Классификация шрифтов по рисунку
Классификация шрифтов
Все шрифты классифицируются по трем основным признакам:рисунку, начертанию и кеглю.
Классификация шрифтов по рисунку
В основу классификации шрифта по рисунку положено два признака:
Контрастность шрифта — соотношение толщины основных и соединительных штрихов букв.
Наличие и форма засечек — дополнительных элементов, которыми заканчиваются основные и соединительные штрихи.
По рисунку (ГОСТ 3489.1–71 — 3489.38–72) типографские шрифты разделены на 6 основных групп и одну дополнительную. Внутри каждой группы шрифты подразделяются на гарнитуры.
Гарнитуройназывается совокупность шрифтов одного рисунка во всех начертаниях и кеглях.
В соответствии с классификацией типографских шрифтов согласно ГОСТу, выделяют следующие группы:
Группа рубленых шрифтов
В эту группу входят гарнитуры, не имеющие засечек, например: Журнальная рублёная, Древняя, Плакатная и т.д.
Группа шрифтов с едва наметившимися засечками
Сюда входят гарнитуры, концы штрихов которых немного утолщены, например Октябрьская.
|
Группа медиевальных шрифтов
Эта группа включает шрифты с умеренной контрастностью штрихов, с засечками в виде плавного утолщения концов основных штрихов, чаще всего по форме приближающихся к треугольнику, преимущественно с наклонными осями окрглых букв. Примеры гарнитур этой группы: Литературная, Банниковская, Лазурского, Таймс.
Группа обыкновенных шрифтов
Шрифты этой группы имеют ярко выраженный контраст и длинные тонкие прямые засечки, соединяющиеся с основными штрихами под прямым углом. Пример: Обыкновенная новая, Елизаветинская, Бодони.
Группа брусковых шрифтов
Контраст в этих шрифтах отсутствует или малозаметен, утолщенные прямые засечки соединяются с основными штрихами под прямым углом. Примеры: Брусковая газетная, Балтика.
Балтика
Группа новых малоконтрастных шрифтов
Как правило, шрифты этой группы, которые характеризуют длинные закругленные засечки, мягко сопрягающиеся с основными штрихами, используются при наборе большого количества текста, в книгах и газетах. Примеры: Новая газетная, Школьная, Бажановская, Журнальная, Академическая.
Характеристика шрифта
Каждая гарнитура шрифта характеризуется своими художественными достоинствами, удобочитаемостью, емкостью (экономичностью).
Художественные достоинства гарнитуры шрифта определяются соответствием ее рисунка виду и характеру оформляемого издания.
Шрифт существует и используется не только для обработки текстовой информации, но служит для создания произведения полиграфического искусства, как и любого другого, которое не только приятно и удобно читать, но приятно его держать в руках, любоваться им; поэтому говорят о выборе шрифтового оформления, а не о выборе шрифта для набора. По этому
Удобочитаемость шрифта определяется скоростью и простотой удобочитаемости, как отдельных знаков, так и текста в целом. Установлено, что удобочитаемость текста зависит от следующих основных факторов,: гарнитуры, кегля и начертания шрифта в сочетании с форматом набора, размером меж словных пробелов и интерлиньяжа с учетом квалификации и навыка читателя, так наилучшей удобочитаемостью при побуквенном и по слоговом чтении обладают шрифты рубленной гарнитуры, а литературная и обыкновенная гарнитуры при указанной манере чтения будет менее удобочитаемыми.
Увеличение интерлиньяжа также повышает удобочитаемость шрифтов.
Емкость шрифта определяет количество знаков помещающих на единицу площади оттиска. Экономичные шрифты уменьшают расход бумаги и приводят к уменьшению объема типографских работ. Она не должна использоваться в ущерб удобочитаемости. Емкость шрифтов имеет большое значение для некоторых видов изданий: справочных, научно-технических.
Типы шрифтов
По внутреннему устройству
Компьютерные шрифтыделятся по способу отрисовки на два типа: растровые и векторные. В растровых шрифтах каждый символ описан в виде набора точек (пикселей), расположенных в узлах сетки растра — то есть по сути является обычным точечным рисунком. Растровые шрифты непригодны для высококачественной печати и используются в основном в программах с текстовым интерфейсом и в консоли. Они широко использовались в эпоху матричных принтеров и мониторов низкого разрешения.
В векторных (или контурных) шрифтах символы представляют собой криволинейные контуры, описываемые математическими формулами. Каждый знак описан с помощью векторов, определяющих координаты опорных точек, которые соединены прямыми или кривыми и образуют контур знака без привязки к абсолютному размеру или разрешению. Такое описание позволяет увеличить масштаб изображения без потери качества, что невозможно в случае с растровыми шрифтами. Векторные шрифты одинаково выглядят как на экране, так и на бумаге. Существует несколько различных форматов векторных шрифтов, различающихся способом хранения и представления информации о шрифте: PostScript Type1, TrueType, OpenType.
Типы шрифтов
По ширине символа
По ширине символов шрифты делят на моноширинные и пропорциональные.
В моноширинном шрифте все символы имеют одинаковую ширину. В ранних компьютерах это позволяло упростить задачу вывода текста на экран: каждый символ располагался в пределах своего знакоместа, а изображение символа рисовалось в виде рисунка фиксированного размера, поэтому не требовалось задание ширины символа, и процедура задания положения символа на экране становилась чрезвычайно простой.
Однако моноширинные шрифты имеют определённые недостатки: прежде всего, большую ширину набора, неравномерный рисунок, а также сложности с отображением «широких» букв, таких как «Ш» или «W»: при небольшом разрешении они могут и вовсе стать трудно узнаваемыми.
В пропорциональном шрифте символы могут иметь разную ширину. К примеру буква l будет занимать значительно меньше места, чем буква W. Это позволяет в значительной степени уменьшить средний размер символа, сохранив при этом удобочитаемость. Текст, набранный пропорциональным шрифтом, выглядит более аккуратно и лучше читается при больших объёмах. Для печати и отображения текстов пропорциональный шрифт применяется почти всегда.
Пример
Литература
Типографские шрифты, материалы и принадлежности / Союзполиграфпром. — М.: [Главполиграфиздат], 1950. — 192 с.
Добкин С. Ф. Оформление книги. Редактору и автору. — М.: Книга, 1985.
Ровенский М. Г. Отдел наборных шрифтов НИИПолиграфМаша и отечественное шрифтовое дело // Полиграфист-издатель. 1995. №4.
Кернинг и трекинг
Кернинг– это увеличение или уменьшение интервала между определенными парами символов.
Трекинг – это расширение или сужение интервала между символами в выделенном тексте или во всем блоке текста.
Кернинг текста можно настраивать автоматически с использованием метрического или оптического кернинга. При метрическом кернинге(другое название – автокернинг) используются пары литер, которые включены в большинство шрифтов. Эти пары литер уже содержат сведения о расстояниях между конкретными парами букв. Например, некоторые из них: LA, P., To, Tr, Ta, Tu, Te, Ty, Wa, WA, We, Wo, Ya и Yo. Метрический кернинг применяется по умолчанию, поэтому к конкретным парам букв кернинг применяется автоматически во время импорта или ввода.
Классификация шрифтов
Все шрифты классифицируются по трем основным признакам:рисунку, начертанию и кеглю.
Классификация шрифтов по рисунку
В основу классификации шрифта по рисунку положено два признака:
Контрастность шрифта — соотношение толщины основных и соединительных штрихов букв.
Наличие и форма засечек — дополнительных элементов, которыми заканчиваются основные и соединительные штрихи.
По рисунку (ГОСТ 3489.1–71 — 3489.38–72) типографские шрифты разделены на 6 основных групп и одну дополнительную. Внутри каждой группы шрифты подразделяются на гарнитуры.
Гарнитуройназывается совокупность шрифтов одного рисунка во всех начертаниях и кеглях.
В соответствии с классификацией типографских шрифтов согласно ГОСТу, выделяют следующие группы:
Группа рубленых шрифтов
В эту группу входят гарнитуры, не имеющие засечек, например: Журнальная рублёная, Древняя, Плакатная и т.д.