Художественная специфика реализма XX века

Реализм 20 века отличается от других реализмов. В какой-то мере он продолжает традиции реализма 19 века (т.к. в реализме всегда в центре – социально-нравственная проблематика). Реализм 19 века видел центральной проблемой проблему нравственной свободы личности как способности видеть жизнь не только глазами социальной фигуры и видеть в другом не только социальную фигуру. Эта проблематика переходит в 20 век, но только очень сильно радикализуется, т.е. в реализме 20 века возникают индетерминистские тенденции – противопоставление нравственной свободы личности всем социальным обстоятельствам, и, прежде всего тому, что угнетает сознание человека. Это согласуется и с общей проблематикой культуры 20 века – проблематикой преодоления отчуждения и проблематикой языка, власти языка.

Реализм 20 века осознает эту власть, осознает ситуацию зависимости человека от культуры, от состояния культуры, от предрассудков, кот.существуют в культуре. Реализм 20 века стремится противопоставить этим силам волю противостояния, волю духовного и нравственного сопротивления отчуждению.

Специфика противостояния личности ситуации отчуждения – в 20 веке носит более радикальный характер в том смысле, что опора на духовную религиозную и нравственную традицию прошлого уже не ощущается как надёжная.

Ср: В реализме 19 века личность всегда стояла между духовной свободой, которая укоренена в гуманистической традиции, и практикой социальной жизни. Личность всегда искала себе оправдание в традиционной морали. Т.е. Реализм 19 века ищет формы духовного сопротивления миру вопреки всем обстоятельствам.

Оценки разных направлений… мировое литературоведение от этого отойти не может.. оценки направлений.

Эти направления связаны с разными особенностями художественных языков (ХЯ). Есть общие особенности языка 20 в, но тем не менее существуют разные ценностные ориентации - соответственно существуют разновидности ХЯ.

Худ направления разных веков составляют систему направлений…эта система споров, дискуссий, взаимодополнений. И в 20 веке мы имеем то же самое, когда разные направления и отталкиваются др от друга и дополняют др друга, если только рассматривать их всех вместе, можно понять как мыслит эта культура, в чем она видит свои проблемы, как она видит проблемы языка художественного, так что это вопрос существенный.

Рабочий способ выделения ХН в литературе 20 века:

1. по принципу решения проблем человека

2. по способу решения основной проблемы-проблемы отчуждения.

Каждое ХН решает эту проблему отчуждения, ищет пути преодоления проблемы отчуждения (О), наиболее глубокого переживания проблемы О и вместе с тем преодоления. Происходит это по-разному в разных группах художников.

Если взять первые 2/3 20 в, то здесь выявляются 3 основных направления, которые связаны с разными Х методами, с разными ценностными ориентирами, и эти 3 направления сост систему. Это:

1. модернизм –«модерн» - новое направление, кот может быть особенно характерно для 20 века, новый ХЯ;

2. реализм 20 века,со своими специфическими чертами,

Авангард.

Границы более или менее отчетливы, но не каждого художника можно отнести четко к тому или иному направлению. Но ориентиры есть, и это позволяет выявить основные способы решения проблемы.

В последней трети 20в все эти направления значительно модифицируются, со знаком искусства постмодерма, различия сглаживаются и мы определяем Х развитие, как«постмодернизм»

Рабочая схема как выделить все эти ХН. Объединяет все эти Н очень острое переживание хаоса, переживание отчуждения, она остается актуальной до конца века и для всех художников. Каждое Н ищет средства для преодоления О, для установления контакта с реальностью, нового контакта, и для этого нужно разрушить старые формы языка, построить новые формы языка, выработать новое отношение к жизни – этим и отличаются эти направления.

РЕАЛИЗМ

Р 20 века решает те же самые проблемы – преодоление О но он, как всегда это было свойственно Р, опирается на нравственные возможности Чела. И здесь в ситуации 20 века это означает нравственное противостояние Чел личности мироотчуждению и хаосу. Преодолевать хаос на путях нравственной свободы личности, не поддаваться мироотчуждению. Здесь соц-нравственная проблематика будет играть существенную роль. Будет спор с процессами детерминирующими сознание Чела.

Р 19 в показывал детерминацию, соцобусловленность Чел, здесь идет речь о личности, о нравственности. Эта проблема макс заостряется в 20 в. Но здесь уже речь идет о способности Чела противостоять хаосу.

Постмодернизм

2 смысла этого понятия:

- Своеобразие эпохи конца 20 века, своеобразие искусства и культуры конца 20 в. Можно говорить и ПМ как о своего рода большом стиле эпохи, который тяготеет к тому, чтобы все себе подчинить. Постмодернистские тенденции начинают распространяться буквально на все. Это уже стиль жизни. Не только все виды искусства оказываются захвачены всем этим, но и литературная критика, естествознание, философия, психоанализ, историография, кибернетика. Тоже все здесь сплошной ПМ. Есть целый ряд явлений в искусстве, которые очень близки ПМ, они используют эти приемы, мотивы. Но в строгом смысле к ПМ как художественному направлению их не относят.

Мы говорим о ПМ тенденциях в творчестве разных писателей.

% Если мы обратимся к писателям второй половины 20в. очень ярким индивидуальностям, таким сочным фигурам, как Гюнтер Грасс и Ф. Феллини, то мы увидим, как меняется их творчество к концу 20в. Скажем Феллини периода неореализма и Феллини, периода фильма «И плывет корабль» или «Интервью» кажется разные художники.

Или, скажем, Грасс в «Собачьих годах» и Грасс в романе «Крыса», «Камбала». Или Белль: лирический период и «Групповой портрет с дамой» (это не ПМ в строгом смысле) тоже очень много изменений. Но все-таки очень много таких моментов, связанных с рефлексией над разными формами, поэтологических моментов. Они становятся существенными для мышления эпохи.

Все эти тенденции заложены еще в начале 20 века в том движении, который называют модернизм и в целом в искусстве. В постмодернизме (ПМ) происходит выделение отдельных особенностей искусства первой половины 20 века, и превращение их в своего рода клише. Потом эти особенности рефлектируются заново. Все эти приемы, которые были растворены, теперь выходят на поверхность и приобретают самоцельный характер игры.

В целом, можно сказать, ПМ эпоха нивелирует многие различия, различия индивидуальностей. Формируется какая-то общность художественного языка, различиями между художественными направлениями в конце 20 века почти отсутствуют. Есть только общий ПМ стиль.

- Вместе с тем мы, конечно, должны говорить о ПМ как отдельному художественном направлении, которое имеет свою идеологию, философию, концептуальность, свои творческие задачи.

Наши рекомендации