Составление рассказов от имени диких животных леса и коллективного рассказа-описания сюжетной многофигурной картины.
Логопед. Давайте представим, что вы превращаетесь в какое-либо дикое животное. Расскажите нам, как живется этому животному в лесу. Что его окружает и чем оно питается; какие у него особенности? Кого это животное боится? Как оно подготовилось к зиме?
Желающие по очереди выходят к доске и составляют рассказ от имени выбранного дикого животного. Логопед и дети внимательно слушают рассказы. Логопед благодарит детей и вручает каждому рассказчику специальную фишку. За составление полного «красивого» предложения, сравнения или использование в речи поговорки или пословицы дети могут заработать призовую фишку.
Логопед. Спасибо нашим гостям — диким животным леса — за чудесные рассказы. Давайте теперь составим общий рассказ по нашей сюжетной картине.
За каждое составленное предложение вы также получите специальные и призовые фишки.
Придумайте название рассказу. Вы уже знаете, что в любом рассказе должен быть порядок. Поэтому составлять рассказ вы будете с опорой на рисуночный план. (Логопед предварительно рисует маркерами пункты рисуночного плана на магнитно-маркерной доске.)
Логопед по очереди вызывает к доске желающих. Дети составляют предложения по каждому пункту плана. Остальные дети слушают составленные рассказы, вносят необходимые дополнения.
III. Подведение итогов занятия
Логопед благодарит детей за работу на занятии. Производит подсчет фишек и выделяет наиболее активных рассказчиков. Логопед и дети аплодируют им.
Занятие 10.«Как подружились лесные животные»
Цель: Придумывание фантастической истории (сказки) по опорным картинкам.
Задачи:
— уточнить, расширить и активизировать словарь детей по теме «Дикие животные леса»;учить детей придумывать фантастические истории (сказки) по опорным предметным картинкам;
— развивать словесно-логическое мышление и произвольное внимание детей;
— стимулировать положительные эмоции детей;
— воспитывать бережное, заботливое отношение к диким животным леса.
Оборудование: предметные картинки: лиса, заяц, белка, еж, гриб, пень, шишка, чаща леса (иллюстрации 37-44), мяч, магнитно-маркерная доска.
Ход занятия
I. Интеллектуальная разминка
Логопед спрашивает детей о том, какое сейчас время года и по каким приметам это можно определить. После этого предлагает детям вспомнить, семьи каких диких животных живут в лесу, и поиграть в игру с мягким мячом.
Игра с мячом «Кто у кого?» Дети стоят в кругу, логопед в центре. Логопед просит детей назвать детенышей диких животных леса. Логопед задает вопрос и бросает мягкий мяч кому-то из детей, например: «Кто у волчицы?» Ребенок ловит мяч, называет детенышей этого животного и возвращает мяч логопеду, например: «У волчицы волчата».
После этого логопед проводит игру по-другому. Спрашивает: «У кого волчата?» — и бросает мяч кому-то из детей. Ребенок ловит мяч и дает ответ: «Волчата у волчицы».
Игра проводится в быстром темпе, поэтому дети должны быть внимательными.
II. Основная часть занятия
Логопед. Ребята, сегодня на занятии мы с вами снова отправимся в осенний лес и попробуем придумать веселую сказку о том, как подружились друг с другом лесные обитатели.
Логопед в произвольном порядке выставляет на доску предметные картинки: заяц, лиса, пень, белка, еж, гриб, чаща леса.
Логопед. Рассмотрите картинки и назовите изображенные на них предметы. Разделите картинки на две группы и дайте название каждой. (Дикие животные и неживые предметы.) Какими качествами наделяют в народных сказках диких животных леса? (Например, лиса хитрая, ловкая, смелая, предприимчивая; заяц тихий, трусливый, робкий и т.д.) Какие свойства и качества имеют неживые предметы? (Ответы детей.)
Физкультминутка.
Речевой материал | Выполняемые движения |
Хомка, хомка, хомячок, Полосатенький бочок. Хомка раненько встает, Щечки моет, шейку трет. Подметает хомка хатку И выходит на зарядку. Раз, два, три, четыре, пять! Хомка сильным хочет стать. | По ходу стихотворения дети выполняют соответствующие движения. |
Логопед. А теперь мы с вами начнем сочинять нашу общую веселую сказку. Запомните правила.
1. В сказке должны будут встретиться все предметы, изображенные на картинках.
2. У сказки должны быть начало, середина и конец.
3. Начинаем рассказывать сказку с выбора любого предмета (живого или неживого). Рассказываем о нем (какой он, какими обладает качествами). Сравниваем его внешний вид или его особенности с любым предметом, чем-то похожим на него.
4. Можем присвоить любому предмету какие-то волшебные свойства.
5. Следующий рассказчик выбирает новый предмет- картинку, подставляет ее к предыдущей картинке справа и продолжает придумывать и рассказывать сказку. Последний ребенок заканчивает сказку и подводит итог.
В случае затруднений логопед помогает детям.
Примеры составленных детьми сказок.
Сказка 1. Однажды у колючего ежика, был день рождения. Он пригласил к себе своего друга — пушистого трусливого зайца. Заяц очень любил танцевать. Он решил подарить ежику свой новый танец. Он взобрался на старый пень и начал представление. Ежик и заяц не заметили, как из чащи леса, вышла хитрая рыжая лисица. Она осторожно стала подкрадываться к пню, на котором танцевал заяц... Вдруг в голову лисы полетела еловая шишка. Рыжая плутовка испугалась, подпрыгнула от неожиданности и убежала. Оказалось, что белочка увидела лису и решила выручить зайчика. За спасение своего друга ежик подарил белке самый большой гриб. С тех пор и дружат ежик, белка и зайчик.
Сказка 2. Однажды бродил по лесу колючий, как мамина игольница, ежик. Ежик собирал грибы. Грибы были с разноцветными шляпками, как будто платочки разноцветные на головы повязали. Мимо бежал пушистый зайчик. Он был очень испуган и дрожал от страха, как осиновый листок. За ним гналась рыжая, как апельсин, лисица. Зайчик попросил ежика помочь ему спрятаться. Ежик сразу вспомнил про волшебный пень, стоящий на полянке. Все, что попадало на этот пень, на время становилось невидимым. Ежик помог зайчику взобраться на волшебный пень. А рыжая белочка отвлекла лисицу — она бросила в нее еловой шишкой. Лисица кинулась за зайцем, но только сильно ударилась головой о старый пень. Даже искры из глаз у нее посыпались. А зайчик исчез. Лисица испугалась и убежала в дремучую чащу леса. Потом зайчик слез с пенька и снова стал видимым. С тех пор трусливый заяцдружит с добрым ежиком и смелой белочкой.
Дети могут составить самые невероятные истории и сказки. Самое главное — поддерживать желание детей к творчеству, развивать их фантазию.
III. Подведение итогов занятия
Логопед подводит итог и благодарит детей за работу на занятии и за составленные интересные сказки.
Занятие11. Описание пейзажной картины А.С. Степанова «Лоси» (1889)
Цель: Составление описания пейзажной картины по опорному картинному плану.
Задачи:
— обогащать словарь детей новой лексикой;
— развивать наблюдательность и зрительное внимание детей;
— развивать логическое мышление и творческое воображение;
— учить детей составлять сложные предложения с опорой на картинный план;
— учить детей составлению описательного рассказа по картине известного художника;
— воспитывать интерес детей к произведениям живописи.
Оборудование: репродукция картины А.С. Степанова «Лоси» (иллюстрация 11), портрет художника и репродукции других его картин (подбирает логопед), по 1-2 репродукции картин известных художников с изображениями портретов, натюрмортов и пейзажей (иллюстрации 16-21), опорный картинный план 2 для составления описательного рассказа по картине (иллюстрация 2), музыкальное произведение П.И. Чайковского или А. Вивальди «Зима» из цикла «Времена года», специальные и призовые фишки (примерно по 30 штук), магнитно-маркерная доска.
Ход занятия
I. Интеллектуальная разминка
Логопед. Попробуйте определить, что перед вами: пейзаж, натюрморт Или портрет?
На доску в произвольном порядке выставляется по 1-2 репродукции каждого жанра. Дети определяют.
II. Основная часть занятия
1. Знакомство с творчеством А.С. Степанова.
Логопед. Сегодня мы познакомимся с творчеством известного русского художника Алексея Степановича Степанова.
Алексей Степанович Степанов (1858-1923) — русский художник-анималист (от лат. animal— животное). Он очень любил животных и обладал редким умением передавать их повадки и даже психологию. Наиболее известны его картины «Лоси» (1889), «На промысел» (1909), «Лось и лайки» (1910), «Волки ночью» (1910), «Журавли летят» (1891) и др.
Родился Алексей Степанович в Симферополе в 1858 г. Он рано лишился родителей. С семи лет его воспитывал опекун. В двадцать два года он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества и закончил его с большой серебряной медалью.
Алексей Степанович Степанов был скромным и очень добрым человеком. Эта скромность каким-то образом передавалась его живописи. Работы Степанова написаны широко, очень мягко и немногими цветами. Позднее он советовал своим ученикам использовать «краски поменьше». Художник искал прекрасное «в самом простом и обыкновенном». Как и Исаак Ильич Левитан, он считается одним из создателей так называемого пейзажа настроения, в который художник переносит собственные мысли и переживания.
Талант Степанова был оценен по достоинству. Его пригласили быть руководителем анималистического класса в Московском училище живописи, где он преподавал более двадцати лет. Он привозил в свой класс самых различных животных. Ученики обожали своего учителя. Известный живописец Павел Дмитриевич Корин после посещения выставки Степанова говорил: «Словно я Пушкина стихи прочитал. Вот так же просто, просто, а высоко... Сверкающий он при великой своей простоте...»
К сожалению, о личной жизни художника известно немного — перед смертью он сжег свой архив. Известно только, что Алексей Степанович много путешествовал. Его прекрасные пейзажи и изображения животных не могут и теперь никого оставить равнодушным.
Дети рассматривают репродукции, логопед называет известные
картины.
Логопед. Сегодня на занятии мы познакомимся с репродукцией известной картины Алексея Степановича Степанова «Лоси» (1889) и составим рассказ о том, что на ней изображено.
Василий Дмитриевич Поленов так отозвался об этой картине: «интересная, поэтичная и очень оригинальная». Пришлась по душе эта картина и Павлу Михайловичу Третьякову. Он приобрел ее для своей галереи. На этой
Картине изображен зимний день на лесной поляне, посреди которой стоит припорошенный снегом стожок сена. Вокруг него семейство лосей. Художнику хорошо удалось передать движения животных, их вытянутые массивные головы, чуткие стоячие уши, легкие стремительные ноги, готовые в любую секунду оторваться от земли. Рассмотрите картину и ответьте на вопросы.
— Это натюрморт, пейзаж или портрет? Почему?
— Где происходит действие картины?
— Что на ней изображено?
— Какое время года изобразил художник? По каким признакам можно это определить?
— Почему художник назвал картину «Лоси»?
— Какие краски использует художник для изображения зимней природы?
А теперь, глядя на картину, подберите подходящие образные выражения и признаки к словам:
небо — зимнее, серое, холодное, прозрачное...
стожок сена — желтоватый, пожухлый, припорошенный сеном...
лоси — голодные, тревожные, коричневые...
Физкультминутка. Развитие мимических и пантомимических движений и релаксация.
Для создания соответствующего настроения детей можно использовать музыкальное произведение П.И. Чайковского или А. Вивальди «Зима» из цикла «Времена года».
Логопед. Давайте попробуем войти в картину. Закройте глаза и послушайте чудесную музыку. Представьте, что зимой мы вышли на лесную полянку и увидели семью лосей. Под ногами скрипит снег, поэтому мы приближаемся к ним очень осторожно. Холодно. Что вы слышите? Какие запахи вы можете почувствовать? Что вы видите вокруг себя? Какими вы видите взрослых лосей? А маленьких лосят? (Дети поочередно дают ответы. Логопед выключает музыкальное сопровождение.) Откройте глаза. Понравилось вам путешествие в картину?
Дети поочередно дают ответы. Логопед выключает музыкальное сопровождение.
Логопед. Откройте глаза. Понравилось ли вам путешествие в картину?
3. Составление рассказа детьми с использованием опорного картинного плана.
Логопед. Пришло время составить рассказ по картине А.С. Степанова «Лоси». Вам нужно разделиться на две команды. Посмотрите на опорный картинный план.
Логопед напоминает детям о значении пунктов опорного картинного плана. Участники каждой команды должны по цепочке составить рассказ по картине с опорой на пункты картинного плана.
Логопед. За каждое составленное предложение команда получит по специальной фишке. А за каждое полное «красивое» предложение, сравнение или речевой оборот любой участник может получить призовую фишку.
После этого дети каждой команды по очереди составляют свои рассказы и представляют их.
III. Подведение итогов занятия
Логопед подводит итог занятия, благодарит детей за старание. Подсчитывает фишки детей и определяет команду победителей. Логопед и дети аплодируют им.
Занятие 12. «Дедушкин подарок»
Цель: Рассказывание по сюжетной многофигурной картине с придумыванием детьми предшествующих и последующих событий.
Задачи:
— учить детей составлять рассказ по сюжетной многофигурной картине с придумыванием предшествующих и последующих событий;
— развивать произвольное внимание и словесно-логическое мышление детей;
— стимулировать положительные эмоции детей;
— воспитывать бережное, заботливое отношение к домашним животным.
Оборудование: сюжетная многофигурная картина «Дедушкин подарок» (иллюстрация 25), предметные картинки с изображениями домашних животных, присутствующих на картине; специальные и призовые фишки, мяч, магнитно-маркерная доска.
Ход занятия
I. Интеллектуальная разминка
Логопед предлагает детям вспомнить и провести игру с мячом «Кто с кем?»
Дети стоят полукругом перед логопедом. Логопед составляет предложение о самке любого домашнего животного и бросает мяч кому-то из детей. Ребенок ловит мяч, изменяет предложение по образцу и возвращает мяч логопеду. Образец: «Во дворе гуляет корова». «Во дворе гуляет корова с теленком». Игра продолжается.
II. Основная часть занятия
Введение в тему занятия.
Логопед. Вы уже много знаете о домашних животных. Сегодня мы будем учиться составлять рассказ по картине, придумаем его начало и продолжение. А отправимся мы в гости к нашим знакомым ребятам, Ване и Маше.