Этапы становления медиакультуры как знаковой системы: история вербально-изобразительных средств коммуникации

ОСНОВЫ МЕДИАКУЛЬТУРЫ

Оглавление

СИСТЕМА СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ.. 1

Теоретический коллоквиум.. 8

Вопросы зачетного собеседования. 9

Практические задания на зачетном собеседовании. 9

СИСТЕМА СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Семинар № 1

Конференция

Этапы становления медиакультуры как знаковой системы: история вербально-изобразительных средств коммуникации

План проведения конференции:

1. Выступление 3-4 докладчиков конференции (время выступления докладчика 10 мин.). Текст доклада обязательно должна сопровождать презентация.

2. Тезисное представление содержания остальными студентами их докладов. Тезисное представление докладов сопровождается презентациями.

3. Прения.

4. Подведение итогов конференции.

Вопросы для обсуждения:

1 Устная речь и невербальная коммуникация: сходства и различия.

2. История письменности: от предметного письма к алфавитному.

3. Книга в античности, средневековье, Ренессансе.

4. Чтение как культурная практика, его разновидности.

5. История прессы и зарождение журналистики.

6. Книжная миниатюра: история возникновения, жанры и значение.

7. Лубок, плакат, комикс как виды изобразительных средств коммуникации.

8. Фотография как художественная форма и средство коммуникации.

9. Кинематограф в контексте оптических медиа конца XIX – начала XX вв.

Литература Основная:

1. Черных А. Мир современных медиа. М., 2007.

2. А. Бриггз, П. Кобли. МЕДИА: Введение. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

Дополнительная:

3. Бергер А. Видеть – значит верить. Введение в зрительную коммуникацию. М., 2005

4. Биркенбил В. Язык интонации, мимики, жестов.С.-Пб.:, 1997.

5. Буковецкая О.А. Дизайн текста: шрифт, эффекты, цвет. М., 2000.

6. Быховский М.А. Развитие телекоммуникаций. На пути к информационному обществу: история телеграфа, телефона и радио до начала XX века: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М., 2011.

7. Герчук Ю.А. История графики и искусства книги. М., 2000.

8. История письма: эволюция письменности от Древнего Египта до наших дней. М., 2002.

9. История чтения в западном мире от Античности до наших дней / ред.- сост. Г.Кавалло, Р.Шартье. М., 2008.

10.Каптерев А.И. Мультимедиа как социокультурный феномен. М., 2002. 11.Киттлер Ф. Оптические медиа. Берлинские лекции 1999 года. М.: Логос,

2009.

12 .Крейдлин Г.Е. Невербальная семиотика. М., 2002.

13 .Маклюэн, Маршалл. Понимание медиа: внешние расширения человека.

М., 2007.

14 .Новая история фотографии /Под ред. М. Фризо. М., 2008.

15 .О'Рейли Т. Что такое Веб 2.0? // Компьютера.18.10.2005. C.58–63. [Элек- тронный документ]. Режим доступа:http://www.computerra.ru/think/234100/ (дата обращения: 22.07.17).

16 .Рейнгольд Г. Умная толпа. Новая социальная революция. М., 2006 17.Ружников В.Н. Лекции по истории отечественного радиовещания 1895–

2001 годы. М., 2002.

18. Сухачев Н.Л. Экскурсы в историю письма: Знак и значение. 2-е изд.,, испр. и доп., М.: Изд-во ЛКИ, 2011.

19 .Телерадиоэфир: история и современность / под ред. Я. Н. Засурского. М., 2005.

20 .Ученова В.В., Старых Н.В. История рекламы: Учебник. СПб.: Изд-во «Пи- тер», 2002.

Семинар № 2 Конференция

Семинар № 3-4

Полемика, коллоквиум

«Реальность» и «знание» в современной медиакультуре

Сценарий проведения полемики:

1. В формате классического семинара студенты готовят представленные ни- же вопросы.

2. Полемику предваряет развернутый ответ на поставленные в заданиях во- просы.

3. В коллоквиуме по текстам первоисточников, доступных по гиперссылкам, участвует вся группа. Обсуждение ведется в свободной форме.

Вопросы для полемики:

1. Изменение принципов построения и способов трансляции знания в медиа- культуре. «Знание» и «навыки». Понятие виртуального музея.

2. Проблема экспертизы в медиакультуре: высокая и массовая культура в ус- ловиях медиа.

3. Медиатизация реальности в медиакультуре. Расширение технических воз- можностей представления события. «Цензура сверхрепрезентации».

4. Симулякры; создание гиперреальности. Множественность версий реально- сти и диверсификация их потребления.

Источники (тексты) для прений в коллоквиуме:

Бодрийяр Ж. Прозрачность зла. М., 2000. (ч. 1, 2)

Рашкофф Д. Медиавирус. М., 2003. (ч. 1;ч. 2,гл. 5; ч. 3, гл. 8, 10).

Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. М., 1998 (гл. 1, 3)

Литература:

1. Постман Н. «А теперь,… о другом» // Назаров М.М. Массовая коммуника- ция и общество. М., 2004

2. Эриксен Т.Х. Тирания момента. Время в эпоху информации. М., 2003

3. Прокофьев А. «Клиповое сознание» как форма восприятия и результат воздействия современного телевидения // Наука телевидения. Научный аль- манах. Вып. 1. М., 2004

4. Самутина Н. Музыкальный видеоклип: поэзия сегодня // Неприкосновен- ный запас № 6/20. М., 2002.

Семинар № 5

Дебаты

Презентация № 3

Видеоарт (виджеинг), саунд-арт, медиаинсталляция, медиаскульптура,

Презентация № 4

Вопросы зачетного собеседования

1. Медиакультура как предмет изучения.

2. Медиакультура как знаковая система.

3. Социальные функции медиакультуры.

4. Техническая революция эпохи модерна. Медиаинновации.

5. Электронная культура. Триумф кинематографа. Возможности телеви- дения.

6. Трансформация медиасреды в эпоху глобализации. Вызовы глобализа- ции.

7. Метаморфозы экранной культуры. Интернет и «волна» цифровой рево- люции.

8. Миф как коммуникативная система. Миф как инструмент власти.

9. Медиакультура и мифотворчество. Виртуальные мифы и реальность новой России.

10.Методологические аспекты социально-культурной модернизации. 11.Особенности российской модернизации. Модели развития массмедиа

как социального института.

12 .Медиакультура как катализатор диалога власти и общества.

13 .Этапы становления медиакультуры как знаковой системы: история вербально-изобразительных средств коммуникации.

14 .Этапы становления медиакультуры как знаковой системы: от аудио- культуры к мультимедиа.

15 .Изменение роли коммуникации в культуре информационном обществе. 16.«Реальность» и «знание» в современной медиакультуре».

17.Истоки медиаискусства. 18.Классификация медиаискусства.

19 .Видеоарт, саунд-арт, медиаинсталляция, медиаскульптура, ме- диаперформанс, медиаланшафт как жанры медиаискусства.

20 .Сетевое искусство, телекоммуникационное искусство, искусство новых медиа как жанры медиаискусства.

Практические задания на зачетном собеседовании

1. Охарактеризуйте видеоарт как жанр медиаискуссва. Приведите пример и проанализируйте его.

2. Охарактеризуйте саунд-арт как жанр медиаискуссва. Приведите при- мер и проанализируйте его.

3. Охарактеризуйте медиаинсталляцию как жанр медиаискуссва. Приве- дите пример и проанализируйте его.

4. Охарактеризуйте медиаскульптуру как жанр медиаискуссва. Приведите пример и проанализируйте его.

5. Охарактеризуйте медиаперформанс как жанр медиаискуссва. Приведи- те пример и проанализируйте его.

6. Охарактеризуйте медиаланшафт как жанр медиаискуссва. Приведите пример и проанализируйте его.

1. Прокомментируйте высказывание Ж. Бодрийяра: «Мы уже не способ- ны верить, но верим в того, кто верит. Мы уже не способны любить и любим лишь того, кто любит. Мы не знаем, чего хотим, и хотим лишь того, чего хочет кто-то».

2. Прокомментируйте слова Д. Рашкофф: «Творящаяся сейчас неразбери- ха, когда невозможно с уверенностью отличить таблоидные телешоу от постановочных телефильмов, показывает, насколько зыбкой стала гра- ница между реальностью и вымыслом в современных медиа и как их смешение сплошь и рядом сводит на нет усилия пиарщиков».

3. Прокомментируйте высказывание Ж. Бодрийяра: «Происходит нечто вроде всеобщего уклонения, в процессе которого желания, способно- сти, знания оказываются не то чтобы заброшенными, но отставленны- ми для второй инстанции».

4. Прокомментируйте высказывание Ж. Лиотара: « Известно, что в по- следние десятилетия знание стало главной производительной силой, что ощутимо изменило состав активного населения в наиболее разви- тых странах и составило основное затруднение для развивающихся стран».

ОСНОВЫ МЕДИАКУЛЬТУРЫ

Оглавление

СИСТЕМА СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ.. 1

Теоретический коллоквиум.. 8

Вопросы зачетного собеседования. 9

Практические задания на зачетном собеседовании. 9

СИСТЕМА СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Семинар № 1

Конференция

Этапы становления медиакультуры как знаковой системы: история вербально-изобразительных средств коммуникации

План проведения конференции:

1. Выступление 3-4 докладчиков конференции (время выступления докладчика 10 мин.). Текст доклада обязательно должна сопровождать презентация.

2. Тезисное представление содержания остальными студентами их докладов. Тезисное представление докладов сопровождается презентациями.

3. Прения.

4. Подведение итогов конференции.

Вопросы для обсуждения:

1 Устная речь и невербальная коммуникация: сходства и различия.

2. История письменности: от предметного письма к алфавитному.

3. Книга в античности, средневековье, Ренессансе.

4. Чтение как культурная практика, его разновидности.

5. История прессы и зарождение журналистики.

6. Книжная миниатюра: история возникновения, жанры и значение.

7. Лубок, плакат, комикс как виды изобразительных средств коммуникации.

8. Фотография как художественная форма и средство коммуникации.

9. Кинематограф в контексте оптических медиа конца XIX – начала XX вв.

Литература Основная:

1. Черных А. Мир современных медиа. М., 2007.

2. А. Бриггз, П. Кобли. МЕДИА: Введение. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

Дополнительная:

3. Бергер А. Видеть – значит верить. Введение в зрительную коммуникацию. М., 2005

4. Биркенбил В. Язык интонации, мимики, жестов.С.-Пб.:, 1997.

5. Буковецкая О.А. Дизайн текста: шрифт, эффекты, цвет. М., 2000.

6. Быховский М.А. Развитие телекоммуникаций. На пути к информационному обществу: история телеграфа, телефона и радио до начала XX века: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М., 2011.

7. Герчук Ю.А. История графики и искусства книги. М., 2000.

8. История письма: эволюция письменности от Древнего Египта до наших дней. М., 2002.

9. История чтения в западном мире от Античности до наших дней / ред.- сост. Г.Кавалло, Р.Шартье. М., 2008.

10.Каптерев А.И. Мультимедиа как социокультурный феномен. М., 2002. 11.Киттлер Ф. Оптические медиа. Берлинские лекции 1999 года. М.: Логос,

2009.

12 .Крейдлин Г.Е. Невербальная семиотика. М., 2002.

13 .Маклюэн, Маршалл. Понимание медиа: внешние расширения человека.

М., 2007.

14 .Новая история фотографии /Под ред. М. Фризо. М., 2008.

15 .О'Рейли Т. Что такое Веб 2.0? // Компьютера.18.10.2005. C.58–63. [Элек- тронный документ]. Режим доступа:http://www.computerra.ru/think/234100/ (дата обращения: 22.07.17).

16 .Рейнгольд Г. Умная толпа. Новая социальная революция. М., 2006 17.Ружников В.Н. Лекции по истории отечественного радиовещания 1895–

2001 годы. М., 2002.

18. Сухачев Н.Л. Экскурсы в историю письма: Знак и значение. 2-е изд.,, испр. и доп., М.: Изд-во ЛКИ, 2011.

19 .Телерадиоэфир: история и современность / под ред. Я. Н. Засурского. М., 2005.

20 .Ученова В.В., Старых Н.В. История рекламы: Учебник. СПб.: Изд-во «Пи- тер», 2002.

Семинар № 2 Конференция

Наши рекомендации