Ит т эпохи возр, ком дель арте
Ит т эпохи возр, ком дель арте
Возник раньше, чем в других странах (торговые пути).
2 напр:
1. Творчество писателей гуманистов (подраж антич авторам)
Писали в 3х жанрах: трагедии (подраж еврипиду), комедии(подраж плавту) и пастораль(вергилию; идеализир пастухи и пастушки).
Пампоний Лето пердложил сыграть пьесу плавта – известность, для пуб силами студ – перевод на мест язык – написать, подражая ему.
Никола Макиавелли – мандрагора – старый, бог, глупый мессер ниче с женой лукрецией. В нее влюб юноша – клемак, его слуга – легурио – изворотлив, она становится женой клемака.
Силио (построен палладио) – т. олимпико – своя схема т: перспектив дек и задники, задняя сцена с наклоном, просцений – игра акт, зрит зал в форме амфитеатра. 3 типа дек: для трагедий(храмы, триумф арки), для комедий (трактиры, гор площадь), для пасторалей (зел леса, ручейки). Буантолетти – вращающиеся трехгранники – смена на кулисы, зрит зал – на ярусный, использ трюмы и колосняки.
2. Ком дель арте
Ит импровиз т масок, возник в сер 16 в. В основе нет пьесы, сценарий складывается стихийно за счет персонажей-масок: слуг, влюбленных и господ. Слуги: бригелла (весельчак, интриган, в городе давно), арлекин (ребячливый, добродушный, невезучий, в городе недавно), серветта (знает себе цену, остроумная, энергичная). Господа: панталоне (тучный, жадный, влюбчивый кузнец – венецианец), капитан (хвастун, трус, испанец, неополитанский диалект), доктор(лже-ученый, болтун, тупица, внушает уважение, балонский акцент). Влюбленные (масок не носили, нет индивидуальности). Влюб хотят соединиться, им мешают господа, а слуги помогают. Всю жизнь – 1 перс, у каж свой диалект (слуги – бергамский, господа – у каж свой, влюб – тосканский). Одежда – у слуг холщовая подпояс рубашка, штаны и солом шляпа (арлекин – на штанах и рубахе голуны, все в заплатах;серветта – широк юбка), у господ панталоне в крас штанах и рубашке, бел чулках и чер плаще, доктор – весь в черном с белым жабо и широкопол шляпой, капитан –полувоен костюм исп покроя, шпага. Влюб – одеты по моде.зрелищно, динамично. Дек – гор улица с 2мя рядами домов, обяз с балконом и окном, послед ряд с перспектив уходом. 200 лет, последние 100 в глубоком кризисе.
Англ т эпохи возр. Т. сцена. Актеры.
Новая власть после войны алой и белой розы – тюдоры, генрих 8м и елизавета 1я система абсолютизма- бурное эконом развитие, жесточайшие законы – против бродяг (почти против актеров).
Акт – катаются туда-сюда, поэтому бродяги, спасают аристократы – слуги-статус. Арх – пост т здание – бербедж «т», потом – роза, лебедь, фортуна, глобус.за городом – вне юрисдикции гор властей. Мог прийти любой, билеты – при входе.
2 типа т:
1. Товарищество на паях (глобус)
2. 1 антрепренёр во главе(роза - ген сло).
Огромные, круг, восьмигр или квадр. Нет крыши, тнебольшое прикрытие над сценой – освещение, осн часть публики стояла в партере, окружая сцену с 3х сторон. Вдоль стен – 2-3 галереи с сидяч местами. Самые знатные – прямо на сцене.
Сцена, 3 части:
1. Передняя – пустая, бутафория
2. Задняя – отделялась от пер 2мя колоннами, между ними – занавес
3. Верхняя – балкон над задней. Для историч хроник (стены замка), венчала – башня для разговоров из окна
Декорации примитивные, подземный ход под зрит залом и сценой – гримерные. Костюмы – богатые, но не исторические. Труппа 8-14 чел, женщин играли мальчики. Ведущ траг акт – ричард бербедж (сын), ведущ ком акт – кемп.
П-од творч шексп
Оптимистический - светл восприятие жизни, верит в природ доброту человека, в создание гармонич общества. Преобл 2 жанра: историч хроники и комедия. Ист хрон- попул жанр. В совокупности- многоакт пьеса, сост из истории Англии. В центре- конфликт корол власти с феодал баронами. Оптимис, хотя много крови. Славят торжество един государства над средневек распрями. Ищет свой вар идеальн короля- высок мораль и госуд кач-ва, любит народ и любим им.
Группы ист хрон:
1.Генрих 6 - 3 ч., 5 акт пьеса. Ричард 3- период войны Алые Белые розы. 1455-1485. Генрих- неплохой челов, но слабый политик, убьют. Рич- высокие госуд кач-ва, но аморален, убит сподвижниками
2. Генрих 4 - 2 ч., Генрих 5 - до войны Ал и Бел роз. Ген 4- не идеал и гос кач-ва и морал, к власти пришел через убийство. Ген 5- идеал король гос и мораль.
Группы комедий. Много радости, веселья, любви
Комедия ошибок (Плавт)
"Укрощение строптивой" в основе пьеса неизвестного автора. Гл мысль-женщина должна подчиняться. У богат горожанина 2 дочери- катарина, бьянка. У бьянк старш-плох характер. Отец выдаст младшую после старшей. Петруччо- все равно, деньги. Поединки продолжаются всю пьесу, любовь. 3 брака свадебный пир. Гортенз-вдова, катер-лукренций. Спорят, чья жена лучше. Бьянка выигрыв. фин монолог, признание в любви.
"Сон в летнюю ночь" про любовь. Елена, Диметр, Елицатра, Тесей....пародия на Ромео и Джульетта
"Много шума из ничего", "12 ночь" и др. "Ромео и Джульетта"- трагедия,но радостный мир, комед образы, обстановка.
П-од творч шексп
Трагич пер, великие трагедии. Мировоззрение Шекс меняется- в мире торжествует зло. Королева казнила его друга- его герои обречены.
Гамлет(1600-1602) сюжет из латин хроник 12 в. Принц Алет мстит дяде за смерть отца. Обречение жест мира- не было.
Гамлет- типич гуманист. Шекс пишет о своем времени. Все его пьесы мог напис только Гамлет. Счит, Гамлет- трагедия прозрения. Гуманист, верит в добр людей. Отец Гам- пример. Все рушится, отца убив брат. Предательство-мать выходит за него. Появляется тень отца Г. Треб от Г мести, но не делать зла королеве. Г начин разыгр сумашествие. Полоний Офелии запрещ общаться. Артисты пьеса "мышеловка"- Клав знает пьесу, выдает себя, нет сомнений, он убил. Разгов Г и матери подслушивает Полоний. Г убив его, тк дум, что это Клавдий. Г популяр, Клав боится его убивать- отправляет в Англию с Гильденстерном и Розенкранцем, их казнили. Офелия сошла с ума, умерла. Г вернулся на похороны. На могиле-стычка Г и Лаэрта. Поединок. Лаэрт с королем, вино, заговор. Отрав клинок. Королева выпив, Клав не делает попыток остановить ее. Она все понимает. Г убивает Лаэрта, Клав, себя. Г- не знает реал мир.
Отелло (1604-1605)
Первоисточник- новелла Джиральди Чантио о ревнивце мавре и злодее-поручике. Расистская пьеса.
Шекс писал пьесу о столкнов гуман мировоззрений эпохи возрожд с бесчелов индивидуал-м нов врем. В пьесе 2 гл г. Отелло и Яго. Гуманизм и бесчеловеч. Благород доверчивый мавр- вера в людей. Дездемона для него не просто возлюблен, она идеал. В ней он обрел гармонию. Она убежд его в его правоте веры в людей. Яго- философ зла. Убежден в своем праве на подлость. Величественные идеи времени в его устах аморальны. Яго счит, что люди - животные, миром правит выгода. Поливае грязью челов-во, чтобы оправдать свою низость. Но мавр не укладывается в его схему жизни. 2 пути: призн, что Яго не прав; доказ, что Отелло животное. Интрига. Отел сопротив клевете. Яго просчитался-он пробуд в От не зло, а ненависть ко всему злому. Отелло берет на себя функцию судьи. Когда узнает, что Дездем не виноват- убив себя.
"Король Лир" 1605-1606
Первоисточ- произв Гольфрида Монмутского "история королей Британии". Все кончилось благополуч, у Шекс- обречен жестокого мира. Все против всех. Король Лир-эгоист, треб от дочерей Регана, Гонерилья, Корделия признаться в любви публично. 2 первые рассыпаются в признаниях. Младшая не понимает признания публично. Лир делит наследство. Лир в ярости не дает ей ничего. Гов, что будет жить у дочерей. Король Франц, герцог Бурбонс-ушел, тк у нее нет денег. Франц берет в жены. Дочери не заинтерес в отце, тк нет денег. Франц войско высаж в Британии, чтоб возврат его на трон, ее убивают. Лир прозрел, что она его любила, умирает.
"Макбет" 1605-1606
П-од творч шексп
Жить без надежды невозможно, нет сил бороться со злом, пишет сказки. Добро побежд всегда. Пьесы:
"Цимбелин"- зимняя сказка
"Буря"- посл пьеса Шекс- некое завещание. Действ происх на фантаст острове, где правит бывш герцог Милана -Прóсперо. Мудрец, волшебник. У него волшеб книга, жезл. С ним на о-ве живет дочь Миранда. Просперо подчиняются духи: Арель(дух начало) и Калибан (груб зверь). Ему подвластны стихии природы. Мимо о-ва проплыв корабль с врагами - его брат Антоний, король Неаполя, Алонза, сын- Фердинанд. Просперо насыл на кораб бурю. Пассажирам кажется, что они тонут, но они оказываются на о-ве Прос. Вместе с ними приходит зло, но оно бессильно на о-ве. П насыл на них безумие и вылечив своей магией. В фин все возвращаются на больш землю. Просп отпускает Арель, заточает Калибан на о-ве, уничтожает книги и жезл. Лирическ линия- Фердинанд и дочь Про любят друг друга.
Театр при петре 1
Не имеет никакой связи с театром при алексее михайловиче. Главные цели:1. общественно политические(пропаганда идеи Петра). 2. Просветительская (знакомство русского зрителя с культурой западной европы)
В 1697 в западную европу отправляется великое посольство, в кот инкогнито под именем пертра михайлова.. По возвращению в москву он решает организовать театр,т.к понимет его силу, он в 1701 посылает своего представителя в западную европу, что бы тот привез театр. Летом 1702г в москву приезжает немецкая труппа иоганна кунста, кот начинает играть на немецком языке спектакль в доме адмирала лефорта. Петр приказывает посторить спец театр здание "комедиальную храмину" на красной площаде. К нач 1703г здание достроено, но кунст умирает и во главе труппы становится отто фюрст. Фюрст набирает русскую труппу и работают обе труппы. Посещался театр плохо. Фюрст не выполняет пожелания петра и 31 мая 1706г петр театр закрывает. Фюст и немецкая часть труппы домой, а русскую часть труппы берет под покровительство сестра царя наталья алексеевна, кот перевозит театр в свой дворец в преображенском. Когда петр переводит столицу в питер, наталья алексеевна приказывает построить театр рядом со своим дворцом и переводит его туда. Ее Театр общедоступен всем и бесплатен. Ходили плохо из-за отсутствия привычки к театру и неудобное расположение. Петр делает еще одну попытку организовать театр в питере и в 1719г в питер презжает труппа антрепринера манна. Труппа оказывается слабой и долго не задерживается в питере, больше петр попыток организации делать не стал. В петровскую эпоху был заложен фундамент русского театра. Перед театром впервые начинаю ставиться общественно политические и просветительские задачи, появляются первые русские актрисы и антрепринеры. После смерти петра театр существует в след формах: школьный, любительский и театр для городских низов.
Учреждениев 1756 русского гос т, творч волкова
К середине 18 века в россии бурная театральная жизнь при дворе, сменяя друг друга, гастролируют первоклассные зарубежные коллективы. Появляется первый театральный критик.
И устраивает представление для городских низов(иван лушин, ванька каин, кандратий банкуров) Правительство решает взять театральную жизнь под свой контроль. В 1750г елизавета вторая издает 1 указ о театре, в нем она разрешает ус-ва в частных домах вечеринок с игранием комедии. Тут же вводит первый цензурный запрет "показ на сцене духовных лиц". Правительство ищет русскую труппу, кот станет основой гостеатра. В поисках обращает на себя внимание ярославская группа любителей под руководством Федора Григорьевича Волкова.
Волков 1729-1763.
Великий русский актер, отец русского театра.
Родился в Костроме в семье купца, переезжает в Ярославль, учиться в яросл. семенарии. В 1746 по торговым делам едет в петербург, знакомиться там с театром. В 1748 возвращается для приема наследства после смерти отчима купца Полушкина. Собирает группу сверстников и организовывает театр. Летом 1750 начинает играть в кожевинном амбаре. Одноременно приступает к строительству спец театр здания, в начале 51г достраивает и спектакли идут уже там.там их замечает чиновник из петербурга.
18 фев 1752 они выступают перед двором в зимнем дворце в питере, но некоторых решили оставить и подучить в шляхетском кк.
После нескольких лет обучения 30 авг 1756, императрица издает указ об учреждении русского гос театра. Директором назначили александра сумарокова. Ведущий актер №1 волков федор, в дальнейшем он стал директором. Женщин в труппе не было, первая актриса появилась через год в 57. Располагался театр в головинском каменном доме на васильевском острове недалеко от кадетского корпуса. Театр обслуживал широкие слои городского населения, был типичным театром классицизма, пропагандировал идеи подчинения человека долгу а не чувству, идеи патриотизма. Требовал от царя и дворян максимум добродетелей. Вед актер волков отступал от канонов классицизма, утверждал правду переживания на сцене, хорошо играл трагические и комические роли.
В 1763г при каронации екатерины волков поставил уличный карнавал "торжествующаая минерва". Умер волков 5 апреля от восполения легких.
Художники мир искусства и т
Художники группы «Мир искусства» сплотились вокруг Бенуа. В их театральной концепции главенствует установка на «стиль». Стиль- идеальная мера и пропорция идеально выдержанной условности. С Дягилевым Бенуа развивает активную деятельность, чтобы повлиять на судьбу императорских театров. Они продвигали группу «Мир искусства» в казенные театры, стремясь обновить постановочные принципы и весть облик оформления. В 1900г Бенуа сочиняет балет «Сильвия» и привлекает к написанию декораций и костюмов Серова, Бакста, Лансере. 1903 г Бенуа ставит «Гибель богов» Вагнера, 1904 год Бакст ставит «Эдип в Колонне» Софокла, 1902г «Ипполита» Еврипида, в Александринском театре. Наиболее активная сценическая практика «мир искусства» после 1907-8гг.
Стремятся возродить формы большого спектакля, вернуть ему силу зрелищности, аромат старой сцены. Мастера «М.И.» принесли в т изысканное графическое мастерство, тонкое проникновение в дух времени, умение передать дыхание минувших столетий.
Каждый из художников умел показать любимые эпохи в индивидуальном зрелищном аспекте, тонком рафинированном колорите, изысканной точности обстановки и костюмов.
При подготовке спектакля вникали в мельчайшие детали постановки. Создавали эскизы, подбирали музыку, учавствовали в режиссуре спектаклей.
Осуществляли свои замыслы в МХТ , в дягилевской антрепризе.
Сближение с МХТ произошло в тот момент, когда репертуарная линия т начинала ориентироваться на классику. В реализме МХТ им было дорого глубокое и точное постижение драматургического замысла, широкое освещение исторического фона, поиски художественно пережитой правды.
В конце 1908 г руководство МХТ решает принимать решительные шаги, чтобы сблизиться с «м.и.», в которых Станиславский видит «Лучших и наиболее нужных для нас художников». Переговоры ведутся через Добужинского. С начала 1910г Бенуа, Рерих, Добужинский и Кустодиев переходят в МХТ. Оказались идеальными интерпретаторами узкого круга сюжетов, к которым у них были пристрастия. В своих декорациях они давали детальный и тонкий художественный облик эпохи. Стиль, который не противоречил эпическому повествовательному характеру постановок театра. Особенно работой с МХТ увлекся Бенуа.
БЕНУА. Главную задачу современной сцены видит в синтетичности, строгой соподчиненности всех элементов спектакля. Он отверг самоценную живописность оформления. Мечтал показать на сцене МХТ худож ретроспективные картины ушедших эпох, воплощая их в статично-замкнутой композиции, в колорите, где звучат забытые и оживленные им оттенки. Бенуа радуется каждому художественному раритету. (ночному колпаку эпохи Людовика 14 в пьесе «Мнимый больной»). 13г «Брак поневоле», «Мнимый больной»,14г «Хозяйка гостиницы»Гольдони, 15г «Маленькие трагедии» Пушкина.
ДОБУЖИНСКИЙ. Ближе всех подошел к методу психологического реализма МХТ. Он стилизует старинный дворянский быт, передает лирическую красоту русского усадебного ампира. Сияние ровного рассеянного света, звучание чистых тонов, гармоничные членения пропорций, очерченной, спокойной, твердой и чуть холодноватой линией. Графический стиль Добужинского ясен и отточен. Выделяет кульминационные моменты сюжета, обнажает остроту конфликтов глубины человеческих переживаний. В декорацию вводит нервную угловатость, резкую выразительность современной графики. Любимый автор-Тургенев.
«Месяц в деревне» 10г, «Нахлебник» 12г, «Где тонко, там и рвется» «Провинциалка» 13г.
РЕРИХ. «Пер Гюнт» 12г КУСТОДИЕВ. 14 г «Смерть Пазухина» Салтыкова-Щедрина.
Дягилевские сезоны в париже
1909г в Париже в театре Шателит открылись дягилеские сезоны. Спектакли русского балета вызвали восторг в Париже, Лондоне,Берлине и Вене, Будапеште и Мадриде. Постановки русской труппы привлекали слиянием музыки, живописи и танцев. Главенствующие- живопись и танец. В рус балетах раскрылось своеобразие творчества мастеров Бенуа, Бакста, Головина, Рериха и художников более молодого поколения (Судейкина, Ларионова, Гончаровой).
Первый этап. 1909-12гг связан с деятельностью мастеров «Мира искусства» . В балете миру ис-тва виделось обаяние утраченной высокой театральности столь дорогой в старинном спектакле, который они стремились вновь возродить на сцене. Бенуа мечтал о коренной реформе всего постановойного дела, о преобразовании костюма, обновлении старой сценической техники, новом типе театра. У мира ис-тва появилась идея показать рус балет за границей, воплотил идею С.П.Дягилев.
В спектаклях дягилевских сезонов живо-пластическое начало стало ведущим. Художники-декораторы вовлечены в сферу балетной режиссуры. Хореографические открытия Фокина и Нижинского рождались под влиянием Бакста, Бенуа, Рериха. Бакст отрабатывал каждый жест Фавна Нижинского («Послеполуденный отдых Фавна»). Добужинский пишет либретто балета «Бабочки». Рерих принимает участие в создании «Весны Священной» Стравинского.
Дягилевские сезоны открыл балет «Павильон Армиды» Фокина и Бенуа . Бенуа в этой постановке хотел возродить блистательное великолепие Франции 18 века, выразить восхищение п-одами барокко и рококо. Пышность придворных празднеств с церемониальной размеренностью старинных танцев сочетается с импровизационными трюками , каскадом увлекательных игровых шуток . В оформлении мотивы Франции 17-18 в, старинная шпалера. 1-я картина: павильон с барочной лепниной, под балдахином старый гобелен , на кот изображены влюбленный Ренальдо и Армида. Наступает полночь- оживают герои, сады Армиды, деревья переднего плана смыкают кроны, сквозь зеленые арки открывается перспектива парка с ротондой в глубине. Сочный тон деревьев постепенно затухает, становясь сизо-синей. В рисовке костюмов Бенуа придерживается форм франц придворного костюма 18 столетия.
1911г «Петрушка» Стравинского. Бенуа окунулся в мир народных гуляний. Бенуа сочиняет либретто , вместе с Фокиным разрабатывает характерные мизансцены , красочность народн гуляний воскресает в первой картине: Петербургские балаганы. Художник обрамляет сцену декоративн порталом, расцвеченным наивными аляповатыми узорами. В глубину сцены тянутся лавки торговцев, из ближн балагана выходит волшебник Бородач, зазывает народ , согласно кивают головами деревянная коза и долговязый журавль. Вертится нарядная карусель , веселится народ. Характерные танцы кормилиц, кучеров, ряженных врываются четкие механические па Балерины, надламывающиеся и как бы срывающиеся ритмы Петрушки. Жанровость русской графики40х гг, нарядная красочность ампирной игрушки и простая декоративная рус лубка. «Петрушка»-самое совершенное творение Бенуа. В нем с наибольшей ясностью раскрылся сценический метод Бенуа. Сочет на сцене сюжетную повествовательность с чисто живописными эффектами, найденными тонко и умно. Бенуа с одинаковым совершенством работает над различными темами, легко переходит от лубочных дек «Петрушки» к стилизации старо-китайской живописности «Соловья», к призрачности иллюзорной «Жизели» или «Сельфид».
Бенуа стремился передать аромат произведения в законченной сценической форме, умел произвести к единству документально -исторические и образно-художественные элементы спектакля. Всесторонняя театральная образованность-главная сила Бенуа.
Бакст навсегда связал свою судьбу с дягилевскими сезонами, где был декоратором до 20хгг.Стиль-броская резкость, контрастные сочетания цвета, стилизованная орнаментика. Дягилев делал главную ставку на Бакста. «Нужно, чтобы вещь вызывала у зрителя невольное ох» (Бакст). Он не был музейно-точным. Влюблен в критскую к-ру и Древню Грецию, персидский Восток, русский поздний ампир. Он не погружался в эти эпохи безраздельно, смотрел на них взором современного декоратора. Бакст стилизует смело, изысканно и вольно. «Шехерезада» 1910г. Возрождал культ тела, облаченный в свободный костюм. Балетные персонажи изображены в движении. Ощущал тенденции современного театра, ищущего эмоций, чувств и выразительности. Из каждого сюжета извлекая декоративный сюжет. Находил простые, легко обозримые композиции и подавал с самых выигрышных ракурсов. Красочная пышность не мешала лаконизму. Отбрасывая детали, он добивался широты впечатлений, использовал крупные цветовые пятна, броские колористические сочетания. «Синий бог» 1912г навеян индийскими легендами. Дек и костюмы Бакста придавали спектаклю загадочную лаконичность. Тема Античной Греции в балетах «Нарцисс» 11г, «Дафнис и Хлоя» 12г .
«Послеполуденный отдых Фавна» 12г. Архаич Греция представлена со сцены в резких очертаниях скал. Лимонный, оранжевый, синий – цветовые пятна. Образ Эллады застывший и отвлеченный.
Баксту принадлежит огромная заслуга в создании нового типа балетного костюма. Покрой, цвет, орнаментика подчинены рисунку танца.
Бакст навсегда остался во Франции.
Рерих «Половецкие пляски» Бородина («Князь Игорь») , «Весна Священная» 12г.
В 12 г Бенуа оставляет Дягилева из-за разногласий. В 12, 13 гг покидают Нижинский и Фокин. Дягилев привлекает Судейкина и Анисфельда.
Рев и т
25 октября 17 года произошла революция, к власти пришли большевики. Практически сразу началась гражданская война 18-20гг. В стране голод, разруха, страна замерзает, свирепствуют болезни. Выясняется, что театр нужен, театр востребован. Луначарский, в то время нарком просвещения(министр просвещения) сказал: "революция сказала театру: "театр ты мне нужен, ты мне нужен как помощник, как прожектор, как советник". В этот период резко меняется театральная аудитория, в театр приходят люди, кот раньше никогда не ходили (рабочие, солдаты, крестьяне и т д), эти люди на 80% не грамотны и театр им заменяет и школу и газету. Спектакли в этот период приобретают черты митингов. В бурной палитре театральной жизни того времени выделяют 5ть направлений:
1. Традиционный театр - это были крупные столичные и губернские театры, кот ориентировались на опытных мастеров сцены и пытались сохранить свои реалистические и романтические традиции. (мхат, малый, алекскндрийский и др).
2. Студийное движжение - студии примыкали к традиционным театрам, однако искали пути обновления их искусства. У мхата было в это время 4 студии.
3. Левые театры - эти театры выступали с новаторскими идеями преобразования сцены, призывали полностью порвать с наследием прошлого, пример такого театра РСФСР-1.
4. Агитационные театры - как правило это красноармейские краснофлотские театры.
5. Массовое действо (массовые празднества) - особая форма агитационного театра.
Между направлениями было ожесточенная борьба, с одной стороны традиционные, с другой стороны левые. Театральный фронт. Театры подчинялись наркомпросу. В июне 18г там был организовал театральный отдел (ТЕО). Тео осуществлял цензуру, репертуар. Ряд театров наиболее значимых после революции в 19г получил звание академический. Таких театров тогда было всего 6(мхат, малый, большой, александринский, мариинский, камерный театр режиссера таирава). Эти театры подчинялись на прямую луначарскому. 26авг19г совнарком опубликовал декрет "об объединении театрального дела", согласно этому декрету все театральные здания были национализированы. Гос-во принимало на себя обязательство материально поддерживать театры признаваемые "полезными и художественными". Декрет подтвердил право наркомпроса на цензуру.
Агит т и деят пролеткульта
Революция вызвала всплеск интереса к театру у широкого населения. Возникают театральные кружки, студии («Угрюмая река»). Много коллективов в армии и флоте. Давали представления под открытым небом, на вокзалах. К кон 20х г к кон гражданской войны- ок 2000 коллективов.
Перед театрами стояли 2 задачи : агитационная и просветительская. Коллективы играли классику или пьесы-агитки. Форма агит т- массовые действа, празднества. Поход на городск площадь в дни праздников. 100-1000 исполнителей, кот одновременно и участники, и зрители. Примеры: в перв годовщину Октября в Москве массов действо «Пантомима великой революции», в Воронеже в этот день «Восхваление революции» и т.д. Сам масштабное- в Петрограде 7 ноября 20 г «Взятие Зимнего дворца» реж Петров , Евриинов.
В 20 гна южном фронте театрализованный судебный процесс «Суд над Врангелем», принимали участие 10000 красноармейцев. Худож особенность массовых действ определяется их массовой и агитационной направленностью. Закон для этих зрелищ- прямая противоположность «белых» и «красных», «господ и рабов». Господа изображаются шаржировано, рабы – красивые.
В 20 г на Васильевском о-ве в Петрограде у здания Биржи состоялось массовое действие «К мировой коммуне» реж Марджанов, Петров, Радлов. Действие состоит из ряда эпизодов, которые демонстрируют ход мировой истории. От парижской коммуны до революции в России и дальше- в светлое будущее. 2 группы перс, господа восседали наверху, рабы внизу. Господ защищали шеренги солдат. Волны массовки накатывали, рабы пытались свергнуть господ, солдаты стреляли. В итоге рабы побеждали. Звучал выстрел из Петропавловской крепости, на фронтоне Биржи поднимали флаг РСФСР. Рабы поднимали над головами корзины с фруктами.
Организация Пролеткульт (пролетарская лит-худож и культурно-просветительная организация). Возникла между февралем и октябрем 1917г. Во главе- философ Богданов, т деятель Керженцев. В организации 40000 членов. Многие участвуют в т кружках и студиях Пролеткульта. В области т они отвергали постоянные т коллективы и профессиональных актеров. Считали, что актеры должны быть рабочими. Актерам-профессионалам поручали воспитывать актеров-любителей. Хотели разорвать все связи со старой к-рой. 1 дек 1920 г Ленин раскритиковал деятельность Пролеткульта в письме ЦК, но они существовали дальше.
«Театральный октябрь» Лозунг, под которым объединились левые т. , кот заявили о готовности построить ис-тво. К деятельности старых мастеров относились враждебно. Подлинное- революция. Новое-хорошо, старое-плохо. Программв «Т октября» в том, что за революцией политической идет революция театральная. Сцена- трибуна , прославляющая победу пролетариата. Лидеры- Маяковский, Мейерхольд.
Агитационные т и спектакли, созвучные революции
Термин того времени- пьеса , агитирующая за новую власть.
Главных театра 3:
1) Малый театр. Первое время после революции мастера Мал т делают вид, что ничего не произошло. Мал. Т делает поворот в сторону власти. Главная ценность – старые постановки классики. Прин участие главные мастера т : Ермолова, Южин-Сумбатов (после Ленского встал во главе т, князь Сумбатошвили), Пров Садовский. В репертуаре классика возрастает. Сезон 17/18г доля классики 68%, 18/19г -98%. Играли Островского (современен), комедии Тургенева, Мольер, Лопе де Вега, Бомарше и др. Возобновляли старые спектакли, ставя новые акценты, созвучные времени. Пытались обновить репертуар. 7 ноября 18 г состаялась премьера пьесы Ал Толстого «Посадник» реж Ал Санин. В пьесе рассказывается об обороне Новгорода в 13 в от иноземного нашествия. Пасадник- Южин-Сумбатов, воевода Чаревых- Пров Садовский, барыня- Ермолова.
7 ноября 21 г состоялась премьера «Оливера Кромвеля» Луначарского. В пьесе рассказывается об английской революции 17 в. Она славила народ, как ведущую силу. Кромвель- Южин-Сумбатов, Карл- Пров Садовский.
2) Александринский театр. Первое время после революции, мастера т заявили, что пока большевики у власти, играть не будут. Не играли неделю, дальше начали играть классику. Сухово-Кобылина, Островского, Тургенева, Л. Толстого, Мольера, Шекспира, Бомарше. В 19 г поставили «На дне» Горького, неудачно. Акцент на жизни быта ночлежки, бунтарские мотивы Горького не прозвучали. Успехом у публики пользовались спект «Вильгельм Телль» Шиллера и «Женитьба Фигаро» Бомарше. С 17г т называется Гос театр драмы (позже- им. А.С. Пушкина).
3) МХТ. 1й спект после революции – «Три сестры» Чехова. Играют классику: Грибоедова, Островского, Тургенева, Чехова, Горького, Достоевского. В попытке обновления репертуара берут 3 пьесы «Прометей» Эсхила, «Каин» Байрона, «Роза и крест» Блока. До премьеры довели только «Каина» (апр 20г). Каин- Леонидов. Игр 8 раз, сняли с репертуара. Не в стилистике МХТ. Летом 19г большая группа артистов МХТ во главе с Качаловым и Книппер-Чеховой на гастролях в Харькове (красный Харьков становится белым Х). Сын Качалова- офицер белой армии. Труппа отрезана от МХТ. Когда белые стали отступать, труппа отступает вместе с ними. Выступают под вывеской МХТ. Для театра большой удар (не хватает актеров).
Воссоединились с МХТ в 22г, не все. Объединение провел Немирович-Данченко (поручился, что репрессий не будет), им вручили звания, ордена, награды. Сын Качалова –завпост МХТ.
В 21 г Станиславский ставит «Ревизора» Гоголя. Гл роль- артист 1й студии Михаил Чехов. Его исполнение Хлестакова поражало импровизацией, легкостью, каждая реплика встречалась смехом, проделки складывались в путанную линию поведения пустейшего человека, охваченного идеями.
Театр спасут студии, кот дают своих актеров для спектаклей МХТ. Играют свои студийные спектакли на сцене МХТ. 4 студии.
1913г- первая студия. Во главе Станиславский и Сулержицкий.
1915г- вторая студия. Во главе реж Ччеделов.
1920г- третья студия. Во главе Вахтангов.
1921г- четвертая студия. Лужский, Раевская и Буртжалов.
Самый яркий среди режиссеров Евгений Багратионович Вахтангов (1883-1922).
Род на Владикавказе в семье фабриканта. Как актер начал выступать в провинции, потом переезжает в Москву. 1909 г поступает в школу драмы Аркадина. Знаком с системой Станиславского. Принят в МХТ актером вспомогательного состава (массовка). М. Чехов и Вахтангов в спект «Царь Федор Иоаннович» в массовке устраивают драку за копеечку, перебивают монолог Москвина. В 13 г поступает в 1ую студию актером и реж. В своих работах утверждает идеалы добра и человечности, близок к толстовскому мировоззрению. После революции обостряется интерес к гротеску трагическому и комическому. В этот п-од , не порывая с системой Станиславского, ищет яркие т формы, что сближает его с Мейерхольдом.
Постановки после революции:
«Росмерсхольм» Ибсена 1я студия
«Свадьба» Чехова 20 г 3я студия
«Чудо Св Антония» Метерлинк 3я студия 20г
«Диббук» Ан-ский «студия Гобима» 21г
« Принцесса Турандот» Гоцци 28 февраля 22г . Довел до генеральной репетиции, на премьере присутствовать не мог. Студийцы ему докладывали. Принцип постановки предопределен. Актеры играли не только сказку Гоцци, они показывают, как ее играют. Актер входит в образ , выходит из него , ведет сложную игру с образом , показывает свое отношение к образу. Актер выходит в цивильных костюмах, на глазах начинает переодеваться в костюм. Общение со зрителем, импровизация (Лановой, Максакова, Яковлев- возобновление). Ирония, которая возникала, оттеняла правду переживаний, придавая сказке первозданную свежесть.
Турандот- Мансурова, Калаф- Ю. Завадский, Тарталья- Щукин, Труффальдино- Симонов. Художник- Нивинский. Праздничная театральность.
Общ и т жизнь 30гг
Реконструкция народного хозяйства. 29г- индустриализация и коллективизация, много репрессий, трудностей. 28-29г –карточная система.
В начале 30х гг исчезает безработица. Повышается к-рый уровень страны. Вводится обязательное начальное образование. Борьба с безграмотностью у взрослого населения, увелич кол-во средних и высших учебных заведений. Театру мешает РАП (общество писателей, выступающих против Шолохова, Булгакова, А Толстого, Маяковского), стремится «навести порядок» в сов т. В 31 г декларация «О задачах РАП на т фронте» критикуют Станиславского и МХАТ, Мейерхольда, Вахтангова. Отвергают достижения советского т, своей продуманной программы нет. Организация распущена. Постановление ЦК ВКПб «О перестройке литературно-худож организации» от 21 апреля 31 г. Взамен предлагают создать единый союз советских писателей. ССП создан в 34г. Первый руководитель-Максим Горький. Широкий тематический диапазон в театре. Первая тема -революции и гражданской войны, вторая- образы современников, герои первых пятилеток, антифашистская и историко-патриотическая классика. Антагонизм между левыми и правыми сходит на нет. 2 тенденции :романтическая и реалистическая. Актеры Остужев (Малый т), Алиса Коонен , реж Мейерхольд, Таиров, Морджанов, Радлов, Охлопков.
Романтическая -приподнятость сценических образов, широкие и емкие сценические обобщения. Реалистическая- психологическая углубленность, социальная и бытовая конкретность.Станиславский, Немирович-Данченко, их ученики и последователи.
МХАТ в 30е гг становится №1 в стране. Спектакли «Страх» Афиногенов, «Платон Кречет» Корнечук, «Мертвые души» Гоголь, «Враги» Горького, «Три сестры» Чехова стали событиями в т жизни, многие т стали подражать, не всегда добровольно. «Амхачивание». Театры теряют свою самобытность.
Малый театр. Дорожит своими традициями. В его творчестве преобладает романтическая направленность, несмотря на частую смену режиссеров. Актеры: Остужев, Пашенная, добавляются Блюменталь-Тамарина, Шатрова, Ильинский, Царев, Жаров и др.Согласия между актерами и реж не было. Нет худож цельности.
Александринский театр (Ленинский драм т им Пушкина). Актеры: Юлий Юрьев, Илларион Певцов, Николай Симонов, Николай Черкассов и др. Нет согласия между реж и акт.
В 30е гг образованы новые т: Центральный т Красной армии, Мос и Ленинградский т им Ленинского комсомола, т им Ермоловой и др.
В январе 36 г образован комитет по делам ис-тва, во главе Керженцев. Комитет проводил репрессии в т. Волею комитета в 36 г закрыт т «МХАТ-2ой» , труппу Охлопкова влили в труппу Таирова. Закрыли студию Рубена Симонова, Ф. Кавелина, Ю. Завадского. Студийное движение в стране прекращено. Долго не возникало новых театров. В 38г закрыли т Мейерхольда, в 39 его арестуют, в 40 расстреляют.
В кон 30х гг первые признаки теории «бесконфиктности». Свет рампы увидели спектакли, где лучшие люди слегка журят других, не лучших, но тоже хороших людей .
Сов т в послевоен годы
Заново отстраиваются театры: Вахтангова, В Сталинграде, В Калинине, В Воронеже.
Радость от одерженной победы в театрах. Многие деятели театра считали, что победители заслужили право на отдых, появляется много развлекательных спектаклей и тяжеловестно парадных. 26 августа 1946г выходит постановление ЦК ВКПб “о реаертуаре драматич т и мерах по его улучшению”- критикет репертуар. Было предложено “отражать в пьесах жизнь советского общества в ее неустанном движении вперед”. Появляется много пьес низкого уровня. В театре утверждается теория бесконфликтности. Призывают всех равняться на МХАТ, но после войны МХАТ в кризисе. Умер Нем-Данченко, Хмелев, Добронравов, Качалов, Москвин, Тарханов, Дмитриев, Вильямс.В 1946г МХТ возглав Кедров. Режиссируют в театре Ливанов, Орлов, Яншин. В Малом театре дела лучше чем во МХАТе Работают хорошие режиссеры: Дикий, Волков, Зубов. Актрисы: Гоголева, Массалитинова, Пашенная, Шатрова, Яблочкина, Жаров, Ильинский. Многие театры теряют индивидуальность из-за произвола властей. В 1946г выгоняют из Камерного театра Таирова, оттуда ушла Коонен. Театр закрылся