Проектирование костюма с использованием орнаментальных полотен.

Орнамент трикотажного полотна, как и любой другой орнамент, рассмат­ривается как система закономерного (на основе законов симметрии, ритма и т.п.) сочетания геометрических или изобразительных элементов. Он взаимо­связан со структурой переплетения, с формой и конструкцией изделия и зави­сит от назначения последнего.

Все многообразие орнаментальных трикотажных полотен можно классифи­цировать по художественным, технологическим и другим признакам. Основные признаки орнамента - его происхождение, назначение и содержание. С учетом всего этого орнаментальные формы можно объединить в следующие виды:

технический орнамент, возникновение форм которого обусловлено трудо­вой деятельностью человека или технологическими возможностями вязальных машин. Например, фактура поверхности предметов из глины, изготовленных на гончарном круге, или рисунок переплетений трикотажных полотен при выработке их на машине;

геометрический, или неизобразительный, орнамент, образованный из гео­метрических элементов правильной или неправильной формы, абстрактных форм, лишенный конкретного предметного содержания. Отказ от сюжетной основы в этом виде орнамента позволяет акцентировать внимание на строгом чередовании отдельных природных мотивов, ведь любая геометрическая фор­ма - это изначально реально существующая форма, предельно обобщенная и упрощенная;

изобразительный орнамент - самый распространенный, для которого ха­рактерны свои излюбленные мотивы, причем последние различны в разных странах, в разные времена. Он включает в себя конкретный рисунок человека, животных, растений, пейзажные или архитектурные мотивы, рисунки пред­метов неживой природы, предметов быта и утвари;

комбинированный орнамент представляет собой сочетание изобразительных мотивов или отдельных элементов, с одной стороны, и абстрактных форм - с другой.

Классификация орнаментальных полотен предложена по ряду следующих основных признаков: композиции орнаментов; цветопластическим признакам полотна; изобразительному началу мотивов, составляющих орнамент; спосо­бам формирования орнамента полотна; функциональному назначению полот­на

Ос­новной закономерностью орнамента является периодическая повторяемость мотива (раппорта), эта повторяемость орнаментального мотива производит эс­тетический эффект. Орнаментальные композиции, в которых мотив повторя­ется через одинаковые интервалы, на­зывают раппортными.

Задание: Разработать эскизы моделей одежды, разработанных с использованием различных видов орнамента.

Лабораторная работа №10

Монокомпозиция как элемент декоративного оформления костюма

В проектировании трикотажных изделий часто используется способ декорирования плоскости рисунками, не имеющими раппортного по­вторения (монокомпозиция).

Возможности применения монокомпозиции в костюме чрезвычай­но широки — от самых простых решений в форме эмблемы, близкой по композиционной структуре монораппортным орнаментам, до слож­ных композиций, состоящих из значительного числа орнаментальных мотивов.

При использовании монокомпозиции как активного композицион­ного акцента выбирается лаконичная силуэтная форма костюма и ве­дется разработка рисунка в соподчинении с этим силуэтом.

Принципы построения мопокомпозиции имеют определенные зако­номерности:

1) монокомпозиция строится на замкнутой плоскости изделия с четко заданными размерами;

2) все композиционные элементы составляют гармоничное целое и имеют ярко выраженный композиционный центр;

3) расположение и ритмическая организация элементов моноком­позиции определяет ее пластическое движение.

При проектировании монокомпозиции необходимо соблюдение основных условий построения сложных композиций:

4) установление оптимального варианта, обеспечивающего равно­весие композиционных элементов и фона; 7 организация ритмического движения мотивов и доминанты, ориентированной на определенную часть плоскости;

5) строгая уравновешенность по цвету всех мотивов в верхней и нижней, а также в правой и левой частях плоскости.

Также немаловажное значение в организации монокомпозиции имеют следующие аспекты психологии зрительного восприятия: обес­печение зрительного равновесия композиции; оптическая иллюзия. возникающая в процессе восприятия композиции; простота элемен­тов, составляющих композицию.

Одной из главных задач при работе над монокомпозицией является обеспечение зрительного равновесия всех компонентов системы в на­правлениях вверх и вниз, вправо и влево.

В организации уравновешенной монокомпозиции особое внимание следует уделять оптическим иллюзиям, влияющим на визуальное и эстетическое восприятие рисунка.

Каждый творчески работающий дизайнер должен помнить об эф­фектах, основанных на оптическом обмане, и учитывать возникающие в связи с этим проблемы.

Задание: Разработать эскизы моделей одежды, разработанных с использованием закономерностей построения монокомпозиций.

Лабораторная работа №11

Наши рекомендации