Тема 6. Культура и традиции. Рассуждение как функционально-смысловой тип монологической речи.

Ключевые слова:рассуждение, гипотеза, понятие, размышление, объяснение, тезис, аргументы.

Рассуждение является характерной и распространенной формой изложения в научной сфере.

Рассуждение – сообщение в форме логического развернутого доказательства какого-то положения, теории, мысли. В форме рассуждения может быть обоснование гипотезы (предположения), закона, может быть объяснено новое понятие, научный акт, какой-либо процесс. Предметным содержанием таких текстов являются размышления над какой-либо проблемой или явлением, пояснения, комментарии, полемика, спор, убеждения, умозаключения и т.п.

Текст рассуждения строится, как правило, из следующих компонентов:

тезис (гипотеза) или основная мысль, требующая доказательства;

доказательство: аргументы (обоснование, довод) – факты или мысли, которые могут быть использованы для обоснования истинности или ложности высказанного положения;

вывод всегда содержит заключение об истинности или ложности тезиса.

Языковые особенности рассуждения заключаются в преобладании предложений с обстоятельствами причины и условия, употребление слов со значением сопоставления, обобщения, сравнения и т.д.

Ответьте на вопросы:

1. Что такое рассуждение?

2. Какова схема рассуждения?

3. Какова цель рассуждения?

Практические задания.

Задание 1. Прочитайте текст. Определите тип текста (описание, повествование, рассуждение). Выпишите из текста слова иностранного происхождения.

Древние египтяне фиксировали события, связанные с хозяйственной, строительной и дипломатической деятельностью, однако ни один хозяйственный документ, касающийся строительства Сфинкса, нам не известен.

Египтяне украшали стены заупокойных храмов надписями, повествующими о деяниях усопшего. Но ни на сфинксе, ни в его храме упоминаний о Хафре нет.

В Египте в разное время побывало немало греческих, а также римских историков и географов, но никто не упоминает о Сфинксе. Спрашивается: что за многовековой заговор молчания?

В III веке до н.э. греки составили список «семи чудес света». В этот список, как правило, включались египетские пирамиды, но, странное дело, Сфинкс – никогда.

И наконец: исследования техники обработки камня в древнем Египте показали, что во времена правления Хафры обработка скал еще была неизвестна, своего расцвета она достигла только во времена ХVIII династии. Именно в это время превращение громадной глыбы известняка в замечательную статую сфинкса было вполне реальным.

А.Войцеховский

Задание 2. Ответьте на вопросы:

1. О чем говорится в тексте?

2. Почему многих ученых-историков, географов волнуют эти проблемы?

3. Какие мысли и идеи о строительстве Сфинкса называет автор?

4. Какие структурные части текста-рассуждения имеются в данном тексте?

5. Какой вид рассуждения преобладает в этом тексте?

Задание 3. Сформулируйте тему текста и предложите заглавие.

Задание 4. Определите основную мысль текста и запишите.

Задание 5. Найдите в каждом абзаце ключевые слова. Опираясь на них, составьте вопросы к тексту.

Задание 6. Составьте план рассуждения для доказательства тезиса по схеме:

Тема 6. Культура и традиции. Рассуждение как функционально-смысловой тип монологической речи. - student2.ru

Задание 7. Ознакомьтесь с примером рассуждения.


Нужно ли изучать русский язык в русской школе?

Русский язык — язык русского народа. Изучая язык, школьники узнают и о жизни общества, и о его истории.

Русский язык — один из богатейших мировых языков. Изучая его, школьники познают его закономерности, овла­девают нормами литературной речи, расширяют свой ак­тивный словарь. В.Г.Белинский писал: «Грамматика не дает таланта, но дает таланту большую силу».

Изучение языка — важнейшее условие развития языка и мышления, повышения культуры речи.

Таким образом, изучение русского языка в русской шко­ле имеет огромное значение.

В этом рассуждении есть все три компонента схемы.

Тезис (тема рассуждения) представлен полемическим во­просительным предложением, в подтексте которого - отри­цательный ответ на вопрос (стоит ли тратить столько времени и сил на изучение родного языка, который дети уже знают...).

Центральная часть рассуждения содержит ряд доказа­тельств, необходимых для итогового заключения.

Последовательность аргументов может быть выражена сло­вами во-первых, во-вторых и т. д. Их функцию в данном приме­ре выполняют абзацы.

При перечне аргументов можно употреблять вводные слова с разным значением: конечно, разумеется, возможно, самое главное и др.

Во второй части рассуждения уместны сложноподчинен­ные предложения с союзами потому что, так как, ибо, поэто­му, вследствие того что и др.

В тексте-рассуждении для связи предложений употребля­ются и средства, общие для всех типов текста: лексический повтор, местоименные слова, союзы, частицы-союзы и т. д.

К выводу можно перейти при помощи следующих опорных слов и предложений: итак, следовательно, значит, таким об­разом и др.; обобщим сказанное, подведем итоги, в конечном сче­те, что и требовалось доказать и др.

Не всегда в тексте-рассуждении представлены все части схемы.

В конкретном тексте-рассуждении обычно используются одно-два средства связи, особенно в художественной литера­туре. Части рассуждения могут быть связаны без специальных средств, только по смыслу и интонацией.

Рассуждение - самый сложный тип речи. Оно требует ло­гически стройной системы убедительных аргументов. При рассуждении можно воздействовать не только на ум, но и на чувства адресатов.

Умение строить текст-рассуждение при­годится не только в общественной, но и в частной жизни.

Задание 8. Прочитайте текст. На основе составьте свои примеры рассуждения. Например, тезис: Национальные игры – непременный атрибут праздника. Приведите аргументы, примеры. Сделайте вывод.

Наши рекомендации