Б.Л.Пастернака «Февраль. Достать чернил
и плакать!..»
Февраль. Достать чернил и плакать! Писать о феврале навзрыд, Пока грохочущая слякоть Весною черною горит.
Достать пролетку. За шесть гривен, Чрез благовест, чрез клик колес Перенестись туда, где ливень Еще шумней чернил и слез.
Где, как обугленные груши, С деревьев тысячи грачей Сорвутся в лужи и обрушат Сухую грусть на дно очей.
Под ней проталины чернеют, И ветер криками изрыт, И чем случайней, тем вернее Слагаются стихи навзрыд.
(1912, 1928)
1. Прочитайте стихотворение «Февраль. Достать чернил и плакать!..». Как бы вы определили тему этого стихотворения?
2. Чему уподобляется акт поэтического творчества в стихотворении? В рамках какого приема поэт сближает весну, грачей, проталины и чернила?
*3. По мнению исследователей, понятие «черная весна» взято Б.Л.Пастернаком из стихотворения И.Ф.Анненского («...Да тупо черная весна / Глядела в студень глаз...»). У И.Ф.Анненского этот образ мрачен. Что знаменует собой приход весны в стихотворении Б. Л. Пастернака?
4. Выпишите из стихотворения «Февраль. Достать чернил и плакать!..» слова, называющие звуки. Какие ощущения призваны передать эти звуки?
*5. В какой форме в стихотворении стоят глаголы, относящиеся к лирическому герою? Какой смысловой оттенок имеет инфинитив? Почему поэт выбирает именно эту форму глагола?
*6. Вспомните, в стихотворениях каких поэтов, предшественников и современников Б.Л.Пастернака, раскрывалась тема творчества. Как она решалась? В чем своеобразие подачи этой темы в стихотворении «Февраль. Достать чернил и плакать!..»?
3 Обернихина
8. Какие строки стихотворения кажутся вам самыми важными? Почему? Выпишите их.
9. Проанализируйте композицию стихотворения. Как в этом произведении связаны форма и содержание?
Вопросы и задания для анализа повести Э. Хемингуэя « Старик и море»
1.Охарактеризуйте понятие «подтекст». При изучении какого русского писателя вам уже встречалось это понятие? Какими средствами создается подтекст в произведениях Э.Хемингуэя?
2. Ознакомьтесь с материалами о жизни и творчестве Э.Хемингуэя.
3. Прокомментируйте слова писателя Ю.П.Казакова, сказанные им об Э.Хемингуэе: «Он был писатель не просто хорошо писавший, а хорошо живший».
4. Проанализируйте композицию и сюжет повести «Старик и море».
5. Какую функцию в повести выполняют образы старика, мальчика, моря и рыбы?
6. Охарактеризуйте философский подтекст повести «Старик и море».
7. Выясните значение термина «притча» в словаре, помещенном в данном пособии. Подумайте, можно ли назвать произведение Э.Хемингуэя повестью-притчей. Составьте план ответа.
*8. Подготовьте краткое сообщение о жизни и творчестве Э.Хемингуэя.
**9. Охарактеризуйте идейно-художественное своеобразие повести «Старик и море» в контексте прочитанных вами произведений Э.Хемингуэя.
**10. Определите характерные особенности стиля писателя на примере анализируемого произведения.
Вопросы и задания для анализа повести (рассказа) А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича»
1. В чем заключается сюжетно-композиционное своеобразие произведения А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича»?
2. Охарактеризуйте отношения Шухова с другими персонажами повести (рассказа). Что общего между ними и что отличает Шухова от других? Какой композиционный принцип использует А. И. Солженицын — контраст или уподобление?
3. Охарактеризуйте художественный конфликт повести (рассказа).
4. Сопоставьте речь рассказчика с речью персонажей и охарактеризуйте особенности художественной речи в повести (рассказе).
5. В критике острую полемику вызвал эпизод, в котором заключенные укладывают стену. Прочитайте, как сам А. И. Солженицын оценивает трудовые будни ГУЛАГа: «Такова природа человека, что иногда даже горькая проклятая работа делается им с каким-то непонятным лихим азартом. Поработав два года и сам руками, я на себе испытал это странное свойство: вдруг увлечься работой самой по себе, независимо от того, что она рабская и ничего тебе не обещает. Эти странные минуты испытал я и на каменной кладке (иначе б не написал)...». Как вы оцените «эпизод со стеной» в свете воспоминаний автора?
6. Прочитайте нижеприведенный фрагмент литературно-критической статьи В.Я.Лакшина «Иван Денисович, его друзья и недруги»: «Критики, которые хотели видеть Шухова "пытливым" и "активным", упрекали его в том, что он мало говорит и думает о причинах своего положения. Но зачем ему после восьми лет заключения устраивать самому себе безысходную нравственную пытку? Что он знал, то знал твердо, а чего не знал, того, к нашей общей беде, и не мог знать.
Конечно, и нам хотелось бы, чтобы Шухов и его товарищи осознали бы природу и последствия культа личности, сидя в лагере, и даже вступили бы с ним в борьбу. Но не выглядит ли это применительно к реальным условиям, о которых идет речь, самой беспочвенной утопией? <...>
Достаточно и того, что в Иване Денисовиче с его народным отношением к людям и труду заложена такая жизнеутверждающая сила, которая не оставляет места опустошенности и безверию. И этот оптимизм тем более зрел и реален, что рассказ о судьбе Шухова вызывает в нас самое живое и глубокое возмущение преступлениями поры культа личности». Прокомментируйте позицию В.Я.Лакшина. Согласны ли вы с ней?
7. Охарактеризуйте художественную идею А. И. Солженицына, воплощенную им в повести (рассказе) «Один день Ивана Денисовича».
8. Сопоставьте идейно-эмоциональное содержание повести (рассказа) Солженицына «Один день Ивана Денисовича» с содержанием рассказа В.Т.Шаламова «Последний бой майора Пугачева».
*9. Сопоставьте образы Матрены из рассказа А. И. Солженицына «Матренин двор» и Ивана Денисовича. Что в них общего и чем они отличаются?
*10. Охарактеризуйте отношение А. И. Солженицына к человеку из народной среды и сравните его взгляды со взглядами Л.Н.Толстого, М.Е.Салтыкова-Щедрина, Н.А.Некрасова и А.П.Чехова.
**11. Охарактеризуйте жанр произведения А. И. Солженицына «Один день из жизни Ивана Денисовича». Почему сам писатель настаивал на том, что он написал именно рассказ? Итак, как вы считаете «Один день Ивана Денисовича» — рассказ или повесть? Ответ аргументируйте.
Вопросы и задания для анализа стихотворения А.Т.Твардовского «Я убит подо Ржевом» |
Я убит
Яубит подо Ржевом, В безымянном болоте, В пятой роте, на левом, При жестоком налете.
Я не слышал разрыва И не видел той вспышки, — Точно в пропасть с обрыва — И ни дна, ни покрышки.
И во всем этом мире До конца его дней — Ни петлички, ни лычки С гимнастерки моей.
Я — где корни слепые Ищут корма во тьме; Я — где с облачком пыли Ходит рожь на холме.
Я — где крик петушиный На заре по росе; Я — где ваши машины Воздух рвут на шоссе.
Где — травинку к травинке — Речка травы прядет, — Там, куда на поминки Даже мать не придет.
Подсчитайте, живые, Сколько сроку назад Был на фронте впервые Назван вдруг Сталинград.
Фронт горел, не стихая, Как на теле рубец. Я убит и не знаю: Наш ли Ржев наконец?
Удержались ли наши Там, на Среднем Дону?.. Этот месяц был страшен. Было все на кону.
Неужели до осени Был за ним уже Дон
) Ржевом
И хотя бы колесами К Волге вырвался он?
Нет, неправда! Задачи Той не выиграл враг! Нет же, нет! А иначе, Даже мертвому — как?
И у мертвых, безгласных, Есть отрада одна: Мы за родину пали, Но она — спасена.
Наши очи померкли, Пламень сердца погас. На земле на поверке Выкликают не нас.
Нам свои боевые Не носить ордена. Вам — rsce это, живые. Нам — отрада одна:
Что недаром боролись
Мы за Родину-мать.
Пусть не слышен наш голос, —
Вы должны его знать.
Вы должны были, братья, Устоять, как стена, Ибо мертвых проклятье — Эта кара страшна.
Это грозное право Нам навеки дано, И за нами оно — Это грозное право.
Летом, в сорок втором, Я зарыт без могилы. Всем, что было потом, Смерть меня обделила.
Всем, что, может, давно Всем привычно и ясно. Но да будет оно С нашей верой согласно.
Братья, может быть, вы И не Дон потеряли И в тылу у Москвы За нее умирали.
И в заволжской дали Спешно рыли окопы, И с боями дошли До предела Европы.
Нам достаточно знать, Что была, несомненно, Та последняя пядь На дороге военной, —
Та последняя пядь, Что уж если оставить, То шагнувшую вспять Ногу некуда ставить...
Та черта глубины, За которой вставало Из-за вашей спины Пламя кузниц Урала.
И врага обратили Вы на запад, назад. Может быть, побратимы, И Смоленск уже взят?
И врага вы громите На ином рубеже, Может быть, вы к границе Подступили уже?
Может быть... Да исполнится Слово клятвы святой: Ведь Берлин, если помните, Назван был под Москвой.
Братья, ныне поправшие Крепость вражьей земли, Если б мертвые, павшие Хоть бы плакать могли!
Если б залпы победные Нас, немых и глухих, Нас, что вечности преданы, Воскрешали на миг.
О, товарищи верные, Лишь тогда б на войне Ваше счастье безмерное Вы постигли вполне!
В нем, том счастье, бесспорная Наша кровная часть, Наша, смертью оборванная, Вера, ненависть, страсть.
Наше все! Не слукавили Мы в суровой борьбе, Все отдав, не оставили Ничего при себе.
Все на вас перечислено Навсегда, не на срок. И живым не в упрек Этот голос наш мыслимый.
Братья, в этой войне Мы различья не знали: Те, что живы, что пали, — Были мы наравне.
И никто перед нами Из живых не в долгу, Кто из рук наших знамя Подхватил на бегу,
Чтоб за дело святое, За советскую власть Так же, может быть, точно Шагом дальше упасть.
Я убит подо Ржевом, Тот — еще под Москвой... Где-то, воины, где вы, Кто остался живой?!
В городах миллионных, В селах, дома — в семье? В боевых гарнизонах На не нашей земле?
Ах, своя ли, чужая, Вся в цветах иль в снегу... Я вам жить завещаю, — Что я больше могу?
Завещаю в той жизни Вам счастливыми быть И родимой отчизне С честью дальше служить.
Горевать — горделиво, Не клонясь головой. Ликовать — не хвастливо В час победы самой.
И беречь ее свято, Братья, счастье свое, |
В память воина-брата, Что погиб за нее.
(1945-1946)
1. Какое настроение возникло у вас при чтении стихотворения А. Т. Твардовского?
2. Какие исторические события в нем отразились?
3. Охарактеризуйте художественные средства создания образа в стихотворении А. Т. Твардовского: приемы звукописи, рифмовку, стихотворный размер, ритм, лексику.
4. В чем заключается своеобразие лирического героя А. Т. Твардовского в стихотворении «Я убит подо Ржевом»? Обратите при этом внимание и на смену местоименных форм.
5. С каким заветом обращается лирический герой стихотворения (а вместе с ним и поэт) к героям, выжившим в годы Великой Отечественной войны? Истолкуйте следующие строки:
Где-то, воины, где вы, Кто остался живой?!
В городах миллионных, В селах, дома — в семье? В боевых гарнизонах На не нашей земле?
Ах, своя ли, чужая; Вся в цветах иль в снегу... Я вам жить завещаю, — Что я больше могу?
*6. Определите принцип, на основе которого создан образ лирического героя в стихотворении А. Т. Твардовского, — метонимия или метафора? Как этот принцип связан с реализмом?
**7. Прочитайте высказывание современного поэта Ю. М. Куб-лановского: «Твардовский не всегда умел уловить нужный объем стихотворения. Например, какой сильный зачин в знаменитом "Я убит подо Ржевом...":
Я убит подо Ржевом, В безыменном болоте, В пятой роте, на левом, При жестоком налете, —
на
какая отличная фонетическая перекличка, как хорошо это левом" с усеченным обстоятельством места. Четвертая строфа еще превосходнее:
Я — где корни слепые Ищут корма во тьме; Я — где с облачком пыли Ходит рожь на холме, —
очень большая поэзия, и глагол "ходит" как точен, ну а уж "корни слепые", ищущие "корма во тьме", — высокое поэтическое достижение.
Но в целом в этом стихотворении 42 (!) строфы-кирпичика, и читать его к середине, если не раньше, надоедает». Согласны ли вы с мнением Ю. М. Кублановского? Аргументируйте свой ответ.
Вопросы и задания для анализа драмы А. В. Вампилова «Утиная охота»
1. Объясните, почему автор назвал своего героя Виктором Зи-ловым. Какую информацию эти имя и фамилия дают о характере героя?
2. Подумайте, насколько стремление Зилова к самоубийству мотивировано его характером.
3. Соотнесите с Зиловым других героев драмы А. В. Вампилова. Противопоставлены ли они главному герою или сопоставлены с ним? Охарактеризуйте систему персонажей драмы «Утиная охота». Подумайте, как отношение к отцу, женщинам, друзьям и работе раскрывает характер Зилова.
4. В чем проявляется сходство Зилова и официанта Димы? Можно ли назвать их «двойниками»? Обратите внимание на портреты, которые дает драматург этим героям, и их отношение к утиной охоте.
5. В чем заключается необычность изображения драматургического конфликта в пьесе А. В. Вампилова? Проследите, где и как развивается этот конфликт. Каково сюжетно-композиционное своеобразие «Утиной охоты»?
6. Можно ли назвать символическими такие детали и образы, как интерьер, траурный венок, мотив дождя, охоты и самоубийства в пьесе? В чем заключается их смысл?
*7. Ознакомьтесь с цитатой из монографии Е. М. Гушанской «Александр Вампилов. Очерк творчества»: «Как художник он работал тогда, когда начались необратимые процессы размежевания провозглашаемых ценностей и реальной жизни. Страшное состояло не в том, что таким образом уничтожался смысл идеалов, а в том, что уничтожался смысл нравственности вообще. Вампилов был сыном, и прекрасным сыном, времени, которое его породило: ему необходимо было знать, чем жив человек, куда ему идти, как жить, ему необходимо было ответить на эти вопросы самому себе, и он первым, во всяком случае первым из драматургов, обнаружил, что жизнь подошла к той последней черте, за которой вопросы эти уже не имеют привычного ответа». Проанализируйте финал «Утиной охоты». До сих пор он по-разному истолковывается в критике. Учитывая тезис Е. М. Гушанской, дайте свою интерпретацию финала пьесы А. В. Вампилова.
8. Подумайте, к какому типу литературных персонажей относится Зилов. Какие качества обнаруживает А. В. Вампилов в современном ему человеке?
9. Почему именно такой герой, как Зилов, стал главным героем пьесы? Охарактеризуйте идейное содержание пьесы А.В.Вампи-лова «Утиная охота». Составьте план ответа.
*10. Если вы уже знакомы с теле- и театральными постановками пьес А. В. Вампилова, опишите свои впечатления о них в сочинении-отзыве.
**11. Прочитайте пьесу А. Н.Арбузова «Жестокие игры» и сопоставьте ее с пьесой А. В. Вампилова «Утиная охота».
** 12. Подготовьте устное сообщение на тему «Мотив игры в пьесах А. В. Вампилова "Утиная охота" и А. Н.Арбузова "Жестокие игры"».