Проектирование костюма с использованием орнаментальных полотен.
Орнамент трикотажного полотна, как и любой другой орнамент, рассматривается как система закономерного (на основе законов симметрии, ритма и т.п.) сочетания геометрических или изобразительных элементов. Он взаимосвязан со структурой переплетения, с формой и конструкцией изделия и зависит от назначения последнего.
Все многообразие орнаментальных трикотажных полотен можно классифицировать по художественным, технологическим и другим признакам. Основные признаки орнамента - его происхождение, назначение и содержание. С учетом всего этого орнаментальные формы можно объединить в следующие виды:
технический орнамент, возникновение форм которого обусловлено трудовой деятельностью человека или технологическими возможностями вязальных машин. Например, фактура поверхности предметов из глины, изготовленных на гончарном круге, или рисунок переплетений трикотажных полотен при выработке их на машине;
геометрический, или неизобразительный, орнамент, образованный из геометрических элементов правильной или неправильной формы, абстрактных форм, лишенный конкретного предметного содержания. Отказ от сюжетной основы в этом виде орнамента позволяет акцентировать внимание на строгом чередовании отдельных природных мотивов, ведь любая геометрическая форма - это изначально реально существующая форма, предельно обобщенная и упрощенная;
изобразительный орнамент - самый распространенный, для которого характерны свои излюбленные мотивы, причем последние различны в разных странах, в разные времена. Он включает в себя конкретный рисунок человека, животных, растений, пейзажные или архитектурные мотивы, рисунки предметов неживой природы, предметов быта и утвари;
комбинированный орнамент представляет собой сочетание изобразительных мотивов или отдельных элементов, с одной стороны, и абстрактных форм - с другой.
Классификация орнаментальных полотен предложена по ряду следующих основных признаков: композиции орнаментов; цветопластическим признакам полотна; изобразительному началу мотивов, составляющих орнамент; способам формирования орнамента полотна; функциональному назначению полотна
Основной закономерностью орнамента является периодическая повторяемость мотива (раппорта), эта повторяемость орнаментального мотива производит эстетический эффект. Орнаментальные композиции, в которых мотив повторяется через одинаковые интервалы, называют раппортными.
Задание: Разработать эскизы моделей одежды, разработанных с использованием различных видов орнамента.
Лабораторная работа №10
Монокомпозиция как элемент декоративного оформления костюма
В проектировании трикотажных изделий часто используется способ декорирования плоскости рисунками, не имеющими раппортного повторения (монокомпозиция).
Возможности применения монокомпозиции в костюме чрезвычайно широки — от самых простых решений в форме эмблемы, близкой по композиционной структуре монораппортным орнаментам, до сложных композиций, состоящих из значительного числа орнаментальных мотивов.
При использовании монокомпозиции как активного композиционного акцента выбирается лаконичная силуэтная форма костюма и ведется разработка рисунка в соподчинении с этим силуэтом.
Принципы построения мопокомпозиции имеют определенные закономерности:
1) монокомпозиция строится на замкнутой плоскости изделия с четко заданными размерами;
2) все композиционные элементы составляют гармоничное целое и имеют ярко выраженный композиционный центр;
3) расположение и ритмическая организация элементов монокомпозиции определяет ее пластическое движение.
При проектировании монокомпозиции необходимо соблюдение основных условий построения сложных композиций:
4) установление оптимального варианта, обеспечивающего равновесие композиционных элементов и фона; 7 организация ритмического движения мотивов и доминанты, ориентированной на определенную часть плоскости;
5) строгая уравновешенность по цвету всех мотивов в верхней и нижней, а также в правой и левой частях плоскости.
Также немаловажное значение в организации монокомпозиции имеют следующие аспекты психологии зрительного восприятия: обеспечение зрительного равновесия композиции; оптическая иллюзия. возникающая в процессе восприятия композиции; простота элементов, составляющих композицию.
Одной из главных задач при работе над монокомпозицией является обеспечение зрительного равновесия всех компонентов системы в направлениях вверх и вниз, вправо и влево.
В организации уравновешенной монокомпозиции особое внимание следует уделять оптическим иллюзиям, влияющим на визуальное и эстетическое восприятие рисунка.
Каждый творчески работающий дизайнер должен помнить об эффектах, основанных на оптическом обмане, и учитывать возникающие в связи с этим проблемы.
Задание: Разработать эскизы моделей одежды, разработанных с использованием закономерностей построения монокомпозиций.
Лабораторная работа №11