Характеристика содержания школьного этапа
Согласно п. 1.5. Порядка проведения всероссийской олимпиады школьников, организатором школьного этапа олимпиады является орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.
Школьный этап олимпиады проводится организатором указанного этапа олимпиады ежегодно с 1 по 15 октября текущего учебного года. Конкретные даты проведения школьного этапа олимпиады по Искусству (Мировой художественной культуре) устанавливаются организатором.
Школьный этап олимпиады проводится по параллелям среди учащихся 5-6, 7-8, 9, 10, 11 классов по олимпиадным заданиям, которые в соответствии с п. IV, 42 Порядка проведения Всероссийской олимпиады школьников, разрабатываются муниципальной предметно-методической комиссией с учетом методических рекомендаций центральной предметно-методической комиссии Олимпиады на основе содержания образовательных программ
основного общего и среднего общего образования углубленного уровня для каждой параллели отдельно.
Содержание задний школьного этапа олимпиады должно в полной мере соответствовать Федеральному государственному стандарту общего образования по предметной области «Искусство» и быть выстроено с учетом учебных программ и школьных учебников по мировой художественной культуре и/или интегративному курсу «Искусство», включенных в Федеральный перечень учебников, утверждаемый Министерством образования и науки РФ.
Школьный этап Олимпиады состоит из двух туров:
Первый тур – аудиторное выполнение олимпиадных заданий.
Второй тур – защита домашнего задания в формате, предложенном оргкомитетом Олимпиады.
ПРИНЦИПЫ СОСТАВЛЕНИЯ ОЛИМПИАДНЫХ ЗАДАНИЙ И ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЛЕКТОВ ОЛИМПИАДНЫХ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ШКОЛЬНОГО ЭТАПА
Олимпиадные задания школьного этапа составляются муниципальными предметно-методическими комиссиями. Школьный этап Всероссийской олимпиады по искусству (мировой художественной культуре) содержит вопросы и задания, обеспечивающие преемственность вопросов и заданий последующего муниципального этапа, которые соответствуют следующему уровню развития ключевых и специальных предметных компетенций. Рекомендуется сформулировать задания в парадигме компетентностного подхода, построенные на деятельностной основе.
Важно, чтобы в комплект заданий каждой из возрастных групп вошел материал, связанный с различными областями и пластами художественной культуры, а также с и образами мираи искусством разных стран.
Важно, чтобы задания позволяли выявить способность участников к установлению межпредметных взаимосвязей, а также способности к
использованию сведений из разных областей знаний и понимания культуры как всеобъемлющего развивающегося явления.
Целесообразно, чтобы подходы к составлению олимпиадных вопросов и заданий школьного этапа соответствовали общим принципам составления заданий последующих этапов Олимпиады, чтобы комплект заданий выявлял уровни развития различных компетенций и навыков участников. Вопросы и задания последующих этапов олимпиады строятся на основе повышения уровня компетенций, которые предстоит продемонстрировать участникам. Составление олимпиадных вопросов и заданий идет по пути наращивания сложности и широты предлагаемого для анализа материала от этапа к этапу.
Учителям, готовящим участников к выступлениям на олимпиадах, уже на начальном, школьном этапе важно видеть общую направленность, тенденции усложнения материалов олимпиадных заданий. Материалы раздела указывают векторы развития, по которым будет идти усложнение заданий и уровней выявления знаний, фиксирующих уровни сформированности соответствующих компетенций, которые должны продемонстрировать участники Олимпиады на различных ее этапах.
ОБЩАЯ СТРУКТУРА КОМПЛЕКТА ЗАДАНИЙ ШКОЛЬНОГО ЭТАПА
ПЯТЬ ТИПОВ ЗАДАНИЙ ПЕРВОГО АУДИТОРНОГО ТУРА ШКОЛЬНОГО ЭТАПА
Первый тип заданий
направлен на выявление учебно-познавательной компетенции: узнавание художественного произведения, выявление как общих знаний участников по предмету, так и их способности определить, узнать более или менее знакомое произведение искусства по его отражению в художественном или искусствоведческом тексте и может включать вопросы, связанные с художественными произведениями в диапазоне от хрестоматийных и популярных до менее известных произведений искусства. Включение
последних позволяет определить наиболее подготовленных учащихся, способных принять участие в следующем муниципальном туре Олимпиады.
Задания первого типа усложняются по пути выявления диапазона знаний от хрестоматийных и популярных произведений искусства на школьном этапе до менее известных широкому кругу на последующих этапах.
Задания первого типа на региональном этапе содержат менее узнаваемые приметы произведения, требующие специальных предметных знаний.
Задания первого типа на заключительном этапе зачастую требуют специальных расширенных знаний по предмету.
Второй тип заданий
направлен на выявление эмоционально-личностной и коммуникативной компетенций. Этот тип заданий выявляет способность школьников эмоционально воспринимать и передавать свое восприятие произведения искусства или явления культуры различных областей, их словарный запас.
Участникам предлагается
определить свое эмоциональное отношение к произведению искусства;
использовать образный язык описания для передачи своего эмоционального впечатления;
зафиксировать свое эмоциональное впечатление в предложенной художественной или художественно-публицистической форме (например, для создания текста афиши или буклета).
Для анализа могут быть предложены, как названные в задании произведения или репродукции их изображений, так и аудио или видеофрагменты музыкальных произведений или кинофильмов.
На муниципальном этапе этот тип заданий (второй уровень сложности)
для определения настроения, запечатленного в произведении, предлагает
малоизвестное произведение, с анализом которого участник, скорее всего, не встречался.
На региональном этапе (третий уровень сложности) может быть предложено сравнительное описание настроений двух или нескольких произведений, в том числе разных видов искусства, по-разному разрабатывающих одну и ту же тему.
На заключительном этапе (четвертый уровень сложности) задание может быть осложнено предложением определить средства выразительности, которые способствуют созданию и передаче различных настроений, а также провести сравнительно-сопоставительный анализ двух или нескольких произведений разных видов искусства.
Третий тип заданий
направлен на выявление уровня развития исследовательской и творческой компетенций, на выявление специальных знаний и искусствоведческих способностей к систематизации материала, выстраиванию его в хронологической последовательности, выделению явлений, не входящих в предложенный ряд при определении логики составления ряда. Задание этого типа направлено на выявление умения участника анализировать произведение искусства. На муниципальном этапе задание может усложняться предложением определить произведение искусства по его фрагменту и проанализировать его в целостности по памяти, что позволяет выявить общую культуру участника. Задание может быть осложнено предложением
определить автора произведения;
назвать другие произведения этого же автора; описать общую композицию произведения;
ответить на вопросы, расширяющие представление о творчестве
автора, культурно-исторической эпохе, стиле и т.п.
Вариантом третьего типа заданий является выявление характерных черт стиля художника по фрагментам его произведений, от хрестоматийных до менее известных широкому кругу зрителей.
Третий тип заданий усложняется путем предложения для работы менее известных, не хрестоматийных произведений искусства или менее узнаваемых эпизодов известных работ, а также просьбой назвать характерные особенности творческого почерка художника.
Задания регионального и заключительного этапов могут включать фрагменты нескольких художественных произведений и быть осложнены заданием второго типа: выявить ведущее настроение работ и художественные средства его передачи; предложением провести сопоставительный анализ произведений. При выполнении задания участник может продемонстрировать более широкий круг знаний, чем определенный в задании, например, указать жанр, отметить жанровые характеристики произведения или назвать, к какому направлению в искусстве оно принадлежит, назвать имена из окружения автора произведения, дать дополнительные сведения о характерных особенностях его творчества. Подобного рода расширения ответа оцениваются дополнительными баллами, которые необходимо предусмотреть при разработке критериев и методики оценивания ответов.
Четвертый тип заданий
направлен на выявление специальных знаний и искусствоведческих способностей к систематизации материала, выстраиванию его в хронологической последовательности, выделению явлений, не входящих в предложенный ряд, исключению из ряда признака или названия, не соответствующего ряду при определении логики составления ряда и включает задания тестового характера по соотнесению определений с рядами названий явлений искусства, специальных терминов, относящихся к разным видам искусства.
Рекомендуется осложнить задание предложением участникам кратко прокомментировать сделанный выбор, что позволит увидеть предлагаемую участником логику, которая может оказаться оригинальной и не учтенной в предполагаемых ответах. В критериях оценок целесообразно предусмотреть пункт, позволяющий оценить оригинальность подхода к выполнению задания.
На муниципальном этапе задание может быть осложнено предложением продолжить ряд признаков предложенных явлений.
Четвертый тип заданий выявляет
способность выделить значимые содержательные единицы в предложенных произведениях искусства или искусствоведческих текстах;
умения провести сравнительно-сопоставительный анализ произведений искусства заданного ряда;
владение специальной терминологией при сравнении художественных явлений, способностями выделять их в тексте, раскрыть их смысл и содержание и использовать самостоятельно при анализе произведений искусства.
Задания по определению знаний в области искусствоведческой терминологии, названий и признаков направлений в искусстве, определения жанровой принадлежности произведений могут усложняться как по линии увеличения объема задания, так и по пути усложнения формы выполнения, например, заполнение свободных ячеек таблицы при воспроизведении системы жанров одного из видов искусства.
Примером задания четвертого типа может служить предложение выделить значимые содержательные единицы в художественном, искусствоведческом или научно-популярном тексте, или в предложенном тексте выделить слова, обозначающие специфичные средства выразительности того или иного вида искусства.
На муниципальном уровне задание может быть усложнено предложением дополнить ряд выделенных слов терминами, относящимися к тому же виду искусства.
Например, если в результате анализа текста из него выделились слова, обозначающие выразительные средства скульптуры: пространство, объём, материал, форма, цвет, дополнением ряда могут стать фактура, масштаб, контур, движение, поза, жест.
Пятый тип заданий
направлен на выявление способности самостоятельного поиска, структурирования и осмысления нужной информации, связанной с МХК, умения ориентироваться в обширном материале, владения методиками поиска, а также наличия знаний по МХК, необходимых для такого поиска, а также на выявление способности предъявить результаты работы в нужной форме.
Этот тип заданий позволяет выявить сформированность информационно- коммуникативных компетенций. На первом школьном этапе этот тип задания сразу же представляет третий уровень сложности, сосредоточивается на сборе информации из Интернета или в пространстве библиотеки, но его первая часть (дать предварительные ключевые слова для предстоящего поиска) предполагает проверку предметных компетенций, а вторая (поиск и подбор необходимых сведений) проверяет осведомленность в формах и жанрах информационного материала (репродукции, искусствоведческие статьи, словарные статьи, аудиофайлы), а также способность сформулировать основные итоги поиска (т.е., отрефлексировать свою работу и дать краткий отчет).
Особенности процедуры выполнения пятого типа задания. Важно, чтобы участник хорошо продумал, что он станет искать до подхода к книгам или компьютеру. От этого зависит успех выполнения задания. Участник выполняет подготовительные записи синими или фиолетовыми чернилами на
отдельном проштампованном листе, которым ему разрешается пользоваться после сдачи ответов на основные задания, и использовать для дополнения записей из справочных материалов избранных ресурсов, которые ведутся им черными чернилами. Этот тип заданий в иной форме присутствует и на последующих этапах олимпиады.
На муниципальном этапе, вероятно, было бы сложно провести такой вид испытания, проверить и оценить представленные материалы. Поэтому задание приобретает вид систематизации предложенного материала или отбора нужного для раскрытия конкретной проблемы. Материал, предлагаемый для систематизации, рекомендуется составлять так, чтобы участник мог предложить систематизацию по различным признакам (по жанрам, по авторам, по стилям, по эпохам и т.п.).
На региональном этапе систематизация материала усложняется предложением создания концепции выставки с заданием дать имеющиеся сведения на табличках, сопровождающих предлагаемые произведения искусства, составить текст афиши, выделить знаковую работу, которая будет помещена на афише.
Задание может включать предложение расставить в хронологическом порядке предлагаемые названия и/или изображения произведений искусства.
На заключительном этапе этот тип задания выливается в развернутое творческое задание второго тура, на выполнение которого выделяется 3 часа 55 минут.
4.2. Рекомендуемый комплект заданий первого аудиторного тура: 2 задания первого типа,
2 задания второго типа, 1 задание третьего типа,
2 задания четвертого типа, 1 задание пятого типа.
Всего 8 заданий аудиторного тура.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАДАНИЯ ВТОРОГО ТУРА
Школьный этап олимпиады проходит в 2017 календарном году. В заданиях этих этапов вполне целесообразно продолжить тему Года экологии. Также 2017 год – это Год образования и науки Великобритании и России, поэтому при разработке заданий можно обратиться к культурному взаимодействию этих стран.
В связи с проведением 2017 года и как перекрестного Года греческой в российской культур рекомендуется провести второй тур школьного этапа олимпиады как конкурс социокультурных инициатив и идей по взаимодействию культур – разработке стилизованного оформления кабинетов и рекреаций, организации тематических выставок, концертов и вечеров, подготовке презентаций для использования на уроках истории, изобразительного искусства, МХК и т.д. Лучшие проекты при этом рекомендуется предложить для реализации органам муниципальной власти. Такая организация Олимпиады будет соответствовать особенности современных школьников, для которых характерен отход от игры как заместительного вида деятельности и установка на реализацию, осуществление замыслов. При подведении итогов второго тура Олимпиады рекомендуется стимулирование удачных творческих инициатив, популяризация внесенных предложений через СМИ, обсуждение возможности их осуществления на уровне администрации, направленных на поддержание интереса учащихся к общественно-культурной деятельности. Оценивается значимость общественно-культурных инициатив и умение вести поиск необходимых материалов для их осуществления.
Рекомендуется дать одно задание участникам второго тура каждой возрастной группы по разработке проекта насыщения социокультурной среды, избранного организаторами масштаба (школы, или двора, или улицы, или района, или транспорта) и представления его в форме презентации. Рекомендуется в качестве подсказки дать список знаменательных дат 2017-
2018 годов, связанных со значимыми для Российской (и/или мировой) культуры литературно-художественными событиями.
Задание дается всем участникам каждой возрастной группы одновременно в одной аудитории так, чтобы они находились в одинаковых условиях по времени его выполнения. Рекомендуемый срок выполнения – одна-две недели. Срок подготовки, время на подготовку и тема определяется муниципальной предметно-методической комиссией при согласовании с оргкомитетом школьного этапа олимпиады.