Бурлаки на Волге. 1870—1873 гг. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

(1870—1873 гг.) — как раз воплоща­ла всё, что искали передвижники. Здесь и бытовой жанр, причём тот, которого требовало время, — на полотне показана нечеловеческая по своей тяжести жизнь простого народа. Здесь и портреты: одиннад­цать бурлаков — одиннадцать раз­ных характеров, душевных состоянии, жизненных истории, которые можно прочесть, если вглядеться в их лица.

Однако работа выходит за рамки этих жанров: здесь есть бесконечный простор противоположного берега Волги, высокое небо, могучая сила, воплотившаяся в бурлацкой упряжке. Даже размеры картины усиливают впечатление размаха. Репин придал современному сюжету те качества, которые до него встречались лишь в полотнах на исторические и мифо­логические темы.

В 1873 г. Репин закончил акаде­мию и как лучший выпускник полу­чил возможность съездить за казён­ный счёт во Францию и в Италию.

Вернувшись в Россию, Репин сно­ва обратился к реалистическим сю­жетам. Центральная работа этого периода — «Крестный ход в Курской губернии» (1880—1883 гг.). Многое на этом полотне напоминает о кар­тине «Бурлаки на Волге». Но если в «Бурлаках...» едва ли не главной для художника была тема огромных сил, таящихся в русском народе, то в «Крестном ходе...» преобладает со­циальная сатира, порой на грани ка­рикатуры.

В 80-х гг. Репин написал несколь­ко картин, героями которых стали

Бурлаки на Волге. 1870—1873 гг. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург. - student2.ru

Илья Репин.

Портрет

М. П. Мусоргского.

Г.

Государственная

Третьяковская галерея,

Москва.

В огромной галерее порт­ретов, созданных Репи­ным, много первокласс­ных полотен, но это отличается необычайной живописной свободой и выразительностью.

*Бурлаки — в России XVI— XIX вв. наёмные рабочие, тя­нувшие речные суда против течения с помощью бечевы и вёсел.

революционеры: «Отказ от испове­ди» (1879—1885 гг.), «Арест про­пагандиста» (1880—1892 гг.) и са­мую известную из них — «Не ждали» (1884—1888 гг.). В этих работах сказались все достоинства живопис­ной манеры мастера: точность порт­ретных характеристик, тщательно выверенная композиция, отноше­ние к современности как к событи­ям исторического масштаба.

Ко времени расцвета таланта Ре­пина относятся его знаменитые кар­тины на исторические сюжеты «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885 г.) и «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1878-1891 гг.).

Художника привлекали не пере­ломные моменты в истории, а си­туации, в которых наиболее полно раскрывались те или иные человече­ские чувства и состояния. Так, в по­лотне «Иван Грозный и сын его Иван» важны не столько приметы времени, сколько сильные, поистине шекспировские чувства. Главное

Бурлаки на Волге. 1870—1873 гг. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург. - student2.ru

Илья Репин.

Не ждали.

Гг.

Государственная

Третьяковская галерея, Москва.

Бурлаки на Волге. 1870—1873 гг. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург. - student2.ru

Илья Репин.

Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года. 1885 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Бурлаки на Волге. 1870—1873 гг. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург. - student2.ru

Илья Репин. Запорожцы пишут письмо турецкому султану. 1878—1891 гг. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Бурлаки на Волге. 1870—1873 гг. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург. - student2.ru

Илья Репин.

Наши рекомендации