Методическое наследие Петербургской балетной школы.

Педагоги петербургского училища Х.П.Йогансон, Э.Чекетти. Педагогическая система А.Я.Вагановой и ее книга «Основы классического танца». Методические труды В.С.Костровицкой и А.А.Писарева. Педагогическая деятельность Н.П.Базаровой. Обобщение педагогического опыта в книге Н.П.Базаровой и В.П.Мей «Азбука классического танца». Методика четвертого и пятого года в книге Н.П.Базаровой «Классический танец». В.И.Пономарев - методист, педагог, создатель школы мужского классического танца. Выдающийся педагог А.И.Пушкин. Книга Л.Н.Сафроновой «Уроки классического танца».

4.3. Примерный перечень контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы.

1. Классический танец – основная система выразительных средств в обучении хореографии.

2. Особенности русской школы классического танца.

3. Последовательность прохождения программного материала в 1 классе.

4. Роль младших классов в процессе обучения классическому танцу.

5. Распределение физической нагрузки в младших и средних классах.

6. Значение постановки рук в классическом танце.

7. Развитие артистизма на уроках классического танца.

8. Особенности построения, сравнительный анализ 1-2 и 3-4 классов.

9. Составление учебных примеров на основе пройденного материала по разделам урока.

10. Методический разбор рассматриваемых движений.

11. Выявление ошибок в исполнении программных движений.

12. Анализ последовательности в прохождении программного материала.

13. Работа с концертмейстером при подборе музыкального сопровождения

14. Сочинение большого адажио по старшим классам на выбранное музыкальное произведение.

15. Проведение урока классического танца по записям из книг ведущих педагогов русской школы.

1. Построение урока по программе 1-го года обучения

2. Построение урока по программе 2-го года обучения

3. Построение урока по программе 3-го года обучения

4. Построение урока по программе 4-го года обучения

5. Построение урока по программе 5-го года обучения

6. Построение урока по программе 6-го года обучения

7. Построение урока по программе 7-го года обучения

8. Построение урока по программе 8-го года обучения

Тематика курсовых работ.

1. Анализ методики преподавания отдельных движений классического танца классического танца в развитии по всем годам обучения.

2. Основные принципы классического танца: выворотность, «натяжение», plie. Их развитие и взаимодействие с программным материалом.

3. Сравнительный анализ методических задач младших и средних классов.

4. Сравнительный анализ методических задач средних и старших классов.

5. Роль сценической практики в младших, средних и старших классах.

Примерный перечень вопросов к зачету (экзамену) по

Всему курсу.

1. Demi-plié и grand-plié. Начало изучения и значение plié в классическом танце.

2. Flic-flac, начало изучения. Комбинация по средним классам (4-5 классы).

3. Grand pas jeté в arabesque и attitude с различных приемов.

4. Комбинация на allegro с включением grand pas jeté (с 6 класса).

5. Начальное изучение заносок в младших и средних классах. Комбинация по 3-4 классам с включением заносок.

6. Grand fouetté c coupé-шага, оканчивая в attitude effacée и обратно в позу effacée вперед на полупальцах, пальцах и в прыжках. Комбинация по средним классам (на полупальцах) с включением grand fouetté.

7. Pas ciseaux.

8. Комбинация по старшим классам с включением pas ciseaux.

9. Движения exercice, изучаемые на середине зала en tournant.

10. Preparation к tours et tours в большие позы со II и IV позиций. Комбинация по средним классам.

11. Grand cabriole-fouetté по прямой и с продвижением по диагонали. Cabriole-fouetté с заноской (мужской класс).

12. Комбинация allegro с включением grand cabriole.

13. Первоначально изучение пируэт II, V, IV позиция.

14. Grand pas assemblé в сторону и еn tournant (начало изучения). Комбинация по средним классам.

15. Pas allegro, используемые в адажио (перечислить).

16. Адажио по старшим классам.

17. Построение экзерсиса, значение экзерсиса.

18. Tour lent в a la seconde и в больших позах. Комбинация по средним классам, включающая tour lent.

19. Grand jeté en tournent на croisée и effacée с приема sissonne tombé cocepe вперед и назад.

20. Allegro по старшим классам.

21. Постановка рук в младших классах.

22. Pas brise вперед и назад, по диагонали et en tournant. Комбинация аllegro по средним классам, включая pas brise.

23. Renverce с IV arabesque.

24. Комбинация allegro по старшим классам.

25. Port de bras в младших классах.

26. Tour в воздухе с окончанием в V, IV поз. и на колено. Комбинация.

27. Pas jeté entralacé (перекидное) по прямой, диагонали, кругу и с заноской.

28. Комбинация по старшим классам allegro.

29. Значение battement tendu в классическом танце. Изучение battement tendu в 1 классе и все виды tendu.

30. Повороты из одной большой позы в другую en dehors et en dedans с вытянутой ногой. Маленькое adajio по средним классам.

31. Saut de basque по прямой, диагонали, по кругу.

32. Комбинация allegro с включением saut de basque.

33. Battement relevé lent et battement developpé в младших классах — начало изучения. Изучение позы attitude во 2-м классе.

34. Grand fouetté en tournant в III и I arabesque - en dedans в позу croisée et effacée вперед - en dehors на полупальцах, пальцах, allegro.

35. Grand cabriole вперед и назад с различных приемов.

36. Комбинация allegro по старшим классам.

37. Temps lié par terre. Temps lié на 90 (без прыжков).

38. Pas soubresaut и sissone soubresaut. Комбинация.

39. Прыжки на пальцах: на двух ногах и на одной ноге.

40. Комбинация по старшим классам на пальцах.

5. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.

5.1. Рекомендуемая литература.

А) Основная литература.

1. Гриф МК СССР.Базарова Н., Мей В. Азбука классического танца. Первые три года обучения.Учебно-методическое пособие. Л-М.: Искусство, 1983 г.

2. Гриф МК СССР.Базарова Н. Классический танец. Методика

четвёртого и пятого года обучения. Учебник. Л.: Искусство, 1984 г.

3. Гриф МК СССР.Ваганова А. Основы классического танца.

Учебник. С.-П.: Искусство, 2000 г.

4. Валукин Е. Мужской классический танец.М.: ГИТИС, 1987 г.

5. Гриф МК СССР. Головкина С. Уроки классического танца в старших классах.Учебно-методическое пособие. М.: Искусство, 1989

6. Гриф МК СССР. Костровицкая В., Писарев А. Школа классического танца. Издание 3-е, дополненное. Учебник. Л.: Искусство, 1986 г.

7. Гриф МК СССР. Костровицкая В. 100 уроков классического танца

(1 – 8 классы). Методическое пособие. М.: Искусство, 1981 г.

8. Мессерер А. Уроки классического танца. М., Искусство, 1967 г.

9. Пестов П. Allegro в классическом танце. Раздел заносок.
Методическое пособие, – М., МГХИ и МАХУ, 1994 г.

10. Гриф МК РФ. Пестов П. Уроки классического танца . I курс.

Учебно-методическое пособие. М.: Издательский дом «Вся Россия», 1999 г.

11. Гриф МК СССР. Тарасов Н. Классический танец. Школа мужского исполнительства. Учебник. М.: Искусство, 1981 г.

12. Сафронова Л. «Уроки классического танца». Учебное пособие,

С.-П., АРБ им. А.Я. Вагановой, 2003 г. Гриф Минобразования РФ.

13. Валукин М.Е. Эволюция движений в мужском классическом танце. Учебное пособие. М., Российская академия театрального искусства – ГИТИС, 2007 г.

14. Мессерер А. 26 уроков классического танца. Учебное пособие / Автор-составитель И.Л. Кузнецов. М.; СПб.: Российский институт театрального искусства – ГИТИС, Академия Русского балета имени А.Я. Вагановой, 2016г.

15. Тарасов Н. 95 уроков классического танца. / Автор – составитель И.Л. Кузнецов: Учебное пособие. М.; СПб.: Академия Русского балета имени А.Я. Вагановой, Российский институт театрального искусства – ГИТИС, 2016г.

Б) Дополнительная литература.

1. Бахрушин Ю. История русского балета. Учебное пособие.

М.:Советская Россия. Просвещение, 1977 г. Гриф МК СССР.

2. Блок Л. Классический танец. История и современность.М.:

Искусство, 1987 г.

3. Красовская В. Русский балетный театр второй половины

XIX в.Л.- М.: Искусство, 1963 г.

4. Классики хореографии.Л.- М.: Искусство, 1937 г.

5. Баднин И. Охрана труда и здоровья артистов балета.Учебное пособие. М.: Медицина, 1987 г. Гриф МК СССР.

6. Миронова З., Баднин И. Повреждения и заболевания опорно-двигательного аппарата у артистов балета. М.:Медицина, 1976 г.

7. Миловзорова М. Анатомия и физиология человека.Учебник. М.:Медицина, 1976г.

8. Котельникова Е. Биомеханика хореографических упражнений.Учебное пособие. М.: ВЦХТ, 2008 г.

9. Томкевич М.С. Основы анатомии, физиологии, биомеханики и медицины с элементами возрастной физиологии.Учебное пособие. М.: Российский институт театрального искусства – ГИТИС, 2016 г.

10. Валукин М.Е. Мужской классический танец: эволюция во времени.М.: Российский университет театрального искусства – ГИТИС, 2014 г.

11. Балет. Энциклопедия.Ред.Ю. Григорович, изд.: Советская энциклопедия, 1981 г.

Составитель рабочей программы дисциплины

« Композиция и методика преподавания классического танца»

Старший преподаватель Сафонова О.В.

Наши рекомендации