Искусство Древней Руси и России XVIII века
1. Особенности древнерусского искусства.
2. Искусство Киевской Руси. Архитектура. Собор св.Софии.
3. Монументальная живопись древнего Киева.
4. Архитектура древнего Новгорода 11 - начала 13 вв. (Георгиевский собор Юрьева монастыря, собор св.Софии, церковь Спаса Нередицы, церковь Параскевы Пятницы).
5. Монументальная живопись Новгорода 12 в.
6. Архитектура древнего Владимира.
7. Иконопись домонгольского периода. Византийская икона "Владимирская Богоматерь" и ее влияние на древнерусскую икону.
8. Новгородская архитектура 13 - 15 вв.
9. Новгородская школа живописи 14 - 15 вв.(монументальная живопись и иконопись).
10. Творчество Феофана Грека и его влияние на развитие древнерусской живописи.
11. Особенности Московской архитектуры. Спасский собор Андроникова монастыря. Благовещенский собор в Московском Кремле.
12. Архитектура Московского Кремля. Ансамбль Соборной площади. Успенский и Архангельский соборы.
13. Теремной дворец и Грановитая палата в Московском Кремле.
14. Творчество Андрея Рублева и московская икона 15 в.
15. Архитектура 16 в. Шатровое зодчество.
16. Творчество Дионисия.
17. Архитектура Руси 17 в.
18. Русская иконопись 16 - 17 вв.
19. Монументальная живопись 16 - 17 вв. Фрески Ярославля.
20. Творчество Симона Ушакова.
21. Особенности русского искусства 18 в.
22. Архитектура Петровского времени. Градостроительство.
23. Русская живопись конца 17 - начала 18 вв. Парсуны. Портреты "Преображенской серии".
24. Творчества Ивана Никитина
25. Творчество Андрея Матвеева.
26. Иностранные мастера в России. Парадный портрет, пейзаж.
27. Скульптура Бартоломео Карло Растрелли.
28. Архитектура Барокко. Творчество Бартоломео Франческо Растрелли.
29. Московское барокко. Творчество Ухтомского.
30. Русский портрет середины 18 в. Творчество И.Я.Вишнякова, А.П.Антропова, И.П.Аргунова.
31. Эпоха Просвещения в России. Классицизм как стиль эпохи. Учреждение Академии художеств.
32. Архитектура классицизма. Д.Б.Валлен Деламот, А.Ф.Кокоринов ,И.Е.Старов .
33. Творчество Джакомо Кваренги и Чарльза Камерона.
34. Творчество В.И.Баженова.
35. Творчество М..Ф.Казакова.
36. Скульптура классицизма. Творчество М.И.Козловского, И.П.Прокофьева, Ф.Г.Гордеева, И.П.Мартоса.
37. "Медный всадник" Эжена Фальконе. Творчество Ф.И.Шубина
38. Историческая живопись второй половины 18 века. А.П.Лосенко, Г.И.Угрюмов
39. Многообразие портретных форм в творчестве Д.Г.Левицкого
40. Особенности образно-живописной системы Ф.С.Рокотова
41. Сентиментализм в творчестве В.Л.Боровиковского
42. Бытовой жанр в русском искусстве 18 века. М.Шибанов, И.Фирсов и И.А.Ерменев
43. Пейзажная живописсь 18 века. Творчество Ф.Я.Алексеева и Сем.Ф.Щедрина
Искусство России XIX в.
1. Русская архитектура первой половины XIX века. Своеобразие русского ампира. Творчество А.Н.Воронихина
2. А.Д.Захаров. Здание Адмиралтейства. Особенности архитектурного решения. Скульптурный декор.
3. Тома де Томон. Ансамбль стрелки Васильевского острова.
4. Творчество К.И.Росси
5. Особенности московского ампира. Творчество И.О.Бове .Творчество Д.И.Жилярди и А.Г.Григорьева.
6. Архитектура 1830 - 1850-х годов. Творчество О.Монферана (Исаакиевский собор. Александровская колонна).
7. Скульптура первой трети XIX века. Творчество С.С.Пименова, В.И.Демут-Малиновского, Ф.Ф.Щедрина, И.И.Теребенева.
8. Творчество И.П.Мартоса. Мемориальная скульптура. Монументально-декоративная скульптура. Памятник К.Минину и Д.Пожарскому.
9. Исторический жанр в творчестве мастеров Академии художеств. А.И.Иванов, А.А.Егоров , В.К.Шебуев .
10. Своеобразие русского романтизма. Пейзажная живопись первой половины XIX века. С.Ф.Щедрин, В.Н.Воробьев, М.И.Лебедев.
11. Романтизм в русском портрете. Творчество О.А.Кипренского, В.А.Тропинина, А.О.Орловского (графика).
12. Крестьянская тема в творчестве А.Г.Венецианова. Жанровые произведения. Роль пейзажа в творчестве А.Г.Венецианова.
13. Народные образы в творчестве В.А.Тропинина и А.Г.Венецианова.
14. Школа А.Г.Венецианова (Г.В.Сорока, А.В.Тыранов, Н.С.Крылов, .К.Плахов, К.А.Зеленцов, С.К.Зарянко).
15. Раннее творчество и портреты К.П.Брюллова.
16. "Последний день Помпеи" К.П.Брюллова. Синтез академических традиций и тенденций романтизма в этом произведении.
17. Скульптура второй трети XIX века. Творчество С.И.Гальберга, .С.Пименова, А.В.Логановского, И.П.Витали. Б.И.Орловский (памятники Барклаю де Толли и М.Н.Кутузову).
18. Творчество П.К.Клодта
19. А.А.Иванов. "Явление Христа народу".
20. Портреты и пейзажная живопись А.А.Иванова.
21. Становление нового художественного метода. Реализм П.А.Федотова. Графика,портреты . Влияние художественного метода П.А.Федотова на жанровую живопись 1860-х годов.
22. Академия художеств и развитие русской жанровой живописи 1860-х годов. "Бунт 14-ти". В.И.Якоби, Н.В.Неврев, И.М.Прянишников, Л.И.Соломаткин, В.И.Пукирев.
23. Развитие исторической науки и новые тенденции в исторической живописи 1860-х годов. Творчество В.Г.Шварца, К.Д.Флавицкого, П.П.Чистякова.
24. Бытовой жанр в творчестве В.Г.Перова
25. Портретная живопись В.Г.Перова.
26. Товарищество передвижных художественных выставок. Творческий метод передвижников. Первые выставки ТПХВ.
27. Творчество И.Н.Крамского. Портрет, жанр, историческая живопись.
28. Бытовой жанр передвижников. Творчество Г.Г.Мясоедова, В.М. Максимова, К.А.Савицкого, В.Е.Маковского, Н.А.Ярошенко.
29. Батальная живопись В.В.Верещагина.
30. Портретная живопись передвижников. Творчество В.Г.Перова, И.Н.Крамского, И.Е.Репина, Н.А.Ярошенко, В.И.Сурикова, Н.Н.Ге.
31. Пейзажная живопись передвижников. Творчество А.К.Саврасова, И.И.Шишкина, Ф.А.Васильева, В.Д.Поленова, А.И.Куинджи.
32. Историческая живопись передвижников. Творчество И.Н.Крамского, Н.Н.Ге, В.Д.Поленова, И.Е.Репина, В.И.Сурикова.
33. Евангельские темы в творчестве В.Д.Поленова и Н.Н.Ге.
34. Жанровая живопись И.Е.Репина. "Исторические картины" на современную тему.
35. Богатство и многообразие портрета в творчестве И.Е.Репина.
36. Историческая живопись И.Е.Репина.
37. Творчество В.И.Сурикова.
38. Создатель нового жанра в русском искусстве и предтеча модерна - В.М.Васнецов.
39. Русская архитектура второй половины XIX века.
40. Академическая живопись второй половины XIX века.
41. Произведения Г.И.Семирадского, К.Е.Маковского, В.С.Смирнова.
Искусство России XX в.
1. Художественная ситуация в России рубежа веков.
2. Передвижники на рубеже веков (общая характеристика).Жанровая живопись Н.А.Касаткина, С.А.Коровина, С.В.Иванова, А.Е.Архипова
3. Абрамцевский кружок - художественный центр зарождения нового искусства. В.М.Васнецов - предтеча русского модерна.
4. Архитектура в конце XIX - начале XX века. Архитектура модерна и неоклассицизма.
5. Творчество П.П.Трубецкого
6. Творческие искания в скульптуре А.С.Голубкиной, А.Т.Матвеева, Н.А.Андреева, С.Т.Коненкова.
7. Творческий метод М.А.Врубеля. Живопись и графика.
8. Тема Демона в творчестве М.А.Врубеля.
9. Портрет в творчестве В.А.Серова.
10. Историческая живопись В.А.Серова.
11. Графика в творчестве В.А.Серова.
12. Пейзажи В.А.Серова.
13. Художественное объединение "Мир искусства". Эстетическая программа и художественная практика. Историческая тема в творчестве художников "Мира искусства".
14. А.Н.Бенуа - художник, критик, историк искусства.
15. Творчество К.А.Сомова. Портрет, пейзаж, ретроспективно-галантный жанр. Графика Сомова.
16. Тема современного города в творчестве М.В.Добужинского.
17. Творчество Л.С.Бакста. Работа в театре. Портреты. Античная тема.
18. "Вторая волна" "Мира искусства".
19. Искусство книги в творчестве И.Я.Билибина. Творчество А.Я.Головина.
20. Творчество Б.М.Кустодиева. Жанр. Портрет. Пейзаж.
21. Историзм в творчестве Н.К.Рериха.
22. Неоклассицизм З.Е.Серебряковой.
23. Творчество М.В.Нестерова.
24. Символизм в творчестве В.Э.Борисова-Мусатова.
25. Художники "Голубой розы". М.С.Сарьян, Н.Н.Сапунов, Н.И.Крымов, С.Ю.Судейкин.
26. Творчество П.В.Кузнецова.
27. Образование Союза русских художников. Творчество Ф.А.Малявина.
28. Пейзажная живопись конца XIX - начала XX века. Творчество И.И.Левитана.
29. Русский импрессионизм. Творчество К.А.Коровина
30. Историческая живопись в начале XX века. С.В.Иванов, А.П.Рябушкин, В.М.Васнецов.
31. "Бубновый валет". Эстетическая программа и художественная практика.
32. Портрет и пейзаж в творчестве художников "Бубнового валета".
33. Русский авангард. Русские примитивисты. М.Ф.Ларионов. Н.С.Гончарова. "Лучизм" - манифест беспредметного искусства.
34. "Чистая живопись" В.В.Кандинского и "супрематизм" К.С.Малевича.
35. Творчество М.З.Шагала.
36. Экспрессионизм в творчестве П.Н.Филонова.
37. Символизм ранних произведений К.С.Петрова-Водкина.
38. Поиски "большого стиля" в произведениях К.С.Петрова-Водкина 1910 -х годов.
39. Театрально-декорационное искусство начала XX века. Художники "Дягелевских сезонов".
40. Агитационно-массовое искусство периода гражданской войны.
41. Художественная ситуация в России в 1920-е годы. Основные художественные группировки (общая характеристика).
42. АХРР. Достижения и недостатки.
43. ОСТ. Поиски нового художественного языка.
44. Жанровое разнообразие советской живописи 1920-х годов.
45. Художественная ситуация в России в 1930-е годы
46. Советская живопись 1930-х годов. Главные темы, герои, жанры.
47. Особенности развития советской скульптуры в 1930-е годы.
48. Советское искусство периода Великой отечественной войны. Графика.
49. Советская живопись конца 1940 - 50-х годов.
50. Традиции и новаторство в советском искусстве конца 1950 - 60-х годов.
51. Творческое своеобразие искусства "сурового стиля" 1960 - 70-х годов.
52. Молодые художники 1980-х годов.
53. Художественная ситуация в России в конце CC века.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Примерная программа предусматривает возможность обучения в рамках традиционной поточно-групповой системы обучения. При этом последовательность изучения учебно-образовательных модулей определяется его номером. Обучение для бакалавров рекомендуется по заочно-сокращенной форме обучения в течение одного – 5 семестра, по остальным формам обучения в течении одного - 7семестра.
Вузам рекомендуется постепенно перейти на кредитно-модульную систему обучения. При введении кредитно-модульной системы обучения необходимо сформировать учебный план таким образом, чтобы он обеспечивал студентам возможность:
- изучение отдельных модулей в различные расширенные временные интервалы и различной последовательности (за исключением модуля 1, который должен осваиваться первым и в последовательности указанных тем);
- выбора студентом преподавателя для освоения того или иного модуля;
- выбора студентом преподавателя для руководства и консультирования по самостоятельной работе;
- формирование для студентов индивидуальных учебных планов.
Учебным управлениям (отделам) вузов и кафедрам, ведущим образовательный процесс по дисциплине необходимо:
- сформировать вариативное расписание проведения обучения по отдельным учебно-образовательным модулям дисциплины различными преподавателями;
- обеспечить углубленную научную, практическую и методическую подготовку преподавателей, специализирующихся на проведении занятий по отдельным модулям.
Студенты перед началом изучения дисциплины должны быть ознакомлены с системой кредитных единиц и балльно-рейтинговой оценки, которые должны быть опубликованы и размещены на сайте вуза или кафедры. При переходе студента в другой вуз полученные им кредиты и баллы по отдельным модулям зачитываются. Для этого студенту выдается справка о набранных кредитах и баллах, а при официальном запросе – программа освоенного модуля и копии оценочных листов по нему. Оценочные листы балльно-рейтингового контроля подписываются студентом и преподавателем с указанием даты его проведения. Формы оценочных листов их содержание вуз определяет самостоятельно в соответствии с принятой в нем системой контроля и образовательными технологиями
Для наиболее успешного достижения конечных целей изучения дисциплины первые лекции необходимо читать с использованием метода проблемного изложения, остальные – традиционным методом. Все занятия (лекционные и семинарские) проводить в аудитории, оснащенной средствами видеотехники и мультимедийной аппаратурой.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДИСЦИПЛИНЫ
«ИСТОРИЯ ИСКУССТВ»
НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ – 072500 - «ДИЗАЙН»
Профили подготовки – «Графический дизайн»
Автор:
Ст.пр. Баранова О.А.
Утверждена на учебно-методическом совете института от ________№
Рассмотрена на заседании учебно-методического совета Московского государственного университета технологий и управления им. К.Г. Разумовского (протокол № _______ от ___________________ 2013 г.)