Ренессансный сонет (Петрарка, Ронсар, Шекспир)

1. Сонет как основной жанр ренессансной поэзии, его истоки (поэзия трубадуров, лирика «сладостного нового стиля»). Внутренняя и внешняя структура сонета.

2. Книга песен» Петрарки:

a. история создания «Книги песен», жанровый состав сборника, композиционное членение на части;

b. традиции куртуазной лирики в образе Лауры: их развитие и художественное совершенствование;

c. образные лейтмотивы в описании героини: образ Лауры-лавра, Лауры-ветерка, обыгрывание созвучия со словом «золотой»; Лаура – «жестокая красавица» и Лаура – небесная утешительница в поэзии Петрарки;

d. образ лирического героя: тема любви и тема памяти; тема любви и тема поэтической славы;

e. единство и разнообразие душевных проявлений лирического «я»;

f. культивирование сложных душевных состояний и стилевые формы их выражения: антитеза, оксюморон в системе поэтических средств; метафоричность поэзии Петрарки;

g. «Книга песен» как первый авторский лирический сборник в европейской литературе: истоки внутреннего единства.

3. Сонеты Шекспира:

a. связь с предшествующей традицией, своеобразие английской формы сонета;

b. основные темы и образы, композиция сонетного цикла;

c. группа стихов, посвященных другу: неоплатоническая трактовка темы дружбы, идеализация образа друга;

d. трактовка природы, тема смерти и бессмертия;

e. гуманистическая интерпретация поэзии;

f. выражение эстетического кредо Шекспира;

g. нарушение идиллической гармонии и трагический конфликт в сонетах;

h. образ смуглой дамы; выход за пределы ренессансно-гармонической трактовки любви;

i. образ лирического героя: черты художественной восприимчивости и пассивности;

j. отношение к петраркистскому канону в сонетах Шекспира, своеобразие поэтических средств;

k. сонеты У. Шекспира в русских переводах (С.Маршак, А. Финкель, В. Микушевич и др.).

4. Французский национальный вариант сонета. П. де Ронсар:

a. эволюция творческой манеры в трех сонетных циклах: «Любовь к Кассандре» (1552-53), «Вторая книга любви, или любовь к Марии», (1556), «Сонеты к Елене» (1578);

b. разработка поэтической формы "французского" сонета, его рифм и изобразительных средств»;

c. основные темы;

d. своеобразие поэтического языка Ронсара.

5. Образ возлюбленной и лирического героя в ренессансном сонете (Петрарка, Ронсар, Шекспир).

6. Мотивы любви и дружбы, искусства, времени и бессмертия.

7. Судьба сонета в мировой литературе. Эволюция жанра.

Литература

1.Холодовский Р.И. Франческо Петрарка: Поэзия гуманизма. – М, 1974.

2. Виппер Ю.Б. Поэзия Плеяды: становление литературной школы – М., 1976.

3. Подгаецкая И.Ю. Свет Плеяды // Поэзия Плеяды. – М.: Радуга, 1984.

4. Западноевропейский сонет 13-17 веков. – Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1988.

5. Аникст А.А. Поэмы, сонеты и стихотворения Шекспира// Шекспир В. Полн. собр. соч. в 8 тт. – Т.8. – М.: Искусство, 1960.

6. Мирошникова Н.А. Сонет. Теория и история. – Киев.: Навч.Пос. , 1997.

7. История всемирной литературы в 9-ти тт. – Т.3 – М.: Наука, 1985.

Практические задания

1. Конспектирование раздела «Поэтическая исповедь» из учебника И.О. Шайтанова «История зарубежной литературы: эпоха Возрождения. – С. 54-60).

2. Разбор одного сонета на выбор по предложенной схеме. Рекомендации и пояснения по ссылке: http://www.philol.msu.ru/~tlit/texts/sonet.pdf

ВОПРОСЫ ОТВЕТЫ ТЕКСТ СТИХОТВОРЕНИЯ
Идейное содержание:  
– сформулируйте тему (что конкретно изображено в стихотворении?)  
– сформулируйте идею стихотворения (какое решение проблемы или какой вывод из представленной ситуации предлагает автор?)  
Синтаксическая структура стихотворения:
– сколько предложений входит в него  
– каковы их микротемы (микротема – содержание нескольких самостоятельных предложений текста, связанных одной мыслью – абзац), как они соотносятся между собой?  
– каковы их синтаксические особенности (наличие инверсии, простые или сложные, союзные или бессоюзные, сложные или сложноподчиненные и пр.)?  
Как соотносится синтаксическая структура стихотворения с делением на строфы и строки?  
– определите тип рифмовки (нужное подчеркнуть) парная; перекрестная; кольцевая
– буквами изобразите схему рифмовки анализируемого стихотворения (см. раздел «Поэтическая исповедь» в учебнике И.О.Шайтанова)  
Построение лирического сюжета:
Распишите схему развертывания содержания по четырем строфам сонета, например, «тезис – развитие темы – антитезис – синтез» или «завязка – развитие – кульминация – развязка». Поясните смысловое наполнение каждого элемента схемы в разбираемом стихотворении  

Практическое занятие № 8



Наши рекомендации