Закон цельности и целостности
Вытекает из цельности мира, его материальности. Он требует подчинения всех элементов и частей произведения единому целому. Иначе композиция распадается на части. Зрительное впечатление от произведения зависит от способности художника второстепенное подчинить главному, слить в единое целое (единый организм).
Закон проявляется:
– в точно найденных жизненных выразительных отношениях персонажей сюжетного центра с другими группами и окружающей средой,
– в логическом и эмоциональном построении сюжета, в определенности и согласованности поз и движений фигур в изображении психологических состояний персонажей,
– в целостности пространства,
– в целостности колорита и тоновых отношений и т.д.
В основе композиции должна лежать простая конструктивная идея, вытекающая из природы замысла художника. Главной чертой закона цельности является неделимость композиции. Художник создает центр внимания и подчиняет ему все второстепенное. «Невозможно ни рисовать, ни писать с натуры, пренебрегая законом целостности. Ни форма, ни цвет не существуют сами по себе, а только в отношении к целому, как части целого». (Кибрик ЕА.) Неделимость означает невозможность воспринимать произведение, как сумму нескольких частей, и заключается в нахождении художником конструктивной идеи, которая способна объединить все в одно целое.
Закон цельности требует связи и взаимной согласованности всех элементов композиции. В совершенной композиции все должно быть настолько нужно, что нельзя убрать ни одну ее часть или даже деталь без ущерба для целого. В хорошо решенной композиции чувствуется, что ничего не хочется добавить или изменить, все связи точны и содержательны.
И последней чертой закона является неповторимость элементов композиции. Ничто в композиции не должно повторяться. Ни величины, ни пятна, ни интервалы «паузы», ни типы, ни жесты. Все близкое, подобное должно либо объединяться в единое пятно или силуэт, либо резко индивидуализироваться.
Упражнения:
Проявление и действие закона необходимо проследить в наблюденных жизненных ситуациях. Выполнение эскизов строится на основе возможных и используемых художниками моделями построения многофигурных композиций.
ЛИТЕРАТУРА:
Н.Н. Волков «Композиция в живописи» М. «Искусство» 1977. стр.190-218
Е.В. Шорохов «Основы композиции» М. «Просвещение» 1979.
В. Ушакова «О композиции» Ж. «Юный художник» 1991. № 2 стр. 36-39.
Тема № 36
Закон типизации и жизненной правдивости
Этот закон характеризуется тремя основными чертами:
1)Типичность характеров и типичность обстоятельств, в которых развивается действие в композиции. Типичность – это создание художественного образа, в котором через характерное передается типическое, через единичное – общее.
2)Движение и развитие во времени. Без движения нет жизни. Особенность изобразительного искусства в том, что запечатлевает оно всегда один момент, а призвано передавать жизнь движущуюся, развивающуюся, беспрерывно изменяющуюся. Этот закон предполагает передачу в одном кульминационном моменте движения признаков предыдущего и последующего состояния. Отсутствие этих черт ведет к застылости в композиции.
3) Новизна. Художественный образ содержит в себе эстетические качества и новизну композиции, нечто новое, найденное самим автором.
4) Интуиция и анализ:
Первый этап интуитивный.
Второй этап – анализ сделанного. Только гармоничное соединение интуиции и анализа позволяет создать хорошо скомпонованное, высокохудожественное произведение. Способность к творческой интуиции – проявление творческой одаренности художника. Способность к анализу, т.е. к логическому рассмотрению своего творчества необходимо развивать.
Только сумев проанализировать созданное по интуиции, художник может перейти к заключительному этапу творчества. Интуиция – анализ – интуиция, ибо искусство начинается, кончается и воспринимается чувством, объясняется при помощи анализа.
Упражнения:
Композиционные эскизы выполняются на сюжеты по принципу однофигурного построения композиции, т. е. монолога, внутреннего действия.
ЛИТЕРАТУРА:
Н.Н. Волков «Композиция в живописи» М. «Искусство» 1977. стр.171-177.
Е.В. Шорохов «Основы композиции» М. «Просвещение» 1979.
Тема № 37