Раздел 4.Западное искусство XVIII-XXвв

Тема 1. Искусство Италии XVIIIв. Особенности экономики, политики и культурного развития европейских стран в период углубившегося кризиса абсолю­тизма и укрепления капиталистического уклада. Сосуществование двух идеологий — деградирующего феодального дворянства и стремящегося к власти буржуазного класса. Отражение в искусстве буржуазных и феодально-аристократических интересов. Противоречие стилистических концепций классицизма, рококо и реализма. Внешнее великолепие жизни итальянских городов. Позднее барокко в архитектуре и изобра­зительном искусстве первой половины XVIII в. Ведущее зна­чение венецианской школы и выражение ее блестящего расцвета творчестве Джованни Баггиста Тьеполо, завершившего круг исканий барокко. Неудержимость его творческой фантазии, ка­жущаяся необъятность пространства, колористическая изыскан­ность светлой красочной гаммы, сочетание настроения празд­ничности со своеобразной серьезностью. Росписи Тьеполо в па­лаццо Лабиа в Венеции. Развитие пейзажного жанра. Насыщен­ные влагой городские виды (ведуты) Венеции Джованни Антонио Каналетто. Завершение художественной культуры Венеции в сверкающих мастерством и темпераментом пейзажах Франческо Гварди («Венецианский дворик», «Рио деи Мендиканти»).
Тема 2.Искусство Франции и Испании XVIIIв. Вырождение «академического» классицизма и вытеснение его аристократическим стилем рококо. Убранство интерьеров и изысканность прикладного искусства. «Галантный жанр» Антуана Ватто в сценах из придворной жизни. Царство чувственно-прекрасных грез, окрыленность мечтой, очарование волшебной поэзии и тоскующего веселья в произведениях Ватто («Галант­ные празднества», «Общество в парке»). Нарастание фриволь­ности в творчестве Жана Оноре Фрагонара («Поцелуй украд­кой»). Развлекательный и эротический характер произведений Франсуа Буше как показатель духовного оскудения француз­ского дворянства.
Выход на историческую арену «третьего сословия» и отра­жение его в живописи. Проникновенность искусства Жана Ба­тиста Шардена. Благоговейное отношение художника к пред­метам. Натюрморты Шардена («Атрибуты искусства», «Медный жбан»). Проповедь буржуазной морали в сентиментальных про­изведениях Жана Батиста Греза.Нарастание интереса передовых слоев буржуазии к греко-римскому античному искусству и переосмысление на этой почве стилистической концепции классицизма. Раннее творчество Жана Луи Давида («Клятва Горациев»). Монументальная и камерная скульптура накануне Великой французской революции. Портреты Жана Антуана Гудона.


Испанский художник Франсиско Гойя и характер его твор­чества. Яркость образов в портретах актрисы Ла Тирана, семьи Карла IV. Величие человека из народа в монументальных роспи­сях церкви Антония Флоридского. Графическая серия «Капричос» и ее обличительный характер. Драматизм и экспрессив­ность в работах, направленных против военной экспансии На­полеона I («Расстрел в ночь с 2 на 3 мая 1808 года», офорты «Бедствия войны»). Последний период творчества художника, его офорты, росписи «Дома глухого».
Тема 2.Искусство Англии и Германии XVIIIв. Двойственность английского искусства XVIII в., одновре­менно обслуживающего интересы земельной аристократии и буржуазных кругов. Уильям Хогарт, его сатирические картины и гравюры, бичевание пороков современного общества (серии «Модный брак», «Карьера мота»). Расцвет английского порт­рета. Трезвая реалистическая передача и аристократическая пышность портретов Джошуа Рейнольдса (портрет лорда Хит-филда). Музыкальное изящество и чувственность портретных образов в работах Томаса Гейнсборо («Голубой мальчик», «Портрет актрисы Сарры Сиддонс»). Интерьеры и прикладное искусство, мебель (Чиппендейл). Художественная керамика (Уэджвуд).

Основные направления в искусстве Германии: официозный «прусский» натурализм, салонное искусство, реалистическое на­правление, возглавленное Адольфом Менделем. Работа Менделя «Железопрокатный завод».

Тема 3. ИскусствоФранции пер.половины XIXв. Классицизм. Революционный пафос и реализм творчества Жака Луи Давида в период первой буржуазной революции («Смерть Марата»). Империя Наполеона и изменение сущности искусства. Стиль ампир. Отделка интерьеров, орнамент, посуда, ткани, мебель (так называемый «стиль жакоб»). Творчество художников академической школы Антуана Гро, Пьера Поля Прюдона, Франца Жерара. Уравновешенность, гармоничное изящество и вместе с тем холодная чопорность произведений Жана Огюста Доменика Энгра («Апофеоз Гомера», «Большая одалиска»).

Зарождение романтизма и борьба с классицизмом. Работы Теодора Жерико («Плот Медузы», «Скачки в Эпсоме») как по­пытка передать накал чувств, эмоциональность действия в про­тивовес отвлеченным нормам классицизма.
Творчество Эжена Делакруа. Драматические контрасты, ди­намичность композиционного построения, яркость красочного решения как основные особенности работ Делакруа («Резня на Хиосе», «Свобода, ведущая народ»). Стремление к необычно­сти и увлечение восточной экзотикой в работах «Алжирские женщины в своих покоях» и др. Монументальная скульптура романтического направления Франсуа Рюд — «Марсельеза».

Реализм. Пейзажи и портреты Камиля Коро «Порыв ветра», «Мост в Манте», «Читающая пастушка». Их гармоничность, мягкость форм, тонкость колорита. Изучение родной природы художниками-барбизонцами. Теодор Руссо, Жюль. Дюпре, Шарль Франсуа Добиньи.

Оноре Домье как наиболее яркий представитель обличитель­ного направления в искусстве. Монументальность живописных работ Домье («Прачка», «Дон Кихот»). Крестьянская тематика в творчестве Франсуа Милле («Сборщицы колосьев»). Широкий общественный резонанс и демократизм искусства Гюстава Кур-бе («Похороны в Орнане», «Каменотесы»).

Тема4.ИскусствоФранции середины и посл.трети XIXв. Многообразие творческих исканий и появление новых тече­ний. Традиции реализма в творчестве Эдуарда Мане и «музей­ный» характер его композиций («Олимпия», «Завтрак на тра­ве»). Свежесть восприятия, непосредственность картины «Бар в Фоли-Бержер». Эдгар Дега и его работы из жизни парижской богемы («Абсент»), балета («Голубые танцовщицы»), скачек («Жокей перед скачкой»).

Импрессионизм. Стремление художников передать свежее, непосредственное впечатление от действительности. Разработка новых средств: свободная композиция, изменчивость окружаю­щего мира, колористические достижения на основе установле­ния прямой зависимости цветовой насыщенности и изменяемости предметов. Поиски новых пейзажных мотивов и городские виды Клода Моне («Бульвар капуцинок в Париже»). Жизнерадост­ность искусства Огюста Ренуара, поэтичность образов парижа­нок («Девушка с веером»), красочность сцен парижской жизни («Зонтики»). Пейзажи Камиля Писсаро («Бульвар Монмартр в Париже») и Альфреда Сислея. Импрессионистские чер­ты в скульптуре Огюста Родена («Граждане Кале», «Мыслитель»).


Тема 5.Основные тенденции развития зарубежного искусства кон.XIX-XXвв Закономерности развития капиталистического общества пе­риода империализма. В. И. Ленин о двух культурах в каждой национальной культуре. Кризис буржуазной культуры. Развитие идеалистических концепций в философии, тяга к подсознатель­ному, интуитивному. Зарождение модернистских направлений в искусстве. Переплетение различных творческих методов в ис­кусстве художников Запада.

Дивизионизм. Своеобразие и монументальность работ Жор­жа Сера («Воскресная прогулка в Гранд-Жатт») и Поля Синьяка. Разложение дивизионизма.

Постимпрессионизм. Отсутствие единой программы. Поль Се­занн и его работы «Берега Марны», «Автопортрет», «Персики и груши». Поиски синтеза формы и цвета, четкость конструк­тивной композиции, стабильность соотношений формы и прост­ранства, красочное богатство. Влияние Сезанна на искусство XX в. Винцент Ван Гог и его повышенный интерес к действи­тельности, элементы субъективизма в его искусстве. Деформа­ция, утрировка реальных форм во имя наибольшей экспрессии. Работы художника «Ночное кафе в Арле», «Прогулка заклю­ченных», «Дорога в Овере после дождя».


Поль Гоген и его стремление уйти от вопросов современно­сти, обращение к символизму. Поэтизация жизни обитателей острова Таити («Жена короля», «А ты ревнуешь?»). Декоратив­ные искания Гогена.


Анри Тулуз-Лотрек, гротескный характер его образов париж­ской богемы. Значение художника в рождении искусства пла­ката.


Фовизм. Эстетические позиции. Творчество Анри Матисса. Оптимизм звучания, декоративная условность его картин («Та­нец», «Красные рыбы»).

Примитивизм. Работы А. Руссо.


Кубизм. Желание выявить структурные особенности пла­стической формы. Аналитическое разложение формы совме­щением различных сторон предмета на одном изображении. Работы Жоржа Брака («Черные рыбы»). Кубизм в скульп­туре. Пуризм как разновидность кубизма. Упрощение формы и колорита.

Футуризм. Стремление передать ощущение движения, его скорости и темпа путем расчленения элементов предмета и их многократного повторения на плоскости. Произведения У. Боччони и Д. Северини.


Дадаизм. Отказ от художственных традиций и культуры че­ловечества, отрицание морали в «творчестве» М. Дюшана.


Экспрессионизм. Деформация изображения предмета во имя передачи экспрессии переживания или подсознательного им­пульса. Картины Э. Нольде, Отто Дикса, Георга Гросса.


Сюрреализм. Причудливая комбинация натуральных и фан­тастических форм для выражения инстинкта и биологических импульсов «художника-творца». Бредовые, кошмарные виде­ния, подсознательный мир в работах Сальвадора Дали («Пыла­ющий жираф»).


Абстракционизм — ведущее формалистическое течение в ис­кусстве XX в. Геометрический абстракционизм Малевича и Мондриана. Роль Кандинского в формировании принципов аб­страктного искусства. Новое ответвление — ташизм и утвержде­ние в искусстве абсолютного произвола (на примере произведе­ний Поллока).


Поп-арт («массовое» искусство) и оп-арт — новые формали­стические течения.

Прогрессивное искусство Западной Европы и Америки. Де­мократические направления в искусстве как отражение идео­логии возросшего пролетарского движения. Влияние Великой Октябрьской социалистической революции на прогрессивную культуру Европы и Америки.


Пабло Пикассо и его место в искусстве XX в. Гуманистиче­ская основа его творчества. Сочетание правдивости и обострен­ного восприятия действительности с драматизмом и эмоцио­нальной силой в произведениях Кете Кольвиц. Высокий гуманизм и темперамент работ Франса Мазерееля («Расстрел», «Си­рена»).

Успехи монументальной французской скульптуры. Поиски выразительности в традициях прошлого, стремление придать образам высокое напряжение в работах Антуана Бурделя («Стрелок Геракл», «Сафо», «Победа»). Творчество Аристида Майоля, его намерения выразить гуманистический идеал и вы­сокое чувство красоты («Помона», «П. Сезанн», «Река»), Ла­коничность пластики Шарля Деспио.
Французский реалистический пейзаж и его ведущие предста­вители. Мечтательный, лирический характер произведений Мо­риса Утрилло («Улица на Монмартре»). Поэзия современного города, запечатленная в тонких по настроению и красочно-изы­сканных работах Альбера Марке («Габсбургский порт», «Везу­вий»).
Прогрессивное искусство США.


Героические пейзажи Рокуэлла Кента, посвященные север­ной природе. Особенности работ Кента: обобщенные крупные планы, монументальные цветовые отношения, строгая уравно­вешенность композиции. Творчество Эндрью Уайеса.
Монументальная живопись Мексики и выражение в ней идей борьбы против национального угнетения, за социальное освобождение трудящихся. Экспрессивная заостренность обра­зов, перерастание их в символы философского звучания во фре­сках Хосе Клементе Ороско в Национальной школе и Дворце правосудия в Мехико. Фрески Диего Риберы, посвященные истории Мексики, борьбе народа за независимость. Сочетание росписи с объемной цветной пластикой в оформлении универ­ситетского стадиона в Мехико. Напряженность образного языка в работах Давида Альфаро Сикейроса: энергичная моделировка фигур, динамика пространственных построений.

Неореализм, его происхождение и антифашистская направ­ленность. Социальная острота и эмоциональная яркость произ­ведений французских неореалистов Андре Фужерона и др. Ре-нато Гуттузо как наиболее яркий представитель итальянской школы экспрессионизма. Его произведения («Рокко у пате­фона», «Пляж», «Девушка, поющая «Интернационал»). Реали­стическая скульптура Джакомо Манцу («Кардинал» и рельефы для Врат смерти собора Св. Петра в Риме).

Раздел 5. Искусство России

Тема 1. Искусство Киевской Руси IXв. Культурные последствия христианизации Руси, ее приобщение к восточно-христианской культуре. Роль Византии в формировании русской средневековой культуры. Искусство домонгольской Руси (X - середина ХIII в.). Собор святой Софии в Киеве, его архитектура, убранство интерьера. Древнерусская мозаика. Собор святой Софии в Новгороде (1045-1050 гг.),

Тема 2. Искусство периода феодальной раздробленности (XI-XIIвв). Владимиро-суздальское искусство XII—XIII вв. Роль великокняжеской власти в развитии архитектуры. Применение белого камня. Тесная связь архитектурных сооружений с окруЖающей природой. Пропорциональные особенности й характер декоративного убранства. Успенский и Дмитриевский соборы во Владимире. Церковь Покрова на Нерли. Георгиевский собор в Юрьеве-Польском. Сравнение владимиро-суздальского искусства с романским стилем в искусстве Западной Европы. Значение народной деревянной резьбы в орнаментации фасадов архитектурных памятников. Новый, более мягкий образ богоматери в иконе «Богоматерь Оранта» (называемой Ярославской) по сравнению с мозаикой Киевской Софии. Икона «Дмитрий Солунский». Особенности композиции.

Искусство Новгорода и Пскова XII—XIJI вв. Новый характер церковной архитектуры, ее эволюция. Георгиевский собор Юрьева монастыря. Храм Спаса на Нередице. Предельное упрощение его внутреннего пространства и статичность наружного облика. Фрески церкви Спаса на Нередице, их величавая сила и суровость. Иконопись местной новгородской школы на красном фоне («Иоанн, Георгий и Власий»).


Архитектура и росписи Спасо-Преображенского собора Ми-рожского монастыря в Пскове.


Искусство периода феодальной раздробленности и начала объединения русских земель (XIV—XV вв.). Искусство Новгорода и Пскова. Широкий размах строительства. Тяготение к большой живописности пластических масс архитектуры и декоративному убранству. Изменение техники кладки и материала в архитектуре. Церковь Федора Стратилата и Спаса Преображения на Ильине в Новгороде. Своеобразие условий развития новгородской художественной культуры.

Расцвет монументальной фресковой живописи в XIV в. Роспись церкви Спаса Преображения на Ильине Феофаном Греком. Страстная напряженность и внутренняя сила его образов («Вседержитель», «Авель», «Троица»). Фрески церкви Федора Стратилата и церкви Успения на Волотовом поле близ Новгорода.

Новгородская икона и ее своеобразие. Воплощение в ней народных представлений. Фольклорность и сказочность икон, их тесная связь с народными языческими символами. Линейно-плоскостной характер изображения, декоративность, тонкий ритм в сочетании красок, построение композиции с сохранением «малой глубины». Знаковый (символический) характер иконы в отличие от чувственного, осязаемого характера искусства Италии периода Возрождения. Отличие иконы как своеобразной «модели мира» от европейской картины Нового времени, трактуемой как «вид из окна». Доминанта принципа изображения «как я знаю», а не «как я вижу» в древнерусской живописи. Материалы иконописи. Специфика темперной живописи. Ее сравнительная характеристика с маслом. Причины отсутствия в иконе рамы. Отсутствие иллюзии третьего измерения (пространства). Характер передачи времени в иконе. Совмещение
в одном произведении разновременных моментов («Рождество Богоматери», «Георгий с житием», «Битва суздальцев с новгородцами»).

Тема3. Искусство Пскова в XIVв. Уяснение особенностей художественного языка древнерусской иконописи на примере сравнительного анализа родственных по теме произведений средневековья и Нового времени: тема материнства и тема героя-всадника. Тема материнства: «Богоматерь Владимирская» (XI в.), «Богоматерь Толгская» (XIII в.), итальянская «Мадонна со святыми и ангелами» Джотто (1310 г.), нидерландская «Мадонна в церкви» Яна ван Эйка (XV в.), французская «Богоматерь с младенцем» Жана Фуке (XV в.).


Сравнительная характеристика особенностей художественного языка произведений на тему героя-всадника: «Чудо Георгия о змие» (XIV в.), «Св. Георгий» (начало XIV в.), «Св. Георгий» (начало XV в.), «Св. Георгий» П. Учелло (XV в.), «Св. Георгий» Рафаэля (начало XVI в.), «Купание красного коня» Петрова-Водкина (1912 г.). Традиция и новаторство в искусстве.


Тема 4.Искусство великокняжеской Москвы в XIV- XVвв. Москва — главный центр экономической, политической и художественной жизни страны. Отражение в искусстве идеи единения Руси и освобождения ее от татаро-монгольского ига. Формирование особенностей московской архитектуры и значение владимиро-суздальского наследия. Энергичное движение архитектурных масс, изысканность силуэта, ярусность кокошников и мягкость силуэтных линий как специфические черты ранних московских памятников (соборы Успения на Городке в Звенигороде, Спаса Андронникова монастыря).


Московская икона «Архангел Михаил» как воплощение действенного пафоса героической эпохи Куликовской битвы. Переезд в Москву Феофана Грека, его участие в росписи Благовещенского собора. Икона из деисусного чина иконостаса «Богоматерь».


Творчество А. Рублева. Росписи Успенского собора во Владимире. Передача движения с помощью гибкой линии, моделировка формы гибкими мазками. Отличие мягких лирических образов А. Рублева от суровых ликов Ф. Грека. Проникновенная человечность образа Спаса из Звенигородского собора как выражение нового нравственного идеала эпохи. Гармоническая слаженность композиции и колорита в иконе «Троица». Сравнение ее с фреской Ф. Грека и иконой Симона Ушакова (XVII в.) на эту же тему. Традиции рублевского искусства в московской культуре. Икона «Жены мироносицы у гроба господня».

Отличие московской иконописи от новгородской. Характеристика иконостаса на примере иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля (XV—XVII вв.).

Тема 5. Искусство Русского централизованного государства(конец XV- XVIвв.) Сложение общерусского централизованного государства. Освобождение от татаро-монголь­ского ига. Широкое строительство в Москве. Ведущая роль архитектуры среди других видов искусства. Реконструкция Мо­сковского Кремля при Иване III. Привлечение итальянских ма­стеров и возведение монументальных Успенского и Архангель­ского соборов. Сохранение традиционных приемов русского зодчества и внесение ордерных мотивов. Грановитая палата. Колокольня Ивана Великого. Строительство крепостных укреп­лений на примере стен Московского Кремля. Церковь Вознесе­ния в Коломенском. Особенности воздействия деревянного зод­чества. Шатровое покрытие. Покровский собор, храм Василия Блаженного в Москве.


Дионисий и живопись XVI в. Роспись церкви Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре. Появление в образах репрезентативности, утонченности и рафинированности. Изы­сканность цветовых соотношений, затейливый ритм плавных линий. Нарядная декоративность и торжественная празднич­ность живописи.
Иконы «Распятие», «Богоматерь Одигитрия».Икона «Митрополит Алексий» в Успенском соборе Кремля.

Усложнение композиций в живописи XVI в., склонность к символике и аллегории, появление бытовых подробностей (икона «Видение Иоанна Лествичника»). Повествовательный характер иконы «Церковь воинствующая» для Успенского со­бора в Кремле, прославляющей поход Ивана Грозного на Ка­зань. Традиции Дионисия во фресках Успенского собора. Воз­никновение светских росписей в палатах Кремлевского дворца.

Возникновение Строгановской иконописной школы. Иконы «Святой Никита» работы Прокопия Чирина и «Симеон Столп­ник», их особенности: манерность характеристик, изощренная тонкость письма, обилие золота и орнамента в деталях, изы­сканность красочных сочетаний, миниатюрная выписанность. Открытие красоты и поэтичности пейзажа в иконах Строганов­ской школы.
Тема 6.Искусство России XVIIв. Социально-политическая борьба в России XVII в. Широкое освободительное движение. Борьба с интер­вентами. Развитие ремесел и торговли. Подъем русской науки. Влияние этих факторов на развитие культуры. Противоречи­вость развития культуры. Борьба старого и нового. Возрастание удельного веса светской архитектуры (дворец в Коломенском, Крутицкий терем). Стремление к живописности композиции зда­ния, богатству внешнего убранства, жизнерадостной нарядно­сти. Развитие декоративной тенденции в архитектуре (церкви Троицы в Никитниках. Рождества Богородицы в Путинках, По­крова Богородицы в Филях, Николы в Хамовниках в Москве) как выражение процесса обмирщения культуры. Архитектура Ярославля. Деревянная архитектура XVII—XVIII вв.

Новаторские искания в иконописи, их половинчатость.
С. Ушаков и его живописные произведения. Стремление к реа­листичности и к повествовательное™ изображения. Введение светотени в лицах и сохранение традиционного композицион­ного построения. Работы Ушакова «Насаждение древа госу­дарства Российского», «Спас Нерукотворный», «Троица».
Зарождение портретной живописи. Преобладание в «парсу­нах» плоскостной, декоративной трактовки, внимание к передаче орнамента тканей.
Изменения в иконографии фресок. Ярославские фрески в церкви Ильи Пророка и др. Ковровый, узорчатый характер росписей, обилие жанровых сцен. Влияние ярославских фресок на иконы («Иоанн Предтеча с житием»). Росписи храмов Рос­това Великого. Их композиционное и колористическое мастер­ство.
Высокий уровень развития русского прикладного искусства.
Нарастание светских черт в искусстве XVII в. Подготовка перехода к светскому искусству.

Тема 7. Искусство России XVIIIв. Своеобразие развития искусства в России в XVIII в. Переход к светским формам художественного творчества в России. Из­менение задач искусства в связи с развитием материалистиче­ского мировоззрения. Утверждение принципов реализма, осно­ванных на эстетике просветителей. Творческая переработка рус­скими художниками достижений западноевропейского искусства Нового времени. Характеристика стилей барокко и классицизма.
Искусство первой половины XVIII в. Эволюция архитектуры от скромных и утилитарных форм «петровского барокко» к тор­жественной помпезности барокко середины XVIII в. Основание и строительство Петербурга, его планировка. Работы Д. Тре-зини. Основные черты стиля барокко на примере творчества Ф. Б. Растрелли. Архитектура Москвы рубежа XVII—XVIII вв. Строитель И. П. Зарудный. Особенности его стиля.

Скульптура. Анализ композиционного строя скульптуры Б. К. Растрелли.
Распространение портретного жанра. Парадный и камерный типы портретов, особенности их композиционного и образно-пластического решения. Отражение в портрете нового понима­ния человека (по сравнению с искусством средневековья). Ос­воение новой техники живописи маслом. Ее специфика по сравнению с темперой. Портретная живопись И. Н. Никитина, А. М. Матвеева, И. Я. Вишнякова, А. П. Антропова, И. П.Ар­гунова. Реалистический характер их искусства.
Прикладной характер искусства гравюры. А. Ф. Зубов.

Искусство второй половины XVIII в. Историческая характе­ристика эпохи. Выражение в искусстве идей просветительства. Создание Академии художеств и ее роль. Новое идейное содер­жание русского искусства. Становление классицизма, его идей­но-художественная сущность.

Дальнейшее развитие архитектуры и градостроительных ра­бот. Творчество В. И. Баженова — вершина русского класси­цизма. Анализ основных особенностей архитектуры класси­цизма на примере постройки Баженова — Пашкова дома (ныне старое здание Библиотеки им. В. И. Ленина). Проект Крем­левского дворца. Роль М. Ф. Казакова в формировании архи­тектурного облика Москвы. И. Е. Старов. Путь к простоте и строгости архитектурных форм. Джакомо Кваренги — вырази­тель строгого классицизма. Здание Академии наук в Ленин­граде. Достижения Чарльза Камерона в области загородного строительства. Ансамбль Павловска.
Изменение в паркостроении: пейзажные парки (Останкино, Архангельское).
Жанры и виды скульптуры. Достижения реалистического портрета в творчестве Ф. И. Шубина. Острота индивидуальной характеристики. Пластическое мастерство. Классицизм в рус­ской скульптуре второй половины XVIII в. Следование высоким заветам античности, основанным на идеях гражданственности и патриотизма. Памятник Петру I Э М. Фальконе. Изучение на его примере основных особенностей, присущих монументаль-ной скульптуре. Станковая пластика М. И. Козловского, ее ха­рактерные качества.

Становление исторического жанра живописи. А. П. Лосенко и интерес к темам из русской истории. Анализ характерных осо­бенностей классицизма на примере картины «Прощание Гек­тора с Андромахой». Лосенко как один из основателей русской художественной педагогики. Расцвет портретного искусства. Камерный портрет в творчестве Ф. С. Рокотова. Глубокая че­ловечность и душевная теплота в его произведениях. Особенно­сти лессировочной живописи. Роль тонких тональных переходов в живописной системе Ф. Рокотова.
Многогранность творчества Д. Г. Левицкого. Парадные и интимные портреты. Реалистическая направленность его искус­ства.

В. Л. Боровиковский_и развитие им темы человеческой личности, ее внутреннего Пира. Живопись В. Боровиковского как связующее звено с искусством начала XIX в. Утверждение сен­тиментализма. Роль пейзажа в портретах художника.
Зарождение пейзажа как самостоятельного жанра. Город­ской пейзаж Ф. Я. Алексеева. Композиция идеального пейзажа в произведениях С. Ф. Щедрина и Ф. Матвеева. Декоративность их пейзажей.

Первые шаги бытовой живописи. Художники Иван Фирсов и Михаил Шибанов. Позднее появление и незначительное рас­пространение жанра.
Итоги развития искусства XVIII в.

Тема 8. Искусство России пер.половины XIXв. Кризис и разложение феодально-крепостнической системы. Развитие капиталистических отношений. Воздействие об­щественных событий — войны 1812 г., восстания декабристов, революционного движения 1840-х гг. на русскую художествен­ную культуру. Развитие эстетической мысли. В. Г. Белинский и его эстетика. Путь искусства от классицизма и романтизма к критическому реализму.

Развитие городского ансамбля, синтез архитектуры и скульп­туры. Строительство общественных зданий. Выражение в архи­тектуре высокого классицизма патриотических идей. А. Н. Воронихин (Казанский собор (ныне Музей религии и атеизма АН СССР), Горный институт). Тома де Томон и его работа над проектом здания Биржи (ныне Военно-Морской музей). Творчество А. Д. Захарова. Адмиралтейство как вершина архи­тектуры классицизма начала XIX в. Ансамбли К. И. Росси. Дворцовая площадь. В. П. Стасов.

Московская архитектура после 1812 г., ее особенности. Ра­боты московских зодчих О. И. Бове, Д. И. Жилярди, А. Г. Гри­горьева.

Успехи русской скульптуры. Творчество И. П. Мартоса. Па­мятник Минину и Пожарскому в Москве. Выражение в нем патриотического подъема начала XIX столетия. Ф. Ф. Щедрин и его монументально-декоративная скульптура, украшающая здание Адмиралтейства. Барельефы Ф. П. Толстого на темы Отечественной войны 1812 г. Памятник Крылову, кони на Анич-ковом мосту П. К. Клодта. Б. И. Орловский и его памятники М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю де Толли в Ленинграде.

Академическая живопись. Исторический жанр в творчестве Г. И. Угрюмова, А. И. Иванова, В. К. Шебуева и А. Е. Егорова. Академическое искусство (Ф. А. Бруни «Медный змий»). Ро­мантизм в творчестве О. А. Кипренского (портреты А. К. Швальбе, мальчика Челищева, Е. П. Ростопчиной, автопортреты). Идеал Кипренского, отражение в нем черт общественного подъема. Особенности русского романтизма. В. А. Тропинин и его место в русской живописи первой половины XIX в. Эле­менты жанра в его портретном творчестве. Тропинин как анти­под Кипренского. «Домашний» характер портретов Булахова, Равича, Зубовой. Сравнительная характеристика портретов Кип­ренского и Тропинина (на примере портретов А. С. Пушкина или портрета мальчика Челищева с портретом сына).

Историческая картина К. П. Брюллова «Последний день Помпеи». Сочетание в ней классицизма и романтизма. Эволю­ция творчества художника от идиллического мировосприятия к трагическому. Соединение открытой романтизмом динамики форм, выразительности движения с устойчивостью композиции классицизма. Знаменательность обращения Брюллова в исто­рической картине не к отдельному герою, а к человечеству, его судьбе. Отзвук в картине социальных сдвигов, исторических пе­ремен, происшедших в начале XIX в. Парадные и интимные портреты К. П. Брюллова. Театрализация и декоративность парадных портретов («Всадница»). Психологическая вырази­тельность интимных портретов (на примере портретов Н. В. Ку­кольника, портрета археолога М. А. Ланчи и автопортрета). Путь Брюллова от романтизма к реалистическому образу в портретном жанре. Значение творчества художника. Школа Брюллова. Т. Шевченко.
Гениальный русский художник А. А. Иванов. Его идеи о роли и назначении искусства и художника. Отражение в его творчестве передовых освободительных стремлений эпохи. Нрав­ственные искания художника, воплотившиеся в картине «Явле­ние Христа народу». Идейный смысл и демократические основы картины. Этический романтизм Иванова. Идея нравственного преобразования людей как основа творчества Иванова. Реали­стические тенденции и академические условности главной кар­тины Иванова. Всемирно-исторический процесс в библейских эскизах. Монументальный стиль Иванова. Его ранние картины на мифологическую тематику («Аполлон, Кипарис и Гиацинт»). Пленэрная живопись в пейзажах Иванова как предвидение достижений живописи конца XIX в.

Развитие пейзажной живописи. Реалистическая направлен­ность пейзажей С. Ф. Щедрина. Передача в пейзаже света и воздуха.

Родоначальник бытового жанра в русской живописи А. Г. Ве­нецианов. Произведения на крестьянскую тему. Поэтичность"его творчества. Народные персонажи — главные герои его произве­дений. Специфические особенности жанровой живописи Вене­цианова. Односложность действия, отсутствие сюжетного раз­вития и конфликта, критического начала. Поэтический харак­тер образов картин «На жатве. Лето», «На пашне. Весна». От­крытие Венециановым национального сельского пейзажа. Един­ство человека с природой в картине «Спящий пастушок». Ве­личие простого мира в жанровых сценах Венецианова. Школа Венецианова. Метод преподавания.

Отражение идейных исканий 40-х гг. XIX в. в живописи П. А. Федотова. Путь художника от внешне карикатурного под­хода ранних рисунков к аналитическому реализму зрелых про­изведений («Свежий кавалер», «Сватовство майора», «Вдо­вушка»). Передача трагической сути окружающей жизни в картинах «Анкор, еще анкор!» и «Игроки». Развитие живописной системы мастера. Значение первого этапа критического реа­лизма для искусства второй половины XIX в. Его особенности. Федотов и Гоголь.

Тема 9. Искусство России втор.половины Со­средоточение творческих проблем вокруг главных противоречий общественной жизни, социальная заостренность художествен­ного творчества. Борьба с реакционным академизмом. «Бунт 14-ти» в Академии художеств. Значение деятельности Товари­щества передвижников. Единство идейно-художественных уст­ремлений русской литературы, живописи и музыки второй по­ловины XIX в. Утверждение принципов национальности и на­родности в творчестве передвижников. Роль В. В. Стасова и П. М. Третьякова в художественной жизни России.

Живопись 1860-х гг. Бытовые картины обличительного ха­рактера в живописи 1860-х гг. и их художественные особенно­сти. Произведения И. М. Прянишникова, В. И. Якоби, В. В. Пукирева, Н. В. Неврева. Развитие бытового жанра. Сюжеты и темы. Социально-обличительный характер картин В. Г. Перова («Сельский крестный ход на пасхе», «Проводы покойника», «Утопленница»). Произведение художника «Последний кабак у заставы» — новый шаг в развитии реалистического метода: изменение сюжета от повествовательно-дидактического к эмо­ционально-лирическому. Возрастание значения пейзажа в кар­тинах Перова второй половины 1860-х гг. Глубина и многогран­ность психологической характеристики в портретных произве­дениях Перова. Портрет Ф. М. Достоевского. Перов — педагог. Роль Московского училища живописи, ваяния и зодчества в развитии русского реалистического искусства.
Творчество художников-передвижников 1870— 1880-х гг. Программа передвижников. Развитие в их творчестве различ­ных жанров — бытового, исторического, портретного, пейзаж­ного. Мировое значение искусства передвижников.
И. Н. Крамской и его роль в создании и деятельности «Пер­вой Санкт-Петербургской артели свободных художников» и «Товарищества передвижных художественных выставок». Идея картины «Христос в пустыне». Использование художником еван­гельского сюжета для воплощения своей этической программы. Создание Крамским портретной галереи деятелей культуры сво­его времени. Портреты Л. Н. Толстого, Н. А. Некрасова, П. М. Третьякова — «властителей дум» своего времени.

Сложность творческого пути Н. Н. Ге. Интерес художника к евангельской тематике, истолкованной в духе «нравственного христианства» («Тайная вечеря», «Что есть истина?», «Голгофа», «Распятие»). Ге и Толстой. Психологическая выразительность картины «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе». Анализ композиции картины. Отражение боре­ний мысли и чувства в портретных образах А. И. Герцена, Л. Н. Толстого, автопортрете художника.
Бытовая живопись передвижников. Главные темы. Стремле­ние к многогранной трактовке явлений действительности.

В. В. Верещагин и развитие батального жанра в русской живописи XIX в. Особенности творчества Верещагина. Публи­цистичность его искусства. Серии картин. Интерес к быту на­родов.

Обращение к русской природе в пейзаже. Стремление худож­ников раскрыть ее состояние и дать рассказ о ее жизни в связи с жизнью народа. Лирический характер пейзажей А. К. Савра­сова («Грачи прилетели», «Проселок»). Простота мотива, вни­мание к внутреннему богатству внешне простого пейзажа.
Пейзажи И. И. Шишкина («Рожь», «Лесные дали»). Эпиче­ская тема у Шишкина.
Романтическая взволнованность в картинах природы Ф. А. Ва­сильева («Оттепель», «Мокрый луг»).

Интерес к декоративной выразительности и световым эффек­там в картинах А. И. Куинджи («Березовая роща», «Ночь на Днепре»). Преподавательская деятельность художника.

Пейзажи В. Д. Поленова. Достижения Поленова в области живописи на открытом воздухе (пленэр). Педагогическая дея­тельность художника.
Пейзажи И. И. Левитана. Завершение развития передвиж­нического пейзажа. Правдивость и эмоциональность образов русской природы. Выражение демократических идей. Стрем­ление в пейзажной живописи к картинности и обобщенности («Над вечным покоем», «Владимирка», «Золотая осень», «Март», «Озеро»). Значение творчества Левитана для развития русского и с лирического пейзажа.
Маринист И. К. Айвазовский. Романтические и реалистические тендендии в его живописи («Девятый вал», «Черное море»).

Творчество И. Е. Репина — высшее достижение искусства передвижников. «Бурлаки» — новаторское решение темы на­рода. Монументальный, синтетический характер решения кар­тины на современный сюжет. Портреты Репина и их место в дальнейшем развитии его творчества. Картины на крестьян­скую и революционную тему («Крестный ход в Курской губер­нии», «Арест пропагандиста», «Отказ от исповеди», «Не жда­ли»). Картины исторического жанра («Царевна Софья», «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»). Поздний период творче­ства. Гру

Наши рекомендации