Гробница Хнумхотепа II в Бени-Хасане (20 в до н.э.)
Древнее царство.
В оформлении архитектурных сооружений Древнего царства применялась монументальная и декоративная скульптура и живопись, поливная керамика (полихромная плитка). В первой половине Древнего царства появились такие декоративные элементы, как пальмовидные колонны и колонны в форме связок нераспустившихся папирусов, в конце Древнего царства возник третий, основной тип египетской колонны – в виде связки бутонов лотосов. Например, в камерах погребального комплекса Джосера в Саккара (ок. 2680 года до н.э.). На глубине 30 м под основанием ступенчатой пирамиды находится несколько камер, соединенных коридорами. Воспроизводя элементы жилой архитектуры, некоторые из них декорировались с помощью облицовки стен небольшими голубыми плитками, воспроизводящими циновки.
В начале Древнего царства (нач. III тыс. до н.э.) архитектурные сооружения декорировались с преобладанием рельефных изображений, которые считались более долговечными, чем просто роспись. Однако эти рельефы трудно рассматривать как объемные произведения. Раскрашенные, они практически неотличимы от живописи. В Египте с самого начала сосуществуют две основные рельефные техники - барельеф и врезанный рельеф.
Изображение, выполненное в технике врезанного рельефа (углубленного рельефа) выглядело особенно контрастным при ярком солнечном свете, поэтому врезанный рельеф использовался преимущественно на наружных стенах храмов и гробниц.
Рельефы выполнялись как из камня, так и из дерева. Примером может послужить декоративное убранство гробницы Хесира (ок. 2680 года до н.э.). «В мастабе сановника Джосера Хесира находилось 11 ниш с деревянными панелями, из которых сохранилось только 6. Ныне они все хранятся в Каире. На всех панелях умерший изображен с прибором писца; по-видимому, этот титул был важнейшим в его титулатуре. В лице Хесира явно подчеркнуто портретное сходство. Иероглифы представляют собой маленькие шедевры - для древних египтян фигурное изображение и письменный знак были равнозначны»[3].
Круглая скульптура используется в комплексах гробниц и храмов. Это статуи номового божества, которые устанавливали в нишах часовен, расположенных во дворе для празднования ритуала обновления царской власти - хеб-седа. Например, статуя номового божества из Саккары (погребальный комплекс Джосера, ок. 2680 года до н.э.).
Появляется круглая скульптура в натуральную величину, изображающая царя. Например, сидящая статуя Джосера из Саккара (погребальный комплекс Джосера, ок. 2680 года до н.э.) , где он изображен в облегающем одеянии для хеб-седа. Первоначально статуя стояла в маленькой часовне у северной стороны ступенчатой пирамиды. Там она была обнаружена в 1924-25 годах.
Среднее царство.
В эпоху среднего царства основной тенденцией было сохранение художественных традиции Древнего царства. Значительно чаще применяли колонны, особенно в скальных храмах. «Это дало толчок развитию портиков и появлению залов, разделенных двумя рядами колонн на три нефа, с более высоким средним нефом. Наряду с ранее возникшими формами колонн – с каннелированными стволами, увенчанными прямоугольными абаками (протодорические колонны), появились колонны с капителями, украшенными рельефными головами богини Хатор …Новым в храмовом строительстве было появление и пилона, то есть оформления ворот в виде двух башен с узким проходом между ними. Перед храмом ставились два обелиска, верхушки которых покрывались ярко горевшей на солнце медью»[4]
Храмовый комплекс в Карнаке (16-15 вв. до н.э.)
Храм богини Мут (16-15 вв. до н.э., архит. Аменхотеп)
Идея храмовой дороги торжественных процессий воплощена средствами архитектуры, декоративного рельефа и монументальной скульптуры: центральная колоннада зала была продолжением колоннады, шедшей вдоль всего двора от пилона, и сливалась с кончавшейся у ворот храма аллеей сфинксов.
Поминальный храм Рамсеса II
("Рамессеум", ок. 1294 - 1213 до н.э., архит. Пенра)
В первом дворе храма стояла колоссальная статуя царя - монолитная скульптура, весившая 1000 тонн и имевшая около 20 м в высоту. Построив этот двор и входной пилон, Рамсес II значительно расширил храм Амона, возведенный при Аменхотепе III. Теперь его длина составляла 254 м.
Первоначально второй двор был украшен северной и южной колоннадами, а также портиками с осирическими столбами вдоль восточной и западной сторон. Ныне стоят только остатки осирических столбов с северной стороны. Трем проходам гипостиля соответствуют три пандуса (видны два). Центральный пандус фланкирован сидящими статуями Рамсеса II. От правой сохранилась лишь голова, от левой - торс и ноги.
Интерьеры. Возрастает роль колонн в оформлении интерьеров. Средние, более высокие проходы гипостилей оформлялись колоннами в виде раскрытых цветов папируса, для боковых проходов сохранились колонны в виде связок нераспустившихся стеблей. Эти гипостили изображали нильские заросли, где расцветшие стебли папирусов возвышаются над еще не успевшими распуститься. Общая символика храма - дом бога солнца, рождающегося из цветка лотоса. Над дверью пилона изображается крылатый солнечный диск.
«Стремление придать зданию возможно большую пышность привело к перегруженности: тяжесть огромных перекрытий вывала увеличение объема колонн и слишком частое их расположение, рельефы и тексты начали покрывать не только стены, но и стволы колонн»[5].
Анализ произведений
Писец Каи (ок. 3000 до н.э.) | |||
Жанр | Портрет | ||
Образ | Уверенно очерченное лицо с характерными тонкими, плотно сжатыми губами большого рта, выступающими скулами, слегка плоским носом. Подчеркнуты особенности внешности, вызванные родом деятельности. | ||
Композиция | В композиции отражена основная деятельность писца. Следование иконографическому канону изображения сидящей фигуры. | ||
Материал, техника | Скульптура выполнена из природного камня, глаза инкрустированы, что придает жизненность и выразительность портрету | ||
Художественная манера | Точное соблюдение канонов. Правдивость в изображении портрета, особенностей фигуры; тонкая моделировка объемов рук, спины. | ||
Стела вельможи Хенену (Ок. 1995 - 1983 до н.э., правление Ментухотепа, III,ГМИИ им. А. С. Пушкина) | |||
Жанр | портрет, ритуальные изображения и тексты. | ||
Образы | Изображены вельможа Хенену и его жена | ||
Композиция | Изображение умершего с женой перед жертвенным столом занимает значительно меньшую часть стелы. Все остальное - текст жертвенной формулы, в которой умерший обращается к богам с просьбой даровать ему в загробном мире все самое необходимое для благополучного существования. | ||
Материал, техника | Известняк 119х78 см | ||
Колорит | |||
Художественная манера | Декоративизм подчеркивается сочетанием изображений фигур и надписей. | ||
«Сельский староста» (Портрет принца Каапера, середина 3тыс. до н.э.) | |
Жанр | Портрет |
Образ | Индивидуальное лицо с мягкими, незаметно переходящими одна в другую линиями, с круглым подбородком, сравнительно некрупным носом, пухлым ртом и небольшими, мастерски изображенными глазами. «Жизненная правдивость этой статуи такова, что не случайно работавшие на раскопках у Мариэтта феллахи, обнаружив статую Каапера в его гробнице, закричали «Да ведь то наш сельский староста!»…Отсюда происходит прозвище «сельский староста», под которым эта статуя известна в науке».[6] |
Композиция | Следование иконографическому канону изображения стоящей фигуры. Торжественная монументальная поза, свидетельствующая о высоком происхождении изображенного. |
Материал, техника | Дерево, возможно подкрашенное. |
Художественная манера | Реализм в изображении немолодого человека. Отсутствие идеализации образа царевича. Тщательная проработка портрета и пластики тела: большой живот, полные руки и плечи. |
Большой сфинкс пирамиды Хафра в Гизэ | |
Жанр | Мистический портрет с элементами анималистики |
Образ | фантастическое существо с туловищем льва и портретной головой фараона Хафра, символизирующее сверхчеловеческую божественную сущности фараона. В образе присутствуют символы власти фараона - на голове сфинкса надет царский полосатый платок, на лбу высечен урей, под подбородком искусственная борода. |
Композиция | Является частью комплекса пирамид в Гизэ. «Сфинкс расположен на западном берегу Нила (запад, страна заката солнца – область мертвых), но обращен лицом к восходу солнца, символизирующему начало нового цикла жизни».[7] Композиция монументальная, статичная. Высота сфинкса составляет 20 м, длина — 57 м, лицо имеет 5 м в высоту, нос — 1,70 м. Между передними лапами помещалась молельня, где на гранитной плите был изображен сфинкс с надписью "Гор в блеске". |
Материал, техника | Основу составляет естественная известняковая скала, которая по всей форме напоминала фигуру лежащего льва и была обработана в виде колоссального сфинкса, недостающие части были добавлены и соответственно обтесанных известняковых плит. В настоящее время имеет серьезные утраты: левый глаз, щека, нос и часть волос повреждены (голова сфинкса служила мишенью для стрельбы ядрами и сильно пострадала). |
Колорит | Еще в начале 20 в. на поверхности камня, из которого был выполнен сфинкс, обнаружены следы красок, что свидетельствует о его возможном раскрашивании. Лицо было окрашено в кирпично-красный цвет, полосы платка были синие и красные. |
Художественная манера | Лицо Сфинкса передает основные портретные черты фараона Хафра, несмотря на высокую степень обобщения. |
Палетка царя Нармера (ок. 3100 г. до н.э., 0 династия) Полностью сохранившаяся плита является кульминацией развития монументальных рельефных палеток Додинастического периода. | |
Жанр | Исторический жанр с элементами мистических изображений. Сделана в память победе южного Египта над северным и объединения долины Нила в единое государство. |
Образы | Верхнюю часть украшают головы коровы - небесной богини Хатхор, - между которыми вписано царское имя. В остальной части палетки, разделенной на регистры, представлено завоевание Нижнего Египта царем Нармером. Царь в короне южного Египта убивает северянина, внизу – убегающие северяне, на другой стороне наверху – торжество по случаю победы: царь в короне побежденного Севера идет с приближенными смотреть на обезглавленные трупы врагов, средний ярус – ритуальная сцена, внизу – царь в образе быка, разрушающий вражескую крепость и топчущий врага. |
Композиция | Новые черты – каждая сцена является законченным целым и в то же время частью общего замысла памятника. Помимо регистрового построения, которое будет принято в дальнейшем как каноническое правило, здесь впервые встречается комбинация в одной человеческой фигуре двух точек зрения - профильной и фронтальной - основополагающего принципа египетской изобразительности. |
Материал, техника | Шиферная плита размером 64 х 42 см, покрытая с двух сторон рельефом |
Художественная манера | Сочетание приемов, характерных для нового искусства (реализм в пропорционировании фигур, точная передача мышечной массы, изображение атрибутов власти) и традиционных для додинастического периода. |
«Зодчий Хесира» (Около 2680 г. до н.э., Каир. Египетский музей) В мастабе сановника Джосера Хесира находилось 11 ниш с деревянными панелями, из которых сохранилось только 6. Ныне они все хранятся в Каире. На всех панелях умерший изображен с прибором писца; по-видимому, этот титул был важнейшим в его титулатуре. | |
Жанр | Портрет |
Образы | Изображен сановник Джосера Хесира. В лице Хесира явно подчеркнуто портретное сходство. Иероглифы представляют собой маленькие шедевры - для древних египтян фигурное изображение и письменный знак были равнозначны. |
Композиция | Фигура изображена в полный рост в соответствии с иконографическим каноном - развернутые широкие плечи, узкие бедра в профиль, густая шапка волос, лицо в профиль, глаз в фас. |
Материал, техника | Рельеф из дерева, плоский, почти не выступает над поверхностью стены. Силуэт фигуры ясен и графичен. |
Художественная манера |
Рельеф «Плакальщики» (14 в. до н.э.) | |
Жанр, сюжет | Ритуальная сцена |
Образ | Мастерство передачи человеческого чувства: вся группа плакальщиков объединена общим настроением, выраженным в позах, жестах и мимике. Ни одна фигура не повторяет другую: в горе руки то воздеты к небу, то простерты по земле, то заломлены над головой. |
Композиция | «Плакальщики» расположены по фризу, как в более ранних рельефах, но нет параллелизма фигур, равномерности интервалов. Теперь это не процессия, а толпа; фигуры теснятся, смешиваются, их ритм усложнился – одни согнулись, другие падают наземь, третьи запрокинулись назад. Основа композиционного построения – беспокойный ритм, выраженный в гибких движениях рук, то простертых вперед, то вскинутых кверху. |
Материал, техника | Углубленный рельеф. Движение резца – нервное и порывистое - передает экспрессию и напряжение. сочетаются линии очень сильно углубленные, подчеркнутые и легко проведенные, благодаря чему достигается беспокойная игра теней и усиливается ощущение пространственной сложности композиции. |
Художественная манера | Отмечается отступление от иконографического канона. Выразительность фигурам придает разнообразные движения рук, повороты фигур. |
Бюст Нефертити (Ок. 1340 года до н.э., мастерская скульптора Тутмоса, из Амарны, ныне - Берлин. Египетский музей) Портрет Нефертити в из раскрашенного известняка стал своего рода олицетворением современного Египта. Незавершенным остался портрет из кристаллического золотистого песчаника, овеянный дыханием жизни, юной красоты и гармонии. Бархатистая поверхность камня придает этому портрету особую мягкость. | ||
Жанр | портрет | |
Образ | Изображена царица Нефертити, супруга Эхнатона в высокой короне. Гордая голова царицы на тонкой шее отличается совершенством черт лица, гармонией. Отмечается не только портретное сходство, но и стремление к точной детализации. | |
[1] Искусство Древнего Египта – М.: Директмедиа Паблишинг, 2004 – с. 66
[2] Искусство Древнего Египта – М.: Директмедиа Паблишинг, 2004 – с. 67
[3] Искусство Древнего Египта – М.: Директмедиа Паблишинг, 2004 – с. 252
[4] Всеобщая история искусств. (под. ред. Чегодаева А.Д.) , Т.1- М.: Искусство, 1956. - с.98
[5] Всеобщая история искусств. (под. ред. Чегодаева А.Д.) , Т.1- М.: Искусство, 1956. - с.117
[6] Всеобщая история искусств. (под. ред. Чегодаева А.Д.) , Т.1- М.: Искусство, 1956. - с.86
[7] Современный словарь-справочник по искусству/Научн. Ред. И сост. А.А. Мелик-Пашаев – М.: Олимп: ООО «Фирма «Издательство АСТ»», 1999 – с.638
Древнее царство.
В оформлении архитектурных сооружений Древнего царства применялась монументальная и декоративная скульптура и живопись, поливная керамика (полихромная плитка). В первой половине Древнего царства появились такие декоративные элементы, как пальмовидные колонны и колонны в форме связок нераспустившихся папирусов, в конце Древнего царства возник третий, основной тип египетской колонны – в виде связки бутонов лотосов. Например, в камерах погребального комплекса Джосера в Саккара (ок. 2680 года до н.э.). На глубине 30 м под основанием ступенчатой пирамиды находится несколько камер, соединенных коридорами. Воспроизводя элементы жилой архитектуры, некоторые из них декорировались с помощью облицовки стен небольшими голубыми плитками, воспроизводящими циновки.
В начале Древнего царства (нач. III тыс. до н.э.) архитектурные сооружения декорировались с преобладанием рельефных изображений, которые считались более долговечными, чем просто роспись. Однако эти рельефы трудно рассматривать как объемные произведения. Раскрашенные, они практически неотличимы от живописи. В Египте с самого начала сосуществуют две основные рельефные техники - барельеф и врезанный рельеф.
Изображение, выполненное в технике врезанного рельефа (углубленного рельефа) выглядело особенно контрастным при ярком солнечном свете, поэтому врезанный рельеф использовался преимущественно на наружных стенах храмов и гробниц.
Рельефы выполнялись как из камня, так и из дерева. Примером может послужить декоративное убранство гробницы Хесира (ок. 2680 года до н.э.). «В мастабе сановника Джосера Хесира находилось 11 ниш с деревянными панелями, из которых сохранилось только 6. Ныне они все хранятся в Каире. На всех панелях умерший изображен с прибором писца; по-видимому, этот титул был важнейшим в его титулатуре. В лице Хесира явно подчеркнуто портретное сходство. Иероглифы представляют собой маленькие шедевры - для древних египтян фигурное изображение и письменный знак были равнозначны»[3].
Круглая скульптура используется в комплексах гробниц и храмов. Это статуи номового божества, которые устанавливали в нишах часовен, расположенных во дворе для празднования ритуала обновления царской власти - хеб-седа. Например, статуя номового божества из Саккары (погребальный комплекс Джосера, ок. 2680 года до н.э.).
Появляется круглая скульптура в натуральную величину, изображающая царя. Например, сидящая статуя Джосера из Саккара (погребальный комплекс Джосера, ок. 2680 года до н.э.) , где он изображен в облегающем одеянии для хеб-седа. Первоначально статуя стояла в маленькой часовне у северной стороны ступенчатой пирамиды. Там она была обнаружена в 1924-25 годах.
Среднее царство.
В эпоху среднего царства основной тенденцией было сохранение художественных традиции Древнего царства. Значительно чаще применяли колонны, особенно в скальных храмах. «Это дало толчок развитию портиков и появлению залов, разделенных двумя рядами колонн на три нефа, с более высоким средним нефом. Наряду с ранее возникшими формами колонн – с каннелированными стволами, увенчанными прямоугольными абаками (протодорические колонны), появились колонны с капителями, украшенными рельефными головами богини Хатор …Новым в храмовом строительстве было появление и пилона, то есть оформления ворот в виде двух башен с узким проходом между ними. Перед храмом ставились два обелиска, верхушки которых покрывались ярко горевшей на солнце медью»[4]
Гробница Хнумхотепа II в Бени-Хасане (20 в до н.э.)
Основой декоративного убранства гробницы стала монументальная живопись, основной темой которой являются изображения животных и сцены охоты. Например, охота на берегах Нила: по воде в изогнутых ладьях движутся высокие и стройные фигуры охотников, вокруг них на деревьях с тончайшим кружевом прозрачной листвы изображено множество ярких птиц в нарядном оперении. Дикая кошка с мягкими вкрадчивыми движениями притаилась на упруго согнувшемся стебле лотоса среди нежных голубых цветов. Росписи отличаются декоративизмом, тонкостью колорита.
Новое царство (первая половина)
Наибольшее распространение в период Нового царства получил тип храма, ансамблевый характер которого был рассчитан на постоянную смену пространственных впечатлений. Фасад храма обращался к Нилу, от которого шла дорога, обрамленная по сторонам каменными сфинксами или овнами. Мерное повторение их фигур создавало спокойный ритм. Аллея сфинксов приводила ко входу - каменному пилону - грандиозной, сужающейся кверху в форме трапеции стене, разделенной узким проходом посередине. Перед пилоном воздвигались колоссальные статуи, обелиски.