Объективация и абстрагирование.
В структуре творческого акта это формы деятельности, ориентированные, с одной стороны, на развертывание образа на основе углубленного субъективного переживания предмета, вчувствования в него, а с другой стороны, на основе остранения и объективации - объективной аналитически-рациональной дистанции к нему. В конечном итоге это усилия, направленные на конституирование Другого как живого, незавершенного человека, субъекта. Это усилия по преодолению того, что в самом общем плане называется отчуждением личности, и они носят двоякий характер.
С одной стороны, это стремление установить живой контакт с другим человеком, идентифицироваться с ним, опираясь на непосредственность нравственно-психологического переживания, позволяющего и мне освободиться от собственных комплексов недоверия и страха.
Другая сторона этих нравственно-психологических усилий связана, напротив, со стремлением завоевать рациональную, объективную дистанцию по отношению к Другому, позволяющую и сохранить свою внутреннюю суверенность, и понять Другого именно как Другого – самостоятельную, свободную личность, не совпадающую с готовой схемой.
Это формы реакции на отчуждение, его преодоление, но разными путями. Первая- Человек стремится к контакту, к непосредственности отношений, к искренности, к преодолению одиночества, преодолению границ м/у людьми, стремление почувствовать другого человека. Вторая – сопротивление, создание границ, установление дистанции м/у миром и собой, практики холодности (в социальном плане). Соблюдение норм холодной корректности. Человек не позволяет себе быть открытым, рефлексирует над собой, над происходящим, рациональное поведение.=» Практики абстрагирования и объективации. Т.Е. разные теории ис-ва в начале 20 века.
!!!!Объективация и абстрагирование.
Выйти к объективным, сущностным формам.
% Р.М.Рильке «Голубая гортензия» строится по принципу феноменологической редукции. Редукция к сущности. Синева, синие цветы, они преломляются, растворены в других цветах.
Использовать разные формы. Нечто более универсальное. Душа цветка. Отвлечение сущностного начала.
Прорваться к объективному. В век (во время) эпистелогической неуверенности.
% Поль Сезанн – живопись ХХ в. Революционный поворот в развитии живописи: самое главное – язык живописи (цвет и простые линии). Они самоценны. Автономность художественных средств. Художник должен исходить не из сюжета, а из цвета и линии. Попытка реализовать ощущения цвета – в этом контакт с природой. Цвет выражает глубину вещи. Пейзаж должен диктовать мне. Я повинуюсь (куб, конус, шар – простые фигуры, структуры, кристаллические). Абстрагирование от богатства номинального мира. Преодолеть свои чувства, пожертвовать своими личными эмоциями. Иначе ничего не увидеть. Поль Сезанн стремился подняться к классическому. Идет от Флобера (искусство литературы – это искусство слова; писать не «о чем», а писать стилем. Художник слова.).
Путь к «красоте = истине» - через материал. Язык живописи, дегуманизация.
Искусство абстракционистов: тоже работают с искусством живописи. Абстракционизм возникает из группы художников «Синий всадник» (1912 г., Мюнхен; символисты) Ф.Марк, В.Кандинский.
Альманах «Синий всадник» (русский и европейский авангард: художники и поэты). Франц Марк погиб в 1915 г. на фронте; искусство не самовыражение художника. Мир должен высказаться. Ф.Марк мечтал о безличных картинах, живописи. Искусство для него – метафизическая деятельность (обнажает глубинные основания бытия).
«Лес или лошадь мы должны писать не как мы хотим или видим, а как они есть, как они сами себя ощущают. Нужно показать абсолютную истину, сущность (shine – свечение)». Абстрактные художественные формы.
Великая абстракция – идея ХХ в. Стремление к неделимому бытию. Освободиться от обмана чувств. Абстракция – арсенал творения. Цвет света.
У животных наиболее чистое проявление сущности («Красные (сияющие) коровы», деревья). Мощное излучение цвета и света. Мощные цветовые пятна, чистые цвета. Путь интенсификации линий: более геометрические, жесткие, суровые, выражают душу существа. Изображение превращается в орнамент.
Василий Кандинский (практик, теоретик) «О духовном искусстве», т.е. о сущности, а не о форме.
Переход к беспредметному искусству.Эволюция художника. Искал возможности достигнуть максимальной выразительности линий. Освобождение деталей от материализма, одухотворение. Тенденция к освобождению духовных начал. Ироничное, непрямое искусство, игра. Дегуманизация искусства: принцип рефлексии – ведущий. Искусство должно освобождать человека от средоточия на физическом, телесном. Материальное разделяет людей. Сблизить может только духовное начало. Три средства: звук, цвет, слово (внутренние вибрации, душевные вызываются вибрациями звука, цвета, слова). Кандинский постепенно приходит к языку, стилю (начал с мотивов русского костюма, древнерусской архитектуры, ее линий. Разыгрывание). Стилизации. Формы обособляются от плоти, обнаруживают свою собственную красоту. Укрупнение мазков. Материал (холст) все более непрозрачен. Сокращение деталей, интенсификация линий, цвета. Чистые средства, без украшений.
% «Синий всадник». «Баварский пейзаж» - динамика.
Импрессии, Композиции, Импровизации – это названия картин под номерами. Композиции – более поздние, сухие, холодные, более интеллектуальные. Дегуманизация. Холодноватая абстрагированность.
АРХИТЕКТУРА. Абстрагирование, выход за пределы субъективной ограниченности сознания. Резкий разрыв с традицией. Конструктивизм.
Френк Райд. Критика архитектурной традиции (Греко-римско-ренессансной). Лживость: создание декораций, украшений. Архитектурно-функциональное искусство. Традиция не находит красоты в этих функциях => берется за декорации. Но эта традиция чужда чувству материала. Восходит к древнегреческому храму: из дерева, колонны, портики-ограждения. Стволы заменены камнями (выветривание почв => нет древесины). Имитация деревянной постройки камнем – это величайшая ошибка греков. Камень должен покоиться, а не торчать. Ложный стиль (ордерный). То же и в готике. Сплошной камуфляж, сокрытие скреплений и т.д. Экстерьер не соответствует интерьеру. Отделенность декоративного плана от конструктивного. => Сознание и жизнь. Внешняя форма и сущность.
Архитектура конструктивизма: соразмерность инженерных решений. Уважение к быту, материалу => к человеку. Новые критерии красоты:
- строгость;
- структурность;
- чистота;
- экономичность;
- обнажение функциональности зданий.
Концепция последовательного функционализма. Бáухаси. Геометризм.
«Минимальное жилье» (дешево, но с максимальным удовлетворением потребностей человека).
Эстетика математики чистых форм. Обнажение технических возможностей.
Камбюзьé – архитектор. Показал колоссальные возможности материала. => Постройки начинают утрачивать контакт с человеческим измерением (кирпич, бетон, стекло). Отчуждение от биологического, телесного.
В конце ХХ в. в архитектуре постмодернизма ищут сочетание органичного и неорганического (% портики (тепло) + сталь). Приближение к человеческому измерению.