ЧОУ ДПО «Высшая школа режиссеров и сценаристов»

ЧОУ ДПО «Высшая школа режиссеров и сценаристов»

  «УТВЕРЖДАЮ»   Директор ЧОУ ДПО «Высшая школа режиссеров и сценаристов»   Федина С. В. (……………………..) МП   10 __ августа_______________ 2017___ г.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

дополнительного профессионального образования (повышения квалификации)

«Класс киноактера»

Санкт-Петербург

2014 г.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка………………….…………………..……………………...……3

2. Календарно-учебный график…………………………………………………………….6

3. Учебный план …………………………………………………….................................…7

4. Учебно-тематический план .………………………….………………………………….8

5. Рабочая программа……………………………………………………………….…..10

6. Условия реализации программы……………………………………………………….16

7. Формы подведения итогов……………………………………………………………..18

8. Список литературы……………………………………………………………………..19

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая учебная программа дополнительного образования ЧОУ ДПО “Высшая школа режиссеров и сценаристов” разработана на основе:

• Федерального закона от 29.12.2012 N273-ФЗ (ред.от 21.07.2014) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп.,вступ. в силу с 21.10.2014);

• Приказа Минобрнауки России от 01.07.2013 N 499 ( ред. от 15.11.2013) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» (Зарегистрировано в Минюсте России 20.08.2013 N29444).

Уровень образования абитуриентов принимаемых на обучение в Высшую школу режиссеров и сценаристов подразумевает наличие высшего образования. В результате обучения слушатели получают завершенный цикл образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований, предусмотренных программами обучения ВШРиС.

Программа «Актерское мастерство в кино» является модифицированной программой от программ «Актерское мастерство» и «Режиссура» кафедры режиссуры и актерского мастерства Санкт-Петербургского Гуманитарного Университета профсоюзов (долгое время возглавляемой) Н.а. России, лауреатом премии имени К. С. Станиславского в области театральной педагогики, профессором З. Я. Корогодским в соответствии с областью дополнительного образования.

Целью программы «Класс киноактера» является развитие собственных актерских навыков, умение настроиться и выполнить режиссерские задачи на площадке в предлагаемых обстоятельствах сценария и съемочного производства, умение использовать приспособления, мизансцены и весь спектр внутренней и внешней актерских техник – внутренний текст, чувство действия, эмоциональность, оценки, осознавая уникальность и особенность своего тела, жест, взгляд, голос, мимика для живого и содержательного существования перед камерой.

Основные задачи предмета:

· Познакомить с основами актерского искусства русской школы драматического искусства – «школы переживания»;

· Через упражнение КИНОНАБЛЮДЕНИЕ познакомить с лучшими образцами актерской игры в фильмах западных и отечественных режиссеров;

· Развить навык свободного существования и действия, подлинности восприятия и оценок;

· Помочь развитию творческого мышления и воображения;

· Обучить основам действия через понимание и использование всех трансляторов: голоса, взгляда, жеста и собственной энергетики.

В процессе обучения формируются такие способности, как:

· Умение приспособиться к разнообразным режиссерским задачам, перевести их в подлинное, живое актерско-человеческое существование, создавать внутреннюю творческую атмосферу;

· умение анализировать и направлять процесс собственного творческого роста;

· построение межличностного общения в коллективе, коммуникабельность.

Учебная программа «Актерское мастерство в кино» представляет собой взаимосвязанный комплекс специальных тренировочных упражнений, дающих возможность

- воспитать в себе творческие качества – воображение, фантазию, понимание эквивалентов и метафор в актерской игре;

- получить первоначальные знания и навыки актерской профессии;

- усовершенствовать собственную речевую культуру;

- овладеть основами методики действенного анализа;

- научиться работать перед камерой в условиях съемочной площадки;

- более внятно осознать свою человеческую и профессиональную позицию.

Срок реализации программы:

I ступень

Погружение в творчество.

Поиск отрывков из прозы в интерьерах.

Наблюдения за людьми.

Фотонаблюдения.

Развитие навыков свободного самочувствия в ситуации публичности.

Этюды на ПФД.

Эквиваленты и метафоры на заданную и свободные темы.

Стихи в подарок.

Чтение (пересказ) прозы в предлагаемых обстоятельствах.

Режиссура зачина.

Кинонаблюдение.

Музыкальные наблюдения.

Животные.

Организация этюда в отрывке из прозы.

Тренировка оценок и приспособлений перед камерой.

Съемочная практика: съемки монологов и этюдов по прозе и кинонаблюдениям.

Основным видом учебной деятельности на данном этапе является творческий туалет и тренинг, режиссерская практика в зачине, актерская практика в этюдных пробах, познавание профессиональной этики.

II ступень

Приобретение навыков физического действия в событийной ситуации.

Понимание и освоение мизансцен и приспособлений перед камерой.

Существование с воображаемым партнером и с реальным партнером через камеру.

Видеопробы по сценариям (умение перевести текст сценария на язык действия)

Основным видом учебной деятельности на этой ступени являются подготовительные, настраивающие тренинги, сьемка одиночных и парных этюдов, разбор и организация кинонаблюдения для съемок (раскадровка), написание сценария по выбранному отрывку (прозаическому или драматическому) и организация этюда по нему. Участие в учебных съемках.

III ступень

Практическое освоение действенного анализа и словесного действия на площадке перед камерой.

Создание видеопортфолио.

Основным видом учебной деятельности этой ступени являются подготовительные, настраивающие тренинги, организация и сьемка отрывка по своему сценарию на литературной основе, организация и съемка кинонаблюдения.

IV ступень

Формы работы:

Практические групповые занятия (возможны подгрупповые и индивидуальные занятия согласно особой договоренности). Форму и содержание работы в зависимости от целей и задач каждого занятия выбирает педагог.

Режим занятий – два занятия в неделю по 4 академических часа каждое.

Знания и умения:

В конце последней ступени обучающийся должен:

- владеть навыками погруженного действия (в упражнениях группового тренинга);

- владеть навыками импровизационного самочувствия в публичной ситуации (упражнениях группового тренинга);

- участвовать в нескольких творческих театральных сочинениях группы;

- иметь этюдную зарисовку по упражнению «Кинонаблюдение», притча. Знакомая работа на ПФД или другим заданиям.

- владеть навыками психофизического действия в предлагаемых обстоятельствах;

- участвовать (быть автором) в одиночном или парном этюде (без текста);

- владеть навыками импровизационного самочувствия в условиях съемочной площадки;

- выбрать отрывок (роль, которую хотелось бы сыграть) из прозаического или драматического произведения, из киноотрывка или сценария;

- сыграть в этом отрывке с партнером (партнерами);

- владеть навыками словесного действия;

- участвовать (быть автором) в этюде на основе литературного материала;

- владеть методикой работы над ролью;

- участвовать (быть автором) в творческом сюрпризе, зачине;

- понимать и уметь рассказать о 4-х основах системы К.С. Станиславского (этика, внешняя техника, внутренняя техника, методика);

- владеть методикой событийно-действенного вскрытия авторского материала (в кино или прозе).

- участвовать в съемках учебной работы в качестве актера, оператора, помощника режиссера, художника, осветителя, звукооператора или рабочего на площадке в зависимости от учебной необходимости.

- участвовать в творческом вечере мастерской.

Формами подведения итогов реализации программы являются:

1) Контрольные уроки: анализ таблицы выполнения заданий по программе

2) Экзамен (организация творческого выпускного вечера группы и видеопоказ снятых отрывков) в конце 3-го этапа

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п Наименование раздела и тем программы Количество часов Форма
лекции практ. всего контроля
           
1. Вводное занятие  
  Раздел 1. Творческий туалет и тренинг 1.1.Навыки рабочего самочувствия 1.2.Четыре основы системы К.С. Станиславского( этика, внешняя техника, внутреняя техника, методика) 1.3.Творческая документация Рефераты, Показы заявок
           
Раздел 2.Наблюдения 2.1.Наблюдения за животными( рыбы, насекомые, птицы) 2.2.Наблюдения и зарисовки за людьми 2.3.Наблюдения за событийными ситуациями 2.4.Музыкальные наблюдения Рефераты, показы заявок
3. Раздел 3. Этюдная работа 3.1.Одиночные этюды без текста на память физических действий и ощущений (этюды на знакомое дело) ПФД 3.2.Парные этюды «Молча вдвоем» Этюды по Притчам Этюды на литературной основе Этюды по киноотрывкам Этюды по стихам и прозе в предлагаемых обстоятельствах Этюды на ситуации в киносценариях Защита действенного анализа, показы этюдов
    Количество часов Форма контроля
лекции практ. всего  
           
4. Раздел 4. Тренинг психотехники 4.1.Тренировка восприятия и оценок на разные события и предлагаемые обстоятельства 4.2.Актерский вальс: Воспринял-Оценил-Поступил Действие в событии 4.3.Темпо-ритмический тренинг Тренинг импровизационного самочувствия «Метафора и эквивалент» как приспособление и образное выразительное средство Съемка импровизации-оценок
5. Раздел 5. Культура речи в сьемках.5.1.Дубляж и озвучание 5.2.Основы и особенности словесного действия в кинопроцессе Озвучание и дубляж отрывков
6. Раздел 6. Работа над ролью в учебных отрывках по сценарию и на основе кинонаблюдений   6.1.Работа над ролью по сценарию на основе прозаического отрывка 6.2.Работа над ролью по сценарию на основе драматического отрывка 6.3.Работа над ролью в кинонаблюдении   Участие в съемках отрывка и кинонаблюдения
           
7. Раздел 7. Метод действенного анализа. 7.1.«Разведка умом» – вскрытие событий и построение событийного ряда , определение сверхзадачи и сквозного действия. 7.2.«Разведка действием» – этюды по событиям, поиск и фиксация мизансцен и приспособлений Контрольные уроки. Экзамен. Съемки отрывков Кинопоказ Выпускной экзамен
  ИТОГО: (общее количество часов)      

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

1.Творческий туалет и тренинг

Цель творческого туалета и тренинга – раскрепостить творческую природу, приучить к подлинной работе органов чувств в публичных ситуациях на съемочной площадке

Тренинг является волевой, сознательной практикой самовоспитания, что есть единственное условие успешного учебного процесса. Разбудить и настроить природу можно только в тренинге и соответствующей творческой атмосфере.

Творческий туалет - это ряд упражнений, игр и актерских техник и медитаций направленных на настройку и развитие всех органов чувств - слуха, обоняния, зрения, осязания, вкуса. Осознавание органов чувств в процессе работы на съёмочной площадке – основная методическая задача творческого туалета и тренинга.

Игры и упражнения творческого туалета и тренинга позволяют почувствовать свои индивидуальные особенности, свою эмоциональность.

Коллективная игра позволяет развивать групповую динамику, чувство ансамбля и импровизационность, профессиональную этику как основу успешной работы съемочной группы.

Игра это неотъемлемая часть жизненного опыта, возможность самовыражения.

Игровые формы обучения являются средством активного развития фантазии, воображения, способностей к органичному и импровизированному действию в условиях ролевого вымысла. К тому же игра – это деятельность, в которой воссоздаются социальные и личностные отношения между людьми. Игра – эстетическая деятельность.

Цель туалето-тренинга - активная, организованная тренировка сенсорной системы в предлагаемых обстоятельствах (если бы я сейчас был каким-либо предметом, если бы я сейчас был каким-то животным, если бы я сейчас был в зимнем лесу, если бы сейчас пошел дождь и т.д.). Тренинг – это воспитание внутренней психотехники, а ее можно тренировать только при участии воображения. Воспитание связи воображения с элементами психотехники – наиболее трудная и тонкая задача педагогического процесса.

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ТВОРЧЕСКОГО ТУАЛЕТА И ТРЕНИНГА РАЗВИВАЮТ (ВНЕШНЯЯ ТЕХНИКА):

НАВЫКИ РАБОЧЕГО САМОЧУВСТВИЯ - организованность, коллективность, законченность действий, сосредоточенное и рассредоточенное многоплоскостное внимание, чувство пространства и композиции, воспитание внешней и внутренней профессиональной культуры . В этот блок туалета и тренинга входят упражнения и развивающие игры типа:

1 -«Пишущая машинка»,

2-«Шляпа»- по именам, и.о., ф.и.о., клички

3- «Переходы со стульями»,

4-«Геометрические фигуры из стульев»,

5- «Волна»,

5 «Дворец»- «Икебана

6-«Клубок по полукругу»

7-«Передать энергетический импульс»

и т. д.

2- ТВОРЧЕСКИЕ ЗРИТЕЛЬНЫЕ ВОСПРИЯТИЯ – наблюдательность, зоркость глаза, новое в привычном

Упражнения:

1) «Свои пять пальцев»,

2) «Шпион»,

3) «Фотографы»,

4) «Предметы на букву»,

5) «Описать партнера»,

6) «Событие в картине»,

7) «биография по портрету»,

8) фотонаблюдения ,

9) видеонаблюдение, кинонаблюдения и т. д.

3- СЛУХОВУЮ. ТАКТИЛЬНУЮ, ОБОНЯТЕЛЬНУЮ, ВКУСОВУЮ НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ, ПАМЯТЬ И ВНИМАНИЕ

.

Упражнения:

1-«Сонар» (слушать разное: класс, улицу, партнера…),

2- «Назвать последовательность звуков»,

3-«Видящие пальцы» (уловить осязательные отличия одной фактуры от другой),

4-«Узнай товарища» (найти различия в фактуре волос),

4- «Найти флакон по запаху

5- « Разные запахи вокруг»

6- «Вспомнить вкус воды, молока, кефира, лимона, щоколада,

«Каруселька» или «Сканер» по всем органам чувств ( затем- мыслям, эмоциям , чувствам и ассоциациям)

4-ТВОРЧЕСКИЕ НАВЫКИ МЫШЕЧНОГО ВНИМАНИЯ – ликвидация мышечных зажимов, избавление от ненужного напряжения и разумное распределение и затрата энергии на необходимые действия, воспитание правильной осанки, походки, навыков правильного сидения, координация движений.

Упражнения:

1- «Память движений»-переставить несколько предметов-вещей , повторить с воображаемыми

2- «Нить по полукругу»,

3- «Наполненный стакан по полукругу»,

4- «Кошка»,

5- « Хождение по площадке- части тела свинцовые по очереди»

6- «Оправдание жеста»,

7- «Оправдание позы»,

8- « Монолог в движении»,

9- « Монолог в плаче и смехе»,

10- « Непрерывное говорение-наговор»- обо всем, о природе, о еде, о друзьях, о любви, о смерти.

11- «Монолог на абракадабрском языке» (эта серия упражнений, на определенном этапе ,усложняется возможностью тренинга физического самочувствия – погоду, время года, дня и т. д.)

5-НАВЫКИ НЕПРЕРЫВНОЙ КИНОЛЕНТЫ ВИДЕНИЙ И ВНУТРЕННЕГО ТЕКСТА , ОПЫТА НЕРВНОЙ КЛЕТКИ И ЛИФТА ПАМЯТИ – логическое мышление и непрерывность и последовательность процесса существования в определенных обстоятельствах, образное мышление.

Упражнения:

«Вспомнить утро»,

«Дорога …»

« Пересказ по фактам»

«Воспоминание от слова-ассоциации:

Отпуск

Мама

Выпускной

Покупка

Больница

Друг- подруга

Берег

и т. д.

6-ТВОРЧЕСКИЕ НАВЫКИ ФИЗИЧЕСКОГО САМОЧУВСТВИЯ

аффективная память, память физических действий и ощущений.

Упражнения:

1-« Сканер»- найти зажимы и снять

2-«Дыхание»

3-«Душ» (принять воображаемый горячий, холодный душ),

4- «Мороз» (оказаться на морозе в каком-то событии),

5-«Баня»_ «Пустыня»

В этот цикл входят и упражнения на разное настроение: вспомнить, когда мне было радостно или печально – что тогда произошло, чем я был занят и т. д.

7-НАВЫКИ РАБОТЫ С ВООБРАЖАЕМЫМ ПРЕДМЕТОМ ИЛИ ПФД

работа с воображаемым предметом требует внутреннего видения, внутреннего текста, подлинной работы органов чувств, свободы, а главное, ответа на вопрос: «С какой целью Я этим занимаюсь».

Упражнения:

1- «Бисер»,

2- «Вышивка»,

3- «Обед»,

4- «Лепка»

5- « Пересчитывание купюр» и т. д. Следующим этапом этого упражнения являются парные и групповые действия с воображаемыми предметами.

6- ЧУВСТВО ТЕМПА И РИТМА Для упражнений на темпо-ритм особенно важно наличие музыкального сопровождения. Используются фонограммы, создающие различные атмосферы предлагаемых обстоятельств. Различные ритмы и т.д.

Упражнения:

Барабаны- ритм, Полонез- темп. Оправдать и побыть в этих самочувствиях

То же- интенсивный внутренний текст, внешне спокойное поведение.

Практические занятия.

1) наблюдение за животными («Зоопарк», «Птичий двор», «Аквариум», разнообразные передачи от « В мире животных до Дискавери и ВВС);

2) наблюдение за ситуациями, подсмотренными в жизни;

3) наблюдение за предметами;

4) наблюдение за явлениями природы.

5) Наблюдения за жанрами кино и т.д.

Рассказывание, а затем проигрывание этюдов по этим заданиям- самый надежный путь к профессиональному оснащению на пути присвоения и проживания ролей!!!

3..Этюдная работа

Этюд это всегда небольшой отрезок жизни созданный воображением, которое питается запасом наблюдений, живым чувством исполнителя, т.е. - событийный эпизод. Главное в нем воссоздать событийное движение. Т.е.-это маленькая история с логическим началом и концом, где есть ИСХОДНОЕ-ЦЕНТРАЛЬНОЕ и ГЛАВНОЕ событие.

Необходимо отметить, что на начальном этапе все этюды выполняются молча и в одиночку, и только позднее появится работа с партнером, партнерами, появится текст

.

В создании этюдов поможет медитация на такие понятия:

« Люблю-ненавижу», « Раны и радости», «Принимаю- не принимаю », « Мое- не мое», « Радует- огорчает» , « Свобода- несвобода», « Хорошее- плохое!», - это поможет в поиске «Сверхзадачи»- без которой почти нет смысла заниматься этим.

· «Знакомое дело» – первое этюдное задание. В этюдах особенно важна вера, непрерывность и последовательность. После выполнения упражнения и показа работы на знакомое дело оказывается, что это фактически сыгранный этюд.

· Этюдное задание «Впервые в жизни» провоцирует острые, личные, волнующие воображение обстоятельства.

· «Этюд на музыкальный момент», например, путем использования музыкальной фразы или фонограммы, пробуждает у учащегося способность к офантазированию и переживанию жизненных обстоятельств, из которых эта фраза вытекает.

· Этюдное задание « Молчание в кадре»- в этом задании нельзя «болтать» слова, но прожить какую то ситуацию, событие, через интенсивный внутренний текст , выраженный через разнообразные оценки и приспособления, без «хлопотания лицом» и излишней внешней «театральности»

· Этюдное задание «Молча вдвоем», не позволяющее разговаривать, дает сильный толчок к освоению навыков общения и взаимодействия с партнером. К тому же оно подводит к следующей серии этюдов на органичное возникновение и рождение слова.

· Этюд на рождение слова. Адекватное поведение рождает адекватное слово в ситуации. Ведь слово рождается не само по себе, а в зависимости от того или

· иного факта или события. Я настолько переполнен этим событием, что слово( возглас, жест, междометие, строчка, песня…) вырываются из меня.!!

Тренинг психотехники

Упражнение «Басня»-« Притча»- «Кинонаблюдение» и выход в слово. Словесное действие

Эти упражнения- как переход от этюдов «молча вдвоем» к слову. Басня-Притча- Кинонаблюдение таит в себе все достоинства хорошей пьесы: острый конфликт, живые лица, серьезное содержание, высокий уровень литературы и яркое авторское наблюдение за жизнью, изложенное иносказательно в Басне или Притче или киноязыком в хорошем фильме, что дает простор ассоциациям, без которых невозможно творчество.

В начале работы над этим упражнением учениками выбирается басня , притча или отрывок из фильма, пересказывается по фактам , анализируется событийный ряд, намечаются повороты и события ( исходное-центральное-главное). Для басни и притчи -находится ситуация из жизни и сочиняется по ней этюд

Главная цель состоит в том, чтобы добиться полного совпадения ситуации-события басни с ситуацией-событием этюда.

Этюд в этом случае - не самоцель, а один из этапов освоения упражнения.!!!Можно ограничиться пересказом ситуации, который должен помочь понять и почувствовать необходимость наполнения слова накопленным опытом и подсказывает путь этого процесса.

В этих практиках мы продолжаем тренинг на "чувство события", целесообразность и действенность поведения, воспитание навыка словесного действия.

Слово становится действенным, если подчинено цели и активно направлено на ее достижение.

Практичекие занятия. Словесное действие.

Культура речи в съемках

Овладение словесным действием – новый этап в процессе обучения. Сложность заключается в том, что мы идем вперед, не отрываясь от пройденных первооснов. Стремясь овладеть словесным действием, мы пройдем путь от этюда и наблюдения-этюда к басне-прозе-кинонаблюдению , и от них к отрывку из прозаического произведения.

На втором этапе обучения ученик подходит к отрывку, этюду на литературной основе, в котором уже произносит слова автора. Авторский текст становится не только источником, но и конечной целью работы. У каждого автора свой мир, свой язык, стиль, эпоха, своя поэзия – и все это автор передает через слово. Жизнь артиста на сцене или на съемочной площадке вовлечет зрителя в соучастие, когда слова, произносимые артистом, - его слова, глубоко личные, рожденные внутренней жизнью.

В этапы работы над овладением словесным действием входит:

1-определение своего действия в данных автором событиях и обстоятельствах;

2-накопление видений: зрительные видения, слуховые видения, обонятельные видения, осязательные видения, вкусовые видения. Накопление видений в их совокупности;

3- тренинг отдельных моментов из учебного материала, накопление их и логическое, последовательное создание «киноленты видений»; овладение навыками воздействия словом и умения увлечь партнера посредством передачи мысли, эмоций, ощущений и видений;

4-накопление видений из жизни роли.

( в дальнейшем этот план пояснить на примере работы с классикой)

Эта работа приведет к осознанию, пониманию и чувствованию подтекста, который есть не что иное, как полная и глубокая мотивировка произносимых слов. А мотивировок бессчетное множество, как бессчетны возможные жизненные ситуации, которые никогда не повторяются при всей внешней схожести.

Метод действенного анализа.

Начало работы над драматическим, прозаическим или сценарным произведением

Основные принципы работы по данной методике основаны на вскрытии различных событий в разных жанрах и разнообразных ситуаций ( мистических, исторических ,фантастических и других) на ОСНОВЕ разбора человеческих взаимоотношений, анализе природе конфликтов и способах их разрешения, поиске мотивов человеческих действий.

Помимо того, что метод действенного анализа является методикой работы над ролью в спектакле или киноискусстве, он к тому же является мощнейшим аналитическим творческим средством, которое может помочь любому человеку в жизни.

Формы работы

В организации учебного процесса по реализации программы используются разнообразные формы работы:

1) Урок ( теория и практика) – основная форма организации образовательного процесса – имеет следующую структуру:

1. Зачин. Автор-лидер: режиссер встречи(Зачины - коллективные упражнения всей группы (продолжительностью не более 5 минут), настраивающие группу перед началом занятия, своеобразное творческое «здравствуйте» друг-другу и педагогу).

2. Самостоятельный творческий блок (летопись-сценарий предыдущего дня, стихи – в подарок, творческий рейтинг, эквивалент-метафора икебана).

3. Творческий туалет и тренинг.

4. Этюдные показы.

5. Сюрпризные показы.

6. Обсуждение показов.

7. Работа над учебным материалом –организация и процесс сьемки

8. Финал урока.

2) Репетиции (застольные, в выгородке, на сценической площадке, технические) – одна из форм работы над учебным материалом (этюдами, сюрпризами, творческими заданиями), которые могут проводиться в групповой форме, подгрупповой или индивидуальной (в зависимости от специфики учебного материала).

3) Беседы (индивидуальные и групповые по содержанию программы, воспитательные).

4) Экскурсии (тематические – как основа работы над творческим заданием «Наблюдение»).

5) Поездки (по местам, связанным с тем или иным событием, местом действия, поиск локации- места сьемки и т. д.).

6) Выезды (за город – для укрепления межличностных отношений )

7) Вечера (творческий вечер группы, авторской песни, тематические, приуроченные к праздничным датам)

8) Творческие встречи (с деятелями культуры и искусства, творческими мастерскими, театральными коллективами города, России и зарубежья).

9) Мастер-классы

Основным приемом организации образовательного процесса является сочетание следующих методов обучения:

Словесных – сообщение учебной информации при помощи слов (устного и печатного). Это рассказ, беседа, лекция, работа с печатными источниками. Деятельность обучающихся заключается в восприятии и осмыслении получаемой информации, выполнении записей в творческом дневнике, работе с учебным материалом.

Наглядных – сообщение учебной информации при помощи средств наглядности. Это демонстрация наглядных пособий (предметов, схем, макетов), а также просмотр видеофильмов, кинофильмов, телепередач и т.д.

Практических – практические действия - пробы, репетиции, тренинги, практики, упражнения, творческие задания и показы, организация и сьемка отрывков.

Данный метод обучения по данной программе является основным.

Дидактический материал

1. Учебная литература по теме «Основы режиссуры», « Монтаж»» Операторское искусство»

2. Тематические материалы видеофонда

3. Художественные материалы (художественные альбомы, наборы открыток, репродукции)

4. Фотоматериалы, кино и видеоматериалы;

5. Литературные произведения (басни, притчи,прозаические рассказы, драматургия ,сценарии) как основа этюдной работы.

Техническое оснащение

1) Помещение ( от 2-х метров на человека).

2) Стулья (по количеству контингента группы).

3) Стол.

4) Кубы.

5) Ширмы.

6) Световое оборудование

7) Звукозаписывающая и звуковоспроизводящая аппаратура.

8) Видеозаписывающая и видеовоспроизводящая аппаратура.

ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ

Процесс обучения в мастерской позволяют оценить творческие выступления на контрольных (открытые, зачетные и экзаменационные) уроки, проводимые по окончании каждого этапа.

Суть этих уроков в оценке практической работы педагога и группы по освоению упражнений тренинга, структуры самих уроков, уровня активности учащихся и умения педагога сознательно и импровизационно руководить ходом занятия.

Зачетный открытый урок состоит из следующих частей:

1-ый этап обучения:

1) Зачин.

2) Творческий туалет-разминка.

3) Этюдные показы на площадке и снятые на камеру:

4) « Молчание в кадре»

5) этюды «Молча вдвоем»,

6) «Знакомая работа-ПФД»,

7) «Музыкальный момент»

8) « Дубляж-озвучание»

9) Драматический пересказ «ногами» Притч, отрывков из прозы, рассказов, сценариев

10) Стихи в подарок, пересказ прозы в событии. Творческие сюрпризы, метафоры, эквиваленты.

11) Показ смонтированных учебных отрывков на эти темы

12) Финал урока.

2-ой этап обучения:

1) Зачин.

2) Творческий туалет и тренинг.

3) Этюды по сценарию на литературной основе.

4) Кинонаблюдения

5) Творческие сюрпризы.

6) Финал урока.

3-й этап:

Сценическое сочинение - творческий вечер группы.

Показ кино-видеоотрывков.

4-й этап

Показ отрывков из киноработ

Видеопортфолио ( Шоурил)

Важнейшим и необходимым условием прохождения курса является выполнение практических и художественных задач поставленных педагогом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аллан Пиз. Язык тела и жестов. - Воронеж., 1992.

2. Вановская Е. В. Литературная композиция и монтаж на самодеятельной сцене. - Л., 1989.

3. Выготский Л. С. Психология искусства. – М., 1986.

4. Гиппиус С. В. Гимнастика чувств. - Л., М., 1967.

5. Грачева Л. В. «Воспитание чувств // Диагностика и развитие художественной одаренности. Сборник. – СПб., 1992.

6. Гринер В. А. Ритм в искусстве актера. - М., 1966

7. Демидов Н. В. Искусство жить на сцене.

8. Кнебель М. О. О действенном анализе пьесы и роли. – М., 1982.

9. Кнебель М. О. Поэзия педагогики. – М., 1978.

10. Кнебель М. О. Слово в творчестве актера. – М., 1964.

11. Корогодский З. Я. Начало. – СПб., 1996.

12. Корогодский З. Я. Режиссер и актер. - М., 1967.

13. Корогодский З. Я. Этюд и школа. – М., 1975.

14. Мелик-Пашев А. А. Педагогика искусства и творческие способности. - М., 1991.

15. Ошо( Оранжевая книга, Горчичное зерно. Пустая лодка, Жизнь, Любовь, Смех. Дар Атиши)

16 Станиславский К. С. Собр. соч.: В 9 т. – М., 1958-

16. Чехов М. А. Путь актера.: В 2 т. – М., 1986.

17. Шмойлов М. Г. Мастерство актера (Упражнения и игры начального этапа обучения) Методическая разработка. – Л., 1990.

18. Штаркин В. Грим. Пособие по гриму для художественной самодеятельности. – М., 1971.

19. Эфрос А. Репетиция – любовь моя. – М., 1993.

20. Эфрос А. Профессия режиссер. – М., 1993.

21. Эфрос А. Продолжение театрального романа. – М., 1993.

22. Эфрос А. Книга четвертая. – М., 1993.

23. А.Г. Соколов Монтаж –телевидение, кино, видео- М.2005 учебник

24. Л.В. Грачева Тренинг в работе актера над ролью –СПб , 2010 г

ЧОУ ДПО «Высшая школа режиссеров и сценаристов»

  «УТВЕРЖДАЮ»   Директор ЧОУ ДПО «Высшая школа режиссеров и сценаристов»   Федина С. В. (……………………..) МП   10 __ августа_______________ 2017___ г.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

дополнительного профессионального образования (повышения квалификации)

«Класс киноактера»

Санкт-Петербург

2014 г.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка………………….…………………..……………………...……3

2. Календарно-учебный график…………………………………………………………….6

3. Учебный план …………………………………………………….................................…7

4. Учебно-тематический план .………………………….………………………………….8

5. Рабочая программа……………………………………………………………….…..10

6. Условия реализации программы……………………………………………………….16

7. Формы подведения итогов……………………………………………………………..18

8. Список литературы……………………………………………………………………..19

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая учебная программа дополнительного образования ЧОУ ДПО “Высшая школа режиссеров и сценаристов” разработана на основе:

• Федерального закона от 29.12.2012 N273-ФЗ (ред.от 21.07.2014) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп.,вступ. в силу с 21.10.2014);

• Приказа Минобрнауки России от 01.07.2013 N 499 ( ред. от 15.11.2013) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» (Зарегистрировано в Минюсте России 20.08.2013 N29444).

Уровень образования абитуриентов принимаемых на обучение в Высшую школу режиссеров и сценаристов подразумевает наличие высшего образования. В результате обучения слушатели получают завершенный цикл образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований, предусмотренных программами обучения ВШРиС.

Программа «Актерское мастерство в кино» является модифицированной программой от программ «Актерское мастерство» и «Режиссура» кафедры режиссуры и актерского мастерства Санкт-Петербургского Гуманитарного Университета профсоюзов (долгое время возглавляемой) Н.а. России, лауреатом премии имени К. С. Станиславского в области театральной педагогики, профессором З. Я. Корогодским в соответствии с областью дополнительного образования.

Целью программы «Класс киноактера» является развитие собственных актерских навыков, умение настроиться и выполнить режиссерские задачи на площадке в предлагаемых обстоятельствах сценария и съемочного производства, умение использовать приспособления, мизансцены и весь спектр внутренней и внешней актерских техник – внутренний текст, чувство действия, эмоциональность, оценки, осознавая уникальность и особенность своего тела, жест, взгляд, голос, мимика для живого и содержательного существования перед камерой.

Основные задачи предмета:

· Познакомить с основами актерского искусства русской школы драматического искусства – «школы переживания»;

· Через упражнение КИНОНАБЛЮДЕНИЕ познакомить с лучшими образцами актерской игры в фильмах западных и отечественных режиссеров;

· Развить навык свободного существования и действия, подлинности восприятия и оценок;

· Помочь развитию творческого мышления и воображения;

· Обучить основам действия через понимание и использование всех трансляторов: голоса, взгляда, жеста и собственной

Наши рекомендации