Дизайн-проект расписной керамики как художественной составляющей интерьера
Атряхина Марина Николаевна
Дизайн-проект расписной керамики как художественной составляющей интерьера
(выпускная квалификационная работа)
Специальность
__________Атряхина М.
Научный руководитель: к.с.н.,
доцент__________Яо М.К.
Казань, 2017
Оглавление
Введение ………………………………………………………………….....3
Глава I. Предпроектное исследование
1.1.Керамика как элемент интерьера в традициях Исламского Востока…………………..
1.2.Специфика и технологические особенности формообразования и росписи керамики Исламского Востока …….
Выводы по I главе……………………………………………………………
Глава II. Художественно-проектный раздел
2.1 Специфика орнаментального декора в традициях в испано-мавританской керамики XVI- XVII вв. …………………
2.2 Эстетическая концепция и основные этапы разработки и создания керамического керамические тарелки по мотивам Исламского Востока………………
Выводы по II главе…………..…………………………………………..
Заключение……………..……………………………………………….....
Литература………………..…………………………………………….....
Приложения……………….………………………………………………
Введение
Искусство керамики в различных странах имело свой источник зарождения и путь развития на протяжении веков. Существенное влияние на его становление оказывали исторические события, национальные и религиозные особенности населения, климатические и географические факторы. Распространение направлений искусства по миру, обмен мастерством художников и ремесленников в средние века был связан в первую очередь с переделом территорий (военными противостояниями) и налаживанием торговых связей между государствами (формированием сухопутных и морских путей). В мусульманских странах происходило ограниченное заимствование из других культур и наиболее сильно воздействовали традиции и религиозные догматы на эволюцию искусства.
Актуальность темы обусловлена тем, что религия ислама определила основные направления развития искусства керамики.это связано с запретом веры на изготовление и использование серебряной и золотой посуды, и домашней утвари. Керамика оказалось на тот момент золотой серединой. Мастеров керамика полность удовлетворяла , как со стороны священного Корана , так и во создании шедевров не уступавшим золотой и серебряной посуде. Мастера вложили много сил и времени для открытия и совершенствования глазурей и эмалей.
Представленная работа посвящена авторской расписной керамике в традициях Исламского Востока. Исламское (мусульманское) искусство – искусство, выработанное народами Ближнего и Среднего Востока в период средневековья на основе культурных традиций этого района и принципов ислама.
Из-за массового производства российские интерьеры теряют индивидуальность, становятся шаблонными, серыми и скучными, не хватает изюминки, некой души. Данной изюминкой могут стать керамические изделия, которые несут в себе как эстетический, так и практический характер. Изделия из керамики могут стать хорошим дополнением любого интерьера и украсить любой современный интерьер.
Проблема исследования: На сегодняшний день большое количество идей декорирования интерьера тарелками в стилистике, основанной на традициях какой-либо культуры, не соответствует её содержанию, нравственному, духовному наполнению, противоречит ей. Также наблюдается "обезличенность" продуктов массового потребления, лишенных авторской индивидуальности. Это касается и образцов декоративно-прикладного искусства, поставленных на промышленное, либо серийное производство.
В качестве гипотезы исследования мы выдвигаем положение о том, что использование расписанных, в авторском стиле, тарелок в интерьере будет отвечать всем художественно-эстетическим и идейным концепциям дизайна интерьера при учитывании следующих факторов:
-художественная, эстетическая и практическая функция интерьера и дизайн тарелок будут нести идейный гармонический смысл;
-тарелки несут в себе новизну в дизайнерском решении, в выборе декора;
-такое изделие уникально, не имеет аналогов и подходит для самых разнообразных интерьеров.
Объект исследования: керамика как элемент интерьера в традициях Исламского Востока.
Предмет исследования:интерпретация традиционного орнаментального декора Исламского Востока.
Цель исследования: разработать эстетическую концепцию керамического набора в традициях Исламского Востока с авторской росписью и представить образец в материале ручной работы.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
- определить специфику и технологические особенности формообразования и росписи керамики народов Исламского Востока, его традиции;
- изучить специфику орнаментального декора в традициях в испано-мавританской керамике XVI- XVII вв;
- ознакомиться с эстетической концепцией и основными этапами разработки и создания керамического набора в традициях Исламского Востока;
Методы исследования:
- анализ литературы по данной проблеме;
- изучение практического опыта мастеров;
- наблюдения за работой мастеров;
- моделирование;
- дизайн проектирование.
Заключение
Несмотря на то, что изделия из керамики сначала выполняли утилитарную роль в самых различных условиях применения, им старались придать цвет, красивую форму, украшали их различными орнаментами и рисунками.
Одним из основных преимуществ керамики, обеспечивающий ему высокую конкурентоспособность является дешевизна изделий. Фаянсовые изделия почти в половину дешевле фарфоровых изделий. Поэтому сейчас много магазинов фаянсовой посуды, а также заводов выпускающих фаянсовые изделия.
Таким образом, с развитием рыночной экономики, большой восстребованостью декоративных керамических изделий культурно-бытового и декоративно-прикладного характера, изделий национальной тематики и традиций постоянно возрастает численность предприятий народных художественных промыслов, к которым относится Семикаракорское предприятие народных промыслов, выпускающее фаянсовые декоративно-художественные изделия Донской тематики.
Заключение
Глина - это удивительный материал, который служит человеку на протяжении многих тысячелетий. С древнейших времен до современности она является основой многих вещей, окружающих человека. Сферы ее применения неисчерпаемы: промышленное производство и строительство, изготовление различных приборов и оборудования, строительство и отделка домов, создание бытовой утвари, украшение интерьера и т. д.
В современном интерьере широко применяются объемные изделия из керамики, например, различного стиля скульптуры. Они отличаются разнообразием форм и размеров.
Как и любое произведение, а тем более пластическое, скульптуры из керамики требуют определенной связи со средой, определенной организации пространства вокруг себя. Назначение изделий декоративной керамики в интерьере общественных зданий - не только украсить помещение, но и организовать пространство, внести элемент индивидуальности, контраста с предметами массового производственного исполнения.
Для декоративной керамики, в особенности для объемной, характерна большая эмоциональность. Своеобразие произведений из объемной керамики достигается выявлением особого почерка мастера.
Недаром во всем мире существуют представления о том, что бог создал людей из глины, вдохнув в них внутреннюю жизнь. Таким образом, приобщение к искусству изготовления керамических изделий представляет собой не только увлекательный процесс, но и служит неиссякаемым источником положительных эмоций и впечатлений, необходимых современному человеку.
Список литературы
Захаров А.И. Основы технологии керамики: Учеб. пособие.-М.:РХТУ им. Д.И. Менделеева, 2013.-80с.
Энциклопедия неорганических материалов: в 2т.-К.:Изд-во. УСЭ, 2015, т. I - 840с., т. II - 816 c.
Технология изготовления и обработки художественной керамики. Введение в специальность: Учеб. Пособие / Зубехин А.П., Голованова С.П., Яценко Н.Д., Левицкая Н.А. - Новочеркасск ЮРГТУ, 2012.-88 с.
Коженцев Ю.Т. Основы теории композиции. - Новочеркасск: НГТУ, 2015.-158с.
Советский энциклопедический словарь: 2014. (3-е издание). - 1600 с.
Акунова, Л.Ф., Приблуда, С.З. Материаловедение и технология производства художественных керамических изделий./ Акунова Л.Ф., Приблуда С.З. -М.: Феникс ,2013.
Скульптура//Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона -- СПб., 2014.
Розенсон И. А.Основы теории дизайна. - СПб.: Питер, 2016.
Дизайн. Иллюстрированный словарь-справочник / Минервин Г. Б., Шимко В. Т..--М.: Архитектура-С, 2014.
Бендукидзе А.Д.Золотое сечение «Квант» №8, 2013.
Гуревич М.М., Цвет и его измерение, М. - Л., 2016.
Кустарёв А.К., Колориметрия цветного телевидения, М., 2015.
Шамотта//Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона - СПб.,2014.
Третьяков Ю.Д., Керамика - материал будущего./ Ю.Д . Третьяков. - М.: Знание, 2015.
Балабанов И.Т. Финансовый анализ и планирование хозяйствующего субъекта. - 2-е изд., доп. - М.: Финансы и Статистика, 2015.
Ильенкова С.Д., Кузнецов В.И. Основы менеджмента: Уч.-практ. пос. - М.: МЭСИ, 2014.
Вейлл П. Искусство менеджмента. - М.: НОВОСТИ, 2013.
Карпов Г.С. Финансовый анализ. - Екатеринбург,2014.
Захаров А.И. Основы технологии керамики. Учебное пособие. М, 2012.
20.Мугамбаев М. Гончарное ремесло и керамика: в 2-х частях. – Ростов н/Д, 2014.
21.Поверин И.А. Гончарное дело. Чернолощенная керамика. – М.: Культура и традиции, 2012.
22.Чаварра Х. Техника работы на гончарном круге. – М.: Астрель АСТ, 2013.
23.Чаварра Х. Ручная лепка. – М.: Астрель АСТ, 2013.
24.Перечень дополнительной литературы 1. Персалл Р. “Керамика и фарфор” – Минск, М. 2014.
25.Гинзбург В.П. Керамика в архитектуре. – М., 2013.
26.Миклашевский А.И. Технология художественной керамики: Практическое руководство в учебных мастерских. – Л.: Стройиздат, 2014.
27. Алексахин Н.Н. Волшебная глина. – М., 2014.
28.Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура / Под ред. А.М. Кантора. – М.: Эллис лак, 2013.
29.Брей У., Трамп Д. Археологический словарь. – М., 2015.
30.Нехратян К.А. “Сушка и обжиг в промышленности строительной керамики” – М. 2012.
31.Популярная художественная энциклопедия / Под ред. В.М. Полевого и др. В 2-х т. – М., 2016.
32.Сайко Э.В. “ Техника и технология керамического производства” – М. 2012.
33.Чижский А.Ф. “Сушка керамических материалов и изделий” – М. 2015.
Алексахин М.М. Волшебная глина - М.: «Агар», 1998.
Бугамбаев М. Гончарное ремесло. Часть 1 и 2. - Ростов -на -Дону: Феникс, 2000.
Буббико Дж., Круус X. Керамика: техники, материалы, изделия. - Изд. «Ниола-Пресс», 2006.
Волков ФЛ. Общая технология керамических изделий. - М.: Стройиздат, 1989.
Дайн Г.Н. Игрушечных дел мастера. - М.: Просвещение, 1994.
Дервис Г., Жадова Л. Жданко И., Метлянский Д. Современная керамика народных мастеров средней Азии. - М: Советский художник, 1974.
Девид Батти. Фарфоровая и керамическая посуда. Карманный справочник. Астрель - АСТ, 2003.
Диана Фишер. Расписываем керамику. - М. Астрель - АСТ, 2005.
Зуева С.В. Основы технологии художественной керамики. - Новосибирск, 1999.
Ляпунова С. Волшебная глина. - Смоленск. Русич, 2001.
Малолетков В.А. Керамика. Часть 1. Библиотека юного художника. - М. Юный художник, 2000.
Малолетков В.А. Керамика. Часть 2. Библиотека юного художника. - М. Юный художник, 2001.
Маслих С.А. Русское изразцовое искусство 15-19 века. - М.: Изобразительное искусство, 1976.
Неймышева Л.Г. Декоративно-прикладное искусство Латвийской ССР - М.:Советский художник, 1990.
Пруслин К.Н. Русская керамика (конец 19 - начало 20 века). - М. Изд. Наука, 1974.
Федотов Г.И. Дарите людям красоту. - М.: Просвещение, 1985.
Федотов Г. Послушная глина. - М.: АСТ - Пресс, 1997.
Федотов Г. Глина и керамика. - М.: Эксмо - Пресс, 2002.
Хворостов АС. Декоративно - прикладное искусство в школе. - М.: Просвещение, 1988.
Хоаким Чаварра. Керамика своими руками. Энциклопедия мастера. - М.: Мой мир, 2004.
Эстетическая культура и эстетическое воспитание. Книга для учителя. - М.:2015.
Атряхина Марина Николаевна
Дизайн-проект расписной керамики как художественной составляющей интерьера
(выпускная квалификационная работа)
Специальность
__________Атряхина М.
Научный руководитель: к.с.н.,
доцент__________Яо М.К.
Казань, 2017
Оглавление
Введение ………………………………………………………………….....3