Крушение ценностных систем» на рубеже веков, и проблема человека в искусстве XX века.
Кризис культуры, рассогласование ценностных ориентаций и человеческого опыта. Это проблема для личности и человека.
Формирование европейского индивидуализма связано с обособлением личности. К 18 в. произошло разрушение традиционной культуры. С этого момента – бурное развитие буржуазного общества. Европейская культура жила под знаком авторитета свободной, автономной личности. На этой почве рождался европейский утопизм: человек способен изменить общество, природу, всю культуру. Бурное развитие техники и точных наук, возникновение социальных идей. Одновременно с верой в прогресс накапливаются противоположные тенденции.
С конца 19 в. 2 основные линии развития культуры: 1 линия связана с идеями прогресса, 2 – линия разочарования и критики европейской идеи личности. Критика идеи личности осуществлялась философией, в искусстве тоже. Этот процесс развивается в социальной области, когда поддерживаются массовые тоталитарные режимы. Первая мировая война – катастрофа для европейского гуманизма (идея автономности личности).
В начале 20 в. крушение социальных иллюзий. Опыт первой мировой войны важен в том плане, что вопросо прогрессе становится нелогичным (все разрушено). Человек – материал для войны, личность обесценивается. Через несколько десятков лет – вторая мировая война.
Но технический прогресс укрепляет веру в человеческий разум, сохраняет традиционный авторитет разума. Капитализм опирается на эти идеи. Происходит усиление оптимизма, но одновременно усиление критики личности, нет глубинного, фундаментального решения проблемы личности – ощущение неустойчивости, кризисности, неуверенности.
Учение Шопенгауэра – одно из первых учений, подвергающих сомнению ценности европейского гуманизма. «Мир как воля и представление». Шопенгауэр создает картину мира, которая держится на борьбе живых существ друг с другом. Все посвящают жизнь борьбе со стремлением достичь полноты жизни и счастья. Человек достигает благ редко, это единицы, которые потом мучаются скукой. В начале всего лежит воля. Воля живет в каждом живом существе и заставляет его к ч-л стремиться. Ей нужны цели, которые она создает при помощи человеческого разума. Все, что есть в реальности, - объективация воли. Разум создает представление о том, что все разное, что я неповторим. Разум создают иллюзию того, что мир разнообразен. Человек – жертва этой иллюзии и воли. Человек в плену иллюзий, он не понимает реальности и это источник его страданий. Философия Шопенгауэра стала основой эстетики декаданса. Шопенгауэр искал пути избавления от воли. Искусство дает такое избавление. Воля – всегда материальный интерес, в созерцании искусства нет такого интереса. Искусство – порождение больного человека. Все живое под властью воли. Философия Шопенгауэра самая пессимистичная. Главная цель человека – перестать желать и достигнуть полного освобождения. Это возможно только в смерти. Критики европейского индивидуализма: нужно отказаться от себя как личности. Этот пессимизм – настроение заката Европы.
Философия Ницше наносит удар идеям гуманизма. «Рождение трагедии из духа музыки». Противопоставляет аполлоническое начало дионисийскому. Аполлоническое – все индивидуально. Дионисийское – стихия, безграничное, хаос, все едино. Аполлоническое – иллюзии, которые создает разум и культура. Иллюзия гармонии, красоты. Единственное оправдание, которое может получить жизнь, - эстетическое. Нужно творить жизнь, участвовать в процессе создания современных форм, служить будущему человечества. Ницше – критик декаданса, отвергает культ болезни и смерти, слабость, требует способности приносить себя в жертву высшим целям. Критика гуманизма, критика защиты отдельных личностей, отвергает принципы демократии, критикует мораль (нужно быть свободным для истинной морали). Ницше говорит о крушении ценностных систем. Идея сверхчеловека: сильный человек – идея возникает, когда он видит только слабых несвободных людей. Противоречия внутри европейской культуры: сила и слабость, рациональное и иррациональное, коллективное и индивидуальное. Культура мечется между массовым бытием и индивидуальным.
Проблема массы – новая проблема для 20 в. Отказ человека от свободы, от своей личности. Масса противопоставлена избранны
м. Избранные требуют от себя больше, чем от других. Они берут на себя ответственность, способны принимать решения. Человек массы хочет быть как все, уходит от нравственного выбора, снимает с себя ответственность за свою судьбу, с неприязнью относится к тем, кто отличается. Он несчастен, он знает, что неспособен противостоять судьбе и обстоятельствам, он неинтересен. Быть личностью угнетает. Одинаковость сознание, клише – массы. Все одинаковы, нет индивидуального сознания, обезличивание человека. Рабочий стиль эпохи. Человек как функция, как роль, как часть механизма.
Понятие отчуждения в культуре 20 в. – самое универсальное. Социально-психический, социально-нравственный феномен.Очуждение характеризуетположение личности в обществе, состояние человека, состояние общества. Это явление открыли романтики. Основа – Гегель, разработал Маркс. Человек массы – продукт очуждения личности от общества. Отношение к другим людям механическое, вещное, формальное. Т.о. процесс обезличивания человека. Массовость сознание и массовая культура. Проблема свободы:я не могу слышать другого, не могу высказать себя, быть самим собой, не понимаю себя, не доверяю себе и другим.
4. Переоценка представлений о личности, гуманизм.
Начиная с 20 века появляются мотивы поиска смысла жизни.
Духовная сиутация-утрата традиционных смыслов, переоценка всего. Центр вопрос- проблема гуманизма. Европейский гуманизм доказывал что человек может всев 20 веке гуманистические концепции подвергаются критике, тк они становятся идеалистическими, плохо соответствуют 20 веку, который начинается с войны, которая потрясла гуманизм. В 1 мировой войне произошло то, что называют девальвация ценностей. Ценностирухнули. Опыт войны показал, что личность бессильна. В окопах была массовая гибель людей. Проблема автономии субьекта станосится серьезной. Человек чувствует себя пылинкой на войне. Опыт тоталитарных режимов говорит о том, чтоникакой автономии нет.Слабость человека перед миром.
Гуманизм - мировоззрение при котором идея человека находится в центре, это высшая ценность всего. Гуманизм утверждает право человека на свободу, счастье, развитие своих способностей + ценность человека как личности.
Т. Манн «Волшебная гора». Болезнь как бессознательный отказ от жизни.
Массовая культура помогает отвлечься от проблем, от себя и сосредоточения. Расшатывание гуманистической доктрины. Все идеи культуры оказываются несостоятельными. Главное – осознать, что с тобой происходит. Происходит интеллектуализация культуры, повышающаяся к концу века. Трудность преодоления человеческого существования. Гуманистические мысли не исчезают совсем, однако человек понимает, что не может соответствовать этой норме. Распад личности становится темой и проблемой 20 века.
Неразрешимость проблемы чел-ка в 20 веке. Только противоречия видятся в личности, отчуждение.
Т.Манн «Волшебная гора». Герой заболевает туберкулёзом, остается только думать: о смерти, о жизни. Болезнь у Манна – это неразрешимость духовных проблем, органический отказ от жизни. В пустоте (санаторий) чел-к решает о себе. Бесконечный спор двоих: 1 - либерализм, разум, обособление; 2 - слиться с людьми, не нужен либерализм. Этот спор не разрешается. Главный герой начинает понимать противоречия культуры, нет решения вопросов, есть осознание проблемы.
Отчуждение, кризис европейского гуманизма, проблема автономности, самодеятельности личности, расщепление личности, иллюзорное существование, массовая культура, нигилизм, агрессивность ведут к невозможности решить проблему чел-ка. Критика гуманизма очень опасна. Она может привести к нравственным социальным катастрофам, но она неизбежна, необходима, т.к. позволяет осознать проблему, искать выход, обеспечивать развитие гуманистической мысли.
Ис-во в этом плане наиболее продуктивно. Предмет ис-ва – человек целиком, со всем его миром. Человека нельзя свести к определенной эпохе, реальному положению в об-ве. Нужно охватить чел-ка в его реальности и в его сущности. =» Проблема аутентичности художественного высказывания не всегда осознавалась как проблема. Для 20 века она фундаментальна (высказывание без фальши, внутренне убедительное). Условие аутентичности – ис-во должно заговорить на языке реальности, с другой стороны нужна дистанция, которая не позволит потерять чел-ка и обеспечит понимание.
Ситуация кризиса порождает такие формы ис-ва, которые делают из чел-ка марионетку. Б.Шоу изображает людей в бессмысленности их существования. Выдумки героев интересны, но лишены смысла, нет понимания, есть лишь изображение. «Мир сошёл с ума».
Ис-во должно выполнять задачу: изобразить + понять =»Требуются радикальные формы. 20 век не терпит компромисса, в отличие от 19-го. Худ.культура 20 века создает стили, в которых воспроизводится ситуация отчуждения и одновременно преодолевается. Ситуация отчуждения воспроизводится на уровне отчуждения речи. канцелярский стиль. Кафки: холодный, равнодушный, перечислительный, рациональный. Стиль Хемингуэя – репортёрский: крайняя сдержанность, все эмоции – в подтексте.
Ролевое существование: Функция = человек. Нет понимания, что такое целостный человек, личность. Утрата самостоятельности, способности мыслить, мечтать. Отношения м\у людьми – неполные, «частичный индивид». ( в 20 веке – редуцированный).
Форма отвлечения от себя – заполнить чем-то своё существование (бессмысленным трудом или индустрией развлечений), лёгкая музыка. ( была ещё в 19 веке, но лишь сопровождала беседу в гостиной). Проснулись – радио, ТВ, т.е. отвлечение. Проводить время без порождения проблем.