Курс «Мир загадок» рассчитан на один год обучения, 33 часа (1 час в неделю) в рамках внеурочной деятельности.

В курсе изучаются следующие методы и приёмы фантазирования:

- приём «Объединение»;

- приём «Морфологический анализ»;

- метод фокальных объектов;

- приём «Оживление»;

- приём «Увеличение-уменьшение»;

- приём «Ускорение-замедление» и др.

- приемы фантазирования (фантограмма, приемы Дж. Родари и др.);

- механизмы решения изобретательских задач (противоречия, ресурсы, приемы разреше­ния противоречий);

- развитие речи на основе моделей построения различных литературных жанров (загадки, пословицы, сказки, фантастические рассказы).

Автор предлагает строить обучение через уроки-сказки, уроки-игры, проблемные диа­логи, уроки-открытия. Даже маленькие успехи в познании самого себя и окружающего мира делают необыкновенно привлекательным весь процесс обучения.

Для младших школьников очень важно, чтобы каждый урок приносил конкретный результат. По ходу проведения занятий дети выполняют задания, из которых составляют­ся: «Книга Загадок», «Книга Сказок». В Книгу входят только лучшие работы учеников.

Модель занятия:

Игра.

Проверка домашнего задания.

Вход в урок (да-нет, фокус, загадка)

Новая тема (игры в сюжете).

Упражнения на развитие речи или создание творческого продукта.

Подведение итогов.

В конце года возможно проведение итогового психологического теста, опреде­ляющего уровень развития воображения, оригинальности, креативности мышления.

Система оценки достижений обучающихся.

В курсе предусматривается система оценивания по критерию новизны, по уровню ориги­нальности.

Можно выделить несколько уровней выполнения заданий.

1уровень (высокий): неожиданные, оригинальные идеи: «Так придумал один!»

2 уровень (средний): интересные, не совсем обычные идеи: «Так придумали некоторые!»

3 уровень (низкий): неоригинальные, стандартные идеи: «Так могут придумать все!»

Линия восприятия - представления - воображения.

· представлять ранее воспринятые объекты в 3-х каналах восприятия (визуальном, аудиальном, кинестетическом) и сохранять их в памяти;

· представлять ранее воспринятый объект меняющим свойства, фиксировать свои представления в рисунке.

Линия инструментария.

· мысленно делить целое на части, устанавливать простые связи между частями, объеди­нять объекты в новое целое;

· "видеть" объект во времени (в прошлом, настоящем, будущем), фиксировать последова­тельность изменений объекта или ситуации;

· классифицировать объекты по значениям основных признаков;

· получать фантастические идеи различными способами;

· изменять свойства, функции, структуру систем с помощью приемов фантазирования.

3) Линия информационного обеспечения.

· знать основные признаки объектов, воспринимаемые непосредственно человеком: цвет, форму, размер, характер, высоту, громкость и длительность звучания, температуру, рельеф поверхности, массу, запах, вкус;

· научить преодолевать действие психологической инерции и стремиться к новизне.

4) Продуктивная линия.

· рисовать несложные образы по описанию;

· использовать различные приёмы и методы для сочинения загадок, метафор, сказок; применять приемы фантазирования для решения простых изобретательских задач.

Учебно – тематический план

(33 ч, 1 ч в неделю)

№ п/п Тема Всего часовна тему, ч Форма контроля
1. Путешествие в Страну загадок Отзыв
2. Город самых простых загадок. Улица «Цвет» Загадка, рисунок
3. Город самых простых загадок. Улица «Форма» Рисунок, поделка
4. Город самых простых загадок. Улица «Размер» Рисунок, сказка
5. Город самых простых загадок. Улица «Вещество» Загадка, рисунок
6. Город пяти чувств Рисунок, рассказ
7. Город загадочных частей Рисунок, рассказ
8. Город загадочных мест Обсуждение, буклет
9. Путешествие на машине времени Рассказ, описание
10. Подведение итогов обучения Защита творчес­ких работ. Отзыв.
  Итого  

Планируемые результаты

К концу 1 класса обучающиеся

научатся: различать цвета радуги, признаки отличия шара от кру­га, квадрата от куба; признаки отличия твёрдого вещества от жидкого, назначение различных органов чувств, о возможности изменения объектов во времени, последовательность описания объекта при помощи системного оператора («многоэкранки»);

получат возможность научиться: описывать объекты ближайшего окружения по признакам «цвет, форма, размер, вещество»; понимать отно­сительность размера («для кого?» «по сравнению с чем?»); опи­сывать объекты и ситуации ближайшего окружения по вопросам: «вижу? слышу? ощущаю запах? пробую на вкус? дотрагиваюсь? »; выделять основные части объекта ближайшего окружения и их назначение; описывать объекты ближайшего окружения при по­мощи системного оператора («многоэкранки»)

Календарно-тематическое планирование

«Мир загадок», 1 класс

Тема Форма деятельности Количество часов Формы контроля Дата
Путешествие в Страну загадок (1 ч)  
Знакомство со Страной загадок Беседа, игра, фантазирование Отзыв  
Город самых простых загадок. Улица «Цвет» (3 ч)  
Улица «Цвет» Практическая работа, создание творческих продуктов Загадка  
Изменение цвета в природе Игра, проблемный диалог Обсуждение  
Цвет в рукотворном мире Фантазирование, беседа, практическая работа рисунок  
Город самых простых загадок. Улица «Форма» (4 ч)  
Улица «Форма» Беседа, сравнивание Игра  
Изменение формы Проблемный диалог Поделка  
Замок похожестей - непохожестей Создание творческих продуктов Загадка  
Геометрические головоломки Практическая работа, фантазирование Рисунок  
Город самых простых загадок. Улица «Размер» (3 ч)  
Улица «Размер» Беседа проблемный диалог Обсуждение  
Относительность размера Проблемный диалог Рисунок  
Противоречия в размере Проблемный диалог, фантазирование сказка  
Город самых простых загадок. Улица «Вещество» (4 ч)  
Улица «Вещество» Практическая работа Обсуждение  
Агрегатное состояние вещества Игра, беседа, инсценировка Загадка  
Вещества в изобретательских ситуациях Решение изобретательских ситуаций, фантазирование Загадка  
Сочинение загадок Создание творческих продуктов Рисунок  
Город пяти чувств (5 ч)  
Улица «Зрение» Игра, беседа, решение изобретательских задач Обсуждение  
Улица «Слух» Беседа, игра, практическая работа Описание  
Улица «Осязание» Игра, практическая работа, создание творческих продуктов Рассказ  
Улица «Обоняние». Улица «Вкус» Проблемный диалог, фантазирование Сказка  
Решение изобретательских задач «на обнаружение» Игра, анализ, решение изобретательских задач обсуждение  
Город загадочных частей (4 ч)  
Знакомство с Городом загадочных частей Игра, обсуждение Рисунок  
Сочинение загадок Создание творческих продуктов Рисунок  
Игры и упражнения со словами Игра, проблемный диалог, фантазирование Рассказ  
Придумывание необычных предметов Игра, практическая работа рисунок  
Город загадочных мест (2 ч)  
Знакомство с Городом загадочных мест Игра, проблемный диалог, фантазирование обсуждение  
Сочинение загадок Проблемный диалог, фантазирование буклет  
Путешествие на машине времени (3 ч)  
Путешествие в прошлое Игра, беседа Обсуждение  
Путешествие в будущее Игра, фантазирование Рассказ  
Путешествие в Город загадочных дел Игра, беседа описание  
Подведение итогов обучения (4 ч)  
30, Подготовка творческих работ (проектов) Практическая работа Рисунок  
31, 32 Защита творческих работ, проектов Презентация Защита пректов  
Праздник «Прощание со Страной загадок» Праздник Отзыв  

Наши рекомендации