А каким может быть внутренний мир человека? Попробуйте подобрать эпитеты к словосочетанию «внутренний мир». Почему?

Разминка.

Как вы понимаете словосочетание «внутренний мир»? Что вы вкладываете в это понятие?(Внутренний мир человека - это его чувства, мысли, переживания).

А каким может быть внутренний мир человека? Попробуйте подобрать эпитеты к словосочетанию «внутренний мир». Почему?

( яркий, черный, грустный, печальный, радостный и.т. д.)

мы с вами на уроке будем говорить о лирическом произведении. А точнее будем учиться читать лирическое произведение.

Что такое лирика? (Лирика – это род литературы, в котором субъективное начало является главным.)

Лирика(от греч. Lyra- лира- музыкальный инструмент, под звуки которого исполнялись стихи, песни) – один из трех родов литературы( эпос, лирика, драма).

1.Вид поэзии, выражающий чувства и переживания поэта.

2.Совокупность произведений этого вида поэзии.

Цель - изображение человеческой личности в переживаниях и раздумьях. Предметлирического произведения - внутренний мир человека; мысли и чувств .Содержание– субъективный внутренний мир поэта и духовная жизнь человечества

Кто такой лирический герой?

Лирический герой- это условный образ человека в лирическом произведении, переживания, мысли и чувства которого отражены в нем. Он отнюдь не идентичен образу автора, хотя и отражает его личные переживания, связанные с теми или иными событиями его жизни, с его отношением к природе, общественной жизни, людям. Он содержит в себе обобщение.

Как вы понимаете слова «субъективный» и «объективный»?

(Объективный - существующий в действительности, субъективный – познающий и действующий, пристрастный)

Почему Жуковский выбрал жанр элегии?( Жанр элегии позволял Жуковскому выразить свои грустные чувства и переживания)

(Элегия- лирическое стихотворение, передающее глубоко личные, интимные переживания человека, проникнутые настроением грусти).

Тема. В.А.Жуковский. Анализ стихотворений «Невыразимое», «Море».

Анализ стихотворения «Невыразимое».

Слово учителя.

Наиболее определенно новые стороны романтической концепции поэта выразились в стихотворении «Невыразимое» (1819, напечатано в 1827).

«Невыразимое» — своеобразный манифест эстетических и философских представлений Жуковского-романтика.

2.2. Выразительное чтение стихотворения или просмотр видеоролика.

Какова основная мысль стихотворения?

Объективный мир природы — не есть то, что должно изображать искусство, не есть нечто подлинное. Искусство призвано передавать лишь то невыразимое душевное волнение, те зыбкие оттенки настроений, которые составляют суть внутренней жизни сознания и для которых внешняя природа является лишь условным возбудителем, поводом.

Какие части можно выделить в стихотворении?

Начало- тезис «Что наш язык земной пред дивною природой?».

Вторая часть - размышление о том, что искусство призвано передать особенности внутренней жизни сознания: «Невыразимое подвластно ль выраженью?..»

Концовка- «И лишь молчание понятно говорит». Подлинным свидетелем восторга перед минутным явлением прекрасного остается безмолвие.

Начало его представляет собой философский вопрос: «Что наш язык земной пред дивною природой?» Основная часть стихотворения — .развитие заявленной темы и попытка найти ответ на поставленный вопрос путем нанизывания целого ряда вопросов, уточняющих и дополняющих главный. При этом движение поэтической мысли основано на контрасте. Все стихотворение пронизано противопоставлениями: мертвое — живое («Но льзя ли в мертвое живое передать?»); искусство — природа («Она (природа) рассыпала повсюду красоту и разновидное с единством согласила! Но где, какая кисть ее изобразила?»); слово — создание («Кто мог создание в словах пересоздать?»); доступное выражению -— невыразимое («...Ненареченному хотим названье дать — и обессилено безмолвствует искусство?»). В конце стихотворения поэт приходит к выводу: «...И лишь молчание понятно говорит».

Задание

• Выпишите из первой части стихотворения слова и сочетания слов, воссоздающие различные оттенки эмоций лирического героя. Что передано в этих словах — описание мира или отражение его в сознании?

Земной, дивною, небрежною, обессиленно безмолвствует искусство. Эти слова передают отражение мира в сознании и обозначают не предмет или понятия, а отношение души к предмету и понятию.

Это и есть выражение невыразимого; иначе говоря, это и есть система, стремящаяся объективный мир поглотить субъективным, а во внешнем бытии видеть лишь повод для внутреннего. Объективное поглощение словами эмоций; величественно переживание вечера, а не сам вечер. Простой вечер, часть суток, превращается в тему внутренней значительности, состояния сознания. Час — это не астрономическая мера, а мгновение проживаемой душевной жизни; земля — это жилище скорби, а не географическое или любое иное материально-предметное обозначение.

Выразительное чтение части стихотворения от слов «Что видимо очам — сей пламень облаков...» до «...для их блестящей красоты».

• Какое значение приобретает метафора «пламень облаков», эпитет «тихий», слово «небо» в контексте данной части стихотворения?

Задание

Выпишите средства художественной выразительности из данного фрагмента. Какова их роль?

Оксюморон - сочетание слов с противоположным значением (то есть сочетание несочетаемого).   «О милом радостном и скорбном старины...»
Анафора- единоначатие, повторение определенного слова или отдельных звуков в начале нескольких строф, стихов или полустиший.   ЭПИФОРА (от греч. epiphora — добавление, повторение) - стилистическая фигура - повторение одного и того же слова в конце смежных отрезков речи Сие смутное, волнующее нас // Сей обворожающего глас // Сие к далекому стремленье // Сей миновавшего // Сие шепнувшее // Сия сходящая // Сие присутствие
Риторические вопросы Какой для них язык?
Эпитеты- это слово или выражение (синтаксическое целое) в художественном тексте, обычно поэтическом, лирическом, которое несет в себе особо выразительные свойства, подчеркивая в объекте изображения что-то такое, что присуще лишь ему одному. Выражается преимущественно именем прилагательным, но также наречием («горячо любить»), именем существительным («веселья шум»), числительным («вторая жизнь»). Святая молодость

В оксюмороне «о милом радостном и скорбном старины» слиты противоречивые чувства, речь идет не о старине, а о вспоминающем сознании, для которого она и милая и радостная.

Риторические вопросы, усиленные анафорами указательного местоимения «сей», подчеркивают необъятность мира, который лирический герой вместил в своей душе.

В первой публикации в «Памятнике отечественных муз» за 1821 подзаголовок «Отрывок» отсутствовал. Он появился в издании 1836 года в Собрании сочинений Жуковского.

• Почему стихотворение получило такой подзаголовок? Каков его смысл?

«Отрывком» произведение названо потому, что поток душевной жизни не имеет начал и концов, а течет, переливаясь из одного сложного состояния в другое, и всякая попытка уловить мгновение — это лишь неразрывная часть, лишь символ единства в его мимолетном аспекте. Поэт определяет жанр своего стихотворения как отрывок. Это указывает на неразре-шенность тех вечных вопросов, которые лежат в основе данного философского стихотворения. Тем не менее композиционно это произведение является вполне законченным.

Анализ элегии «Море».

Слово учителя.

Во второй половине 1810-х — начале 1820-х годов в творчестве Жуковского усиливаются романтические тенденции. Одним из важнейших романтических манифестов Жуковского является элегия «Море» (1822). Художественное новаторство Жуковского в стихотворении «Море» не осталось незамеченным в русской поэзии. Вслед за ним романтическую картину морской стихии рисовали многие великие русские поэты, например Пушкин в стихотворении 1824 года «Море»,. Лермонтов в своем знаменитом «Парусе», Тютчев в стихотворении «Как хорошо ты, о море ночное..,». Но в каждом из них образ моря — не только романтический символ, но и то, что помогает автору выразить свои мысли, чувства и настроения.

Стихотворение «Море» посвящено Марии Протасовой. Жуковский питал нежные чувства к этой девушке, но жениться на ней не мог. Дело в том, что мать Маши Е. А. Протасова была двоюродной сестрой писателя, она считала родство дочери и её кузена слишком близким, чтобы дать разрешение на брак. Боль от этого разочарования отразилась на всём творчестве поэта.

Разминка.

Как вы понимаете словосочетание «внутренний мир»? Что вы вкладываете в это понятие?(Внутренний мир человека - это его чувства, мысли, переживания).

А каким может быть внутренний мир человека? Попробуйте подобрать эпитеты к словосочетанию «внутренний мир». Почему?

( яркий, черный, грустный, печальный, радостный и.т. д.)

мы с вами на уроке будем говорить о лирическом произведении. А точнее будем учиться читать лирическое произведение.

Что такое лирика? (Лирика – это род литературы, в котором субъективное начало является главным.)

Лирика(от греч. Lyra- лира- музыкальный инструмент, под звуки которого исполнялись стихи, песни) – один из трех родов литературы( эпос, лирика, драма).

1.Вид поэзии, выражающий чувства и переживания поэта.

2.Совокупность произведений этого вида поэзии.

Цель - изображение человеческой личности в переживаниях и раздумьях. Предметлирического произведения - внутренний мир человека; мысли и чувств .Содержание– субъективный внутренний мир поэта и духовная жизнь человечества

Кто такой лирический герой?

Лирический герой- это условный образ человека в лирическом произведении, переживания, мысли и чувства которого отражены в нем. Он отнюдь не идентичен образу автора, хотя и отражает его личные переживания, связанные с теми или иными событиями его жизни, с его отношением к природе, общественной жизни, людям. Он содержит в себе обобщение.

Наши рекомендации