ТЕМА 8: Культура 1 половины XX века.
XX век стал временем бурного развития науки и культуры. В XX веке было сделано столько открытий, сколько практически за всю историю человечества. Это произошло, потому, что в XX веке начался переход к всеобщему образованию.
В этот период активно развивалась физика. В 1901 немецкий физик Макс Планк установил, что энергия выделяется не сплошным потоком, а квантами, за что получил Нобелевскую премию. Датский физик Нильс Бор создал теорию атома. Немецкий физик Альберт Эйнштейн в 1905 заложил основы теории относительности, ввел понятие фотона и т.д.
Рассмотрев законы микромира с позиций теории относительности, английский ученый-теоретик Поль Дирак в 1926-1927 гг. разработал новое направление физического знания - релятивистскую квантовую механику. Из уравнений Дирака следовало, что электрон может обладать энергией с отрицательным значением. Высказано было предположение о существовании такой же частицы, но с положительным зарядом. В 1932 г. американский ученый Карл Дэйвид Андерсон обнаружил эту «античастицу» в составе космических лучей и назвал ее позитроном, а в 1936 были открыты мюоны. Англичанин Джеймс Чедвик открыл нейтрон в 1932.
Французские физики Ирэн и Фредерик Жолио-Кюри впервые искусственным путем получили радиоактивные изотопы, излучавшие нейтроны и другие частицы в результате постепенного распада атомных ядер. На рубеже 1933-1934 гг. было открыто явление искусственной радиоактивности. Применение радиоактивных изотопов («меченых атомов»), а их к 1940 г. было открыто более 200 видов, позволило сделать множество замечательных открытий в технике, биологии и медицине.
К концу 30-х гг. ученые различных стран вплотную подошли к практическому получению атомной энергии, высвобождающейся в ходе деления ядра урана. В 1939 г. ученый Энрико Ферми, эмигрировавший в США из фашистской Италии, сформулировал идею цепной реакции деления урана, он был основателем квантовой электродинамики и построил первый ядерный реактор. А супруги Жолио-Кюри подготовили конкретную схему аппарата, в котором может проходить такая реакция. Одновременно разрабатывались проекты первой атомной бомбы. Первую половину XX века назвали «золотым веком физики».
Наряду с важнейшими физическими открытиями универсальное значение для естествознания в 20-30-е гг. приобрели достижения математических наук - исследования в области математической логики, теории чисел, функционального анализа, топологии и др. Наиболее крупные успехи были достигнуты математическими школами в Германии, Франции, СССР и США. Многие математические теории, еще недавно казавшиеся чистейшей абстракцией, получили практическое применение при решении различных естественнонаучных задач.
В 20- 30-е гг. астрономические наблюдения дали новые доказательства тезиса о космической однородности Вселенной. За пределами нашей звездной системы было открыто множество других галактик и сверхгалактик. Голландский астроном ЯнХендрик Оорт в 1927 г. доказал факт вращения нашей Галактики и взаимное удаление других галактик, их «разбегание» в пространстве. Он автор теории протяжённого кометного облака, которое является источником наблюдаемых комет. Эдвин Хаббл изменил понимание Вселенной, подтвердив существование других галактик, а не только нашей (Млечный Путь). Создал теорию Метрического расширения пространства (Расширение Вселенной), В 1930 была открыта 9-ая планета солнечной системы
Плутон, сейчас он считается карликовой планетой и одним из крупнейших объектов (возможно, самым крупным) в поясе Койпера.
В химии занимались созданием искусственных веществ, в 30-е годы в СССР и Германии был создан искусственный каучук. В СССР, США и Великобритании были созданы полиэтилен и нейлон. Успехи физики и химии оказали существенное влияние на развитие наук о Земле (геофизика, геохимия). Разведка полезных ископаемых получила в свое распоряжение новые методы поисковых работ, новые приборы и инструменты.
Появились новые науки: биохимия и биофизика. Были созданы первые искусственные витамины и антибиотики. Стали широко использоваться рентгеноскопия и электронные микроскопы. В медицине стали активно применяться кардиограмма и энцефалограмма. В психиатрию большой вклад внес Зигмунд Фрейд, он стал основателем психоанализа.
Самой массовой энергией стала - электроэнергия. В первой половине XX века массово строились гидро и теплоэлектростанции. В 1932 была построена самая крупная гидроэлектростанция в мире - Днепрогэс. В 1936 г. была пущена крупнейшая для того времени горная ГЭС Боулдер-Дам на реке Колорадо (США). Высота ее плотин достигала 222 м.
Развивалось двигателестроение, самыми распространенными были двигатели внутреннего сгорания. Так же разрабатывались газотурбинные двигатели, и началась разработка реактивных двигателей на основе теории Константина Циолковского. В начале 30-х в СССР, США и Германии были запущены первые ракеты на жидком топливе.
Развивалось машиностроение, в первой четверти XX века широкое распространение получили электромобили и автомобили с паровой машиной. В 1900 году примерно половина автомобилей в США была на паровом ходу, в 1910-х в Нью-Йорке в такси работало до 70 тыс. электромобилей.
В том же 1900 году Фердинанд Порше сконструировал электромобиль с четырьмя ведущими колёсами, в которых располагались приводящие их в движение электродвигатели. Через два года голландская фирма Spyker выпустила гоночный автомобиль с полным приводом. Немалый вклад в широкое распространение автомобильного транспорта внёс американский изобретатель и промышленник Генри Форд, с 1913 года внедривший конвейерную систему сборки автомобилей, для создания модели «Форд-Т», благодаря чему она стала самой дешевой машиной. В 1923 году фирма Бенца изготовила первый грузовой автомобиль с двигателем Дизеля.
Главным автомобильным городом в США стал Детройт, там находились такие авто-концерны, как: Форд, Дженерал-моторс, Краслейр. Во Франции работали такие фирмы, как: Рено, Пежо, Ситроен. В Германии - Порш, Мерседес, Фольксваген. С 30-х годов началось строительство автобанов.
В XX веке родилась авиация. 1903 году в воздух поднялся первый управляемый аппарат «Флаер-1», созданный братьями Райт.25 июля 1909 года летчику Луи Блерио удается перелететь из Кале в Довер на борту самолета Bleriot XI. Полет продолжался 37 минут. 21 сентября 1913 года "король воздуха" Адольф Пегу продемонстрировал первую в истории авиации "петлю". В 1919 году летчик Джон Элкок и навигатор Артур Браун перелетели Атлантику. Полет продолжался 16 часов и 12 минут. В 1926 англичанин Кобем совершил перелет из Англии в южную Африку и обратно. В 1927 американец Чарльз Линдберг за 33 часа и 30 минут совершил беспосадочный полет Нью-Йорк - Париж. В 1934 советский лётчик Михаил Громов совершил полёт по замкнутому кругу длиной 12 тыс. км. А в 1937 летчики Чкалов, Байдуков и Беляков совершили перелет Москва - Портленд (США), через Северный полюс.
Современное вертолетостроение зародилось в 1939, в бюро Игоря Сикорского, русского эмигранта в США. В 1912-1914 годах он создал самолёты «Гранд» (Русский витязь), «Илья Муромец», положившие начало многомоторной авиации. До 1939 года Сикорский создал около 15 типов самолётов. С 1939 г. перешёл на конструирование вертолётов одновинтовой схемы.
В тот же период завершилась эра дирижаблей, причем СССР построил в начале 30-х годов удачные конструкции "мягких" (бескаркасных) дирижаблей типа "В". В Германии знаменитый дирижабль жесткой конструкции "Граф Цеппепелин" исследовавший Север, был оборудован каютами для пассажиров, имел значительную дальность полета и довольно высокую крейсерскую скорость (до 130 и более км/час), обеспечиваемую несколькими моторами конструкции Майбаха. На борту дирижабля, находились даже несколько собачьих упряжек, в составе экспедиций на Север.
Американский дирижабль "Акрон" - самый большой в мире, объемом 184 тыс. куб. м нес на борту 5-7 самолетов и перевозил до 200 пассажиров, не считая нескольких тонн груза на расстояние до 17 тыс. км. без посадки. Эти дирижабли были уже безопасными, т.к. наполнялись инертным газом гелием, а не водородом как в начале века. Низкая скорость, низкая маневренность, высокая стоимость, сложность хранения, обслуживания предопределили конец эпохи дирижаблей. Пришли к концу и опыты с аэростатами, доказавшие непригодность последних к активным боевым действиям.
Первый взлёт с палубы совершил 14 ноября 1910 американец Юджин Б. Эли с борта лёгкого крейсера «Бирмингем». Это стало возможно благодаря установленной на носу судна взлётной платформе. Через два месяца, 18 января 1911 года, он же совершил посадку на борт броненосного крейсера «Пенсильвания». Специально для этого была смонтирована деревянная взлётная палуба, с которой лётчик вскоре после успешной посадки снова взлетел. Первым настоящим авианосцем (правда, несущим гидросамолёты) являлся британский авианосец HMS Ark Royal, который был принят на вооружение в 1915 году. Корабль участвовал в Первой мировой войне и проводил бомбардировки турецких позиций. Самый первый авианосец во флоте Российской империи появился 19 ноября 1904 года, им стал аэростатоносец «Русь», купленный на пожертвования графа Строганова в Германии. «Русь» нёс на борту 8 аэростатов и 1 сферический воздушный шар.
Во время Первой мировой войны появились подводные лодки с дизельным двигателем для движения на поверхности, и электрическим для движения под водой. К дизельному двигателю подключали генератор, который производил электричество для подзарядки батарей. Ускоренное развитие подводного флота в годы Первой мировой войны привело к тому, что субмарины стали грозным оружием. Всего за время войны 600 подводных лодок воюющих государств потопили 55 крупных боевых кораблей (линкоры и крейсера), 105 эсминцев, 33 субмарины.
Исследования рубежа XIX -XX вв. в области радиотехники подготовили широкое практическое применение беспроволочного телеграфа и телефона. В 1920- 1922 гг. в США, СССР, Англии и Франции стало развиваться регулярное радиовещание. В середине 20-х гг. в Англии, США и СССР были осуществлены первые пробные телевизионные передачи. Первая система телевещания было продемонстрирована в 20-е годы в Великобритании Джоном Бердом. В 30-е годы телевидение совершенствовалось по идеям Владимира Зворыкина в США и Петра Тимофеева в СССР. В 1926 была установлена трансатлантическая связь между Лондоном и Нью-Йорком.
В этот период были сделаны такие важные открытия, как:
1919 - первый мотороллер.
1922 - в Канаде выделен инсулин.
1927 - в США изобретен аппарат искусственного дыхания.
1928 - в Великобритании открыт пенициллин.
1929 - кругосветный полет дирижабля "Граф Цеппепелин".
1931 - швейцарский физик Огюст Пикар стал первым человеком, который достиг стратосферы.
1933 - в Германии был создан первый электронный микроскоп, с увеличением в 12 тыс. раз.
1939 - первый реактивный самолёт «Мессершмитт» достиг рекордной скорости 774 км/ч.
Европейская художественная литература XX века сохраняет верность классическим традициям. На рубеже двух веков заметна плеяда писателей: английский романист Джон Голсуорси (1867-1933), создавший социально-бытовые романы (трилогия «Сага о Форсайтах»), немецкие писатели Томас Манн (1875-1955), написавший философские романы «Волшебная гора» (1924) и «Доктор Фаустус» (1947), раскрывающие нравственные, духовные и интеллектуальные искания европейского интеллигента, и Генрих Белль (1917-1985), сочетавший в своих романах и повестях социальную критику с элементами гротеска и глубоким психологическим анализом, французские Анатоль Франс (1844-1924), давший сатирическое обозрение Франции конца XIX века, Ромен Роллан (1866-1944), отобразивший в романе-эпопее «Жан Кристоф» духовные искания и метания гениального музыканта, и др.
После 1 мировой войны новым явлением в литературе стало творчество писателей «потерянного поколения» - Эриха Марии Ремарка (Германия), Эрнеста Хемингуэя (США), герои их романов - сильные молодые люди, много пережившие и разочаровавшиеся. Эти писатели выражали протест против войны. Эрнест Хемингуэй, военный корреспондент написал такие романы, как: «Прощай оружие», «По ком звонит колокол». Антивоенная тема звучала в романе Э.М.Ремарка«На западном фронте без перемен».
В европейской исторической литературе известными, были следующие писатели: Лион Фейхтвангер - «Уродливая герцогиня», «Иудейская война», Стефан Цвейг - «Мария Антуанетта».
Французский писатель Анри Барбюс писал в стиле «реализм» (романы «Огонь», «Ясность»), Ромен Ролан написал «Волки», «Торжество разума», «Дантон», «Жизнь Толстого», Джон Голсуорси (Великобритания) работал в стиле «неоромантизм» и «реализм», им написаны романы «Сага о Форсайтах», «Собственник». Он и Ромен Ролан являются лауреатами Нобелевской премии. Англичанин Джордж Бернард Шоу написал такие пьесы, как: «Святая Иоанна», «Дом, где разбиваются сердца», «Плохо но, правда».
Американская гонка за благополучием и деньгами критиковалась в романах Теодора Драйзера: «Американская трагедия», «Тиран», «Сестра Керри». В 1936 самым популярным романом США был «Унесенные ветром»Маргарет Митчелл. Жертвой фашизма стал испанский поэт Фредерико Гарсия Лорка, убит франкистами, во время гражданской войны в 1936.
В ХХ века появились новые литературные течения, например «авангардизм» - течение порвавшие с устоявшимися нормами традициями. В этом стиле писали Франц Кафка«Превращение», «Приговор», «Процесс». Уильям Фолкнер «Шум и ярость», «Свет в августе».
Начало ХХ века считается «Серебряным веком» русской литературы. В этот период работали такие писатели, как Александр Куприн - «Олеся», «Гранатовый браслет», «Гамбринус»; Иван Бунин - «Темные аллеи», «Жизнь Арсеньева». Поэты - Сергей Есенин «Анна Снегина», «Черный человек», «Русь советская». Анна Ахматова «Бег времени». Александр Блок «12», «1905», Марина Цветаева - «Версты», «После России». Максимилиан Волошин — «Иверия», «Демоны», Максим Горький «Мать», «На дне». В 20-е годы работали писатели: Михаил Зощенко, Владимир Набоков, Евгений Петров и Илья Ильф. Михаил Булгаков, Владимир Маяковский, Исаак Бабель и др.
XX век стал период появлении массовой литературы. Большой популярностью пользовались фантастика, детективы, приключенческая литература. Наиболее известны следующие авторы: Артур Конан Дойл, английский писатель, автор многочисленных приключенческих, исторических, публицистических, фантастических и юмористических произведений. Создатель классических персонажей детективной, научно-фантастической и историко-приключенческой литературы - гениального сыщика Шерлока Холмса, эксцентричного профессора Челленджера, бравого кавалерийского офицера Жерара.
Агата Кристи, английская писательница, относится к числу самых известных в мире авторов детективной прозы и является одним из самых публикуемых писателей за всю историю человечества. Автор известных сыщиков - Эркюля Пуаро и Мисс Марпл.
Первые произведения современного фэнтези начали появляться в начале XX века. В их числе - «Дочь короля Эльфландии» (1924) лорда Эдварда Дансени, «Конан-варвар» (1932) Роберта Э. Говарда. Широкую популярность жанру принесла публикация «Властелина колец» Дж. Р. Р. Толкина, оказавшая огромное влияние на жанр. Его преемниками можно назвать всех писателей жанра фэнтези.
Первая половина XX века ознаменовалась расцветом научной фантастики. Ключевой фигурой этого жанра стал англичанин Герберт Уэллс, книги которого («Машина Времени», «Война миров», «Когда Спящий проснётся», «Человек-невидимка») послужили основой для множества подражаний. Научная фантастика в этот период стремилась «предсказать», предвосхитить развитие науки и техники, в особенности исследования космоса.
В СССР самыми видными последователями Уэллса были Михаил Булгаков («Роковые яйца», «Собачье сердце»), Александр Беляев («Человек-амфибия», «Борьба в эфире», «Голова профессора Доуэля»), А. Н. Толстой («Гиперболоид инженера Гарина», «Аэлита») и Владимир Обручев («Земля Санникова», «Плутония»).
Период, приблизительно охватывающий промежуток с конца 30-х годов и до 50-х годов XX века, когда жанр научной фантастики становится очень популярным в англоязычных странах, когда были впервые изданы многие классические произведения жанра, называют Золотым веком научной фантастики. Помимо этого, в западной литературе начала XX века богато представлена литература ужасов (У. Де ла Мар; Г. Ф. Лавкрафт, например, «Зов Ктулху»; Дж. Кольер).
Пионером кинофантастики был французский режиссёр Жорж Мельес, который в конце XIX - начале XX века снял ряд фантастических фильмов, в том числе знаменитое «Путешествие на Луну». Большое развитие фантастика получила в немецком кинематографе 1920-х, в частности, антиутопический немой фильм «Метрополис» (1927) многими знатоками признаётся одним из лучших фантастических фильмов в истории.
В конце ХІХ - начале XX возник стиль - «декаданс»-пессимизм, разочарование, отвращение к жизни. Наиболее яркими представителями декадентства в западной культуре являлись Оскар Уайльд, Шарль Бодлер, и др. В группу русских декадентов входили такие поэты и беллетристы, как Бальмонт, А. Добролюбов, Коневской, Федор Сологуб, Мережковский, Зинаида Гиппиус, а также «ранний» Брюсов. В стиле «декаданс» была написана книга Оскара Шпенглера «Закат Европы».
Так же в XX веке новое дыхание получил стиль «реализм», эстетическая позиция, согласно которой задача искусства состоит в как можно более точной и объективной фиксации действительности. В этом стиле работали такие художники, как Иван Шишкин, Валентин Серов, Илья Репин, Василий Верещагин.
Так же появился стиль «символизм», одно из крупнейших направлений в искусстве (в литературе, музыке и живописи), возникшее во Франции в 1870-80-х гг. и достигшее наибольшего развития на рубеже XIX и XX веков, прежде всего в самой Франции, Бельгии и России. Символисты использовали символики, недосказанность, намеки, таинственность, загадочность. Основным настроением, улавливаемым символистами, являлся пессимизм, доходящий до отчаянья. Например картины Михаила Врубеля «Демон», «Валькирия».
Из приверженцев символизма в литературе наиболее известны: Поль Верлен, Артюр Рембо, Леся Украинка, Александр Блок, Максимилиан Волошин и мн. др.;
Стиль «абстракционизм» направление искусства, отказавшегося от приближённого к действительности изображения форм в живописи и скульптуре. Одна из целей абстракционизма - создание определённых цветовых сочетаний и геометрических форм, чтобы вызвать у созерцателя разнообразные ассоциации, хотя некоторые картины выглядят как простая точка посередине холста. Основоположники: Василий Кандинский, Казимир Малевич, Наталья Гончарова и Михаил Ларионов, Пит Мондриан.
Стиль «кубизм» - изображение реальности в геометрических формах, например работы Пабло Пикассо. «Фовизм» (от французского - дикий) - живопись без правил, без учета света и тени, объема и перспективы. Название закрепилось за группой художников, чьи полотна были представлены на осеннем салоне 1905 года. Картины оставляли у зрителя ощущение энергии и страсти, и французский критик Луи Восель назвал этих живописцев дикими зверями. Это было реакцией современников на поразившую их экзальтацию цвета, «дикую» выразительность красок. Так случайное высказывание закрепилось как название всего течения. Лидерами направления можно назвать Анри Матисса и Андре Дерена.
«Экспрессионизм» (от латыни выражение) деформация натуры, резкие, уродливые образы, возник как острейшая, болезненная реакция на уродства капиталистической цивилизации, Первую мировую войну и революционные движения. Поколение, травмированное бойней мировой войны, воспринимало действительность крайне субъективно, через призму таких эмоций, как разочарование, тревога, страх. Картина «Крик» норвежского художника Эдварда Мунка (1893), своеобразная витрина искусства экспрессионизма.
Его разновидность «сюрреализм», направление в искусстве, сформировавшееся к началу 1920-х во Франции. Отличается использованием иллюзий и парадоксальных сочетаний форм. Одними из величайших представителей сюрреализма в живописи стали Сальвадор Дали, Макс Эрнст и Рене Магритт.
Самой ведущей театральной теорией XX века, стала теория Станиславского - максимальное вживание в образ. Так же появилась теория Всеволода Мейерхольда - биомеханика. Она сочетала элементы спорта, цирка, театра. Для театра активно работали Бертольд Брехт «Трехгрошовая опера», «Мамаша Кураж и ее дети».
Активно стал развиваться балет, русский балет считается лучшим в мире. Лучшими балеринами в начале XX века считались - Матильда Кшесинская, Тамара Карсавина, Анна Павлова. После революции многие деятели балета уехали за границу и работали в Англии, Франции. В начале XX века появилась новая разновидность балета, ее родоначальником была Айседора Дункан, она пыталась возродить античный танец.
Активно развивалась в этот период музыка, продолжала свое развитие классическая музыка, в этот период работали такие композиторы, как Сергей Рахманинов, Дмитрий Шостакович, Игорь Стравинский, Сергей Прокофьев, Морис Равель и другие. Продолжала развиваться опера, работали такие театры, как «Ласкала», «Опера де Пари», «Сан Карло». Самыми популярными оперными певцами были Федор Шаляпин (Россия) и Энрико Карузо (Италия), уроженкой Украины была известная оперная певица Соломия Крушельницкая. Активно гастролировали симфонические оркестры.
В начале XX века появились также стили, как блюз и джаз. Известным джазовым композитором был Джордж Гершвин, «Порги и бес». В этот период большой популярностью пользовались Луи Армстронг, Элла Фицджеральд, оркестр Глена Миллера. Появилась массовая эстрадная музыка - Марлен Дитрих, Морис Шевалье, Изабелла Юрьева. Очень популярны была оперетта и мюзиклы.
В І908 в пригороде Лос-Анджелеса, Голливуде, началось массовое производство фильмов. 17 сентября 1922 года в Берлине впервые в мире был показан звуковой документальный фильм.6 октября 1927 года, день премьеры фильма «Певец Джаза», принято считать днём рождения звукового кино.
Некоторые черно-белые фильмы раскрашивали в ручную. Затем, стали появляться разные методики съемки цветных фильмов, но многие из них были очень дорогими. Первый полнометражный цветной фильм «Бекки Шарп» американского режиссёра Рубена Мамуляна вышел в 1935, этот год и принято считать годом появления цветного кино.
Мультипликация зародилась еще в ХІХ веке. В 1910г. Владислав Александрович Старевич снял первый в мире объемный анимационный фильм «Прекрасная Люканида, или война рогачей с усачами». В 1918 году состоялась премьера первого полнометражного художественного фильма «Апостол», аргентинского режиссёра Квирини Кристиани. А в 1928 году Уолт Дисней создает самого популярного рисованного персонажа в истории мультипликации Микки Мауса. В этот же год выходит его первый звуковой анимационный фильм «Пароходик Вилли». 1932 год первый цветной анимационный фильм «Цветы и деревья» Уолта Диснея. В 1936 году в СССР была основана киностудия «Союзмультфильм» (первоначально «Союздетмультфильм»). В 1937 году Дисней выпустил свой первый полнометражный анимационный фильм «Белоснежка и семь гномов». «Белоснежка» принесла Диснею огромный успех и всемирную популярность.
Кинематограф активно развивался в США, снимались такие жанры: мюзиклы, исторические, детективы, семейные. Звездами американского кино были: Мэри Пикфорд, Кларк Гейбл, Вивьен Ли, Дуглас Фербенкс, Мерлин Монро. Активно развивался кинематограф в СССР, режиссеры: Сергей Эйзенштейн, Григорий Александров, Иван Пырьев. Огромной популярностью пользовались актеры: Любовь Орлова, Валентина Серова, Мария Ладынина, Марк Бернес, Леонид Утесов. Были сняты такие фильмы: «Чапаев», «Александр Невский», «Броненосец Потемкин», «Веселые ребята», «Свинарка и пастух», «Цирк», «Волга-Волга».
После первого успеха, олимпийское движение испытало и первый кризис. II Олимпийские игры 1900 года в Париже (Франция) и III Олимпийские игры 1904 года в Сент-Луисе (штат Миссури, США) были совмещены со Всемирными выставками. Спортивные соревнования тянулись месяцами и почти не пользовались интересом у зрителей. На Олимпиаде-1900 в Париже впервые участвовали женщины и команда Российской Империи. На Олимпиаде-1904 в Сент-Луисе участвовали почти исключительно американские спортсмены, так как из Европы добраться через океан в те годы было очень сложно по техническим причинам. Олимпийское движение имеет свои эмблему и флаг, утвержденные МОК по предложению Кубертена в 1913. Эмблема - олимпийские кольца. Девиз - «быстрее, выше, сильнее». Флаг - белое полотнище с олимпийскими кольцами, поднимается на всех Играх, начиная с VII Олимпийских игр 1920 года в Антверпене (Бельгия), где также впервые стала даваться олимпийская клятва. Парад национальных команд под флагами при открытии Игр проводится начиная IV Олимпийских игр 1908 года в Лондоне (Великобритания). С Олимпиады-1936 в Берлине (Германия) проводится эстафета олимпийского огня.
С 1924 в Шамони (Франция) стали проводить зимние олимпийские игры. Одиннадцатые олимпийские игры проходили в 1936 в Берлине. Адольф Гитлер хотел использовать эти игры для рекламы своей идеи о превосходстве арийской расы. Но на этих олимпийских играх четырехкратным олимпийским чемпион стал чернокожий американец Джесси Оуэнс.
Огромную популярность в период завоевал футбол, с 1930 стали проводиться чемпионаты мира. Первый чемпионат прошел в Уругвае. Победителями стали уругвайцы. В 1934 и 1938 -итальянцы. Так же появился профессиональный спорт. В 1917 в Канаде возникла первая профессиональная спортивная организация - Национальная Хоккейная Лига (НХЛ), которая разыгрывала Кубок Стэнли, утвержденный в 1893 генерал-губернатором Канады - Лордом Стэнли. Наиболее популярными видами спорта в эти годы были: легкая атлетика, футбол, плавание, баскетбол, гимнастика, фигурное катание.
Архитектуру XX в. характеризуют не только новые строительные технологии, но и новые строительные материалы и конструкции их них: железобетон, цемент с различными наполнителями, сталь, бетон, пенобетон, стекло, полиматериалы, применение которых привело к поиску новых стилей. Мировая война приостановила развитие модерна, но технический уровень архитектуры продолжал повышаться.
Архитектурный модернизм (фр. modernisme, от фр. moderne - новейший, современный) - движение в архитектуре двадцатого века, переломное по содержанию, связанное с решительным обновлением форм и конструкций, отказом от стилей прошлого. Охватывает период с начала 1900-х годов и по 70-е - 80-е годы.
Архитектурный модернизм включает такие архитектурные направления, как европейский функционализм 20-30-х годов, конструктивизм и рационализм в 20-х годах России, движение «баухауз» в Германии, архитектурный ар-деко стиль, интернациональный стиль.
Наиболее известными были следующие архитекторы:
Ле Корбюзье (1887 - 1965) французский архитектор швейцарского происхождения, пионер архитектурного модернизма и функционализма, представитель архитектуры интернационального стиля, художник и дизайнер. Характерные признаки архитектуры Ле Корбюзье - объёмы-блоки, поднятые над землёй; свободно стоящие колонны под ними; плоские используемые крыши-террасы («сады на крыше»); «прозрачные», просматриваемые насквозь фасады («свободный фасад»); шероховатые неотделанные поверхности бетона; свободные пространства этажей.
Оскар Нимейер - латиноамериканский архитектор XX века, один из основателей современной школы бразильской архитектуры, пионер и экспериментатор в области железобетонной архитектуры. Осуществлял застройку будущей новой столицы - города Бразилиа.
Людвиг Мис ван дер Роэ (1886 - 1969) немецкий архитектор-модернист, ведущий представитель «интернационального стиля», один из художников, определивших облик городской архитектуры в XX веке.
Конструктивизм - советский авангардистский метод (направление) в архитектуре, получивший развитие в 1920 - первой половине 1930 годов. Характеризуется строгостью, геометризмом, лаконичностью форм и монолитностью внешнего облика. Например, Дом Государственной промышленности, построенный на центральной площади города Харькова.
В этот период продолжает развиваться археология.
16 марта 1900 года, когда английский археолог Артур Эванс начал проводить раскопки Кносского дворца. Открыв минойскую цивилизацию. Находка Мачу Пикчу, города древних инков. Его обнаружил американский исследователь из Йельского университета, профессор Хайрам Бингем 24 июля 1911 года.
Говард Картер - английский археолог и египтолог, совершивший в 1922 году в Долине Царей близ Луксора открытие гробницы Тутанхамона , признанное одним из решающих и наиболее известных событий в египтологии. В 1947 Тур Хейердал переплывает на бальсовом плоту «Кон-Тики» Тихий океан, по маршруту миграции предполагаемых предков полинезийцев из Южной Америки, доказав возможность этого в древности.
ТЕМА 9: Культура 2 половины XX - начала ХХІ века.
Одним из самых важных изобретений второй половины XX века стало развитие компьютерных технологий. В 1946 году была создана первая универсальная электронная цифровая вычислительная машина ЭНИАК. В 1947 году Уильям Шокли, Джон Бардин и Уолтер Браттейн в лабораториях Bell Labs впервые создали действующий биполярный транзистор, что позволило резко уменьшить размеры электронных устройств. В 1956 году они были награждены Нобелевской премией по физике «за исследования полупроводников и открытие транзисторного эффекта». Интересно, что Джон Бардин вскоре был удостоен Нобелевской премии во второй раз за создание теории сверхпроводимости.
Позднее транзисторы заменили вакуумные лампы в большинстве электронных устройств, совершив революцию в создании интегральных схем и компьютеров. В 1948-1950 годах группой Сергея Алексеевича Лебедева была разработана первая в СССР и континентальной Европе Малая электронно-счётная машина (МЭСМ). В 1957 году американской фирмой NCR создан первый компьютер на транзисторах. В 1958 году Николай Петрович Брусенцов с группой единомышленников построил первую троичную ЭВМ с позиционной симметричной троичной системой счисления «Сетунь». В 1957 г. была изобретена первая в мире микросхема.Эпоха массовой компьютеризации началась в середине 70-х годов, когда в продажу поступили компьютеры, работающие на чипах.
Особенно быстро развивается автомобилестроение, где широко применяются легкие металлы и пластмассы. Крупнейшими центрами автомобилестроения стали Китай, США, Япония, Германия, Франция, Южная Корея. Разработаны автомобили на биотопливе, электробатареях и т.д.
С 1960-х годов заметно улучшились технические характеристики пассажирских поездов, что сделало их более конкурентоспособными. Первым среди новых скоростных поездов стал японский «Синкансен»,«поезд-снаряд», движущийся по электрифицированным путям со скоростью свыше 200 км в час. В 1981 г. во Франции был введен в эксплуатацию сверхскоростной поезд ТGV, развивающий скорость почти 400 км/ч. В 90-е годы продолжалось совершенствование пассажирского железнодорожного транспорта. В 2007 году во время испытаний укороченный состав типа TGV POS развил скорость 574,8 км/ч. Средняя скорость во время обычной поездки на TGV составляет 263,3 км/ч. В 1986 г. королева Великобритании Елизавета 2 и президент Франции Ф.Миттеран в торжественной обстановке открыли движение поездов по Евротоннелю под Ла-Маншем.
Транспортом номер один становится авиационный. Вторая мировая война привела к необходимости резкого увеличения темпов усовершенствования самолёта и производства. Все страны, вовлеченные в войну разрабатывали, модернизировали и производили самолёты и авиационное вооружение, при этом появились новые типы самолётов, например, дальние бомбардировщики. После Второй мировой войны быстро развивалась коммерческая авиация. Первоначально в коммерческих целях использовались бывшие военно-транспортные самолёты.
В октябре 1947 года Чарльз Йегер на самолёте-ракете Bell X-1 (с ракетным двигателем) превысил звуковой барьер. 26 декабря 1948 г. советский лётчик-испытатель О. Соколовский впервые в СССР достиг скорости звука на реактивном истребителе Ла-176. 15 сентября 1956 года советская авиакомпания Аэрофлот стала первой авиакомпанией в мире, которая стала осуществлять регулярные перевозки на реактивных самолётах (Ту-104). Появление Boeing 707 ознаменовало начало массовых коммерческих пассажирских авиаперевозок.
В 1968 г. успешно прошел испытания первый в мире сверхзвуковой пассажирский самолет ТУ-144, в 1975 году Аэрофлот начал регулярные рейсы на Ту-144, однако его серийное применение было отложено. В 1976г. на авиалинии мира вышел англо-французский сверхзвуковой самолет «Конкорд». Но проблемы обеспечения безопасности полетов на этом самолете до конца не решены, свидетельством чему была катастрофа «Конкорда» в 2000 г. и гибель более 118 его пассажиров. Ведущее место в пассажирских перевозках принадлежит американским самолетам «Боинг». Один из них, «Боинг-747»,вмещает на борту до 500 пассажиров. Европейский Airbus А 380 вмещает 853 пассажира. В последнюю четверть XX века прогресс в авиации замедлился.
Неотъемлемой частью жизни большинства жителей Земли стало телевидение. В развитых странах телепередачи транслируются по сотням каналов. Первая прямая телетрансляция через спутник была осуществлена в 1962 г. Спутниковое телевидение способно мгновенно доносить самую свежую информацию до международной аудитории. В наше время значительно возрастает политическая и социальная роль телевидения. Применение новых технологий способствовал