистая поверхность камня придает этому портрету особую мягкость. Гробница Хнумхотепа II в Бени-Хасане (20 в до н.э.) - student2.ru
Жанр портрет
Образ Изображена царица Нефертити, супруга Эхнатона в высокой короне. Гордая голова царицы на тонкой шее отличается совершенством черт лица, гармонией. Отмечается не только портретное сходство, но и стремление к точной детализации.
     

[1] Искусство Древнего Египта – М.: Директмедиа Паблишинг, 2004 – с. 66

[2] Искусство Древнего Египта – М.: Директмедиа Паблишинг, 2004 – с. 67

[3] Искусство Древнего Египта – М.: Директмедиа Паблишинг, 2004 – с. 252

[4] Всеобщая история искусств. (под. ред. Чегодаева А.Д.) , Т.1- М.: Искусство, 1956. - с.98

[5] Всеобщая история искусств. (под. ред. Чегодаева А.Д.) , Т.1- М.: Искусство, 1956. - с.117

[6] Всеобщая история искусств. (под. ред. Чегодаева А.Д.) , Т.1- М.: Искусство, 1956. - с.86

[7] Современный словарь-справочник по искусству/Научн. Ред. И сост. А.А. Мелик-Пашаев – М.: Олимп: ООО «Фирма «Издательство АСТ»», 1999 – с.638

Древнее царство.

В оформлении архитектурных сооружений Древнего царства применялась монументальная и декоративная скульптура и живопись, поливная керамика (полихромная плитка). В первой половине Древнего царства появились такие декоративные элементы, как пальмовидные колонны и колонны в форме связок нераспустившихся папирусов, в конце Древнего царства возник третий, основной тип египетской колонны – в виде связки бутонов лотосов. Например, в камерах погребального комплекса Джосера в Саккара (ок. 2680 года до н.э.). На глубине 30 м под основанием ступенчатой пирамиды находится несколько камер, соединенных коридорами. Воспроизводя элементы жилой архитектуры, некоторые из них декорировались с помощью облицовки стен небольшими голубыми плитками, воспроизводящими циновки.

В начале Древнего царства (нач. III тыс. до н.э.) архитектурные сооружения декорировались с преобладанием рельефных изображений, которые считались более долговечными, чем просто роспись. Однако эти рельефы трудно рассматривать как объемные произведения. Раскрашенные, они практически неотличимы от живописи. В Египте с самого начала сосуществуют две основные рельефные техники - барельеф и врезанный рельеф.

Изображение, выполненное в технике врезанного рельефа (углубленного рельефа) выглядело особенно контрастным при ярком солнечном свете, поэтому врезанный рельеф использовался преимущественно на наружных стенах храмов и гробниц.

Рельефы выполнялись как из камня, так и из дерева. Примером может послужить декоративное убранство гробницы Хесира (ок. 2680 года до н.э.). «В мастабе сановника Джосера Хесира находилось 11 ниш с деревянными панелями, из которых сохранилось только 6. Ныне они все хранятся в Каире. На всех панелях умерший изображен с прибором писца; по-видимому, этот титул был важнейшим в его титулатуре. В лице Хесира явно подчеркнуто портретное сходство. Иероглифы представляют собой маленькие шедевры - для древних египтян фигурное изображение и письменный знак были равнозначны»[3].

Круглая скульптура используется в комплексах гробниц и храмов. Это статуи номового божества, которые устанавливали в нишах часовен, расположенных во дворе для празднования ритуала обновления царской власти - хеб-седа. Например, статуя номового божества из Саккары (погребальный комплекс Джосера, ок. 2680 года до н.э.).

Появляется круглая скульптура в натуральную величину, изображающая царя. Например, сидящая статуя Джосера из Саккара (погребальный комплекс Джосера, ок. 2680 года до н.э.) , где он изображен в облегающем одеянии для хеб-седа. Первоначально статуя стояла в маленькой часовне у северной стороны ступенчатой пирамиды. Там она была обнаружена в 1924-25 годах.

Среднее царство.

В эпоху среднего царства основной тенденцией было сохранение художественных традиции Древнего царства. Значительно чаще применяли колонны, особенно в скальных храмах. «Это дало толчок развитию портиков и появлению залов, разделенных двумя рядами колонн на три нефа, с более высоким средним нефом. Наряду с ранее возникшими формами колонн – с каннелированными стволами, увенчанными прямоугольными абаками (протодорические колонны), появились колонны с капителями, украшенными рельефными головами богини Хатор …Новым в храмовом строительстве было появление и пилона, то есть оформления ворот в виде двух башен с узким проходом между ними. Перед храмом ставились два обелиска, верхушки которых покрывались ярко горевшей на солнце медью»[4]

Гробница Хнумхотепа II в Бени-Хасане (20 в до н.э.)

Основой декоративного убранства гробницы стала монументальная живопись, основной темой которой являются изображения животных и сцены охоты. Например, охота на берегах Нила: по воде в изогнутых ладьях движутся высокие и стройные фигуры охотников, вокруг них на деревьях с тончайшим кружевом прозрачной листвы изображено множество ярких птиц в нарядном оперении. Дикая кошка с мягкими вкрадчивыми движениями притаилась на упруго согнувшемся стебле лотоса среди нежных голубых цветов. Росписи отличаются декоративизмом, тонкостью колорита.

Новое царство (первая половина)

Наибольшее распространение в период Нового царства получил тип храма, ансамблевый характер которого был рассчитан на постоянную смену пространственных впечатлений. Фасад храма обращался к Нилу, от которого шла дорога, обрамленная по сторонам каменными сфинксами или овнами. Мерное повторение их фигур создавало спокойный ритм. Аллея сфинксов приводила ко входу - каменному пилону - грандиозной, сужающейся кверху в форме трапеции стене, разделенной узким проходом посередине. Перед пилоном воздвигались колоссальные статуи, обелиски.

Наши рекомендации