Тема 2. Культура Двуречья. Культура Древней Индии. Культура Древнего Китая.
Культура Двуречья.
Культура Двуречья (Месопотамии) возникла примерно в то же время, что и египетская. Она сложилась в долинах рек Тигр и Евфрат и существовала с IV тыс. до н.э. до середины VI в. до н.э. В отличие от египетской культура Месопотамии не была однородной, она формировалась в процессе многократных взаимопроникновений нескольких этносов и народов и потому была многослойной.
Главными обитателями Двуречья были шумеры, аккадцы, вавилоняне и халдеи на юге; ассирийцы, хурриты и арамеи на севере. Наибольшего развития и значения достигли культуры Шумера, Вавилонии и Ассирии.
Возникновение шумерского этноса до сих пор остается загадкой. Известно только, что в IV тыс. до н.э. южную часть Двуречья заселяют шумеры и закладывают основы для всей последующей цивилизации данного региона. Как и египетская, эта цивилизация была речной. К началу III тыс. до н.э. на юге Месопотамии появляется несколько городов-государств, главными из который становятся Ур, Урук, Лагаш, Jlapca и др. Они поочередно играют ведущую роль в объединении страны.
Шумер.
История Шумера знала несколько взлетов и падений. Особого выделения заслуживают XXIV-XXIII вв. до н.э., когда происходит возвышение семитского города Аккад, находившегося севернее Шумера. При царе СаргонеДревнем Аккаду удаюсь подчинить своей власти весь Шумер. Аккадский язык вытесняет шумерский и становится главным на всей территории Месопотамии. Большое влияние на весь регион оказывает также семитское искусство.
Шумерам приписывается множество изобретений, таких как колесо, письменность, ирригационная система, сельскохозяйственные орудия, гончарный круг и даже пивоварение. Основу экономики Шумера составляло земледелие с развитой системой орошения. Отсюда понятно, почему одним из главных памятников шумерской литературы стал «Земледельческий альманах», содержащий наставления по ведению земледелия - как сохранять плодородие почвы и избегать ее засоления. Важное значение имело также скотоводство. Высокого уровня достигла шумерская металлургия. Уже в начале III тыс. до н.э. шумеры начали изготовлять бронзовые орудия, а в конце II тыс. до н.э. вступили в железный век. С середины III тыс. до н.э. в производстве посуды применяется гончарный круг. Успешно развиваются другие ремесла - ткацкое, камнерезное, кузнечное. Широкая торговля и обмен имеют место, как между шумерскими городами, так и с другими странами - Египтом, Ираном, Индией, государствами Малой Азии.
Развитие системы управления государством, накопление богатств правителями, знатью и храмами требовало учета имущества. Для обозначения того, кому, сколько и что принадлежало, были придуманы специальные знаки-рисунки. Пиктография - древнейшее письмо с помощью рисунков. Сначала люди рисовали изображения животных или предметов, которые надо было посчитать, на влажных глиняных табличках с помощью палочек. Изображение было упрощенным. Постепенно оно стало настолько условным, что превратилось в знак. Поскольку шумерские знаки выдавливались палочкой на глине, они походили на клинья. Запись представляла собой сложное сочетание знаков-клиньев. Такая письменность называется клинописью. У шумеров клинопись переняли другие народы, жившие в Месопотамии.
Клинописью в Месопотамии пользовались почти 3 тысячи лет. Однако потом она была забыта. Десятки веков клинопись хранила свою тайну, пока в 1835 году Генри Кресвик Роулинсон, английский офицер и любитель древностей, не расшифровал ее. На отвесной скале в Иране сохранилась одинаковая надпись (Бехистунская надпись) на трех древних языках, в том числе и на древнеперсидском. Роулинсон сначала прочитал надпись на этом известном ему языке, а потом сумел разобраться и в другой надписи, определив и расшифровав более 200 знаков клинописи. Изобретенная шумерами клинопись, была усовершенствованна во II тыс. до н.э. финикийцами, и составила основу почти всех современных алфавитов.
В Шумере были созданы первые поэмы, запечатлевшие древние предания и рассказы о героях. Письменность позволила донести их до нашего времени. Так родилась литература. Одним из наиболее известных произведений шумерской литературы считается «Эпос о Гильгамеше» - собрание шумерских легенд, позже переведённых на Аккадский язык. Таблички с эпосом были найдены в библиотеке царя Ашшурбанапала. В эпосе рассказывается о легендарном царе Урука Гильгамеше, его друге дикаре Энкиду и поисках секрета бессмертия. Одна из глав эпоса, история Утнапиштима, спасшего человечество от всемирного потопа, повторяется в библейской истории о Ноевом Ковчеге.
В Междуречье мало деревьев и камня, поэтому первым строительным материалом были сырцовые кирпичи из смеси глины, песка и соломы. Основу архитектуры Междуречья составляют светские (дворцы) и религиозные (зиккураты) монументальные постройки и здания. Первые из дошедших до нас храмов Междуречья относятся к IV-III тысячелетиям до н. э. Эти мощные культовые башни, называемые зиккуратами (ziggurat - святая гора), были квадратными и напоминали ступенчатую пирамиду. Ступени соединялись лестницами, по краю стены шёл ведущий к храму пандус. Стены окрашивались в чёрный (асфальт), белый (известь) и красный (кирпич) цвета. Из-за болотистой местности постройки возводились на искусственных платформах - насыпях. С середины III тыс. до н.э. шумеры первыми начинают широко использовать в строительстве арки и своды. Первыми памятниками архитектуры стали два храма, Белый и Красный, обнаруженные в Уруке (конец IVтыс. до н.э.) и посвященные главным божествам города - богу Ану и богине Инанне. Оба храма - прямоугольные в плане, с выступами и нишами, украшены рельефными изображениями в «египетском стиле».
Шумерский пантеон богов функционировал как ассамблея во главе с богом-царём. Собрание богов делилось на группы, основная из которых известна как «Великие Боги», состояла из 50-ти божеств и, по верованиям шумеров, вершила судьбу человечества. Также божества разделялись на творческие и не творческие. Творческие боги были ответственны за небо (Ан), землю (богиня-матерь Нинхурсаг), море (Энки), воздух (Энлиль). Человек, согласно шумерской мифологии, создан из глины, замешанной на божественной крови. Вселенная в шумерской мифологии состоит из нижнего и верхнего мира и землёй между ними. В целом нижний мир считался огромным космическим пространством под землёй, противовесом небесам. Нижним миром правили боги: Нергаль и Эрешкигаль. Шумеры считали, что они созданы для служения богам, между ними и богами существует очень тесная связь. Своим трудом они как бы «кормят» богов, и без них боги не смогли бы существовать так же, как и шумеры без богов.
Скульптура в Шумере получила меньшее развитие, чем архитектура. Как правило, она имела культовый, «посвятительный» характер: верующий ставил сделанную по его заказу, чаше всего небольшую по размерам, статуэтку (адоранта) в храме, которая как бы молилась о его судьбе. В аккадский период скульптура существенно меняется: она становится более реалистической, приобретает индивидуальные черты. Самым знаменитым шедевром данного периода является портретная голова из меди Саргона Древнего (XXIII в. до н.э.), которая прекрасно передает неповторимые черты характера царя: мужество, волю, суровость.
Шумерские мастера умели уже обрабатывать не только медь, но и золото, и серебро, сплавляли разные металлы, чеканили металлические изделия, инкрустировали их цветными камнями, умели изготовлять изделия с филигранью и зернью. Замечательные произведения, дающие представление о высоком уровне развития художественного ремесла этого времени, дали раскопки в городе Уре «Царских гробниц» - захоронений правителей города XXVII-XXVI веков до н. э. (I династия города Ура). В Шумере была развита глиптика - искусство резьбы на цветных и драгоценных камнях, вырезалась цилиндрическая печать, которая являлась важнейшим, всегда носимым с собой, атрибутом человека.
Шумеры научились наблюдать за Солнцем, Луной, звездами. Они вычислили время обращения Луны вокруг Земли, составили солнечный календарь и карту звездного неба. Названия пяти планет и двенадцати созвездий солнечной системы имеют шумерское происхождение. Звездочеты подарили людям астрологию и составление гороскопов. Еще более впечатляющими были успехи математиков. Они заложили основы арифметики и геометрии, разработали «позиционную систему», где числовое значение знака зависит от его «позиции», умели возводить в квадратную степень и извлекать квадратный корень, создали геометрические формулы для измерения земельных участков.
В математике шумеры умели считать по десяткам. Но особо почитали числа 12 (дюжина) и 60 (пять дюжин). Мы до сих пор пользуемся наследием шумеров, когда делим час на 60 минут, минуту - на 60 секунд, год - на 12 месяцев, а окружность - на 360 градусов. В городах Древнего Шумера были созданы первые школы.
К концу III тыс. до н.э. Шумер постепенно приходит в упадок, и его в конце концов покоряет Вавилония.
Вавилония
Ее история распадается на два периода: Древний, охватывающий первую половину II тыс. до н.э., и Новый, приходящийся на середину I тыс. до н.э.
Своего наивысшего подъема Древняя Вавилония достигает при царе Хаммурапи (1792-1750 до н.э.). От его времени остались два значительных памятника. Первый из них - Законы Хаммурапи - стал самым выдающимся памятником древневосточной правовой мысли. 282 статьи судебника охватывают практически все стороны жизни вавилонского общества и составляют гражданское, уголовное и административное право. Вторым памятником является базальтовый столб (2 м), на котором изображен сам царь Хаммурапи, сидящий перед богом солнца и правосудия Шамашем, а также запечатлена часть текста знаменитого кодекса. Об уважении к законам Хаммурапи свидетельствует то, что даже через полторы тысячи лет после их появления они все еще переписывались, изучались и распространялись в Месопотамии.
Новая Вавилония достигла своего высшего расцвета при царе Навуходоносоре (605-562 до н.э.). При нем были сооружены знаменитые «висячие сады Семирамиды», ставшие одним из семи чудес света. Их можно назвать грандиозным памятником любви, поскольку они были подарены царем любимой жене Амитис, чтобы облегчить ее тоску по горам и садам своей родины Мидии.
Осуществлял он и грандиозное храмовое, оборонительное и ирригационное строительство. Много сведений осталось об этом времени от греческих авторов - Геродот, Диодор, Страбон (например, о зиккурате Вавилона).
Вавилонская башня – это был самый высокий в Месопотамии зиккурат. Высота его была 90 м, а площадь основания достигала 90×90 м. Он состоял из семи уступов, выкрашенных в разные цвета и посвящённых семи божествам. На самом верху его находилось небольшое святилище, выложенное снаружи бирюзово-голубым глазурованным кирпичом и считавшееся жилищем бога Мардука и его жены, богини утренней зари Сарпанит. Здесь стояла золотая статуя бога Мардука.
Вавилон был огромным, правильно распланированным городом, с улицами, пересекавшимися под прямым углом. Он был окружён тройной мощной стеной, в которой были сделаны восемь ворот, носившие имена восьми главных богов. Многочисленные башни на очень широких стенах и выложенный кирпичом ров довершали мощные оборонительные укрепления города.
С северной стороны в городской стене находились ворота богини Иштар в виде четырех квадратных в плане башен с арочным проходом, за которыми начиналась основная магистраль - процессионная дорога, считавшаяся священной, так как вела к главному храму Вавилона, посвящённому богу Мардуку, так называемому «Эсагилу». Процессионная дорога была замощена плитами известняка с инкрустацией из красной брекчии. Городская стена, башни ворот, стены по сторонам прецессионной дороги были сложены из обожжённого кирпича, причём на отдельных кирпичах были сделаны рельефным штампом фигуры идущих львов, быков и драконов (сиррушей) символов божеств. Рельефы были покрыты цветной глазурью.
Когда персы завоевали Вавилонию (VI в. до н.э.), они разрушили Вавилон и все находившиеся в нем памятники.
Ассирия
Третья могущественная держава Месопотамии - Ассирия (Ашшур) - возникла в III тыс. до н.э., однако наивысшего расцвета достигла во второй половине II тыс. до н.э. Ассирия была бедна ресурсами, но добилась возвышения благодаря своему географическому положению. Она оказалась на перекрестке караванных путей, и торговля сделала ее богатой и великой. Столицами Ассирии последовательно были Ашшур, Калах и Ниневия. К XIII в. до н.э. она стала самой могущественной империей всего Ближнего Востока.
Во главе ассирийского пантеона богов стоял бог Ашшур - покровитель Ассирийского царства, создавший не только всех богов, но и самого себя. В Ассирии получают распространение культы Иштар, как богини войны, и Раммана - сокрушителя врагов. Наряду с богами в Ассирии почитались также многочисленные духи земли и неба Ануннаки и Игиги.
Централизация власти в руках ассирийских царей способствовала тому, что к искусству предъявлялись совершенно определенные требования: прославлять деяния царя и военную мощь Ассирии. В художественной культуре Ассирии - как и во всем Двуречье - ведущим искусством была архитектура. Наиболее значительными архитектурными памятниками стали дворцовый комплекс царя Саргона II в Дур-Шаррукине и дворец Ашшурбанапала в Ниневии.
Классическим примером ассирийской архитектуры является дворец VIII века до н. э. царя Саргона II в Дур-Шаррукине. Он был выстроен на искусственной террасе, часть дворца выступала за городскую стену. В комплекс дворца было включено и святилище с башней-зиккуратом из семи уступов. Входы перекрывались арками, а по сторонам их были помещены монументальные фигуры «шеду» или «ламассу» (как их называют ассирийские тексты), привратные скульптуры в виде львов и быков с человеческими головами и крыльями, исполненные в технике очень высокого рельефа, переходящего в круглую скульптуру. Интересен приём-изображение пяти ног, чтобы и входящий и проходящий мимо мог видеть «стража» ворот одновременно и в покое, и в движении.
Широкую известность приобрели также ассирийские рельефы, украшавшие дворцовые помещения, сюжетами которых были сцены из царской жизни: культовые церемонии, охота, военные события. Одним из лучших примеров ассирийских рельефов считается «Большая львиная охота» из дворца Ашшурбанапала в Ниневии, где сцена, изображающая раненых, умирающих и убитых львов, наполнена глубоким драматизмом, острой динамикой и яркой экспрессией.
В VII в. до н.э. последний правитель Ассирии Ашшурбанапап создал в Ниневии великолепную библиотеку, содержащую более 25 тыс. глиняных клинописных табличек. Библиотека стала самой большой на всем Ближнем Востоке. В ней были собраны документы, в той или иной мере касавшиеся всего Двуречья. Среди них хранился и упомянутый выше «Эпос о Гильгамеше».
Двуречье, как и Египет, стало настоящей колыбелью человеческой культуры и цивилизации. Шумерская клинопись и вавилонские астрономия и математика - этого уже достаточно, чтобы говорить об исключительном значении культуры Месопотамии.
Культура Древней Индии.
Культура Древней Индии существовала примерно с середины III тыс. до н.э. и до VI в. н.э. История Древней Индии распадается на два больших периода. Первый - это время хараппской цивилизации, сложившейся в долине реки Инд (2500-1800 до н.э.). Второй период - арийский - охватывает всю последующую индийскую историю и связан с приходом и расселением арийских племен в долинах рек Инд и Ганг.
Хараппская цивилизация, имевшая главные центры в городах Хараппа (современный Пакистан) и Мохенджо-Даро («Холм мертвых»), достигла высокого уровня развития. Об этом свидетельствуют те несколько крупных городов, которые отличались стройной планировкой и имели прекрасную водосточную систему. Хараппская цивилизация обладала своей письменностью и языком, истоки, которых остаются загадкой. В художественной культуре особенно успешно развивалась мелкая пластика: небольшие статуэтки, рельефы на печатках. Пережив высокий подъем и расцвет, Хараппская культура и цивилизация постепенно пришли в упадок, вызванный климатическими изменениями, разливами рек и особенно эпидемиями.
После заката хараппской цивилизации в долины рек Инда и Ганга приходят арийские племена. Арии были кочевниками, но поселившись на индийской земле, стати земледельцами и скотоводами. С приходом Ариев в индийской истории и культуре начинается новый, индоарийский период. Об основной части этого периода главным источником сведений являются созданные ариями Веды. Они представляют собой сборник религиозных текстов - гимнов, песнопений и магических формул. Основное содержание Вед - рассказ о сложном и болезненном процессе самоутверждения Ариев на новом месте жития, об их борьбе с местными племенами.
Они написаны на ведийском языке - древнейшей форме санскрита. Веды составляют четыре части: Ригведа (религиозные гимны); Самаведа (песнопения); Яджурведа (жертвенные формулы); Лтхарваведа (магические заклинания и формулы). К ведической литературе также относятся комментарии Вед - брахманы и упанишады.
Веды составляют основу всей последующей духовной культуры Индии: теологии, философии и науки. Они содержат сведения о всех сторонах жизни древних индийцев. В частности, они сообщают о делении индийского общества на четыре варны: брахманы (жрецы); кшатрии (воины); вайшьи (земледельцы, ремесленники, торговцы); шудры (рабы и военнопленные). Эти четыре варны позднее были дополнены многочисленными кастами (более двух тысяч), которые сохранились до наших дней. Самой низшей среди них является каста неприкасаемых. Ее члены выполняют наиболее грязную и унизительную работу. Им запрещено входить не только в храмы для высших каст, но даже на кухню. Они также не могут пользоваться вещами высших каст.
Начиная с Вед, в Индии складывается своеобразная мозаика религий. Первой из них стал ведизм - религия самих Вед. Для него характерно многобожие и антропоморфность. Главным среди всех божеств был Индра - бог Грозы, могущественный воин, покровитель Ариев в их борьбе с местными племенами. В Ригведе именно ему посвящено больше всего гимнов. За ним следуют: Варуна - бог неба и космоса: Сурья - бог солнца; Вишну - олицетворяющий круговращение Солнца; Агни - бог огня и др.
На новом - эпическом - этапе (I тыс. до н.э.) ведизм трансформируется в брахманизм. Он представляет собой более стройное учение о мире, в котором прежнее множество богов сведено к троице. Абсолютная и неопределенная сущность - Брахман - проявляется в тримурти, или в триедином божестве: Брахма - творец мира; Вишну - охранитель мира; Шива - разрушитель мира.
Во второй половине I тыс. до н.э. брахманизм переходит в индуизм, который ассимилирует многие индийские верования - от языческих до буддизма. Индуизм является самой распространенной в Индии религией, охватывая более 80% верующих. Он существует в виде двух главных направлений: вишнуизма и шиваизма. Вместе с тем в наши дни самостоятельной ветвью индуизма является кришнаизм. Включение в индуизм различных культов осуществляется через концепцию аватары (воплощений) Вишны. Согласно этой концепции, Вишна нисходит в мир, перевоплощаясь в различные образы. Таких аватар - десять, из которых главными являются седьмая, восьмая и девятая. В них Вишну принимает облики Рамы, Кришны и Будды.
Священным писанием индуизма является «Бхагаватгита» (Господня Песня) - одна из частей «Махабхараты». Основу индуизма составляет учение о вечном переселении душ (сансара), происходящем в соответствии с законом воздаяния (карма) за все содеянное в жизни.
В VI в. до н.э. в Индии появляется буддизм - одна из трех мировых религий. Его создателем стал Сиддхартха Гаутама, который в сорокалетнем возрасте достиг состояния просветления и получил имя Будда (просветленный). В III в. до н.э. буддизм достиг наибольшего влияния и распространения, вытеснив брахманизм. Но с середины I тыс. н.э. его влияние постепенно падает, и в начале II тыс. н.э. он растворяется в индуизме. Дальнейшая его жизнь как самостоятельной религии проходит за пределами Индии - в Китае, Японии и других странах.
Для религиозной жизни индийцев характерно сохранение самых ранних форм религии - фетишизма и тотемизма, о чем свидетельствует поклонение многим животным. В число священных входят коровы и быки из породы зебу. Особое внимание индийцы уделяют обезьянам. В Индии существует настоящий культ змей. Змея воплощает вечное движение. Некоторые животные традиционно связываются с определенными богами, которых они олицетворяют: корова - с Кришной, кобра - с Шивой, гусь - с Брахмой.
Помимо религии, в Древней Индии высокого уровня достигли другие области культуры. В первую очередь это относится к философии. К числу так называемых ортодоксальных, т.е. признающих авторитет Вед, относятся шесть философских школ: вайшешика, веданта, йога, миманса, ньяя и санкхья.
Не менее высокого уровня достигла художественная культура, где особое место занимает литература. Самым древним литературным памятником являются Веды. Начало их создания датируется II тыс. до н.э. Несколько позднее, в I тыс. до н.э., появились еще два великих литературных памятника - «Махабхарата» и «Рамаяна», написанные на санскрите. Основное содержание первого составляет спор о власти между братьями Кауравами и Пандавами, закончившийся многодневной битвой между ними, в которой победили Пандавы. Содержанием «Рамаяны» являются подвиги и приключения царя Рамы в поисках похищенной любимой - Ситы.
Из более поздних памятников литературы особого выделения заслуживает «Панчатантра» (Пятикнижие, III-IVвв. н.э.) - сборник сказок, басен, притч и рассказов нравоучительного толка. Особого выделения заслуживает также творчество поэта и драматурга Калидасы. Мировую известность ему принесла драма «Шакунтала», а также поэмы «Облако-вестник» и «Рождение Кумары».
Что касается древнеиндийской архитектуры, то ее развитие имеет некоторые особенности. Дело в том, что никакие памятники материальной культуры Древней Индии, включая архитектурные, существовавшие до III в. до н.э., не сохранились и не дошли до наших дней. Это объясняется тем, что в тот период основным строительным материалом служило дерево, которое не выдержало испытания временем. Только в III в. до н.э. в строительстве начинается использование камня, и с этого времени многие архитектурные сооружения уже сохраняются. Поскольку господствующей религией в этот период был буддизм, постольку основными памятниками являются буддийские сооружения: ступы, стамбхи, пещерные храмы.
Буддийские ступы представляют собой круглые кирпичные сооружения диаметром 36 м и высотой 16 м. По преданию, в ступах хранились реликвии Будды. Самой известной из них стала «Большая ступа № 1», окруженная оградой с воротами. Стамбхи - это монолитные столбы-колонны высотой около 15 м, наверху которых установлена фигура священного животного, а поверхность покрыта надписями буддийского содержания.
Пещерные храмы обычно входили в комплекс построек вместе с монастырями. Самым знаменитым храмом является комплекс в Аджанте, объединяющий 29 пещер. Этот храм интересен также тем, что в нем сохранились прекрасные образцы древнеиндийской живописи. Росписи Аджанты изображают сцены из жизни Будды, мифологические сюжеты, а также сцены из светской жизни: танец, царская охота и т.д.
Первые скульптуры в Индии относятся к Хараппской цивилизации, у которой были обнаружены каменные и бронзовые фигуры. Позднее скульптура получила своё дальнейшее развитие, появились чрезвычайно сложные резные орнаменты как храмовые, так и бронзовые. Некоторые огромные храмы, такие как в Эллоре, не были построены из блоков, а были высечены непосредственно из большой горы.
Индийскую культуру нельзя представить себе вне музыки, танца и театра, которые органически слиты между собой. Вокальную музыку индийцы понимают как начало и конец всех искусств. Особенностям музыки, канонам и технике танца посвящен древний трактат «Натьяшастра». Истоки танца и театра находятся в культовых обрядах и играх древнеиндийских племен. Творцом танца считается Шива, которого называют Натараджа (царь танца).
Культура Древней Индии занимает исключительное место в мировой культуре. Будучи восточной, она оказала огромное влияние и на западную культуру. Многие ее памятники и достижения составляют органическую часть других культур.
Культура Древнего Китая.
Культура Древнего Китая существовала с начала II тыс. до н.э. и до 220 г. н.э., когда распалась империя Хань. Ее непосредственной предшественницей была культура Яншао (III тыс. до н.э.) - культура позднего неолита. Уже на этой стадии китайцы приручали животных, возделывали поля, строили заглубленные в землю жилища, владели многими ремеслами, осваивали пиктографическое письмо. Они почитали культы Солнца, Луны, гор и других явлений природы; у них возник культ предков. Высокого уровня в этот период достигают гончарные изделия. Керамические сосуды - блюда, чаши, амфоры, кувшины - украшаются сложными геометрическими (зигзаги, ромбы, треугольники, круги) и зооморфными узорами.
Во II тыс. до н.э., вместе с возникновением цивилизации, китайская культура претерпевает глубокие изменения. В этот период происходит распад первобытного общества и образование первых раннеклассовых государств. Одним из них стан город-государство Шан, стоявший во главе крупного объединения. Остатки этого города, свидетельствуют о том, что города отличались четкой планировкой, окружались глинобитной стеной толщиной до 6 м. Дворец правителя («ван») «великого рода Шан» возвышался на глинобитной платформе, а его крыша опиралась на ряды деревянных колонн, базами которых служили бронзовые диски. В этом дворце обнаружены также каменные скульптуры людей и животных (бык, тигр), стенные росписи в ярких красных, черных и белых тонах.
В эпоху Шан китайцы изобретают технику бронзового литья, создают систему иероглифического письма, о чем свидетельствуют древнейшие письменные памятники - надписи на камнях, костях жертвенных животных, щитах черепахи. Существенно усложняются религиозно-мифологические представления о мире. В частности, усиливаются вера в загробную жизнь и значение культа предков. Более сложными становятся погребения. Гробница правителя Шана представляет собой две подземные камеры, расположенные друг над другом, охраняемые тотемными стражами в виде полузверей-полулюдей. В камерах находилась утварь из бронзы, керамики и нефрита, были мечи и секиры, колесницы и многие другие предметы, необходимые в загробной жизни, чтобы она ничем не отличалась от жизни земной.
Получившие широкое распространение в эпоху Шан изделия из бронзы также свидетельствуют об усложнениях религиозно-мифологических представлений древних китайцев. В частности, массивные и тяжеловесные бронзовые сосуды, предназначенные для жертвоприношений духам предков и духам природы, украшаются геометрическим орнаментом, составляющим лишь фон, на котором выделяются узоры, близкие к барельефу, изображающие быка, барана, змея, птицу, дракона и маску фантастического зверя таотэ. Ручки, крышки и углы таких сосудов делались в виде бычьих голов и туловищ драконов, а на самих сосудах изображались колючие зубья, плавники и чешуя, что приумножало их магический смысл. Из всех тотемных животных основными покровителями человека чаше всего выступают тигр, баран и дракон.
В I тыс. до н.э. во всех областях жизни Древнего Китая происходят самые значительные сдвиги и изменения. К началу I тыс. до н.э. царство Шан было завоевано западными чжоусцами, вследствие чего возникло большое, но непрочное государственное образование Западный Чжоу, правители которого переняли от шанцев титул «ван».
В это время завершается разработка религиозного учения о божественном происхождении «царственности» и священном праве на власть чжоусских ванов, которое опиралось на мифологические представления и исходило из чжоусского культа неба как верховного божества. Так впервые была создана единая и стройная мифологическая история Китая, включавшая культ первопредков и повествующая о золотом веке мудрых правителей древности. Чжоусский ван был провозглашен Сыном Неба и Единственным его земным воплощением. Он наделялся магической силой дэ, делавшей его посредником между небом и людьми, а также владыкой Поднебесной. Позднее, в VIII в. до н.э., Западный Чжоу оказывается под властью Восточного Чжоу, однако и это новое образование, и многие другие государства признавали над собой священный приоритет чжоусского правителя как Сына Неба. К концу первой половины I тыс. до н.э. на территории Срединных царств образуется этнос хуася и возникает представление о его превосходстве над народами всей остальной периферии - «варваров четырех стран света». Возникший культурный этноцентризм в дальнейшем еще более усиливается.
В середине I тыс. до н.э. Китай переживает бурный социально- экономический рост. Складываются новые центры торговли, численность населения многих городов приближается к полумиллиону. Высокого уровня достигают плавка железа и использование железных орудий. Успешно развиваются ремесла, строятся гидротехнические сооружения. В земледелии широко используются оросительные системы.
Особого выделения заслуживает так называемая эпоха «Борющихся царств» - «чжаньго» (V-III в. до н.э.), когда между несколькими сильными государствами шла борьба за гегемонию. В этой борьбе особую роль сыграло царство Цинь: по имени этого царства всех древних китайцев называют «циньцами». Оно также послужило основой для наименования Китая на европейских языках: латинского Синэ, французского Шин, немецкого Хина, английского Чайна.
Эпоха «Борющихся царств» считается классической в истории культуры Древнего Китая. Ее также называют эпохой «соперничества ста школ». Страна действительно переживает невиданный духовный и интеллектуальный подъем. Ускоряется развитие научных знании. В астрономии уточняется продолжительность солнечного года, создается лунно-солнечный календарь, составляется звездный каталог, исчисляются лунные затмения, складывается концепция движения небесных светил - «дао». Успешно развиваются математика и другие науки. В частности, публикуется «Трактат о горах и морях». Рост научных знаний ведет к ослаблению религиозно-мифологического мышления, вызывает даже некий религиозный скептицизм. Об этом свидетельствует трактат «Вопросы к Небу», где звучит критика мифологических представлений.
Эпоха Чжаньго стала золотым веком китайской философии, в этот период складываются все основные философские течения - конфуцианство, даосизм и легизм.
Основатель конфуцианства - Кун-цзы (551-479 до н.э.) - избрал темой своих размышлений не проблему бытия или познания, но отношения между людьми. Наблюдая вокруг себя нескончаемую борьбу всех против всех, он видел путь к установлению мира, порядка, социальной гармонии в возрождении вековых традиций, обычаев и ритуалов. Он считал, что главная задача воспитания человека заключается в освоении им строгих норм и правил отношений между равными и неравными, старшими и младшими, высшими и низшими, отцом и детьми.
Конфуций был решительным противником любых новшеств и реформ. По его мнению, именно прошлое, забытая древняя мудрость таят в себе ключи от решения проблем настоящего. Освоение опыта прошлого и традиций должно помочь человеку правильно осознать свое место в жизни и понять простую истину: «Правитель должен быть правителем, отец - отцом, сын - сыном». Конфуций рассматривал общество-государство как большую семью, где главным носителем норм и правил поведения выступает гуманный правитель.
Созданное Конфуцием и его последователями учение выходит за рамки философии и религии и составляет основу всего уклада жизни. В нем можно найти ответ и на вопрос о смысле жизни, и о том, как вести себя в конкретной ситуации. Конфуцианство сыграю определяющую роль в создании древнекитайской системы образования, где явное предпочтение отдавалось гуманитарным наукам. Благодаря этой системе в китайском обществе сформировалось достаточно широкое сословие образованных чиновников, составлявшее привилегированную элиту и напоминавшее по своей социальной роли касту жрецов в Индии. Конфуцианство способствовало усилению китайского культурного этноцентризма.
Примерно одновременно с конфуцианством в Китае возникло другое влиятельное религиозно-философское течение - даосизм, основателем которого считается легендарный Лао-Цзы. В учении главное внимание уделяется законам, действующим в природе. В основе даосизма лежит идея о Дао-пути, или учение о «пути природы», о вечной изменчивости мира. Свое кредо Лao-Цзы формулирует так: «Человек следует законам Неба. Небо следует законам дао, а дао следует самому себе».
Как и конфуцианство, даосизм не ограничивается рамками философии и религии, а составляет особый образ жизни. Он многое позаимствовал у буддизма и йоги, в частности систему физических и дыхательных упражнений. В этом плане конечной целью для его приверженцев является достижение бессмертия. Даосизм развивает теорию пассивности и недеяния, побуждает к отказу от активного участия в жизни, к бегству от суеты повседневности, к созерцательности. Принцип недеяния распространяется и на правителя: «Лучший правитель тот, о котором народ знает лишь то, что он существует».
В круг интересов даосизма входило не только естествознание, но и так называемые оккультные науки, в частности алхимия. Эксперименты китайских алхимиков, в конце концов, привели к изобретению пороха. Особое место занимала также геомантия - наука о связи космоса и земного рельефа. Здесь знания и рекомендации китайских магов не только имели большое значение для земледельцев и архитекторов, но и привели к изобретению компаса. Важная роль принадлежала также астрологии, особенно в составлении гороскопов на все случаи жизни.
Многие п