Конспекты фронтальных занятий
Занятие 1. «Осень пришла»
Цель: Составление описательного рассказа по предметным картинкам и опорному картинному плану.
Задачи:
-систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях;
-воспитывать интерес к сезонным изменениям в природе;
-уточнять, расширять и активизировать предметный словарь, глагольный словарь и словарь признаков по предметным и сюжетным картинкам;
-закреплять в речи детей правильное употребление предлогов за, перед;
-развивать произвольное внимание, зрительную и словесно-логическую память, логическое мышление;
-стимулировать мыслительную и речевую активность;
-учить детей работать сообща, помогать друг другу;
-воспитывать бережное отношение, любовь к природе.
Оборудование: предметные картинки с изображениями времен года (иллюстрации 60-63), примет осени, опорный картинный план 1 (иллюстрация 1), фишки (круглые или квадратные, из желтого двустороннего картона, около 30 штук), призовые фишки (круглые или квадратные, из красного двустороннего картона; около 20 штук), мяч, магнитно-маркерная доска.
Ход занятия
I. Интеллектуальная разминка
Логопед просит детей вспомнить количество времён года, их названия и порядок следования. После этого проводится игра с мячом «Что за чем, что перед чем».
Дети и логопед стоят в кругу. Логопед называет любое время года, например: «Осень, а за ней...» — и передает мяч ребенку справа. Ребенок берет мяч, дает свой ответ: «Зима, а за ней...» — и передает следующему ребенку. После того как мяч вернулся к педагогу, логопед задает следующий вопрос: «Осень, а перед ней...» — и передает мяч ребенку слева. Игра продолжается.
Игра проводятся в быстром темпе, поэтому дети должны быть очень внимательными.
II. Основная часть занятия
Отгадывание загадок о временах года.
Логопед: Сегодня на занятии мы будем учиться составлять рассказ-описание «Осень пришла» по картинкам и опорному картинному плану. Но сначала отгадайте загадки о временах года.
На магнитную доску прикрепляют четыре картинки (зима, весна, лето, осень). Логопед предлагает детям внимательно рассмотреть каждую картинку, послушать стихотворения-загадки, догадаться, о каком времени года идет речь, и выбрать соответствующую картинку.
Дел у меня немало— Я соткано из зноя,
Я белым одеялом Несу тепло с собою,
Всю землю укрываю, Я реки согреваю,
В лед реки убираю, «Купайтесь!» — приглашаю.
Белю поля, дома, И любите за это
Зовут меня... (Зима.) Вы все меня, я... (Лето.)
Несу я урожаи, С каждым днем теплей погода,
Поля вновь засеваю, Птицам стало не до сна,
Птиц к югу отправляю, И такое время года
Деревья раздеваю, Называется... (Весна)
Но не касаюсь сосен
И елочек. Я — ... (Осень.)
После отгадывания каждой загадки логопед предлагает детям вспомнить и назвать слова-признаки и слова-действия, которые помогли сделать правильный выбор.
Физкультминутка «Осенний ветер». Дети выполняют соответствующие движения по ходу стихотворения.
Речевой материал | Выполняемые движения |
Был осенний солнечный денек, | Дети улыбаются, подставляют лица и ладошки солнышку. |
Набежал вдруг легкий ветерок... | Делают махи руками к себе. |
Ветер дуть стал все сильней,сильней, | Поднимают руки вверх и раскачиваются из стороны в сторону, как деревья от сильного ветра. |
Побежим сейчас домой скорей! | Сгибают руки в локтях, «бегут». |
Называние примет осени.
Логопед оставляет на доске картинку с изображением осени и просит детей назвать ее приметы. Логопед следит за тем, чтобы дети не отвечали односложно, отмечает детей, дающих полные ответы.
3.Составление рассказа по картине и опорному картинному плану.
Логопед. Сейчас мы будем составлять рассказ «Осень пришла». Но сначала вам нужно разделиться на три команды по четыре человека в каждой[2].
В любом рассказе должен быть порядок. Посмотрите на этот опорный картинный план.
Логопед выставляет на доску картинный план 1, называет пункты плана и показывает порядок их следования.
Логопед. По нему мы составим рассказы о ранней осени. За составление предложений по пунктам плана участники команд получат специальные фишки. А за каждое полное «красивое» предложение, сравнение или речевой оборот любой участник может получить еще и призовую фишку.
Логопед по очереди приглашает команды к доске. Участники команды должны составлять предложения об осени по цепочке и объединять их в рассказ (каждый участник составляет предложения по двум пунктам опорного плана). Рассказ не должен прерываться. Дети должны следить за ответами товарищей.
После составления рассказов каждой подгруппой логопед благодарит всех детей за старание. Отмечает наиболее активных детей.
III. Подведение итогов занятия
Логопед подводит итоги занятия. Производит подсчет фишек и определяет самую красноречивую команду. Все поздравляют победителей и аплодируют им.
Занятие 2.