Распространение Рейки за пределами Японии
Перемены произошедшие с госпожой Таката были столь разительны, что она решила приобщиться Рейки и попросила доктора Хаяши взять ее в ученицы, чтобы, овладев искусством, распространять его на Гавайях. До той поры Рейки применялась исключительно в Японии, и, вероятно, у мастера возникли сомнения относительно возможности реализации намерений доктора Усуи применительно к иным культурным традициям.
Однако уже тогда он предчувствовал, что Рейки суждено всемирное признание, и согласился пойти на этот эксперимент при условии, что в течение года госпожа Таката останется в Японии как ученица. Узнав способы самолечения и лечения других людей, Таката прочувствовала Рейки всей душой и в дальнейшем не столько нуждалась в наставлениях учителя, сколько полагалась на собственную интуицию, мудрость и опыт. Доктор Хаяши был удовлетворен ее успехами и перед расставанием посвятил ее во вторую ступень Рейки.
Становление мастера
После двух лет практики на Гавайях госпожа Таката пригласила своего учителя, и он навестил ее в 1938 году. Ее достижения произвели на него большое впечатление, и он посвятил ее в Мастера Рейки.
Доктор Хаяши почувствовал, что эта женщина от природы умна и, в следствие собственного печального опыта, милосердна к страданиям других.
В течение последующих лет он убедился в ее профессиональном мастерстве, благородстве и способности беззаветно отстаивать ценность и потенциал Рейки как системы целительства и духовного роста. Нередко ему приходили мысли о том, что Таката идеально подходит для роли человека, способного продолжить дело и стать его преемником.
К окончательному решению он приходит в 1941 году, незадолго до своей кончины. Несмотря на то, что Хаяши посвятил в мастера нескольких своих учеников, он посвящает именно ее в Мастера третей ступени, как наиболее преданного и последовательного практика «живого» Рейки. После его смерти Таката многие годы распространяла Рейки на Гавайях и лишь после того, как ей минуло 70 лет сосредоточила свое внимание на посвящении избранных мастеров, готовых к полному взаимодействию с ней и с Рейки.
Четвертый западный великий мастер
Хавайо Таката умерла 11 декабря 1980 года. Она обучила 22 мастера Рейки в США и Канаде. Ее внучка Филлис Лей Фурумото стала четвертым Великим мастером Рейки и остается таковым и поныне. Филлис вспоминает, что в раннем детстве она уже помогала своей бабушке, так как Рейки уже тогда стало неотъемлемой частью ее жизни. В определенном смысле родство с госпожой Таката определило выбор жизненного пути и становление ее самой как четвертого Великого мастера. С возрастом у нее появились иные интересы, и она не отличалась от обычных людей ни в профессиональной деятельности, ни в личной жизни. Лишь к тридцати годам Филлис прислушалась к совету бабушки и стала ее соратницей.
Это решение стало поворотным моментом в ее жизни. Женщины стали много общаться друг с другом, беседовать и вести дискуссии по методики восприятия и обучения Рейки. Порой их мнения не совпадали. Эти отношения были столь близки, до даже после смерти госпожи Такато Филлис ощущала ее влияние и даже присутствие. Что же касается различий в подходах, то они, как и былые дискуссии, способствовали обмену глубоко личными переживаниями и стали своего рода стимулом становления Филлис как мастера Рейки, а впоследствии сделали ее Великим мастером.
Мировое сообщество Рейки
Как и было задумано, положительные результаты, достигнутые многими последователями Рейки, привели к тому, что искусство стало распространяться по всему миру. Со временем мечта госпожи Такато популяризировать систему Рейки во многих странах воплотилась в жизнь.
Осуществление этого желания до некоторый степени изменило первоначальную роль Великого мастера, который стал не столько хранителем традиции, сколько фигурой, достойной восхищения и подражания как для отдельных последователей, так и для групп, практикующих эту технику. Таким образом, процесс распространения знания стал естественным и, до определенной степени, стихийным.
В наше время, когда Рейки приобретает себе сторонников во всем мире, Филлис разделяет всю полноту ответственности за лидерство с Полом Митчелом, который также является учеником госпожи Таката и известен как опытный мастер Рейки, наделенный природным даром воплощать традиционную форму искусства применительно к западному образу мышления. Особое внимание к форме объясняется тем, что искусство начинает изучать все больше представителей разных народов и культур, и, со временем, истинная сущность Рейки может раствориться в многообразии национальных интерпретаций.
Рейки можно представить как дерево, где форма представлена ветвями, а сущность живительным соком; при этом обе категории взаимозависимы и способствуют плодотворному росту. Для того, чтобы сущность Рейки оставалась неизменной, форма помогает изучающим придерживаться единого пути. Она может меняться в зависимости от национальных особенностей личности, в то время как сущность или содержание остается неизменной, универсальной и общей для всех.
Филлис и Пол являются популяризаторами и организаторами сообществ по изучению искусства и воспитанию мастеров, причем каждый член этого тандема использует свои личные культурные и национальные традиции для всеобщего блага. В определенном смысле каждый человек является Великим мастером по отношению к себе самому. То, чем занимаются Филлис и Пол, то есть процесс духовного развития личности, в полной мере можно назвать служением.