Занятие 16. «Как помочь птицам зимой?»
Цель: Составление рассказа по серии сюжетных картин.
Задачи:
— учить детей составлять рассказ по серии сюжетных картин (ССК) с опорой на план и с помощью слова- подсказки логопеда;
— учить детей обогащать повествование рассказа выразительными средствами русского языка (однородными членами предложения, эпитетами, синонимами);
— развивать словесно-логическое мышление и произвольное внимание детей;
— стимулировать положительные эмоции детей;
— воспитывать бережное, заботливое отношение к животным и птицам.
Оборудование: серия сюжетных картин (СКК) «Как помочь птицам зимой?» (1-4), рисунки-пиктограммы.
Ход занятия
I. Интеллектуальная разминка
Логопед предлагает детям рассмотреть ССК и расставить в логической последовательности картины серии на доске. Нужно придумать название рассказу, рассмотреть рисунки- пиктограммы и составить с их помощью план рассказа[5] .
II. Основная часть занятия
1. Коллективное составление вариантов предложений к каждому пункту плана (части рассказа, картине).
Логопед. Рассмотрите внимательно картины и продолжите мои предложения.
Упражнение выполняется по подсказке логопеда — одному данному слову.
Картина 1: Наступила... Однажды... Дети... Воробышек...
Картина 2: Девочка... Мальчик... Ребята... Воробышек...
Картина 3: Дети... Воробышек... Он... Ребята...
Картина 4: Дети... Мальчик... Девочка... Ребята...
В процессе составления предложений проводится обсуждение вариантов и выбор наиболее удачных.
Физкультминутка.
Речевой материал | Выполняемые движения |
Все тропинки занесло, Снег блестит, искрится, Клювиком в мое стекло Стукнула синица. За окном повешу ей Я кусочек сала, Чтоб теплей и веселей Бедной птахе стало. (Т.А. Шорыгина) | По ходу стихотворения дети выполняют соответствующие движения. |
Введение в предложения однородных членов, синонимов, эпитетов.
Речевое упражнение «Скажи иначе» (на подбор синонимов). Дети по очереди называют слова, близкие по значению (синонимы), к каждой картине.
Картина 1: Однажды морозным (холодным, зимним) днем... Дети увидели (заметили, обнаружили, нашли)... Воробышек замерз (обледенел, окоченел, был холодный как лед)...
Картина 2: Девочка согрела (отогрела своим теплом, обогрела)... Дети воробышка взяли (подобрали, забрали, понесли домой)... Дети быстро шли (спешили, шагали, торопились)...
Картина 3: Воробей клевал (ел, подкреплял силы)... Воробышек отогрелся (согрелся, остался в живых)...
Картина 4: Мальчик кормушку сделал (смастерил, сконструировал, построил)... Дети птиц кормили (подкармливали, давали корм)...
3. Объединение отработанных предложений в связные фрагменты рассказа в соответствии с повествовательным планом и картинами серии.
Составление детьми рассказа по ССК по цепочке (принимают участие все дети). Логопед дает детям установку на внимание: необходимо следить за рассказом товарища и быть готовым продолжить.
III. Подведение итогов занятия
Логопед. Ответьте на мои вопросы. Чем вы занимались на занятии? Чему научились? Какие новые слова запомнили? Как в рассказе дети отнеслись к воробышку? Как люди должны относиться к птицам и животным, природе? И т.д.
Логопед благодарит детей за старание, отмечает наиболее активных рассказчиков.
Занятие 17. «Чудесные инструменты»
Цель: Придумывание мини-сказок о различных «волшебных» инструментах.
Задачи:
— уточнить, расширить и активизировать словарь детей по теме «Инструменты»;
— учить детей придумывать мини-сказки о различных «волшебных» инструментах;
— развивать у детей наблюдательность, зрительное внимание, логическое мышление и творческое воображение.
Оборудование: предметные картинки с изображениями различных инструментов, специальные и призовые фишки, мяч, магнитно-маркерная доска.
Ход занятия
I. Интеллектуальная разминка
Логопед предлагает детям провести игру с мячом «Кому что нужно?»
Логопед называет профессию и бросает мяч кому-то из детей. Ребенок ловит мяч, называет инструменты, нужные человеку данной профессии, и возвращает мяч логопеду. Например: Что нужно маляру? (Маляру нужны кисти и валики для нанесения краски.)
II. Основная часть занятия
Введение в тему занятия.
Логопед. Все вы, конечно, любите сказки. В сказках происходят чудеса и различные превращения. А еще в сказках добро всегда побеждает зло. Давайте вспомним сказки Ганса Христиана Андерсена. Какие сказки вы знаете? (Дети перечисляют их.)
В сказках этого датского писателя многие простые предметы оживали и даже могли говорить. Сегодня и мы с вами превратимся в сказочников. Но сначала давайте покажем один из наших знакомых инструментов.
Физкультминутка.
Речевой материал | Выполняемые движения |
По хозяйству мне пила Очень сильно помогла. Я дощечки распилил И скворечник смастерил. (С. Чертков) | По ходу стихотворения дети выполняют соответствующие движения. |
2. Составление мини-сказок о «волшебных инструментах.
Логопед. Сначала вам нужно разделиться на три команды. На доске находятся картинки с изображениями различных инструментов и сказочных героев. Каждая команда выберет инструмент и попробует сочинить свою маленькую полезную сказку об этом инструменте.
Каждый выбранный вами инструмент должен будет обладать какими-то волшебными свойствами, которые помогут герою справиться с трудностями или принесут ему пользу.
Для создания сказки нужно придерживаться устного плана.
Устный план для составления сказки
1. Придумать героя сказки; важное дело, которое ему нужно будет сделать; трудности, с которыми герой столкнется;
2. Выбрать любой инструмент и сделать его волшебным;
3. Придумать, как инструмент попадет в руки героя и как герой справится при помощи этого инструмента со своим важным делом или трудностями.
Посмотрим, чья история окажется самой необычной и интересной. Напоминаю, что участники каждой команды получают фишки за составление предложений. За составление полного «красивого» предложения, сравнения или речевого оборота каждый участник может заработать для команды дополнительную призовую фишку. В конце занятия мы определим команду победителей.
Члены каждой команды обсуждают, о чем будет их сказка, какого они выберут героя и какой инструмент сделают волшебным. После этого рассказывают свои сказки, дополняют ответы товарищей.
III. Подведение итогов занятия
Логопед подводит итог занятия. Благодарит всех за работу. Подсчитывает фишки и определяет команду победителей. Все поздравляют их и аплодируют лучшим сказочникам.
Занятие 18. «Кем быть?»
Цель: Составление творческих рассказов с элементами драматизации о различных профессиях.
Задачи:
— уточнить, расширить и активизировать словарь детей по теме «Профессии»;
— учить детей составлять творческие рассказы с элементами драматизации;
— развивать наблюдательность, зрительное внимание, логическое мышление и творческое воображение.
Оборудование: «волшебный», тканевый мешочек, небольшие таблички с надписями: «Стройка» (архитектор, строитель, каменщик, маляр...), «Консерватория» (дирижер, трубач, скрипач...), «Детский сад» (воспитатель, повар, дворник...) и т.п.; настоящие инструменты людей разных профессий по количеству детей (малярные кисти и валики, музыкальные инструменты и т.д.), специальные и призовые -фишки (примерно по 30 штук).
Ход занятия
I. Интеллектуальная разминка
Игра с мячом «Назови одним словом». Логопед называет детям действия, выполняемые людьми, и бросает мяч кому-то из детей. Ребенок называет профессию этого человека и возвращает мяч логопеду. Например: Лес рубит... (Лесоруб.) Лечит людей... (Врач.) Готовит пищу в столовой... (Повар.)
II. Основная часть занятия
Введение в тему занятия.
Логопед. Сегодня на занятии мы поговорим о различных профессиях. Послушайте стихотворение известного итальянского детского писателя Джанни Родари «Чем пахнут ремесла» в переводе Самуила Яковлевича Маршака.
У каждого дела Пахнет кондитер
Запах особый: Орехом мускатным.
В булочной пахнет Доктор в халате —
Тестом и сдобой. Лекарством приятным.
Мимо столярной Рыхлой землею,
Идешь мастерской, — Полем и лугом
Стружкою пахнет Пахнет крестьянин,
И свежей доской. Идущий за плугом.
Пахнет маляр Рыбой и морем
Скипидаром и краской. Пахнет рыбак.
Пахнет стекольщик Только бездельник
Оконной замазкой. Не пахнет никак.
Куртка шофера Сколько ни душится
Пахнет бензином. Лодырь богатый,
Блуза рабочего — Очень неважно
Маслом машинным. Он пахнет, ребята!
Логопед. Как же человеку выбрать из огромного количества различных профессий ту, которая будет приносить пользу людям и станет любимым делом на долгие годы? Каждый из вас скоро вырастет и должен будет освоить какую-то профессию. Для этого уже сейчас нужно прислушиваться к себе и постараться понять, к чему у вас есть склонности. Кто-то любит шить с самого детства. Может быть, когда этот человек подрастет, он сможет стать замечательным портным или даже известным модельером. Кто-то любит строить дома из конструктора или кубиков. Возможно, этот человек станет хорошим строителем или талантливым архитектором. А кто-то не представляет своей жизни без животных. Этот человек может стать ветеринаром — то есть сможет лечить животных...
Знайте, ребята, что нужно много учиться и стараться любое дело делать хорошо. Только тогда другие люди смогут сказать про вас, что вы — «мастера своего дела» и у вас «золотые руки». А еще необходимо запастись большим терпением. Как говорится в русской поговорке, «Без труда не выловишь и рыбку из пруда».
Физкультминутка.
Речевой материал | Выполняемые движения |
Две сестрички, две руки, Рубят, строят, роют, Рвут на грядке сорняки И друг дружку моют. Месят тесто две руки — Левая и правая, Воду моря и реки Загребают, плавая. (С. Маршак) | Встряхивание кистями рук. Далее по ходу стихотворения дети выполняют соответствующие движения. |
2. Составление творческих рассказов с элементами драматизации о различных профессиях. Логопед. Теперь мы с вами перейдем к делу. Сначала поиграем в игру «Чьи это инструменты?» Люди разных профессий оставили вам в подарок свои инструменты. Подойдите к столу, на котором они разложены. Каждый из вас должен выбрать и назвать любой инструмент, а затем рассказать о том, человеку какой профессии он нужен. Например: «Этот инструмент называется малярный валик. Он нужен маляру для покраски стен краской».
После этого логопед предлагает детям разделиться на три команды. Каждая команда вытягивает табличку из «волшебного» непрозрачного мешочка. На табличках записаны места работы и профессии людей. Например: «Стройка» (архитектор, строитель, каменщик, маляр,..), «Консерватория» (дирижер, трубач, скрипач...), «Детский сад» (воспитатель, повар, дворник...), и т.п. В соответствии со своей табличкой, дети каждой команды распределяют роли и выбирают необходимые инструменты для работы.
Логопед выбирает для себя роль ведущего — журналиста, который начинает каждый рассказ.
Например: «Здравствуйте, ребята. Мы с вами находимся на стройке большого дома. Сейчас люди, которые работают на этой стройке, расскажут вам о своих профессиях и покажут инструменты, нужные им для работы».
После этого каждый ребенок этой команды составляет небольшой рассказ о своей профессии. Остальные дети, внимательно слушающие рассказчиков, могут задавать им различные вопросы по теме. Дети обязательно получают за свои рассказы по фишке, но за полное «красивое» предложение, речевой оборот, сравнение могут получить призовые фишки.
Таким образом, за занятие члены каждой команды составляют свои мини-рассказы о различных профессиях. Весь реквизит логопед подбирает заранее.
III.Подведение итогов занятия
Логопед подводит итог занятия. Благодарит всех детей за работу. После этого вместе подсчитывают обычные и призовые фишки, полученные за составление рассказов каждой командой. Определяется команда победителей. Остальные дети аплодируют лучшим рассказчикам.