Воображаемые пространство и время

Следующая особенность ПЖ связана с переживанием про­странства и времени. Наша душа по природе своей склонна жить в нереальных пространстве и времени. Она повседневно вносит элемент фантастичности в нашу повседневную жизнь. Вспомните минуты, когда ваша душа была настроена счастли­во и радостно. Не становилось ли для вас в эти минуты про­странство шире, а время короче? И, наоборот, в часы тоски и душевной подавленности не замечали ли вы, как давило на вас пространство и как медленно текло время? Наш рассудок, налагая запрет на все фантастическое и нереальное, скрывает от нас и эти, столь часто встречающиеся в жизни отклонения от «нормального». Но художник, актер, не должен забывать о них. Мир, в котором он живет, есть мир воображаемый. Вся его деятельность теряет свой смысл, как только он выключает из нее элемент фантастичности. Без него нет искусства.

Наш ПЖ (так мало общего имеющий с рассудком!) уже вносит этот элемент в сценическое искусство и дает возмож­ность актеру развить и пробудить в себе любовь к фантастич­ному. Благодаря воображаемым пространству и времени ак­тер пробуждает в своей душе творческие чувства, образы и волевые импульсы, которые иначе остались бы не вскрытыми для него.

В предлагаемом упражнении ваше воображение играет та­кую же важную роль, как и в предыдущем.

Начните с простых жестов: поднимите спокойно руку, пред­ставляя себе, что при этом проходит много времени. Сделайте тот же жест, сопровождая его представлением о кратчайшем промежутке времени.

Делайте подобные простые упражнения до тех пор, пока не почувствуете, что ваше воображение приобрело для вас силу убедительности.

Сделайте спокойно широкий жест раскрытия (см. рис. 13).

Стр. 125

Воображаемые пространство и время - student2.ru

Продолжайте его в вашем воображении бесконечно долго, распространяя в бесконечные дали. Тот же жест сделайте мгновенно, в ограниченном пространстве, фактически делая его в прежнем спокойном тоне.

То же — с жестом закрытия.

Стр. 126

Начните с открытого жеста и затем закрывайте его, сжимая первоначальное беспредельное пространство до точки (см. рис. 14).

 
  Воображаемые пространство и время - student2.ru

Делайте жест сначала долго, потом скоро. Тот же жест: сначала — долго, в беспредельном пространстве, к концу — быстро, в ограниченном пространстве. Затем: вначале — бы­стро, в беспредельном пространстве, к концу — долго, в ог­раниченном пространстве.

Найдите сами несколько вариаций с ПЖ

Перейдите к несложным импровизациям. Например: зас­тенчивый человек входит в магазин. Выбирает и покупав! нуж­ную ему вещь. Пусть застенчивость явится в результате умень­шения, сжатия пространства в воображении в течение импро­визации. В магазин входит развязный человек. Постарайтесь получить развязность, мысленно расширяя пространство во время импровизации. Скучающий, ленивый человек перед книж­ной полкой выбирает книгу для чтения. Скука и лень

Стр. 127

получатся в результате «растянутого времени». Иное делает человек, ищущий определенную книгу с большим интересом. «Сокра­щенное время» даст вам в' результате переживание интересу­ющегося человека. Внешне постарайтесь во всех случаях со­хранить приблизительно ту же длительность импровизации. Делайте то же с образами из пьес и литературы.

Наблюдайте свои «фантастические» переживания времени и пространства в повседневной жизни. Наблюдайте людей, с которыми вы встречаетесь, стараясь угадать их переживания пространства и времени.


Наши рекомендации