Тема 7. Искусство в жизни человека. Структурные и языковые особенности рассуждения. Языковые средства рассуждения.
Ключевые слова: рассуждение-описание, рассуждение-описание, рассуждение-доказательство, схема, тезис, истинность, аргументы, вывод.
Выделяются следующие виды рассуждения – рассуждение-описание, рассуждение-доказательство, рассуждение-объяснение.
В рассуждении-объяснении нет необходимости доказывать истинность или ложность тезиса, так как заранее известно, что главное утверждение текста истинно. Главная задача - раскрыть содержание тезиса.
Рассмотрим опорную схему рассуждения-объяснения:
1 Даётся определение понятия.
2 Раскрываются его основные признаки.
3 Остальные признаки сообщаются в тексте, который следует за логическим определением.
Цель рассуждения - объяснения - раскрыть содержание отвлечённого понятия, которое нельзя увидеть, а можно только узнать о нём, понять.
Рассуждение-доказательство представляет собой монологические высказывания, имеющие целью доказать истинность или ложность главного утверждения (тезиса) текста.
Рассуждение-доказательство строится по следующей схеме: экспозиция (подведение к вопросу) - вопрос - ответ (тезис) - доказательство тезиса - выводы.
Опорная схема следующая:
1 Тезис - Почему?
2 Аргументы, примеры - Что из этого следует?
3 Вывод - Потому что …, поэтому …
Цель рассуждения-доказательства - обосновать мысль и привести аргументы, примеры.
Рассуждение-размышление включает в себя объяснение и доказательство, в котором необходимо привести примеры, сопоставить или противопоставить, указать причинно-следственные отношения, отграничить или расширить и т.д. Текст-размышление строится по общей для всех видов рассуждения схеме, но в отличие от других видов, содержит в себе не один вопрос и ответ, а систему вопросов и ответов.
Особенности данного типа речи заключаются в следующем:
- Использование вопросительных предложений.
- Вопросно-ответная форма построения текста.
- Привлечение слов со значением следствия, вывода.
- Использование противительных союзов.
Цель рассуждения-размышления - задать вопрос и ответить на него.
Ответьте на вопросы:
1. Какие виды рассуждений выделяются?
2. Каковы языковые и структурные особенности рассуждения-описания?
3. Какова языковые и структурная особенности рассуждения-доказательства?
4. Какова языковые и структурная особенности рассуждения-объяснения?
Практические задания.
Задние 1. Прочитайте текст. Определите тип речи данного текста. Аргументируйте свой ответ.
Искусство в нашей жизни
Искусство — это одна из важнейших ступеней в эволюции человека. Искусство помогает человеку смотреть на мир с разных точек зрения. История искусства, как такового, начинается с древних времен, когда люди общались между собой посредством настенной живописи. Вскоре человек открыл письменность, но он даже не догадывался, каким сильным толчком это явилось для развития искусства. С каждой эпохой, с каждым столетием оно все более и более совершенствуется человеком.
Во все времена искусство помогало человеку развивать свои способности, улучшать абстрактное мышление. На протяжении столетий человек старался все сильней изменять искусство, улучшать его, углублять свои познания.
Искусство — это великая тайна мира, в которой скрыты секреты истории нашей жизни. Искусство — это наша история. Порой в нем можно найти ответы на те вопросы, на которые не могут ответить даже самые древние рукописи.
Искусство играет важнейшую роль в нашей жизни и в жизни молодежи, помогая морально расти будущим поколениям. Каждое поколение вносит свой вклад в развитие человечества, культурно обогащая его. Не будь искусства, мы вряд ли бы смогли посмотреть на мир с разных точек зрения, по-другому, заглянуть за рамки обыденного, чувствовать немного острее. Искусство состоит из различных видов: литературы, живописи, скульптуры, танца, театра, кино. Без литературы мы бы никогда не узнали, что когда-то давно на свете жил замечательный человек и писатель Виктор Гюго или, например, Александр Сергеевич Пушкин. Мы бы ничего не знали о том времени, когда они жили. Литература имеет огромный запас тайн и огромный объем истории, благодаря которой мы лучше понимаем окружающий мир, становимся мудрее. Благодаря литературе мы узнаем историю своих предков.
Искусство делает мир людей более прекрасным, живым и ярким. Например, живопись: сколько до нашего времени дошло старинных картин, по которым можно определить, как жили люди два, три, четыре и более веков назад. Сейчас много картин, написанных нашими современниками, и что бы это ни было: абстракция, реализм, натюрморт или пейзаж, — живопись — это прекрасное искусство, при помощи которого человек научился видеть мир ярким и красочным.
Архитектура — еще один из важнейших видов искусства. По всему миру рассеяно огромное количество прекраснейших памятников, и они содержат в себе величайшие тайны истории и память о них. Иногда эти тайны не могут разгадать ученые всего мира.
Искусство можно ставить на одну ступень с наукой, возможно, даже выше, потому что в первую очередь человек должен научиться чувствовать окружающий мир, видеть и осознавать себя неотъемлемой его частью. Искусство помогает нам осваивать науки и постепенно углублять свои знания. Оно является важнейшей частью человеческого развития. Искусство влияет на нашу жизнь со всех сторон, делает ее разнообразной и яркой, живой и интересной, насыщенной, помогая человеку все лучше и лучше понимать свое предназначение в этом мире.
Задание 2. Дайте свое определение искусству. Используйте цитаты из текста.
Задание 3.Объясните постановку тире в отдельных простых предложениях текста. Выпишите несколько из них. Вспомните правила постановки тире в простом предложении.
Задание 4. Выпишите два предложения с однородными членами, соединяющимися при помощи интонации; при помощи соединительных союзов.
Задание 5. Выпишите одно сложное предложение из текста. Дайте его характеристику.
Задание 6. Напишите текст- рассуждение на тему «Искусство – зеркало жизни и память народа».
Задание 7. Составьте текст рассуждение-объяснение «Определение понятия культуры».
Задание 8. Составьте текст рассуждение-доказательство «Культура-важная составляющая в определении человека» по схеме (тезис-аргумент, пример-вывод).
Задание 9. Прочитайте афоризмы. Определите свою позицию по отношению к каждому высказыванию.
Искусство никогда не умирает. - Петроний
Где дух не водит рукой художника, там нет искусства. – Леонардо да Винчи
Искусство — как природа. Если вы не пустите его в дверь, оно войдет в окно. – Батлер.С.
Чтобы иметь основания для творчества, нужно, чтобы сама жизнь ваша была содержательна. – Ибсен Г.
Для усердия и искусства нет ничего невыполнимого. – Джонсон С.
Ни одно искусство не замыкается в самом себе. - Цицерон
Искусства смягчают нравы.- Овидий
Дороги, ведущие к искусству, полны терний, но на них удается срывать и прекрасные цветы. – Жорж Санд
Несчастье художника в том, что он живет и не совсем в монастыре, и не совсем в миру, причем его мучат соблазны и той и другой жизни. – Камю.А.
Искусство заключается в том, чтобы найти необыкновенное в обыкновенном и обыкновенное в необыкновенном. – Дидро Д.
Задача искусства — волновать сердца.- Гельвеций К.
Безошибочный признак того, что что-то не является искусством или кто-то не понимает искусства, — это скука... Искусство должно быть средством воспитания, но цель его — удовольствие. – Брехт Б.
Произведение искусства — это уголок мироздания, увиденный сквозь призму определенного темперамента. – Золя Э.
Каждое художественное произведение принадлежит своему времени, своему народу, своей среде. – Гегель Г.Ф.
Любое человеческое творение, будь то литература, музыка или живопись, — это всегда автопортрет. – Батлер С.
Прямая обязанность художника — показывать, а не доказывать. – Блок А.А.
Ощущение жизни как непрерывной новизны — вот та плодородная почва, на которой расцветает и созревает искусство. – Паустовский К.Г.
Искусство только тогда будет верно человеку, когда не будет стеснять его свободу развития. – Достоевский Ф.М.
Задания для СРСП
1. Прочитайте текст. Предложите свое название.
Слово «искусство» часто употребляется в собственном начальном, широком значении. Это - всякая искушенность, всякое умельство, мастерство в осуществлении каких угодно задач, требующем какого-то совершенства собственных результатов. В более же узком значении слова, это - творчество «по законам красоты». Произведения художественного творчества, как и произведения прикладного искусства, создаются по «законам красоты». Произведения всех видов художественного творчества заключают в собственном содержании обобщающее осознание жизни, имеющейся за пределами этих произведений, и это в основном человеческая, общественная, национально-историческая жизнь. Если в содержании художественных произведений заключается обобщающее осознание национально- исторической жизни, то в нем, означает, нужно различать отражение каких-то общих, существенных особенностей самой жизни и обобщающее их сознание художника.
Произведение искусства, как и всех остальных видов публичного сознания, постоянно бывает единством познаваемого в нем объекта и познающего этот объект субъекта. Познаваемый и воспроизводимый лирическим художником «внутренний мир», даже если это его собственный «внутренний мир», постоянно является все же объектом его познания - познания активного, заключающего в себе отбор существенных особенностей этого «внутреннего мира» и их осмысление и оценку.
Суть лирического творчества заключается в том, что в нем обобщенно осознаются в основном особенности человеческих переживаний - либо в их своем временном состоянии и развитии, либо в их направленности на внешний мир, к примеру, на явление природы, как в пейзажной лирике.
Эпос, пантомима, живопись, скульптура имеют между собой большие различия, вытекающие из особенностей средств и способов воспроизведения жизни в каждом из них. И тем не менее все они - изобразительные искусства, во всех них значительные особенности национально-исторической жизни осознаются в их внешних проявлениях.
В первобытном, доклассовом обществе искусство находилось в нерасчлененном, недифференцированном единстве с другими сторонами синкретического сознания и выражающего его творчества - с мифологией, магией, религией, с легендами о прошлой родо-племенной жизни, с простыми географическими представлениями, с нравственными требованиями.
Затем искусство в своем смысле слова расчленилось с другими сторонами публичного сознания, выделилось посреди них в особенную специфическую его разновидность. Оно стало одной из форм развития публичного сознания разных народов. Так его и следует разглядывать в его позднейших конфигурациях.
Таким образом, искусство - это особенная содержательная разновидность сознания общества, это - художественное содержание, а не научное и не философское. Л. Толстой, к примеру, определил искусство как средство обмена чувствами, противопоставив ему науку как средство обмена мыслями.
Искусство сравнивают с отображающим зеркалом. Это не точно. Вернее бы сказать, как подметил Нежнов - автор брошюры «Искусство в нашей жизни»: искусство есть особенное зеркало с единственной и неподражаемой структурой, зеркало, отражающее реальность через мысли и чувства художника. Через художника в этом зеркале отражаются те явления жизни, которые завлекли внимание художника, взволновали его.
1. Опираясь на текст, дайте определение понятия искусство.
Задания для СРС
Составить текст-рассуждение «Искусство- источник одухотворенности человека».