Исторический музей. 1875—1883 гг.

Исторический музей. 1875—1883 гг. - student2.ru

Александр Померанцев, Верхние торговые ряды (ГУМ). 1889—1893 гг.

Исторический музей. 1875—1883 гг. - student2.ru

Михаил Микешин.

Тысячелетие России.

Г.

Великий Новгород.

к сюжетности, историческому и бытовому правдоподобию, даже к иллюстративности. Их работы изо­биловали подробностями — это особенно касалось монументальной скульптуры. Характерный пример — памятник «Тысячелетие России» в Великом Новгороде (1862 г.) по проекту Михаила Осиповича Микешина (1835—1896). Тяжеловесная форма памятника напоминает коло­кол, она увенчана царской державой

и по-своему очень выразительна. Од­нако её трудно оценить по достоин­ству из-за множества фигур. Шесть статуй вокруг державы олицетворяют русскую государственность — от Рю­рика (согласно летописной легенде, начальника варяжского военного от­ряда, призванного княжить в Новго­роде, основателя династии Рюрико­вичей) до Петра Великого. Ниже расположен рельеф, в котором ал­легорические персонажи чередуют­ся с фигурами политических деяте­лей, святых, полководцев, писателей, художников.

Скульпторы добивались удачи, лишь отказавшись от монументаль­ности. Таков знаменитый памятник А. С. Пушкину на Тверском бульва­ре в Москве (1880 г.) работы Алек­сандра Михайловича Опекушина (1838—1923). Памятник относи­тельно невелик; перед зрителем произведение, не рассчитанное на широкое пространство, скорее ка­мерное, чем монументальное. Поэт стоит задумавшись, в свободной позе, лишённой картинных жестов. Однако скульптору удалось пере­дать момент вдохновения, которое делает скромный облик Пушкина возвышенным и прекрасным.

Исторический музей. 1875—1883 гг. - student2.ru

Александр Опекушин.

Памятник

А. С. Пушкину. 1880 г.

Москва.

Исторический музей. 1875—1883 гг. - student2.ru

Марк Антокольский.

Иван Грозный. 1871 г.

Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Марк Матвеевич Антоколь­ский (1843—1902) создал произведения в историче­ском и мифологическом жанрах. В этой скульптуре ему удалось передать про­тиворечивый характер русского царя — «мучите­ля и мученика», по словам самого мастера.

ЖИВОПИСЬ

В 1862 г. Совет Санкт-Петербургской академии художеств принял решение уравнять в правах все жанры, отменив главенство исторической живописи. Золотую медаль теперь присуждали независимо от темы картины, учитывая только её достоинства. Однако «вольности» в стенах академии просущест­вовали недолго.

В 1863 г, молодые художники — участники академического конкурса по­дали прошение «о дозволении свободно выбирать сюжеты тем, которые се­го пожелают, помимо заданной темы». Совет академии ответил отказом. То, что произошло дальше, в истории русского искусства называют «бунтом че­тырнадцати». Четырнадцать учеников исторического класса не пожелали пи­сать картины на предложенную тему из скандинавской мифологии и демон­стративно подали новое прошение — о выходе из академии. Оказавшись без мастерских и без денег, бунтари объединились в своеобразную коммуну — Артель художников, которую возглавил живописец Иван Николаевич Крам­ской. Артельщики принимали заказы на исполнение различных художест­венных работ, жили в одном доме, собирались в общем зале для бесед, обсуждения картин, чтения книг.

В 70-х гг. по инициативе художника Григория Григорьевича Мясоедова возникло новое, не зависящее от академии объединение — Товарищество передвижных художественных выставок. Эта организация устраивала еже­годные выставки, показывала их в разных городах России и распределяла доходы между членами Товарищества.

Душой и идеологом объединения был И. Н. Крамской. Он считал: «...толь­ко уверенность, что труд художника нужен и дорог обществу, помогает со­зревать экзотическим растениям, называемым картинами». Передвижники создали искусство, которое должно было говорить правду о жизни, и преж­де всего о русской жизни, — реалистическое искусство. Быть верным дей­ствительности для художника-реалиста означало не только точно воспроиз­водить узнаваемые подробности быта, обстановки, одежды, но и передавать типичность ситуаций и характеров. Картины передвижников заставляли за­думаться над общественными вопросами, сострадать тем, кто несчастен и обездолен.

С Товариществом передвижных выставок были связаны почти все замет­ные художники-реалисты 70—80-х гг. К середине 90-х гг. Товарищество утратило свою роль. Всего до 1917 г. прошло сорок пять выставок; послед­няя, сорок восьмая, была устроена в 1923 г.

ВАСИЛИЙ ПЕРОВ

(1834—1882)

Василий Григорьевич Перов вначале учился в Арзамасской школе жи­вописи, а потом поступил в Москов­ское училище живописи, ваяния и зодчества. В 1861 — 1862 гг. появи­лись одно за другим три жанровых полотна, сделавших Перова самым популярным художником 60-х гг. За «Проповедь в селе» (1861 г.) Акаде­мия художеств присудила ему Боль­шую золотую медаль, которая дава­ла право на заграничную поездку.

В картине «Проповедь в селе», со­зданной в год отмены крепостного права, когда не утихали споры о вза­имоотношениях крестьян и помещи­ков, Перов изобразил сцену в сель­ской церкви. Священник одной рукой указывает вверх, а другой — на задремавшего в кресле помещи­ка, толстенького, неприятного; сидя­щая рядом молодая барыня тоже не слушает проповедь, она увлечена тем, что нашёптывает ей на ухо ка­кой-то холёный господин. Левее сто­ят крестьяне в рваных одеждах. Они, почёсывая затылки, огорчённо и

Исторический музей. 1875—1883 гг. - student2.ru

Василий Перов.

Наши рекомендации