Знакомство с репродукцией картины И.И. Левитана «Цветущие яблони».

Логопед. Рассмотрите репродукцию картины Исаака Ильича Левитана «Цветущие яблони» и ответьте на вопро­сы:

— Это натюрморт, пейзаж или портрет? Почему?

— Где происходит действие картины?

— Что на ней изображено (на переднем плане, в цент­ральной части, на заднем плане)?

— Какое время года изобразил художник? По каким признакам можно это определить?

— Почему художник назвал картину «Цветущие ябло­ни»?

— Какие краски использует художник для изображе­ния весенней природы?

Логопед. Глядя на картину, подберите подходящие об­разные выражения и признаки к словам:

небо — весеннее, голубое, прозрачное, бездонное...

сад — зеленый, цветущий, яблоневый...

яблони — нарядные, одеты в бело-розовый цветочный наряд-

трава — молодая, изумрудно-зеленая, свежая.»

скамейка — старая, деревянная, потемневшая от вре­мени...

Физкультминутка. Развитие мимических и пантоми­мических движений, релаксация.

Для создания соответствующего настроения детей можно исполь­зовать музыкальное произведение П.И. Чайковского или А. Виваль­ди «Весна» из цикла «Времена года».

Логопед. Давайте попробуем войти в картину. Закройте глаза и послушайте чудесную музыку. Представьте, что весной мы идем по цветущему саду. Теплый ветерок доно­сит до нас тонкий аромат цветущих яблонь. Вокруг кипит жизнь: летают насекомые, птицы поют свои весенние пес­ни... Подставьте свои лица теплому солнышку. Представь­те, как его лучи ласкают и согревают вас. Что вы слыши­те? Какие запахи вы можете почувствовать? Что вы видите вокруг себя?

Дети поочередно дают ответы. Логопед включает музыкальное сопровождение.

Логопед. Откройте глаза. Понравилось вам путешествие в картину?

3. Составление рассказа детьми с использованием опорного картинного плана.

Логопед.Художник выразил свои чувства на картине «Цветущие яблони» с помощью красок, а мы постараем­ся понять настроение автора и попробуем составить рас­сказ по картине с опорой на уже знакомый картинный план.

Логопед напоминает детям значение условных обозначений каж­дого пункта картинного плана. Дети представляют свои рассказы.

Знакомство с репродукцией картины И.И. Левитана «Цветущие яблони». - student2.ru

III.Подведение итогов занятия

Логопед подводит итог занятия, благодарит детей за ста­рание и отмечает наиболее удачные рассказы детей.

Занятие 30. Пересказ сказки

К.Г. Паустовского «Похождения жука-носорога»

Цель: Составление пересказа текста с опорой на рисунки.

Задачи:

— активизировать словарь по теме «День Победы»; сло­варь синонимов;

— учить детей пониманию значений многозначных слов, пословиц и поговорок;

— учить детей составлять пересказ с опорой на рисунки; развивать у детей чувство сострадания к другим лю­дям, патриотизм;

— развивать произвольное внимание, логическое мыш­ление детей.

Оборудование: текст солдатской сказки К.Г. Паустовского «Похождения жука-носорога» (см. с. 163), опорные рисунки (иллюстрации 82-85), символическое изоб­ражение сердца (иллюстрация 59), мяч.

Ход занятия

I. Интеллектуальная разминка

Игра с мячом «Назови, какой». Дети стоят полукру­гом перед логопедом. Логопед называет качества какого-то человека, и бросает мяч одному из детей. Ребенок должен охарактеризовать этого человека одним словом. Напри­мер: Человек радуется жизни. Он какой? — Этот человек жизнерадостный.

II. Основная часть занятия

Выразительное чтение сказки и анализ ее содержания.

Логопед. Сегодня мы познакомимся со сказкой К.Г. Па­устовского «Похождения жука-носорога» и будем учиться составлять ее пересказ по опорным рисункам.

Логопед выразительно читает детям рассказ. После этого задает ряд вопросов:

— Когда произошла эта история?

— Что подарил мальчик папе на память?

— Какой был жук?

— В чем его держал Степа?

— Как относился Петр Терентьев к подарку сына?

— Как относились к жуку бойцы?

— Что случилось однажды ночью с жуком?

— Что испугало жука ночью?

— Как встретили бойцы Победу?

— Что было с жуком после возвращения Петра Терентьева домой?

— Какой это рассказ: веселый или грустный?

— Как вы думаете, почему автор решил написать такую сказку?

Физкультминутка.

Речевой материал Выполняемые движения
Как солдаты на параде, Мы шагаем ряд за рядом, Левой — раз, левой — раз, Посмотрите все на нас. Все захлопали в ладошки — Дружно, веселей! Застучали наши ножки Громче и быстрей! По ходу стихотворения дети вы­полняют соответствующие движе­ния.


Наши рекомендации