Организация рабочего места. Необходимые материалы, приспособления. Определение видов конструкционных материалов. Беседа “Что делали летом своими руками?” Правила безопасности труда

Тема урока: Изготовление изделий по представлению, по собственному замыслу. Композиция « Осенний пейзаж».

Цель: изготовление аппликации из разнообразного природного материала.

Задачи: -дать понятие , "пейзаж", опираясь на знания учащихся; совершенствовать умение самостоятельно устанавливать последовательность работы на основе плана-схемы;-развивать интерес к данному виду труда, аккуратность при выполнении работы, внимательность;

-воспитывать художественно-эстетическое отношение к своей работе.

Ход урока

I. Организационный момент. Приветствие. Проверка готовности к уроку.

II. Сообщение темы и цели урока.

-Сегодня на уроке мы начинаем с вами выполнять изделия из природного материала

III.Вступительная беседа педагога.

-И первой нас встречает страна Листопадия. Давайте познакомимся с жизнью в этой замечательной стране. Обитатели страны вам хорошо знакомы. Кто это? (ответы учащихся)

- Лишь только закончится лето и наступит осеняя пора, наряжаются они в яркие легкие платья- желтые, оранжевые, красные, зеленые, и грациозно кружатся от любого дуновения ветерка, весело перешептываясь друг с другом. Сыплется на землю душистый дождь листьев. А с опустевших веточек смотрят глазки семян.

Жизнь в стране Листопадии длится совсем недолго. Нагрянут темные тучки, налетит ветер, холодным дыханием своим погасит яркое сияние листьев, свернет их, закружит в сухие, мертвые трубочки. Не оживишь, не расправишь. Рассыплются в прах.

-А мы с вами вопреки наступающей непогоде, продолжим жизнь листьев и семян.

-И выполним аппликацию из сухих листьев "Пейзаж".

-А что такое аппликация? Кто знает?(ответы учащихся)

Аппликация — вырезание и наклеивание (нашивание) фигурок, узоров или целых картин из кусочков бумаги, ткани, кожи, растительных и прочих материалов на материал-основу (фон).

-А что такое пейзаж?(ответы учащихся)

Пейзаж- это вид изобразительного искусства, где изображается природа.

IV. Практическая часть.

-Обратите внимание на образцы.

-Что изображено? (природа, лес, деревья, кустарники, цветы)

Идет показ образцов и показ приемов создания аппликации.

Последовательность работы:

1. Для работы необходимо прежде всего составить рисунок, выбрать нужный по цвету и форме материал.

2. Для начала работы нужно продумать сочетание фона и листьев.

3. Умело подбираем листок к листку, совмещая по возможности с другими засушенными материалами, мы получим аппликацию, в которой надолго останется золото осени.

4. Разложите ваш рисунок на фоне- земля, деревья, кустарники, цветы. Проверьте расположение всех деталей, и только после этого их можно наклеивать.

Для работы с природным материалом мы используем только клей ПВА. С обратной стороны детали размазываем клей при помощи кисточки и затем наклеиваем его на то место, где он нужен и слегка прижимаем. Итак, приступаем к работе.Изготовление аппликации "Пейзаж" проходит под руководством педагога.

V. Итог урока.

-Какая страна нас встретила сегодня? (Листопадия)

-Как называется аппликация, которую мы с вами выполнили? (Пейзаж)

-А что такое пейзаж?

-Все вы сегодня справились с заданием. У всех получились прекрасные пейзажи. Вы просто художники!

-Давайте продемонстрируем друг перед другом наши работы. Сделаем небольшую мини-выставку.

Уборка рабочего места.

Тема: Соломоплетение : соломенная скульптура. Подготовка соломки к работе. Беседа «Традиции народного соломоплетения. Игрушка лошадка

Задачи: познакомить с белорусским народным ремеслом соломоплетения, с правилами подготовки соломки к работе, ее основными свойствами; учить изготавливать плоскостные изделия из трубчатой соломки; способствовать развитию творческих способностей учащихся, фантазии; воспитывать культуру труда.

Ход урока

1. Организационный этап.

Встало солнышко давно,

Заглянуло к нам в окно,

Улыбнулось горячо,

Подарило нам тепло.

На доске изображение улыбающегося солнышка.

Учитель. Давайте и мы улыбнемся друг другу, подарим окружающим частичку своего тепла и постараемся сохранить хорошее настроение.

2. Организация усвоения знаний и формирование умений.

1. Сообщение темы и задач урока.

Отгадайте загадку и узнаете, что мы будем изготавливать сегодня на уроке.

Демонстрация образца изделия.)

Актуализация знаний учащихся.

Где можно использовать полученное изделие?

Какие материалы и инструменты понадобятся для работы? (Соломка, картон, ножницы, клей.)

Каким способом будем соединять детали? (Склеиванием.)

О каких правилах безопасности надо помнить? (ПБ при работе с ножницами, клеем.)

Изучение нового материала.

а) Народное ремесло соломоплетения.

Из какого материала будем изготавливать лошадку?

А где берут соломку? (Демонстрируется сноп колосков.)

С давних пор белорусы выращивали рожь, пшеницу, овес, ячмень,просо. Зерно мололи и пекли хлеб, а соломой кормили скот, покрывали избы. Народные умельцы заметили, что соломка является хорошим материалом для изготовления разных изделий. И стали плести из нее сундуки для одежды, корзины, шкатулки, шляпы, обувь, соломенные короба,в которых хранили зерно и муку. Детям для забав делали из соломки игрушки: козликов, лошадок, птичек, кукол. От соломенной игрушки даже в пасмурный день светло в комнате. Возьмешь такую игрушку в руки и среди зимы почувствуешь тепло летнего солнца. Соломенные изделия греют не только руки, но и душу.

Много интересных изделий из соломки можно увидеть в музеях.

б) Подготовка к работе.

Объясняется с помощью иллюстраций учебника: высушить, очистить, удалить междоузлия

в) Свойства соломки.Учитель. Рассмотрите соломку. Какую форму она имеет? (Форму

трубочки.)Попробуйте ее согнуть, сжать, разрезать. Какой вывод можно сделать?

(При сгибании ломается, при сжимании лопается и не восстанавливается, хорошо режется.)

Эксперимент по приданию соломке эластичности: сначала дети выдвигают гипотезы о том, как можно придать соломке эластичность, учитель выбирает или предлагает свою версию — вымочить соломку. На несколько минут соломинки помещаются в заранее заготовленный стакан с водой.

Через некоторое время гипотеза проверяется и подтверждается.

4. Вводный инструктаж по выполнению практического задания.

а) Планирование предстоящей работы.Заготовьте детали.Подготовьте к сборке.Соберите изделие.Украсьте аппликацией.Самостоятельная работа учащихся и текущий инструктажучителя.

Организация самостоятельной работы.Заключительный этап.

Анализ работ и подведение итогов.Рефлексия.

Учитель. Кто считает, что получилось красивая лошадка , поместите ее рядом с нашим улыбающимся солнышком.

А сейчас посмотрите на доску и полюбуйтесь своими работами. Кажется, что в нашем классе от ваших солнышек стало светлее и теплее. Это потому, что вы очень старались и вложили в работу частичку своей души. Информация о подготовке материалов и инструментов к следующему уроку.

Организация уборки рабочих мест.

Тема: Технология народных ремесел. Вытинанка . Разработка композиции узора. Панно ” Поры года”

Задачи: познакомить с историей вытинанки, с основными этапами технологии ее выполнения, учить выполнять розетковую восьмилучевую вытинанку; развивать умение анализировать взаимосвязь формы вырезаемых частей и готового изделия; формировать наблюдательность к природным явлениям, интерес к истории развития искусства вытинанки.

Ход урока

I. Организационный этап.

II. Организация усвоения знаний и формирование умений.

1. Актуализация знаний учащихся.

а) Планирование работы «Чистая доска».

На доске запись: в Вытинанка — это... в

Материалы и инструменты.

· История вытинанки.

· Как...?

б) Ответы на вопросы.

— Что такое вытинанка? (Вытинанка — ажурный узор, вырезаемый ножницами или ножом из целого куска бумаги, который складывается в разных направлениях.)

— Какие материалы и инструменты используются для выполнения вытинанки?

б) Панно ” Поры года”

Учитель. Поскольку сегодня вы будете делать Панно ” Поры года”

нам необходимо разобраться в ее форме

3. Вводный инструктаж по выполнению практического задания.

а) Ответы на вопросы.

У нас на доске остался вопрос: «Как?..». Может, у вас возникли подобные вопросы? Давайте разберемся, как сложить бумагу, как вырезать , как составить узор.

4. Физкультминутка.

Б)Складывание бумаги. Работа с технологической картой учебника.

в) ТБ при работе с ножницами.

III. Самостоятельная работа учащихся и текущий инструктаж учителя.

IV. Заключительный этап.

1. Анализ работ в соответствии с критериями.

2. Уборка рабочих мест.

3. Подведение итогов и рефлексия.

Я задаю вопросы о том, что было на уроке. Если вы отвечаете правильно, часы «возвращают» время. (На каждый правильный ответ учитель поворачивает стрелки на час назад.)

Теперь «волшебные» часы позволят заглянуть нам в прошлое, в то время, когда вытинанка появилась у нас в Беларуси.

Учитель демонстрирует плакат с изображением интерьера белорусской хаты без украшений

~ Чего не хватает в этом доме? (Украшений.) Прикрепите ваши Панно ” Поры года”

на то, что вы хотели бы украсить.

4. Информация о подготовке материалов к следующему уроку.

Учитель. На следующем уроке мы продолжим украшать этот дом. Поэтому вам необходимо приготовить ножницы и цветную или тонкую белую писчую бумагу для выполнения вытинанки.

ТЕМА: Изготовление изделий из бумаги и картона. Игрушки и подвески к Новому году.

Цели:

• научить учащихся приемам получения объемных фигур из плоской заготовки,

• продолжить формирование навыков анализа конструкции изделий,

• закрепить навыки склеивания объемных форм из бумаги.

• совершенствовать умения сгибания, разрезания и склеивания бумажных заготовок,

• обеспечить выполнение правил безопасности труда, рациональной организации рабочего места, экономного расходования материалов;

• продолжить формирования навыков индивидуального и коллективного труда;

• содействовать развитию мышления, воображения,

• содействовать воспитанию следующих нравственных качеств: доброта, отзывчивость, взаимопомощь.

Ход урока:

1. Организационный момент

Чтобы солнце улыбнулось,

Улыбнись и ты скорей.

Чтобы время не тянулось,

Позови своих друзей.

На уроке чтоб работать

Быстро, слаженно и дружно

Не зевать, не болтать!

Все заданья выполнять!

2. Вступительная беседа.

- Этот праздник любят все, и взрослые и дети. Он очень яркий, красочный. Что это за праздник?

- Скажите, а какая традиция существует на Новый год?

- Как вы думаете, что мы сегодня будем делать на уроке?

Какие цели мы поставим перед собой?

Чего мы должны достичь к концу урока?

А как вы считаете, нам понадобятся в дальнейшем наши знания и умения, полученные на данном уроке?

Уже сегодня мы увидим результат нашего труда, нарядив в конце урока вот эту ёлочку. А для этого вы будете работать в группах. Старайтесь быть дружными, доброжелательными. Ведь от того, как вы будете сотрудничать, зависит и результат вашей работы.

Но прежде, без чего нельзя начать работу? Правильно, мы повторим правила безопасного поведения на уроке.

А теперь приступим к выполнению изделия. Для этого вам понадобится лист цветной бумаги. Складываем его пополам, ещё раз пополам и разрезаем по линиям сгиба. У вас получится 4 прямоугольника. Возьмем один прямоугольник и используя приёмы оригами получим квадрат.

У нас получился один лучик, а все изделие состоит из 16 деталей. Вот теперь вы будете работать самостоятельно, у каждого должно получиться 4 такие детали. Если кто-то справится быстрее, на столах есть дополнительная бумага.

Работа в группах

- А теперь, когда у нас получились лучики, давайте подумаем, как собрать изделие. Что может получиться? (ответы детей)

Выполнение сборки изделия.

Каждая группа представляет свою поделку, украшает елку, оценивается.

Подведение итогов урока:

- Ребята, понравился ли вам сегодня урок?

- А как вы работали в группах?

- Довольны ли вы результатами своего труда?

- Вспомните, какие цели мы перед собой ставили в начале урока?

- Достигли ли мы целей нашего урока?

- Сможете ли применить свои знания и умения в дальнейшем? А на следующем уроке труда мы продолжим знакомство с искусством вырезания из бумаги вытинанкой.

Спасибо за работу. Урок окончен.

Ход урока.

Организационная часть.

Изучение нового материала.

Ученица 1.

Посмотрите, посмотрите-

Вяжет бабушка мне свитер,

А у бабушкиных ног

Как живой лежит клубок.

Серый,

Круглые бока

У пушистого клубка.

И бежит он к двери прытко,

Словно в сказке колобок.

Убежал бы,

Только нитка

Не пускает за порог.

Учитель:

Сегодня, как вы уже поняли, речь пойдёт о вязании. Вязание всегда было и остаётся одним из наиболее любимых занятий взрослых и детей. И корни вязания уходят далеко в прошлое. А кто из вас уже знает что- нибудь о вязании?

Организация рабочего места. Необходимые материалы, приспособления. Определение видов конструкционных материалов. Беседа “Что делали летом своими руками?” Правила безопасности труда - student2.ru Ученица 2:

Во время раскопок одной из древнеегипетских гробниц археологи обнаружили рядом с золотыми статуэтками и драгоценными шкатулками…вязаный детский носок. Причём большой палец был вывязан как в перчатке, чтобы удобнее надевать сандалии – подобие современных плетёных шлёпанцев. Возраст носка около пяти тысяч лет.

Самыми искусными вязальщицами древности считаются кочевники – бедуины. Вязать их заставила жизнь. Днём в пустыне жара, но ночи бывают холодными, что без тёплой одежды не обойтись. В верблюжьей шерсти недостатка не было, надо только было найти способ превратить её в одежду. В начале бедуины вязали лишь простые вещи. Причём занимались этим мужчины, женщинам доверяли только прясть шерсть.

Организация рабочего места. Необходимые материалы, приспособления. Определение видов конструкционных материалов. Беседа “Что делали летом своими руками?” Правила безопасности труда - student2.ru Когда рано утром пастухи уходили на пастбища, они непременно брали с собой клубок и спицы. Эти пастухи и заложили основы современного рукоделия – изобрели воздушные петли, способ вывязывания пятки, различные виды вязания.

Учитель:

Искусство вязания, попав в Европу, долгое время оставалось привилегией мужчин. Благородные рыцари, вернувшись с турнира и сняв латы, не считали зазорным проводить вечера в своих замках за вязанием.

Высоким мастерством славились испанцы, шотландцы, французы. Национальный головной убор шотландцев – вязаный берет – насчитывает много веков. Во Франции ручное вязание с 18 века становится весьма доходным занятием. Этим способом изготовляли шляпки, береты, фуфайки, перчатки. В 14- 15 веках научились вязать капюшоны, шапки, штаны.

Мы любим носить одежду, связанную своими руками. Тем более, что вязание, как справедливо утверждают врачи, отгоняет мрачные мысли, успокаивает, улучшает настроение. При вязании человек проявляет фантазию в выборе изделия, цветового сочетания, отделки.

Организация рабочего места. Необходимые материалы, приспособления. Определение видов конструкционных материалов. Беседа “Что делали летом своими руками?” Правила безопасности труда - student2.ru О вязании сложены не только стихи, но существует множество загадок. Девочки, а знаете ли вы загадки о вязании?

Ученица 3:

Чем больше крутиться,

Тем меньше становится.

(Клубок)

Ученица 4:

Маленькое, кругленькое-

За хвост не поднять.

(Клубок).

Ученица 5:

Лежит старый дед,

В двести крестов одет.

Он без рук и без ног,

А под лавку скок!

(Клубок).

Учитель:

А кто знает стихи о вязании?

Ученица 7:

Весёлый помощник

У Алёнки есть крючок-

Весельчак – весельчачок:

Сам разутый, голый,

Но всегда весёлый,

Потому что всех подряд

Одевает…Вот и рад!

На столе клубочков семь:

Папе свяжем синий шлем,

Бабушке - платочек

И пару чулочек.

Полушалок – маме,

С яркими цветами.

Деду свяжем мы кисет-

Подберём красивый цвет.

Брату свяжем поясок,

Чтобы ростом был высок.

Ну а моднице – сестрице-

В жёлтых розах рукавицы.

Э. Огнецвет.

Учитель:

Вязание крючком известно давно. История его уводит нас в далёкое прошлое. Интересно, что вязание раньше было исключительно мужским ремеслом, а крючок выглядел как ровная палочка.

В России вязание крючком получило распространение с конца прошлого столетия и заниматься им стали женщины, которые собирались на посиделки. Мастерицы вязали преимущественно кружева, заимствуя для них узоры из народной вышивки крестом и ткачества.

Пройдя через века, вязание дошло до наших дней и стало очень популярным и вошло в ряд любимейших занятий рукодельниц.

Множество красивых, полезных и необходимых в повседневной жизни вещей можно изготовить , умея вязать. Научиться вязать крючком несложно, легче, чем спицами. Для вязания крючком пригодны все нитки: катушечные, «ромашка», ирис, гарус, мулине, синтетические, шерстяные

Организация рабочего места. Необходимые материалы, приспособления. Определение видов конструкционных материалов. Беседа “Что делали летом своими руками?” Правила безопасности труда - student2.ru Крючки бывают металлические, костяные, пластмассовые, деревянные, разной толщины. (от 1 до 6мм).

Крючки диаметром 3-6мм употребляются для вязания изделий из толстой шерстяной или синтетической пряжи. Для ириса, мулине, гаруса берут более тонкие крючки – 1, 5-2,5 мм в диаметре. Если для тонких ниток взять толстый крючок, вязаное полотно будет ажурное, с большими просветами.

Плотное вязаное полотно можно получить, если взять толстые нитки и тонкий крючок. Если толщина крючка почти в два раза больше толщины ниток, крючок подобран правильно. Крючки бывают большие и маленькие, толстые и тонкие.

Толстый теплый шарф, например, вяжут толстым крючком, кружева – тонким, который чуть-чуть толще иголки.

Учиться вязать лучше всего со средним крючком. Важна только, чтобы натки тоже были средние – не толстые и не тонкие. Потому что толстую нитку таким крючком сложно захватить, а из очень тонких будет получаться слишком большие петли, и вязание будет неровным, некрасивым.

Для простоты чтения узора при вязании крючком принято пользоваться следующими условными обозначениями.

○ - воздушная петля

х - столбик без накида

I - полустолбик без накида

┼ - столбик с накидом

┬ - полустолбик с накидом

╪ - столбик с двумя накидами

○○○ - цепочка из воздушных петель

Правила работы

На рабочем месте должен быть порядок

Работать при хорошем освещении. При тусклом свете быстро устают глаза и сложно следить за рисунком вязания.

Руки должны быть чистыми и сухими. От грязных рук нитки, особенно светлые, пачкаются.

Нитки

Организация рабочего места. Необходимые материалы, приспособления. Определение видов конструкционных материалов. Беседа “Что делали летом своими руками?” Правила безопасности труда - student2.ru Организация рабочего места. Необходимые материалы, приспособления. Определение видов конструкционных материалов. Беседа “Что делали летом своими руками?” Правила безопасности труда - student2.ru Для вязания можно пользоваться различными нитками. Для тонких работ нужны простые нитки – льняные и х/б, они намотаны на катушки. Такими нитками можно обвязать край платочка, выполнить кружевную кайму. Ники гарус, яркие, «ромашка», можно использовать для вязания более серьезных изделий (салфетки, шапочки, кофточки и т.д.), шерстяная пряжа нужна чтобы связать теплые вещи (рукавички, шарф, шапочку и т.д.), кроме простых и шерстяных, бывают еще искусственные и синтетические нитки. Из них вязать трудно, потому что сильно тянутся.

Крючок

Состоит из ручки и носика крючка, который захватывает нитку и делает из нее петли. Крючок должен быть не очень острый, но и не очень тупой, такой, чтобы хорошо прокалывать вязание. Крючок должен быть примерно в два раза толще нити

Закрепление

- Что вы знаете об истории развития вязания крючком?

- Как правильно подобрать крючок для вязания?

- Какие условные обозначения вы знаете?

- Расшифруйте карточки – задания.

Вводный инструктаж.

Основные приёмы вязания крючком (приложение №3).

Правила техники безопасности при работе крючком (приложение №4).

Заключительный инструктаж.

Подведение итогов занятия.

I. Организационная часть.

Постановка цели урока , задач и мотивация учебной деятельности учащихся.

II Вводный инструктаж.

Стихи

Цветы , как люди, на добро щедры,

И щедро нежность людям отдавая,

Они цветут, сердца отогревая,

Как маленькие тёплые костры.

К. Жанэ.

Чудесный гость далёкого Ирана

Любимец опалённых cсолнцем стран.

В садах Фариза огненный Тюльпан

В. Рождественский.

С целым миром спорить я готов,

Я готов поклясться головою

Есть глаза у всех цветов,

И они глядят на нас с тобою.

В час раздумий наших и тревог,

В горький час беды и неудачи

Видел я: цветы, как люди, плачут

И росу роняют на песок

Кто не верит, всех зову я в сад.

Видите, моргая еле – еле,

На людей доверчиво глядят

Все цветы, как дети в колыбели.

VI. Заключительный этап.

а) Анализ характерных ошибок и их причины. б) Сообщение оценки о работе каждого ученика. За лучшие работы учащиеся получают грамоты « мастер золотые руки».

КНАЯЧСТПРВХ

ЦИНДРНЪЫЬЯЮ

АППЛИКАЦИЯЩ

ЦУХЧВЮППВОЖ

ДРЫЖЗЕНИБЬЮ

– Сегодня на уроке, ребята, мы встретимся с уже хорошо известным вами видом работы с бумагой-аппликацией. Видов аппликаций много. Нам предстоит познакомиться с новой темой «объемная аппликация», которая достигается при помощи новой техники работы с бумагой, «скручивание», эта техника называется – квиллинг (показ словарного слова) Это английское слово обозначает «птичье перо» - искусство изготовления плоских или объемных композиций из скрученных в спирали длинных и узких полосок бумаги.

- Ваша задача – быть внимательным, аккуратным при выполнении работы.

Итак, цель нашего урока: научиться технике скручивания бумажных полосок.

2. Беседа «Знакомство с техникой квиллинг».

Квиллинг, т. е. техника кручения из бумажных полосок в Европе возник в период конца 14 века – начала 15 веков. В эти годы монахи создавали необычные медальоны, закручивая края птичьих перьев. Такая работа требует большого внимания и содержит в себе две очень мощных эффекта - развивающий и энергетический, поскольку в основе каждой детали композиции лежит спираль.

– Знаете ли вы, ребята, что такое спираль? (ответы)

– Спираль – это кривая, которая обходит вокруг точки, удаляясь от нее все дальше и дальше. При скручивании такой спирали многие люди замечают, что с ними что-то происходит: они согреваются, у них поднимается настроение и появляется желание творить. И это не случайно. В природе такие закрученные спирали встречаются довольно часто.

– Одной из самых больших спиралей является наша звездная система – Галактика, состоящая из миллиардов звезд, вселенная, космос, клетки ДНК, раковины у улиток, практически все, что нас окружает.

– Можете ли вы, ребята, привести примеры таких спиральных конструкций? (улитка, венчик, хвостик поросенка, болтик…)

Итак: Объектом нашей работы будет аппликация «Цветок».

Анализ изделия

– Взгляните на эти работы: Бутоны, листики выполнены из скрученных полос, которым потом придается необходимая форма.

– Все заготовки для создания этих композиций – «капли», «шарики», «лепестки» – выполнены способом кручения.

– Техника бумагокручения выполняется при помощи специального шила – толстой иглы, вставленной в деревянную основу. (Показ шила) Но это очень опасно и я предлагаю вам воспользоваться зубочисткой.

– Прежде чем приступить к работе, нам необходимо разогреть пальчики.

Алгоритм выполнения работы.

– Составим алгоритм выполнения сборки нашей аппликации «Цветок».

Выбрать фон картона для аппликации (подобрать подходящий оттенок, цвет картона, на который будет располагаться работа)

Выложить детали цветка на картон.

Приклеить сначала серединку цветка, лепестки.

И в последнюю очередь листья.

Обведите фломастером стебли цветка.

И вот аппликация готова.

- Вы будете работать в группах, выберите лидера.

- Еще раз прочитайте, пожалуйста, план работы.

– Есть вопросы?

– Приступайте к работе, строго выполняя наш алгоритм.

Целевые обходы учителя:

Контроль организации рабочего места.

Контроль правильности выполнения приемов работы и соблюдение правил безопасности работы.

Оказание помощи учащимся, испытывающим затруднение.

Контроль объема и качества выполнения работы.

III. Подведение итогов. Выставка работ.

Выставка работ.

– Несколько бумажных полос, немного терпения и умения вот перед вами очень интересные изделия. Ваше творческое отношение к делу, ваша фантазия позволили вам создать аппликации, непохожие друг на друга.

Какие красивые цветы украсили наш класс! От ярких, фантастической окраски цветов разбегаются глаза. Молодцы, ребята! Все вы справились с сегодняшним заданием и заслужили свои пятерки.

– А что скажут ребята? (обсуждение с объяснением)

Практическое использование работы: в качестве подарка на праздник.

Организация рабочего места. Необходимые материалы, приспособления. Определение видов конструкционных материалов. Беседа “Что делали летом своими руками?” Правила безопасности труда

Задачи: ознакомить с содержанием обучения в 4 классе; актуализировать опыт организации рабочего места, знания правил поведения и безопасности труда; сформировать представление об этапах технологии; способствовать формированию интереса к трудовой деятельности.

Ход урока

I. Организационный этап.

Проверка подготовки учащихся к работе.

Мотивация к обучению.

Методика «Цветок желаний».

На доске нарисован большой цветок. Учитель предлагает написать детям на лепестках, чему они хотят научиться на уроках трудового обучения в этом учебном году.

II. Организация усвоения новых знаний и формирование умений.

Актуализация знаний учащихся.

а) Игра «Моя презентация».

Учащиеся презентуют работы, выполненные летом: дают им названия, рассказывают, чем они понравились, какими инструментами пользовались.

б) «Составь пословицы».

Ученики делятся на две команды. Из деформированных слов они составляют пословицы, объясняют их смысл.

и По, де те, мас, ра ит, ся, бо. (Дело мастера боится.)

В По бо, ра, те те, мае, ра но, вид. (По работе мастера видно.)

В процессе беседы педагог подводит учеников к выводу, что изделия получаются более аккуратными, красивыми, если умеешь правильно выполнять технологические операции, организовывать рабочее место, делаешь работу аккуратно, не спеша.

Изучение нового материала.

Учитель. Ваше мастерство пригодится в этом учебном году, чтобы выполнить следующие изделия Демонстрация образцов будущих изделий.

Учащиеся рассматривают образцы и делят их на группы в зависимости от использованных материалов для их изготовления

Учитель знакомит учеников с содержанием обучения в 4 классе.

б) Знакомство с инструментами, материалами.

Какими же материалами и инструментами вы будете пользоваться, чтобы изготовить эти изделия?

Отгадайте загадки

В Всех на свете обшивает, а На пальчике одном

Что пошьет — не надевает. Ведерко вверх дном.

(игла.) (Наперсток.)

Два кольца,

Два конца,

Посередине гвоздик.

(Ножницы.)

Как можно назвать эти вещи одним словом? (Инструменты.)

Рассматривание и называние инструментов (иллюстрации из учебника, с. 5).

Игра «Собери друзей».

Работа в 4 группах.

Каждой группе даются карточки с изображением материалов, инструментов и готовые изделия:

группа — изделие из природного материала, нитки, ножницы, клей, ткань, палочка для рыхления, засушенные части растений.

группа — изделие из картона и бумаги (плоскостная аппликация), пластилин, ножницы, клей, ткань, линейка, кисточка для клея.

группа — изделие из соломки (паучок), нитки, ножницы, игла, наперсток, карандаш, соломка.

группа — изделие из ткани (салфетка), игла, ножницы, клей, ткань, мел, пластилин, наперсток.

Ученики каждой группы отбирают необходимые материалы и инструменты для изготовления данного изделия.

Проверка работы групп.

3. Физкультминутка «Пантомима».

Ученики изображают действия: вырезают, шьют, склеивают, вяжут и т. д.

III. Самостоятельная работа и текущий инструктаж учителя.

1. Эстафеты по демонстрации трудовых навыков.

Учитель. Важную роль при создании изделия играет порядок на рабочем месте. В этом случае вы сможете быстро найти нужный инструмент или материал, качественно выполнить работу и сохранить свое здоровье.

Свое умение организовать рабочее место продемонстрируйте в эстафетах

а) «Наведи порядок на столе».

б) «Сложи аккуратно лист» (в 2 ряда, в 4 ряда, в форме квадрата или треугольника).

в) «Вьюезайкин» (вырезание по контуру сгиба и по начерченной линии).

Подводится итог эстафет, оцениваются умения детей.

Техника безопасности.

а) На доске запись, «т.хн. к.. б з. п сн ст ». (Техника безопасности.)

Отгадав слова, учащиеся объясняют, для чего необходимо соблюдать

правила по технике безопасности. (Чтобы сберечь свое здоровье.)

б) «Составь памятку».

Работа в 3 группах.

Каждая группа составляет памятку с опорой на свой опыт, приобретенный в 3 классе.

группа — правила обращения с ножницами.

группа — правила работы с иглами.

группа — техника безопасности при склеивании.

Этапы технологии.

Учитель. Перед тем как начинать работу, нужно составить план' своих действий. Сейчас мы поиграем в игру, которая называется «Расставь по порядку».

На доске написаны этапы технологии, а ученики должны расставить их в нужном порядке, высказывая свои предположения, почему они так считают.

В Заключительный (3).

В Подготовительный (1).

В Основной (2).

Учитель уточняет, что выполняют учащиеся на каждом этапе:

Подготовительный — выбор необходимого материала и инструментария, изучение технологии выполнения изделия, подготовка рабочего места.

Основной — процесс выполнения изделия.

Заключительный — оценка готовых изделий: самооценка, взаимооценка, оценка учителя.

IV. Заключительный этап.

Рефлексия «Интервью».

Один из учащихся задает вопросы одноклассникам о том, что узнали, что понравилось на уроке и т. д. Учитель благодарит учащихся за работу.

Информация о подготовке материала и инструментов к следующему уроку.

Организация уборки рабочих мест.

Тема:Изготовление изделий из природных материалов. Беседа «Красота природы». Свойства материалов. «Любимый герой сказки»- мини-скульптура. Изготовление поделки «Птичка».

Цели: а) продолжать знакомство с таким природным материалом;

б) учить изготавливать поделку из шишки с использованием перьев; закреплять приемы работы с перьями, придавать необходимую форму; развивать глазомер, координацию движений, мелкую моторику.

в) воспитывать любовь к живой природе, аккуратность, трудолюбие.

Этапы урока Вре-мя Деятельность учителя Деятельность учащихся
Организа-ция класса   Вступи-тельная беседа а) актуали-зация знаний     б) рассказ учителя     Анализ образца учителя   «Правила рабочего человека»   Физми-нутка   Практиче-ская работа   Анализ поделок учащихся   Итог урока Уборка рабочего места 2 м     3 м   3 м   4 м     3 м   2 м     1 м     10 м   5 м   4 м     3 м Приветствие.Проверка рабочих мест. Из природных материалов можно изготовить большое количество различных поделок, например: Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с таким природным материалом как перья. Именно из них мы будем изготавливать поделку. - Я расскажу вам немного о птицах. Существуют очень разнообразные птицы, они отличаются друг от друга размерами. Окраской, голосом полетом и т.д. У них очень острые когти. У некоторых длинный клюв, у других, наоборот, совсем маленький клювик. -Чем кормят птиц? - Как называется поделка? - Какие части можно выделить? - Для чего может применяться? -Какими инструментами пользовались при изготовлении? При любой работе следует соблюдать правила – «Правила рабочего человека». Я прочитаю, а вы постарайтесь их запомнить. - Посмотрите на инструкционную карту, в какой последовательности следует выполнять работу: а) возьмите часть пластилина, раскатай те шарик, сожмите с двух сторон – это клюв. б) раскатайте еще два шарика поменьше – это глаза. в) раскатайте два шарика побольше, сплющите в треугольник – это уши. г) приготовьте 4 одинаковых пера – это ноги, сделайте хвост так же. Физкультминутка Повторение последовательности работы. Следуя инструкционной карте, помогать индивидуально. Дети выполняют работу под контролем учителя. -Я приготовила домики для всех птичек: давайте заселим наших животных в них. - Чья поделка вам понравилась больше всего? Почему? Можете подарить поделку вашему товарищу. - Чему, ребята, вы сегодня научились? - Где можно применять игрушку? - Ребята, наведите порядок на своих рабочих местах. Урок окончен. До свидания. Приветствие. Проверка готовности рабочих мест.   Предлагают свои варианты ответов     Ответы детей   Ответы детей - птичка -клюв, хвост… - Подарок, украшения… - Наверное, только руками.   Повторяют правила безопасности     Наблюдают последовательность выполнения работы по инструкционной карте.   Повторяют движения за учителем.     Стараются выполнять работу самостоятельно. Оценка работ одноклассников. - Научились делать поделку из перьев.   Можно подарить, украсить комнату.    

Наши рекомендации