Творческая мастерская «В хороводе были мы».

Примерный репертуар 3 - го года обучения

Жнивные песни:

«Соловейко», «Уж мы сеяли ленок», «Жниво мое, жниво», «А мы просо сеяли», «Ты взойди, солнце красное», «Уродись-ка, горох», «Тяни холсты», «Завиваем бороду», «Песня обских рыбаков» С. Няруй.

Заклички:

«Жаворонки», «Ой, кулики», «Весна идет», «Солнышко-ведрышко», «Гори-гори гарко», «Дождик-дождик», «Осень – осень в гости просит» и др.

Колядки:

«Коляда-маляда». «Маленький вьюжунк», «Куры-рябые», «Хожу гуляю по нову городу», «Овсень-овсень», «Таусень», «Рождество», «Сею-вею, посеваю», «Усень-Усень», «Уж я золото хороню», «Перстни», «Ты матушка моя».

Масленичные песни:

«Уж мы Масленицу дожидали», «Скоро масленка придет», «Как на Масленой неделе», «Пришла Масленая неделя», «Мы давно блинов не ели», «Эхо ирсо», «Ты прощай, прощай наша Масленица».

Игровые песни.

«Пойду ль я, выйду ль я», «Вдоль по улице», «Как во поле было поле», «Уж я золото хороню», «Пошла млада за водой», «Во саду ли, в огороде», «Походить бы мне по травкам», «Как по травкам по муравкам», «Под яблонью, под кудрявою», «Ой, вы кумушки мои, подруженьки», «Ой, сеяли девки лен», «Как по речке по Казанке», «Выходили красны девицы».

Творческие задания:

1) сольное исполнение ритмического рисунка к напевам народных песен; импровизация ритмических канонов;

2) импровизация двухголосного пения.

Репертуар для одаренных детей:

«Санки, мои санощки», «Семик, ты, Семик», «Походить бы мне по травкам», «От пенечка до пенечка», «Выходили красны девки на лужок».

Тематический план

Третьего года обучения

«РУССКИЕ КАЛЕНДАРНЫЕ ОБРЯДОВЫЕ ПЕСНИ»

№ темы Название темы. Теория Практика
Количество часов
1. Вводное занятие: «Весной косы точили, летом травы косили, осенью на возочке возили».
2. Жнивные песни.
3. Заклички.
4. Колядки.
5. Масленичные песни.
6. Хороводы.
7. Итоговое занятие – посиделки «В хороводе были мы».  
  Итого: 34 часа

К концу третьего года обучения дети должны:

Знать: историю происхождения обрядов: «Жниво», «Коляда», «Масленица». Понятие – лад, ладовая переменность, длительность, размеры. Виды закличек и их место в жизни людей, виды колядок, названия колядных песен, масленичные песни. Звуки по системе относительной сольмизации.

Уметь: пропеть жнивную песню, закличку, приговорку, колядку, масленичную песню. Петь «а капелла» и с аккомпанементом, а так же под фонограмму, пользоваться ручными знаками для фиксации песенных вариантов. Исполнять песни на два голоса.

Творческие задания:

1) импровизация ритмоинтонации;

2) сочинение подголоска к песне.

Репертуар для одаренных детей:

«Ты не стой, не стой, колодец», «Ой, ходил царь», «Как по речке по Казанке», «Как во поле поле было».

Четвертый год обучения

«Семейные обрядовые песни» (34 часа)

1. Введение. Поэтика обрядового фольклора:

Теория. Народное пение – основа профессионального творчества. Прослушивание подлинного звучания народного пения. Характерные особенности исполнения семейных песен. Такт, затакт, глиссандирующие спады.

Практика. Артикуляционная гимнастика; интонационно-фонетические упражнения В.В. Емельянова

Семейные песни.

Родинные песни.

Теория. Родинная обрядность; значение родильных языческих ритуальных действий; праздник «Бабья каша».

Практика. Разучивание слов и мелодий родинных песен. Работа над выразительным исполнением.

Крестинные песни.

Теория. Крестины как наиболее важный семейный обряд. Погружение в купель, размывание рук. Особенности поэтического текста, связанные с пожеланием добра, здоровья, богатства; поздравление и величание родителей.

Практика. Разучивание слов и мелодий песен. Работа над выразительностью исполнения. Пение «а капелла». Индивидуальная работа. Развитая ладовая и мелодическая структура, элементы гетерофонии.

Именинные песни.

Теория. Духовное рождение; именинный пирог, именинный стол, наречение имени, именинный календарь. Писатели А. Печорский и А. Вересаев об именинах.

Практика. Разучивание слов и мелодий песен. Элементы аккордовой гармонии. Особенности голосоведения в народной музыке: движение параллельными терциями, квартами.

Колыбельные песни.

Теория. Раннее детство. Первая колыбель, устройство колыбели. Мифологическое устройство колыбели. Колыбельные песни – азы воспитания. Страшилки - краткие песенки, исполняемые ребенку в воспитательных целях.

Практика. Разучивание слов и мелодий песен. Поэтическая и музыкальная выразительность. Характерные припевный слова. Огласовка согласных. Неширокий диапазон: дихорд, трихорд с субквартой. Пение песен в стилизованном и тетрадном исполнении. Сочинение колыбельных.

Пестушки.

Теория. Пестушки как жанр музыкального фольклора. Роль пестушек в физическом, эмоциональном и умственном развитии ребенка.

Практика. Разучивание слов и мелодий пестушек. Работа над выразительностью исполнения. Пропевание «а капелла» и с музыкальным сопровождением. Обыгрывание пестушек.

Заговорные песни.

Теория. Заговоры как жанр фольклора. Магические песни, обладающие целебной силой. Магия отвращения зла. Перенесение отрицательных действий на животных, птиц, воздух, землю, огонь, растения. Разные виды заговоров. Языческое происхождение заговоров, двоеверие.

Практика. Разучивание слов и мелодий песен. Пропевание широких интервалов (квинта, секста). Элементы аккордовой гармонии.

Плачи.

Теория. Обряд проводины, поминки. Народные обычаи при похоронах ребенка. Плачи по умершему младенцу.

Практика. Разучивание слов и мелодий песен. Импровизация в песнях. Глиссированные интонации, выкрики, стоны, вздохи, спады. Увеличение количества безударным слогом.

Наши рекомендации