Из повести Н. В. Гоголя «Портрет»
(визит аристократической дамы к Чарткову)
1. Перечитайте фрагмент из повести Н. В. Гоголя «Портрет», в котором рассказывается о визите аристократической дамы к Чарткову и работе художника над портретом ее дочери. Можно ли назвать данный эпизод кульминационным моментом в судьбе Чарт-кова? Был ли он важнее, чем приобретение им портрета и нахождение денег? Обоснуйте свой ответ.
2. Какие события предшествуют названному эпизоду? Можно ли говорить о том, что Чартков готов к подобному повороту в своей карьере? Подтвердите свой ответ примерами из текста повести.
3. Охарактеризуйте аристократическую даму, ее отношение к искусству, ее взгляды на мастерство художника, ее отношение к его личности. Можно ли говорить о том, что ее взгляды — выражение мнения света?
4. Охарактеризуйте дочь аристократической дамы. Что заинтересовало в ней художника? Процитируйте отрывок, в котором автор раскрывает ее внутреннюю сущность. Какие чувства испытывает автор к этой девушке? Можно ли говорить об авторской иронии? Обоснуйте свой ответ.
5. Прочитайте, как Чартков начинает работать над портретом. Какие сильные и слабые стороны его как художника подчеркивает автор? Почему он не смог увидеть истинного лица своей натуры, а увидел в ней то, что хотел, с точки зрения начинающего художника. Почему его интересует не психология предмета, а фактура?
6. Можно ли говорить о том, что, когда работу Чарткова с чувством превосходства прерывает заказчица, у него мелькает последнее сожаление об утраченной свободе? Подтвердите свой ответ текстом.
7. Как вы думаете, сделан ли уже в этот момент выбор Чарткова? О чем думает художник, ожидая следующего визита? Подтвердите свой ответ текстом.
8. Что становится окончательно ясно во время второго сеанса? Подтвердите свой ответ текстом.
9. Найдите в тексте момент внутренней борьбы Чарткова. Почему он погружается в работу над головкой Психеи? Можно ли говорить о том, что автор подробно и детально описывает все, что происходит в душе героя за это время, потому что именно этот момент интересен ему с психологической точки зрения? Проследите, как происходит постепенная смена авторской интонации: все меньше в ней симпатии к герою, постепенно появляется та ирония, с которой будет потом рассказываться о преуспевании Чарткова.
10. Почему Чартков не сопротивляется, когда аристократическая дама хочет увидеть в Психее свою дочь? Процитируйте, что он в этот момент думает. Чувствует ли он угрызения совести, испытывает ли страх? Обоснуйте свой ответ. Что окончательно примиряет его с создавшимся положением вещей?
11. Обозначьте композиционные элементы внутри этого эпизода: завязку, развитие действия, кульминацию, развязку.
12. Сделайте вывод о том, какую роль этот эпизод играет в дальнейшем развитии сюжета. Какое значение он имеет для постижения авторского замысла?
Вопросы и задания для анализа пятого действия пьесы А. Н. Островского «Гроза»
1. Прочитайте пятое действие пьесы «Гроза». В каком душевном состоянии находится Катерина (явление 2-е)? Как это передано в тексте?
2. Обратите внимание на ключевые слова «смерть» и «могила». О чем свидетельствует частое повторение этих слов?
3. Хочет ли Катерина избежать трагического выхода из положения? Возможен ли он? Подтвердите свой ответ цитатами из текста.
4. На что надеется Катерина при встрече с Борисом? Оправдались ли ее надежды?
5. Как раскрывается образ Бориса в сцене прощания?
6. К какому решению в конце концов приходит Катерина?
7. Что значило для нее пойти на самоубийство? Победа это или поражение?
8. Какова реакция окружающих на действия Катерины?
9. Действительно ли пятое действие «составляет апофеозу характера Катерины» (Н.А.Добролюбов)? Как вы понимаете эти слова?
Вопросы и задания для анализа главы
«Сон Обломова» из романа И.А.Гончарова
«Обломов»
1. Вспомните, какое место занимает в романе глава «Сон Обломова». Для чего она введена в роман? Перечитайте ее.
2. Какова композиционная роль этой главы?
3. Что нового вносит глава «Сон Обломова» в раскрытие образа Обломова?
4. Как выражается в данной главе авторское отношение к Обло-мову?
5. Почему для Обломова мир Обломовки является воплощением рая на земле?
6. Для чего автор использует прием антитезы, изображая пейзаж Обломовки?
7. Какую роль выполняют риторические вопросы, эпитеты, многочисленные отрицания, отрицательные сравнения?
8. Продумайте вывод-обобщение к своему анализу главы «Сон Обломова». (В чем смысл данной главы в контексте всего произведения, какова значимость и необходимость главы, связь с основным сюжетом, как в этом эпизоде отражено мастерство писателя.) Составьте подробный план ответа.
Вопросы и задания для анализа эпизода главы X
(«схватка» Базарова с Кирсановым