Выделенные ДЕ и количество заданий в каждой ДЕ
ДЕ-1 Методика обучения изображению объектов «флоры»: Травы, цветы, грибы, овощи, фрукты, ягоды. | 2 |
ДЕ-2 Методика обучения изображению объектов «фауны»: Обитатели водной среды, птицы, животные | 3 |
ДЕ-3 Методика обучения изображению объектов «деревянного зодчества, пейзажа, предметов быта, интерьер» | 3 |
ДЕ 4 Методика обучения изображению объектов «город, человек». | 3 |
Задачи, решаемые студентами в практических работах
а) Грамотное, последовательное выполнение педагогического рисунка объектов.
б) Свободное владение линией.
в) Свободное владение конструкцией.
г) Свободное владение показом этапов изображения объектов.
Критерии оценок тестовых заданий студентов:
5 баллов –когда в работе решены все поставленные задачи или если одна из поставленных задач не решена полностью
4 балла– не решена одна из задач
3 балла -не полностью решены несколько задач
2 балла– слабо решены три, четыре задачи или решена лишь одна задача
Балл – не представлена работа
Вариант 1
ДЕ-1 Методика обучения изображению объектов «флоры»: Травы, цветы.
1.Зарисовки объектов в методической последовательности. Травы – одуванчик.
2.Зарисовки объектов в методической последовательности. Цветы – колокольчик.
ДЕ-2 Методика обучения изображению объектов «фауны»: Обитатели водной среды, птицы, животные
1. Зарисовки объектов в методической последовательности. Обитатели водной среды: щука, окунь.
2. Зарисовки объектов в методической последовательности. Птицы: воробей, синица, лебедь.
3. Зарисовки объектов в методической последовательности. Животные: коза, корова.
ДЕ-3 Методика обучения изображению объектов «деревянного зодчества, пейзажа, предметов быта, интерьер»:
1.Зарисовки объектов в методической последовательности. Деревянное зодчество: Отдельные зарисовки деревянных построек: жилые дома, бани.
2. Зарисовки объектов в методической последовательности. Сельский пейзаж: Пейзаж с элементами архитектуры.
3. Зарисовки объектов в методической последовательности. Предметы быта, интерьер. Элементы интерьера избы.
ДЕ-4 Методика обучения изображению объектов «город, человек».
1. Отдельные зарисовки различных зданий – старинные особняки, улицы.
2. Отдельные зарисовки головы человека – глаза.
3. Отдельные зарисовки головы человека – нос.
Вариант 2
ДЕ-1 Методика обучения изображению объектов «флоры»: Травы, цветы.
1.Зарисовки объектов в методической последовательности. Травы – земляника.
2. Зарисовки объектов в методической последовательности. Цветы – ромашка.
ДЕ-2 Методика обучения изображению объектов «фауны»: Обитатели водной среды, птицы, животные
1. Зарисовки объектов в методической последовательности. Обитатели водной среды: осьминог, кит, дельфин.
2. Зарисовки объектов в методической последовательности. Птицы: петух, утка.
3. Зарисовки объектов в методической последовательности. Животные: кошка, собака.
ДЕ-3 Методика обучения изображению объектов «деревянного зодчества, пейзажа, предметов быта, интерьер».
1. Зарисовки объектов в методической последовательности. Деревянное зодчество: Отдельные зарисовки деревянных построек: мельница, особняк.
2. Зарисовки объектов в методической последовательности. Сельский пейзаж: Зарисовки деревянных улиц.
3. Зарисовки объектов в методической последовательности. Предметы быта, интерьер: Отдельные объекты и предметы избы - печь, ухват, и др.
ДЕ-4 Методика обучения изображению объектов «город, человек».
1. Отдельные зарисовки различных зданий –жилые дома, административные здания.
2. Отдельные зарисовки головы человека – ухо.
3. Отдельные зарисовки головы человека – губы.
Вопросы к экзамену
Теория и история развития художественного образования
1. Особенности изобразительного искусства в истории первобытного общества
2. Методы обучения рисованию в Древнем Египте.
3. Методы преподавания в Древней Греции (Поликлет, Полигнот, Апполодор Афинсский, Зевскис, Паррасий).
4. Методы преподавания в Древней Греции (Сикионская школа - Эвпомп, Панфил, Апелес).
5. Методы преподавания В Древнем Риме.
6. Рисование в среднем века (Виллар де Оннекур).
7. Вклад художников Возрождения и их вклад в методику преподавания рисования (Ченнино Ченнини, Альберти).
8. Художники эпохи Возрождения и их вклад в методику преподавания рисования (Леонардо до Винчи, Дюрер).
9. Становление академической системы художественного образования (Братья Караччи).
10. Методы обучению рисованию в XVII-XVIII в.в. в Западной Европе.
Каменский, Джон Локк, Жан Жак Руссо - их роль в развитии художественной педагогики.
11. Рисование как общеобразовательный предмет в педагогических взглядах Пестолоцци.
12. Рельнольдс об академических методах преподавания рисования.
13. Мысли Гёте о рисунке и методике его преподавания.
14. Рисование как общеобразовательный предмет в педагогических взглядах Ии. Пестиалоции (иосиф Шмидт, Рамзауаэр, Петр Шмид).
15. Методы обучения рисованию в общеобразовательных учебных заведения Западной Европы в первой половине XIX в.
16. Методы преподавания рисования братьев Дюпюи
17. Рисование в Древней Руси и до конца XVII века.
18. Рисование как общеобразовательный предмет в общеобразовательный предмет в России ХVIII ВЕКА (Прейслер).
19. Становление Императорской Академии художеств.
20. Императорская Академия художеств 18 века - содержание и методы обучения (А.П. Лосенко).
. 21. Императорская Академия художеств в первой половине 19 века и ее роль в
совершенствовании методики преподавания рисунка (Г.И. Угрюмов, А.И. Иванов,
А.Е. Егоров, В.К. Шебуев, А.Г. Веницианов).
22. Строгановское художественно-промышленное училище и рисовальные школы в России в XIX веке.
23. Рисование как общеобразовательный предмет в научно-теоретических положениях Г.А. Гиппиуса.
24. Художник-педагог А. Сапожников и его методы преподавания рисования.
25. Конкурсы работ по рисованию в Императорской Академии художеств.
26. Педагогические курсы при Императорской Академии художеств.
27. Педагогическая система П.П. Чистякова.
28. «Геометральный» и «Натуральный» методы преподавания рисования.
29. Исследования учёных конца XIX-XX века об изобразительном творчестве детей (К. Риччи, Г. Кершенштейнер, К. Лампрехт).
30. Рисование как общеобразовательный предмет в странах Западной Европы на рубеже XIX-XX в. Теория свободного воспитания.
31. Американская система преподавания изобразительного искусства на рубеже XIX-XX веков (Пранг, Тедд, Аугсбург).
32. Преподавание рисования в общеобразовательных учебных заведения России с конца XIX века до революции 1917 года.
33. Основные положения программы «Рисование на начальной ступени обучения в связи с лепкой черчением», созданной в 1912 году в Петрограде.
34. Основные положения теории «свободного воспитания» в художественном образовании детей.
35. Художественное образование в высших учебных заведениях в начальный период Существования (содержание методов обучения).
36. Бакушинский А.В. о развитии художественного творчества ребенка, его роль в художественно-педагогической науке.
37. Состояние преподавания рисования - изобразительного искусства в советской школе 20-х - 30-х годов. Постановления партии с правительством.
38. Предмет «Рисование» и «Изобразительное искусство» в первые годы существования советской школы.
39. Метод обучения рисунку Д.Н. Кардовского и его взгляд в разработку программ по изобразительному искусству.
40. Становление системы высшего художественно-графического образования (Д.Н. Кардовский, создание художественно-графического факультета МГПИ им. В.П. Потемкина).
41. Состояние преподавания рисования - изобразительного искусства в советской школе с 40-х годов до настоящего времени (научно-исследовательские работы по эстетическому воспитанию и художественному образованию).
42. Преподавание изобразительного искусства в зарубежных школах XX века.
43. Перспективы художественного образования и эстетического воспитания детей.