Ренессансный сонет (Петрарка, Ронсар, Шекспир)
1. Сонет как основной жанр ренессансной поэзии, его истоки (поэзия трубадуров, лирика «сладостного нового стиля»). Внутренняя и внешняя структура сонета.
2. Книга песен» Петрарки:
a. история создания «Книги песен», жанровый состав сборника, композиционное членение на части;
b. традиции куртуазной лирики в образе Лауры: их развитие и художественное совершенствование;
c. образные лейтмотивы в описании героини: образ Лауры-лавра, Лауры-ветерка, обыгрывание созвучия со словом «золотой»; Лаура – «жестокая красавица» и Лаура – небесная утешительница в поэзии Петрарки;
d. образ лирического героя: тема любви и тема памяти; тема любви и тема поэтической славы;
e. единство и разнообразие душевных проявлений лирического «я»;
f. культивирование сложных душевных состояний и стилевые формы их выражения: антитеза, оксюморон в системе поэтических средств; метафоричность поэзии Петрарки;
g. «Книга песен» как первый авторский лирический сборник в европейской литературе: истоки внутреннего единства.
3. Сонеты Шекспира:
a. связь с предшествующей традицией, своеобразие английской формы сонета;
b. основные темы и образы, композиция сонетного цикла;
c. группа стихов, посвященных другу: неоплатоническая трактовка темы дружбы, идеализация образа друга;
d. трактовка природы, тема смерти и бессмертия;
e. гуманистическая интерпретация поэзии;
f. выражение эстетического кредо Шекспира;
g. нарушение идиллической гармонии и трагический конфликт в сонетах;
h. образ смуглой дамы; выход за пределы ренессансно-гармонической трактовки любви;
i. образ лирического героя: черты художественной восприимчивости и пассивности;
j. отношение к петраркистскому канону в сонетах Шекспира, своеобразие поэтических средств;
k. сонеты У. Шекспира в русских переводах (С.Маршак, А. Финкель, В. Микушевич и др.).
4. Французский национальный вариант сонета. П. де Ронсар:
a. эволюция творческой манеры в трех сонетных циклах: «Любовь к Кассандре» (1552-53), «Вторая книга любви, или любовь к Марии», (1556), «Сонеты к Елене» (1578);
b. разработка поэтической формы "французского" сонета, его рифм и изобразительных средств»;
c. основные темы;
d. своеобразие поэтического языка Ронсара.
5. Образ возлюбленной и лирического героя в ренессансном сонете (Петрарка, Ронсар, Шекспир).
6. Мотивы любви и дружбы, искусства, времени и бессмертия.
7. Судьба сонета в мировой литературе. Эволюция жанра.
Литература
1.Холодовский Р.И. Франческо Петрарка: Поэзия гуманизма. – М, 1974.
2. Виппер Ю.Б. Поэзия Плеяды: становление литературной школы – М., 1976.
3. Подгаецкая И.Ю. Свет Плеяды // Поэзия Плеяды. – М.: Радуга, 1984.
4. Западноевропейский сонет 13-17 веков. – Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1988.
5. Аникст А.А. Поэмы, сонеты и стихотворения Шекспира// Шекспир В. Полн. собр. соч. в 8 тт. – Т.8. – М.: Искусство, 1960.
6. Мирошникова Н.А. Сонет. Теория и история. – Киев.: Навч.Пос. , 1997.
7. История всемирной литературы в 9-ти тт. – Т.3 – М.: Наука, 1985.
Практические задания
1. Конспектирование раздела «Поэтическая исповедь» из учебника И.О. Шайтанова «История зарубежной литературы: эпоха Возрождения. – С. 54-60).
2. Разбор одного сонета на выбор по предложенной схеме. Рекомендации и пояснения по ссылке: http://www.philol.msu.ru/~tlit/texts/sonet.pdf
ВОПРОСЫ | ОТВЕТЫ | ТЕКСТ СТИХОТВОРЕНИЯ |
Идейное содержание: | ||
– сформулируйте тему (что конкретно изображено в стихотворении?) | ||
– сформулируйте идею стихотворения (какое решение проблемы или какой вывод из представленной ситуации предлагает автор?) | ||
Синтаксическая структура стихотворения: | ||
– сколько предложений входит в него | ||
– каковы их микротемы (микротема – содержание нескольких самостоятельных предложений текста, связанных одной мыслью – абзац), как они соотносятся между собой? | ||
– каковы их синтаксические особенности (наличие инверсии, простые или сложные, союзные или бессоюзные, сложные или сложноподчиненные и пр.)? | ||
Как соотносится синтаксическая структура стихотворения с делением на строфы и строки? | ||
– определите тип рифмовки (нужное подчеркнуть) | парная; перекрестная; кольцевая | |
– буквами изобразите схему рифмовки анализируемого стихотворения (см. раздел «Поэтическая исповедь» в учебнике И.О.Шайтанова) | ||
Построение лирического сюжета: | ||
Распишите схему развертывания содержания по четырем строфам сонета, например, «тезис – развитие темы – антитезис – синтез» или «завязка – развитие – кульминация – развязка». Поясните смысловое наполнение каждого элемента схемы в разбираемом стихотворении |
Практическое занятие № 8