Занятие 16. «Как помочь птицам зимой?»

Цель: Составление рассказа по серии сюжетных картин.

Задачи:

— учить детей составлять рассказ по серии сюжетных картин (ССК) с опорой на план и с помощью слова- подсказки логопеда;

— учить детей обогащать повествование рассказа выра­зительными средствами русского языка (однородны­ми членами предложения, эпитетами, синонимами);

— развивать словесно-логическое мышление и произ­вольное внимание детей;

— стимулировать положительные эмоции детей;

— воспитывать бережное, заботливое отношение к жи­вотным и птицам.

Оборудование: серия сюжетных картин (СКК) «Как помочь птицам зимой?» (1-4), рисунки-пиктограммы.

Ход занятия

I. Интеллектуальная разминка

Логопед предлагает детям рассмотреть ССК и расставить в логической последовательности картины серии на доске. Нужно придумать название рассказу, рассмотреть рисунки- пиктограммы и составить с их помощью план рассказа[5] .

Занятие 16. «Как помочь птицам зимой?» - student2.ru

II. Основная часть занятия

1. Коллективное составление вариантов предложений к каждому пункту плана (части рассказа, картине).

Логопед. Рассмотрите внимательно картины и продол­жите мои предложения.

Упражнение выполняется по подсказке логопеда — одному данно­му слову.

Картина 1: Наступила... Однажды... Дети... Воробышек...

Картина 2: Девочка... Мальчик... Ребята... Воробышек...

Картина 3: Дети... Воробышек... Он... Ребята...

Картина 4: Дети... Мальчик... Девочка... Ребята...

В процессе составления предложений проводится обсуждение ва­риантов и выбор наиболее удачных.

Физкультминутка.

Речевой материал Выполняемые движения
Все тропинки занесло, Снег блестит, искрится, Клювиком в мое стекло Стукнула синица. За окном повешу ей Я кусочек сала, Чтоб теплей и веселей Бедной птахе стало. (Т.А. Шорыгина) По ходу стихотворения дети выполняют соответствующие движения.

Введение в предложения однородных членов, синонимов, эпитетов.

Речевое упражнение «Скажи иначе» (на подбор синони­мов). Дети по очереди называют слова, близкие по значе­нию (синонимы), к каждой картине.

Картина 1: Однажды морозным (холодным, зимним) днем... Дети увидели (заметили, обнаружили, нашли)... Воро­бышек замерз (обледенел, окоченел, был холодный как лед)...

Картина 2: Девочка согрела (отогрела своим теплом, обог­рела)... Дети воробышка взяли (подобрали, забрали, понесли домой)... Дети быстро шли (спешили, шагали, торопились)...

Картина 3: Воробей клевал (ел, подкреплял силы)... Во­робышек отогрелся (согрелся, остался в живых)...

Картина 4: Мальчик кормушку сделал (смастерил, сконструировал, построил)... Дети птиц кормили (под­кармливали, давали корм)...

3. Объединение отработанных предложений в связные фрагменты рассказа в соответствии с повествова­тельным планом и картинами серии.

Составление детьми рассказа по ССК по цепочке (при­нимают участие все дети). Логопед дает детям установку на внимание: необходимо следить за рассказом товарища и быть готовым продолжить.

III. Подведение итогов занятия

Логопед. Ответьте на мои вопросы. Чем вы занимались на занятии? Чему научились? Какие новые слова запом­нили? Как в рассказе дети отнеслись к воробышку? Как люди должны относиться к птицам и животным, природе? И т.д.

Логопед благодарит детей за старание, отмечает наиболее актив­ных рассказчиков.

Занятие 17. «Чудесные инструменты»

Цель: Придумывание мини-сказок о различных «волшеб­ных» инструментах.

Задачи:

— уточнить, расширить и активизировать словарь де­тей по теме «Инструменты»;

— учить детей придумывать мини-сказки о различных «волшебных» инструментах;

— развивать у детей наблюдательность, зрительное внимание, логическое мышление и творческое вооб­ражение.

Оборудование: предметные картинки с изображениями различных инструментов, специальные и призовые фишки, мяч, магнитно-маркерная доска.

Ход занятия

I. Интеллектуальная разминка

Логопед предлагает детям провести игру с мячом «Кому что нужно?»

Логопед называет профессию и бросает мяч кому-то из детей. Ребенок ловит мяч, называет инструменты, нуж­ные человеку данной профессии, и возвращает мяч логопе­ду. Например: Что нужно маляру? (Маляру нужны кисти и валики для нанесения краски.)

II. Основная часть занятия

Введение в тему занятия.

Логопед. Все вы, конечно, любите сказки. В сказках про­исходят чудеса и различные превращения. А еще в сказ­ках добро всегда побеждает зло. Давайте вспомним сказ­ки Ганса Христиана Андерсена. Какие сказки вы знаете? (Дети перечисляют их.)

В сказках этого датского писателя многие простые пред­меты оживали и даже могли говорить. Сегодня и мы с вами превратимся в сказочников. Но сначала давайте покажем один из наших знакомых инструментов.

Физкультминутка.

Речевой материал Выполняемые движения
По хозяйству мне пила Очень сильно помогла. Я дощечки распилил И скворечник смастерил. (С. Чертков) По ходу стихотворения дети выполняют соответствующие движения.

2. Составление мини-сказок о «волшебных инстру­ментах.

Логопед. Сначала вам нужно разделиться на три коман­ды. На доске находятся картинки с изображениями раз­личных инструментов и сказочных героев. Каждая коман­да выберет инструмент и попробует сочинить свою малень­кую полезную сказку об этом инструменте.

Каждый выбранный вами инструмент должен будет об­ладать какими-то волшебными свойствами, которые по­могут герою справиться с трудностями или принесут ему пользу.

Для создания сказки нужно придерживаться устного плана.

Устный план для составления сказки

1. Придумать героя сказки; важное дело, которое ему нужно будет сделать; трудности, с которыми герой столкнется;

2. Выбрать любой инструмент и сделать его волшеб­ным;

3. Придумать, как инструмент попадет в руки героя и как герой справится при помощи этого инструмен­та со своим важным делом или трудностями.

Посмотрим, чья история окажется самой необычной и интересной. Напоминаю, что участники каждой коман­ды получают фишки за составление предложений. За со­ставление полного «красивого» предложения, сравнения или речевого оборота каждый участник может заработать для команды дополнительную призовую фишку. В конце занятия мы определим команду победителей.

Члены каждой команды обсуждают, о чем будет их сказка, какого они выберут героя и какой инструмент сделают волшебным. После этого рассказывают свои сказки, дополняют ответы товарищей.

III. Подведение итогов занятия

Логопед подводит итог занятия. Благодарит всех за ра­боту. Подсчитывает фишки и определяет команду победи­телей. Все поздравляют их и аплодируют лучшим сказоч­никам.

Занятие 18. «Кем быть?»

Цель: Составление творческих рассказов с элементами драматизации о различных профессиях.

Задачи:

— уточнить, расширить и активизировать словарь де­тей по теме «Профессии»;

— учить детей составлять творческие рассказы с эле­ментами драматизации;

— развивать наблюдательность, зрительное внимание, логическое мышление и творческое воображение.

Оборудование: «волшебный», тканевый мешочек, неболь­шие таблички с надписями: «Стройка» (архитектор, строитель, каменщик, маляр...), «Консерватория» (дирижер, трубач, скрипач...), «Детский сад» (вос­питатель, повар, дворник...) и т.п.; настоящие ин­струменты людей разных профессий по количеству детей (малярные кисти и валики, музыкальные ин­струменты и т.д.), специальные и призовые -фишки (примерно по 30 штук).

Ход занятия

I. Интеллектуальная разминка

Игра с мячом «Назови одним словом». Логопед назы­вает детям действия, выполняемые людьми, и бросает мяч кому-то из детей. Ребенок называет профессию этого чело­века и возвращает мяч логопеду. Например: Лес рубит... (Лесоруб.) Лечит людей... (Врач.) Готовит пищу в столо­вой... (Повар.)


II. Основная часть занятия

Введение в тему занятия.

Логопед. Сегодня на занятии мы поговорим о различных профессиях. Послушайте стихотворение известного итальянского детского писателя Джанни Родари «Чем пахнут ремесла» в переводе Самуила Яковлевича Маршака.

У каждого дела Пахнет кондитер

Запах особый: Орехом мускатным.

В булочной пахнет Доктор в халате —

Тестом и сдобой. Лекарством приятным.

Мимо столярной Рыхлой землею,

Идешь мастерской, — Полем и лугом

Стружкою пахнет Пахнет крестьянин,

И свежей доской. Идущий за плугом.

Пахнет маляр Рыбой и морем

Скипидаром и краской. Пахнет рыбак.

Пахнет стекольщик Только бездельник

Оконной замазкой. Не пахнет никак.

Куртка шофера Сколько ни душится

Пахнет бензином. Лодырь богатый,

Блуза рабочего — Очень неважно

Маслом машинным. Он пахнет, ребята!

Логопед. Как же человеку выбрать из огромного коли­чества различных профессий ту, которая будет приносить пользу людям и станет любимым делом на долгие годы? Каждый из вас скоро вырастет и должен будет освоить какую-то профессию. Для этого уже сейчас нужно прислу­шиваться к себе и постараться понять, к чему у вас есть склонности. Кто-то любит шить с самого детства. Может быть, когда этот человек подрастет, он сможет стать за­мечательным портным или даже известным модельером. Кто-то любит строить дома из конструктора или кубиков. Возможно, этот человек станет хорошим строителем или талантливым архитектором. А кто-то не представляет сво­ей жизни без животных. Этот человек может стать ветери­наром — то есть сможет лечить животных...

Знайте, ребята, что нужно много учиться и стараться любое дело делать хорошо. Только тогда другие люди смо­гут сказать про вас, что вы — «мастера своего дела» и у вас «золотые руки». А еще необходимо запастись большим терпением. Как говорится в русской поговорке, «Без труда не выловишь и рыбку из пруда».

Физкультминутка.

Речевой материал Выполняемые движения
Две сестрички, две руки, Рубят, строят, роют, Рвут на грядке сорняки И друг дружку моют. Месят тесто две руки — Левая и правая, Воду моря и реки Загребают, плавая. (С. Маршак) Встряхивание кистями рук. Далее по ходу стихотворения дети выполняют соответствующие дви­жения.

2. Составление творческих рассказов с элементами драматизации о различных профессиях. Логопед. Теперь мы с вами перейдем к делу. Сначала по­играем в игру «Чьи это инструменты?» Люди разных профессий оставили вам в подарок свои инструменты. Подойдите к столу, на котором они разложены. Каждый из вас должен выбрать и назвать любой инструмент, а за­тем рассказать о том, человеку какой профессии он нужен. Например: «Этот инструмент называется малярный ва­лик. Он нужен маляру для покраски стен краской».

После этого логопед предлагает детям разделиться на три коман­ды. Каждая команда вытягивает табличку из «волшебного» непро­зрачного мешочка. На табличках записаны места работы и профес­сии людей. Например: «Стройка» (архитектор, строитель, камен­щик, маляр,..), «Консерватория» (дирижер, трубач, скрипач...), «Детский сад» (воспитатель, повар, дворник...), и т.п. В соответствии со своей табличкой, дети каждой команды распре­деляют роли и выбирают необходимые инструменты для работы.

Логопед выбирает для себя роль ведущего — журналиста, кото­рый начинает каждый рассказ.

Например: «Здравствуйте, ребята. Мы с вами нахо­димся на стройке большого дома. Сейчас люди, которые ра­ботают на этой стройке, расскажут вам о своих профес­сиях и покажут инструменты, нужные им для работы».

После этого каждый ребенок этой команды составляет небольшой рассказ о своей профессии. Остальные дети, внимательно слушаю­щие рассказчиков, могут задавать им различные вопросы по теме. Дети обязательно получают за свои рассказы по фишке, но за пол­ное «красивое» предложение, речевой оборот, сравнение могут получить призовые фишки.

Таким образом, за занятие члены каждой команды составляют свои мини-рассказы о различных профессиях. Весь реквизит логопед подбирает заранее.

III.Подведение итогов занятия

Логопед подводит итог занятия. Благодарит всех де­тей за работу. После этого вместе подсчитывают обычные и призовые фишки, полученные за составление рассказов каждой командой. Определяется команда победителей. Остальные дети аплодируют лучшим рассказчикам.

Наши рекомендации