В каком предложении есть пунктуационная ошибка?

1)Сергейчеву необходимо было встретиться с Валей — ему надоела неопределённость в их отношениях.

2)«Обыкновенная история» — первое произведение Гончарова - громадный росток, только что пробившийся из земли, ещё не окрепший и зелёный, но переполненный свежими соками.

3)Сказка в фольклоре — это устный рассказ о выдуманном событии, носящий фантастический, приключенческий или анекдотический характер.

4)Выгонять перед вечером и пригонять на утренней заре табун - большой праздник для крестьянских мальчиков.

Ответ: 1

Как объяснить постановку двоеточия в приведённом ниже пред­ложении?

Как две капли воды походили близнецы друг на друга всем: чертами лица, их выражением, цветом волос, ростом, складом тела — и ненавидели друг друга непримиримо.

1)Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет содержание первой части.

2)Ставится двоеточие после обобщающего слова перед однородными членами.

3)Вторая часть бессоюзного сложного предложения имеет значение следствия.

4)Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

Ответ: 2

Как объяснить постановку тире в предложении:

Среди прочих неприятностей, угрожающих людям, физики открыли энтропию — ржавчину, разъедающую энергию.

1)Это тире между подлежащим и сказуемым.

2)Вторая часть бессоюзного сложного предложения содержит сравнение с тем, о чём говорится в первой части.

3)Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

4)С помощью тире выделяется обособленное приложение.

Ответ: 4

В каком предложении есть пунктуационная ошибка?

1)Я убеждён в одном: вдохновение приходит лишь во время труда.

2)На печи лежать — богатства не видать.

3)В избе у неё всегда было опрятно: стены чисто побелены, висели на окнах натянутые гармошкой белые шторки.

4)С приближением к воде менялась растительность — показал из воды свою малиновую башенку чистец лесной, выбросила пурпурные стрелы плакун-трава.

Ответ: 1

Как объяснить постановку тире в приведённом ниже предложении?

Врач осмотрел потерпевших — никаких травм, к великому удивлению зевак, он не нашёл.

1)Вторая часть бессоюзного сложного предложения раскрывает, поя­сняет содержание того, о чём говорится в первой части.

2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию первой части.

3)Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие совершения того, о чём говорится в первой части.

4)Вторая часть бессоюзного сложного предложения раскрывает при­чину того, о чём говорится в первой части.

Ответ: 2

Как объяснить постановку двоеточия в приведённом ниже пред­ложении?

Тут открылась картина довольно занимательная: широкая сакля, ко­торой крыша опиралась на два законченных столба, была полна народа.

1)Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится в первой части.

2)Двоеточие ставится после обобщающего слова перед однородными членами предложения.

3)Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, рас­крывает содержание того, о чём говорится в первой части.

4)Вторая часть бессоюзного сложного предложения содержит вывод, следствие из того, о чём говорится в первой части.

Ответ: 3

Как объяснить постановку тире в приведённом ниже предложении?

Василий Волков, гоня на коне вдоль реки, наехал на рыбачий костёр — рыбаки повскакали с испугом, чугунок с ершами опрокинулся в огонь.

1)Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

2)Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части.

3)Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на ус­ловие совершения того, о чём говорится во второй части.

4)Во второй части бессоюзного сложного предложения содержится следствие того, о чём говорится в первой части.

Ответ: 4

Контрольная работа № 8

Задание. Прочитайте и проанализируйте предложения с точки зрения пунктуации.

В первой моей молодости, с той минуты, когда я вышел из опеки родных, я стал наслаждаться бешено всеми удовольствиями, которые можно достать за деньги, и, разумеется, удовольствия эти мне опротивели.4

Я стал читать, учиться – науки также надоели: я видел, что ни слава, ни счастье от них не зависят нисколько, потому что самые счастливые люди – невежды, а слава – удача, и, чтоб добиться ее, нужно только быть ловким.4 Тогда мне стало скучно. Вскоре перевели меня на Кавказ – это самое счастливое время моей жизни. Я надеялся, что скука не живет под чеченскими пулями – напрасно: через месяц я так привык к их жужжанию, что, право, обращал больше внимания на комаров, и мне стало скучнее прежнего: я потерял почти последнюю надежду.

Когда я увидел Белу в своем доме, когда в первый раз, держа ее на коленях, целовал ее черные локоны, я, глупец, подумал, что она ангел, посланный мне сострадательной судьбой. Я опять ошибся: любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни: невежество и простосердечие одной так же надоедает, как и кокетство другой. Если вы хотите, я ее еще люблю, я за нее жизнь отдам – только мне с нею скучно. Глупец я или злодей – не знаю, но то верно, что я также достоин сожаления, может быть, больше, нежели она: во мне душа испорчена светом.

Дополнительное задание. Дайте общую синтаксическую характеристику первых двух предложений и графически разберите их по членам.

Ответ:

1.В первой моеймолодости, с той минуты, когда явышелиз опекиродных, ястал наслаждатьсябешеновсемиудовольствиями, которыеможно достатьза деньги, и,│разумеется│, удовольствия эти мне опротивели.4

Хар-ка предложения: повествовательное, невосклицательное, сложное, с различными видами связи (сочинительная и подчинительная), состоит из 4 частей, 1 часть – двусоставная, распространенная, усложнена обособленным обстоятельством; 2 часть – придаточное предложение по отношению к 1 части, двусоставное, распространенное, ничем не усложнено, 3 часть – определительное предложение по отнощению к 1 части, односоставное, безличное, распространенное, ничем не усложнено, последняя часть присоединена при помощи сочинительного союза и к предшествующим частям, имеет двусоставную основу, распространена и усложнена вводным словом.

Ответ:

2.Ястал читать, учитьсянауки также надоели: явидел, что ни слава, ни счастьеот нихне зависятнисколько, потому что самые счастливые людиневежды, а славаудача, и, чтоб добитьсяее,нужно только быть ловким.4

Хар-ка предложения: повествовательное, невосклицательное, сложное, с различными видами связи (бессоюзная, сочинительная и подчинительная), состоит из 7 частей, 1 часть (Ястал читать, учиться ) – двусоставная, нераспространенная, при этом усложнена однородными сказуемыми; 2 часть – (науки также надоели) соединена с 1 частью бессоюзной связью, имеет двусоставную основу, не распространена второстепенными членами, ничем не усложнена, 3 часть (явидел) – соединена со 2 частью бессоюзной связью, имеет двусоставную основу, не распространена второстепенными членами, ничем не усложнена, 4 (что ни слава, ни счастьеот нихне зависятнисколько) часть представляет собой придаточное предложение по отношению к 3 части, двусоставное, распространенное, усложнено однородными подлежащими; 5 часть (потому что самые счастливые людиневежды) - придаточное предложение по отношению к 4 части, двусоставное, распространенное, ничем не усложнено; 6 (а славаудача) часть связана спредшествующей части при помощи сочинительного союза а, двусоставная, не распространена второстепенными членами, ничем не усложнена, 7 часть(чтоб добитьсяее) - придаточное предложение по отношению к 1 части, односоставное, безличное, распространенное, ничем не усложнено, последняя часть присоединена при помощи сочинительного союза и к предшествующим частям, имеет односоставную безличную основу, не распространена и ничем не усложнена.

Теперь закройте оригинал и расставьте в этом тексте знаки препинания самостоятельно.

В первой моей молодости с той минуты когда я вышел из опеки родных я стал наслаждаться бешено всеми удовольствиями которые можно достать за деньги и разумеется удовольствия эти мне опротивели.

Я стал читать учиться науки также надоели я видел что ни слава ни счастье от них не зависят нисколько потому что самые счастливые люди невежды а слава удача и чтоб добиться ее нужно только быть ловким. Тогда мне стало скучно. Вскоре перевели меня на Кавказ это самое счастливое время моей жизни. Я надеялся что скука не живет под чеченскими пулями напрасно через месяц я так привык к их жужжанию что право обращал больше внимания на комаров и мне стало скучнее прежнего я потерял почти последнюю надежду.

Когда я увидел Белу в своем доме когда в первый раз держа ее на коленях целовал ее черные локоны я глупец подумал что она ангел посланный мне сострадательной судьбой. Я опять ошибся любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни невежество и простосердечие одной так же надоедает как и кокетство другой. Если вы хотите я ее еще люблю, я за нее жизнь отдам только мне с нею скучно. Глупец я или злодей не знаю но то верно что я также достоин сожаления может быть больше нежели она во мне душа испорчена светом.

Наши рекомендации