Развиваем связную речь у детей 6-7 лет с ОНР
Развиваем связную речь у детей 6-7 лет с ОНР
Конспекты фронтальных занятий логопеда
I период обучения
Неделя | Лексическая тема | Номер и тема фронтального занятия | Цель фронтального занятия |
Сентябрь | |||
1-2 | Обследование устной речи детей | ||
Времена года. Осень | 1» «Осень пришла» | Составление описательного рассказа по предметным картинкам и опорному картинному плану. | |
Золотая осень. Деревья и кустарники | 2. Описание пейзажной картиныИ.С. Остроухова «Золотая осень» (1886—188.7) | Составление описания пейзажной картины по опорному картинному плану. | |
Октябрь | |||
Осенью в саду и огороде. Фрукты. Овощи | 3. «Путешествие в деревню» (часть 1) | Составление рассказов-описаний фруктов и овощей по опорному картинному плану. | |
Труд взрослых и детей в саду и огороде | 4. «Путешествие в деревню» (часть 2) | Составление рассказов-сравнений фруктов и овощей по опорному картинному плану. | |
Труд взрослых и детей в саду и огороде | 5. «Осенью в саду и в огороде» | Составление повествовательного рассказа по сюжетной многофигурной картине. | |
Садовые и лесные ягоды | 6. «Мы по ягоды пойдем» | Составление рассказа с элементами драматизации по предметным картинкам и опорному плану. | |
Ноябрь | |||
Осенние грибы | 7. Пересказ рассказа В.Г. Сутеева «Чей это гриб?» | Пересказ текста по опорным рисункам. | |
Поздняя осень. Одежда, обувь, головные уборы | 8. «Как щенок нашел друзей» | Составление рассказа по серии сюжетных картин. | |
11-12 | Дикие животные леса. Подготовка к зиме | 9. «Осенью в лесу. Подготовка диких животных к зиме» | Описание сюжетной многофигурной картины с придумыванием детьми предшествующих и последующих событий с опорой на рисуночный план. |
10. «Как подружились лесные животные» | Придумывание фантастической истории (сказки) по опорным картинкам. | ||
Декабрь | |||
Времена года. Зима | 11. Описание пейзажной картины А .С. Степанова «Лоси» (1889) | Составление описания пейзажной картины по опорному картинному плану. | |
Домашние животные | 12. «Дедушкин подарок» | Рассказывание по сюжетной многофигурной картине с придумыванием детьми предшествующих и последующих событий. | |
Животные Севера. Животные жарких стран | 13. «В зоопарке» | Составление повествовательных рассказов о посещении зоопарка (из личного опыта детей). | |
Новогодние праздники | 14. Пересказ произведения неизвестного автора «Рождественский ангел» (1913) | Составление пересказа по опорным рисункам. | |
Январь | |||
Зимние каникулы | |||
Домашние птицы | 15. Пересказ рассказа К.Д. Ушинского «Чужое яичко» | Составление пересказа рассказа по схематичному плану. | |
Зимующие птицы | 16. «Как помочь птицам зимой?» | Составление рассказа по серии сюжетных картин. | |
Инструменты | 17. «Чудесные инструменты» | Придумывание мини-сказок о различных «волшебных» инструментах. | |
Февраль | |||
Профессии | 18. «Кем быть?» | Составление творческих рассказов с элементами драматизации о различных профессиях. | |
Транспорт | 19. «Путешествие на машине времени» | Составление рассказов о путешествии во времени по воображению с опорой на предметные картинки. | |
Проводы русской зимы. Масленица | 20. Описание пейзажной картины Б.М. Кустодиева «Масленица» (1916) | Составление описательного рассказа по пейзажной картине и опорному картинному плану. | |
День защитника Отечества | 21. «Богатыри земли русской» | Составление творческих рассказов о русских богатырях по картинам известных художников и опорному плану. | |
Март | |||
Времена года. Весна. Праздник мам | 22. «Весна пришла» | Составление повествовательного рассказа по сюжетной многофигурной картине и опорному плану. | |
Мебель | 23. «Чудесные превращения» | Придумывание рассказов о «волшебных» предметах мебели. | |
Посуда | 24. «В царстве дедушки Самовара» | Придумывание рассказов о «волшебных» предметах посуды. | |
Пресноводные, морские и аквариумные рыбы | 25. «Если бы рыбы могли говорить...» | Составление творческих рассказов по представлению от лица различных рыб. | |
Апрель | |||
Насекомые | 26. «На лесной полянке» | Составление рассказов-описаний насекомых по предметным картинкам и опорному плану. | |
Освоение космоса | 27. «Путешествие к далеким планетам» | Составление творческих рассказов о неизученных планетах и их жителях с опорой на картинный план. | |
-31 | Перелетные птицы | 28. «Скворцы прилетели» | Составление рассказа по серии сюжетных картин. |
Весна в лесах и садах | 29. Описание пейзажной картины И.И. Левитана «Цветущие яблони» (1896). | Составление описания пейзажной картины по опорному картинному плану. | |
Май | |||
День Победы | 30. Пересказ сказки К.Г. Паустовского «Похождения жука- носорога» | Составление пересказа с опорой на рисунки. | |
Цветы и травы | 31.Пересказ румынской сказки «Ромашка» | Составление пересказа по рисуночному плану. | |
Времена года. Лето | 32. «День рождения цыпленка» | Составление рассказа по серии сюжетных картин | |
На пороге школы. Школьные принадлежности | 33. «Собираемся в школу» | Проведение викторины о школе и школьных принадлежностях. |
Занятие 1. «Осень пришла»
Цель: Составление описательного рассказа по предметным картинкам и опорному картинному плану.
Задачи:
-систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях;
-воспитывать интерес к сезонным изменениям в природе;
-уточнять, расширять и активизировать предметный словарь, глагольный словарь и словарь признаков по предметным и сюжетным картинкам;
-закреплять в речи детей правильное употребление предлогов за, перед;
-развивать произвольное внимание, зрительную и словесно-логическую память, логическое мышление;
-стимулировать мыслительную и речевую активность;
-учить детей работать сообща, помогать друг другу;
-воспитывать бережное отношение, любовь к природе.
Оборудование: предметные картинки с изображениями времен года (иллюстрации 60-63), примет осени, опорный картинный план 1 (иллюстрация 1), фишки (круглые или квадратные, из желтого двустороннего картона, около 30 штук), призовые фишки (круглые или квадратные, из красного двустороннего картона; около 20 штук), мяч, магнитно-маркерная доска.
Ход занятия
I. Интеллектуальная разминка
Логопед просит детей вспомнить количество времён года, их названия и порядок следования. После этого проводится игра с мячом «Что за чем, что перед чем».
Дети и логопед стоят в кругу. Логопед называет любое время года, например: «Осень, а за ней...» — и передает мяч ребенку справа. Ребенок берет мяч, дает свой ответ: «Зима, а за ней...» — и передает следующему ребенку. После того как мяч вернулся к педагогу, логопед задает следующий вопрос: «Осень, а перед ней...» — и передает мяч ребенку слева. Игра продолжается.
Игра проводятся в быстром темпе, поэтому дети должны быть очень внимательными.
II. Основная часть занятия
Называние примет осени.
Логопед оставляет на доске картинку с изображением осени и просит детей назвать ее приметы. Логопед следит за тем, чтобы дети не отвечали односложно, отмечает детей, дающих полные ответы.
3.Составление рассказа по картине и опорному картинному плану.
Логопед. Сейчас мы будем составлять рассказ «Осень пришла». Но сначала вам нужно разделиться на три команды по четыре человека в каждой[2].
В любом рассказе должен быть порядок. Посмотрите на этот опорный картинный план.
Логопед выставляет на доску картинный план 1, называет пункты плана и показывает порядок их следования.
Логопед. По нему мы составим рассказы о ранней осени. За составление предложений по пунктам плана участники команд получат специальные фишки. А за каждое полное «красивое» предложение, сравнение или речевой оборот любой участник может получить еще и призовую фишку.
Логопед по очереди приглашает команды к доске. Участники команды должны составлять предложения об осени по цепочке и объединять их в рассказ (каждый участник составляет предложения по двум пунктам опорного плана). Рассказ не должен прерываться. Дети должны следить за ответами товарищей.
После составления рассказов каждой подгруппой логопед благодарит всех детей за старание. Отмечает наиболее активных детей.
III. Подведение итогов занятия
Логопед подводит итоги занятия. Производит подсчет фишек и определяет самую красноречивую команду. Все поздравляют победителей и аплодируют им.
Занятие 2.
Ход занятия
I. Интеллектуальная разминка
Логопед. Ребята, давайте послушаем фрагмент песенки из мультфильма «Пластилиновая ворона» и вспомним, как называются основные жанры живописи.
Если видишь, на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная лавина,
Или поле и шалаш —
Обязательно картина
Называется — пейзаж.
Если видишь на картине
Чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
Или грушу, или торт,
Или все предметы сразу —
Знай, что это — натюрморт.
Если видишь, что с картины
Смотрит кто-нибудь на нас:
Или принц в плаще старинном,
Или в робе верхолаз,
Летчик или балерина,
Или Колька, твой сосед, —
Обязательно картина
Называется — портрет.
Логопед. А теперь попробуйте определить, что перед вами: пейзаж, натюрморт или портрет?
На доску в произвольном порядке выставляется по 1-2 репродукции каждого жанра. Дети определяют.
II. Основная часть занятия
Занятие 3.
Ход занятия
I. Интеллектуальная разминка
Логопед предлагает детям быстро, правильно и полным ответом ответить на вопросы: Какое сейчас время года? Месяц? День недели? Что бывает перед осенью, а что за ней? Сколько осенних месяцев? Назовите их.
II. Основная часть занятия
Ход занятия
I. Интеллектуальная разминка
Логопед просит детей вспомнить и назвать, что растет в саду, а что в огороде (необходимо следить за тем, чтобы дети давали полный ответ). После этого проводится игра с мячом.
Игра с мячом «Что растет в саду, а что в огороде». Дети и логопед стоят в кругу. Логопед просит детей назвать фрукты, которые растут в саду, например: «В саду на дереве растет груша»,и передает мяч ребенку справа. Ребенок берет мяч, дает свой ответ: «В саду на дереве растет яблоко», и передает своему соседу справа. После того, как мяч вернулся к логопеду, он просит детей назвать овощи, которые растут в огороде, например: «В огороде на грядке растет... (помидор)», и передает мяч ребенку слева. Игра продолжается.
Игры проводятся в быстром темпе, поэтому дети должны быть внимательными. Ответы детей не должны повторяться. Если ребенок не может подобрать название фрукта или овоща, логопед предлагает ему ответить на наводящий вопрос. Например: «Какой овощ покрыт толстой коркой?»
II. Основная часть занятия
Введение в тему занятия.
Логопед просит детей вспомнить, какие фрукты и овощи из своего сада и огорода подарила на прошлом занятии бабушка Соня. Дети называют.
Логопед. Сегодня на занятии мы с вами будем сравнивать между собой фрукты и овощи, а затем разложим их на хранение: фрукты— в корзину, а овощи— в ящик. Но сначала вам нужно разделиться на две команды, выбрать капитанов и провести небольшую тренировку.
Физкультминутка.
Речевой материал | Выполняемые движения |
Мы капусту рубим, рубим, | Кисти рук прямые, как «ножи». Движения кистями рук вверх-вниз. |
Мы морковку трем, трем, | Пальцы рук согнуть в вертикальные кулачки; Тереть кулачки друг о друга, имитируя натирание морковки на терке. |
Мы капусту солим, солим, | Пальцы рук сложить в щепотки, имитировать посыпку капусты солью. |
Мы капусту жмем, жмем. | Сжимание-разжимание пальцев рук в кулаки. |
2. Составление рассказов-сравнений с опорой на картинный план.
Логопед выставляет перед детьми опорный план 3
Логопед. В любом рассказе должен быть порядок. Поэтому мы будем составлять рассказ с опорой на картинный план. Участники каждой команды по очереди будут составлять предложения по пунктам картинного плана. Каждый рассказчик получит за составленное предложение специальную фишку. За каждое полное и «красивое» предложение, сравнение или речевой оборот можно получить дополнительную призовую фишку. В конце занятия мы подсчитаем обычные и призовые фишки и определим, в какой команде самые красноречивые рассказчики.
Логопед приглашает капитанов подойти и достать из мешочка с овощами и фруктами, не подглядывая, по одному предмету. С опорой на картинный план 3 (см. занятие 3) дети каждой команды по цепочке параллельно составляют рассказы-описания. Например:
Капитан первой команды. Я достал из мешочка огурец. Огурец — это овощ.
Капитан второй команды. А я достал из мешочка яблоко. Яблоко — это фрукт.
Участник первой команды. Огурец зеленого цвета и овальный.
Участник второй команды. А это яблоко зеленого цвета и круглое.
Если дети хорошо справляются с составлением рассказов, можно предложить капитанам достать из волшебного мешочка еще по одному предмету и составить параллельные рассказы-сравнения еще раз. Логопед благодарит детей за рассказы и спрашивает капитанов, куда они положат свои овощи и фрукты.
Капитан первой команды. Мы положим огурец в ящик, потому что огурец — овощ.
Капитан второй команды. Мы положим яблоко в корзину, потому что яблоко — фрукт.
Логопед благодарит всех детей за старание. Отмечает наиболее активных детей.
III. Подведение итогов занятия
Логопед подводит итоги занятия. После этого производит подсчет фишек и определяет команду победителей. Дети аплодируют им. Логопед приглашает всех попробовать кусочки фруктов и овощей, разложенные на большом блюде.
Занятие 5.«Осенью в саду и в огороде»
Цель: Составление повествовательного рассказа по сюжетной многофигурной картине.
Задачи:
— учить детей устанавливать связи между различными предметами, изображенными на картине;
— систематизировать знания детей о фруктах и овощах;
— уточнять, расширять и активизировать словарь детей по сюжетной многофигурной картине;
— развивать произвольное внимание, зрительную и словесно-логическую память, логическое мышление;
— стимулировать мыслительную и речевую активность;
— учить детей работать сообща, помогать друг другу;
— воспитывать у детей любовь и бережное отношение к труду.
Оборудование: сюжетная многофигурная картина «Осенью в саду и огороде» (иллюстрация 24), предметные картинки с изображениями фруктов и овощей, опорный картинный план 4 (иллюстрация 4), специальные и призовые фишки (примерно по 30 штук), мяч, магнитно-маркерная доска и маркеры или школьная доска и мел.
Ход занятия
I. Интеллектуальная разминка
Логопед предлагает детям вспомнить о том, как в саду и в огороде убирают овощи и фрукты, и предлагает поиграть в игру с мячом.
Игра с мячом «Убираем урожай». Дети стоят полукругом перед логопедом. Логопед задает вопрос и бросает мяч кому-то из детей. Ребенок ловит мяч, составляет ответ и возвращает мяч логопеду. Игра продолжается. Например: «Как убирают картофель? » — «Картофель выкапывают».
II. Основная часть занятия
Введение в тему.
Логопед. Мы с вами уже много знаем о том, как выращивают в огороде и в саду овощи и фрукты. А сегодня мы отправимся с вами в деревню к нашим знакомым ребятам Ване и Маше и посмотрим, как они вместе с родителями провели выходной день.
Рассмотрите картинку. Давайте поиграем в игру «Кто самый внимательный?» Сделайте из пальцев обеих рук бинокли, поднесите их к глазам. (Четыре прижатых друг к другу пальца каждой руки соединить с большими пальцами, округлить и прижать местами соединения друг к другу — получается «бинокль».) А теперь назовите:
— Кого вы видите на картинке? (Папу, маму, Ваню, Машу, ежика, козу...)
— Что вы видите на картинке? (Сад, деревья, огород, грядки, лестницу, капусту, яблоки...)
— Какие фрукты вы видите на картинке?
— А какие овощи?
Дети поочередно называют изображения.
Логопед. А теперь давайте поиграем еще в одну игру. Называется она «Паутинка».
Логопед выставляет на доску любой фрукт или овощ, который присутствует на сюжетной картине. Дети должны установить, как связан этот предмет с другими предметами, изображенными на картине. Например, первый ребенок выходит к доске и начинает: «Это яблоко. Яблоко растет на яблоне». (Первое звено паутинки.) Второй ребенок продолжает: «Папа Ванн и Маши забрался на лестницу и срывает яблоки с ветки». (Второе звено паутинки.)
Можно провести соревнование между детьми по рядам, предложив каждому ряду составить длинные паутинки. Выигрывает ряд, составивший самую длинную паутинку.
Для игры можно использовать магнитно-маркерную доску и маркеры или обычную школьную доску имел. Дети дают ответы на вопросы, а логопед маркером или мелом схематично зарисовывает на доске обнаруженные детьми связи между предметами.
Физкультминутка. Развитие мимических и пантомимических движений и релаксация.
Логопед. Давайте войдем в картину и пройдемся по дорожке, усыпанной осенними листьями. Какие звуки мы можем слышать в осеннем саду? Какие запахи мы можем почувствовать? (Дети дают ответы.)Дотроньтесь до яблони. Почувствуйте, какая шершавая у нее кора. Возьмите в руки яблоко. Какое оно? (Гладкое, твердое, ароматное, вкусное...) Пора возвращаться.
Ход занятия
I. Интеллектуальная разминка
Логопед предлагает детям провести речевые игры.
«Какая это ягода?» Игра с мячом. Дети и логопед стоят в кругу. Логопед называет любую ягоду, например: «Черника», и бросает мяч кому-то из детей. Ребенок ловит мяч, составляет предложение о том, какая это ягода, садовая или лесная, и возвращает мяч логопеду. Например: Черника растет в лесу, значит, черника — лесная ягода.
«Поварята». Логопед раздает детям картинки с изображениями ягод, просит детей приготовить из них варенье и компот. Для этого нужно составить предложение по образцу: «На моей картинке малина. Я приготовлю малиновое варенье и малиновый компот».
II. Основная часть занятия
Введение в тему занятия.
Логопед. Сегодня мы с вами поговорим о ягодах. Что такое ягода? (Это небольшой сочный плод деревьев, кустарников и маленьких кустиков.)Давайте отправимся на сбор ягод в лес или в сад и составим рассказ о нашем путешествии. Но сначала вам нужно разделиться на две команды и выбрать капитанов.
Логопед предлагает капитанам каждой команды вытащить из «волшебного» мешочка по одному предмету и определить, где можно встретить этот предмет — в лесу или в саду. (Например, первый ребенок вытаскивает из мешочка шишку и дает пояснение: «Шишку можно встретить в лесу. Значит, мы отправимся за ягодами в лес». Второй ребенок вытаскивает из мешочка яблоко. Пояснение: «Яблоко можно встретить в саду. Значит, мы отправимся за ягодами в сад».)
Логопед. За составление предложений участники команды будут награждаться специальными фишками. Вы также можете заработать призовые фишки, если составите полное «красивое» предложение, сравнение или используете в речи поговорку или пословицу. В конце занятия мы подсчитаем фишки и определим команду победителей.
Физкультминутка.
Речевой материал | Выполняемые движения |
Собирала я в лесу Ягоду малинку. Я домой не донесу Полную корзинку. | По ходу стихотворения дети выполняют соответствующие движения. |
Солнце греет горячо, Далека дорога. Не отведать ли еще Ягодок немного? Закатилось солнышко, Показалось донышко, А на донышке видна Только ягодка одна. (Н. Саксонская) | По ходу стихотворения дети выполняют соответствующие движения. |
Логопед. Сейчас вы должны создать и показать небольшие «фильмы» о том, как вы собирали ягоды. Вам нужно составить рассказ и показать все действия по ходу рассказа. Для того, чтобы фильм получился интересным, создавать вы его будете по рисуночному плану.
Логопед рисует пункты плана маркером на доске.
Два-три человека из каждой команды составляет рассказ по плану, а остальные дети — показывают. Актеры надевают головные уборы, берут в руки корзиночки или железные кружечки и показывают по ходу составляемого рассказа, как они собирают ягоды.
Примерный рассказ:
«Это было летом. Маша, Дима, Надя и Сережа отправились в лес за ягодами. Маша и Надя взяли с собой железные кружечки, а Дима и Сережа — маленькие корзиночки. На лесной полянке Маша и Надя стали собирать спелую землянику, а Дима и Сережа — ароматную лесную малину. Ох и трудное это было занятие, но ребята с ним справились. Скоро они уже шагали по лесной тропинке к дому с полными кружками и корзинками ягод. Вот мамы и бабушки обрадуются!»
III. Подведение итогов занятия
Логопед подводит итоги занятия, благодарит детей за составленные рассказы и показанные «фильмы». Подсчитывает фишки детей, определяет команду победителей. Логопед и дети аплодируют им.
Занятие 7.Пересказ рассказа В. Г. Сутеева «Чей это гриб?»
Цель: Пересказ текста по опорным рисункам.
Задачи:
— систематизировать знания детей об осени в лесу;
— воспитывать интерес к сезонным изменениям в природе;
— уточнять, расширять и активизировать словарь детей по теме «Грибы»;
— развивать произвольное внимание, зрительную и словесно-логическую память, логическое мышление;
— стимулировать мыслительную и речевую активность;
— учить детей работать сообща, помогать друг другу;
— воспитывать бережное отношение, любовь к природе. Оборудование: текст рассказа В.Г. Сутеева «Чей это гриб?» (см. С. 156), опорные рисунки (иллюстрации 67-70), символическое изображение сердца (иллюстрация 59), магнитно-маркерная доска, мяч.
Ход занятия
I. Интеллектуальная разминка
Логопед здоровается с детьми и просит их вспомнить, какое сейчас время года, какой месяц, день недели. После этого говорит детям о том, что сегодня все отправятся в воображаемый лес.
Логопед. Закройте глаза и представьте, что мы заходим в осенний лес. Что вы слышите? (Ответы детей.) Какие запахи можно почувствовать в осеннем лесу? (Ответы детей.) Запомните все, что вы видите в лесу. А теперь откройте глазки. Вот мы с вами и вернулись из воображаемого леса. Встаньте в круг. Давайте поиграем в игру.
Игра с мячом «Чего в лесу много?»
Логопед. Давайте будем передавать друг другу мячик и называть, чего в лесу много.
Логопед начинает игру, дети продолжают, составляя предложения по образцу: «В лесу я увидела много деревьев. А ты?» (Передает мяч соседу слева.) Ребенок принимает мяч и составляет свое предложение: «Я в лесу увидел много листьев. А ты?» Игра проводятся в достаточно быстром темпе, поэтому дети должны быть внимательными. Их ответы не должны повторяться.
II. Основная часть занятия
Физкультминутка.
Речевой материал | Выполняемые движения |
Грибники по лесу Шли, шли, шли... | Дети шагают, высоко поднимая колени. |
И грибочков много Нашли, нашли, нашли. | Ритмично хлопают в ладоши. |
Раз грибок и два грибок — Все положат в кузовок. | Приседают, «срезают» грибы. Поднимаются и кладут грибы в воображаемый кузовок. |
Ход занятия
I. Интеллектуальная разминка
Логопед. Скажите, ребята, какое сейчас время года? (Осень.)Что было перед осенью? Что будет после осени? Почему осень делят на две части: раннюю и позднюю? Расскажите об изменениях в природе и в жизни человека, которые происходят поздней осенью.
Логопед предлагает детям рассмотреть ССК и расставить в логической последовательности картины серии на доске. Просит придумать название рассказу, рассмотреть рисунки-пиктограммы и составить с их помощью план рассказа.
II. Основная часть занятия
1. Коллективное составление вариантов предложений к каждому пункту плана (части рассказа, картине).
Логопед. Рассмотрите внимательно картины и продолжите мои предложения.
Составление вариантов предложений к каждому пункту плана (части рассказа, картине). Упражнение выполняется по подсказке логопеда — одному данному слову.
Картина 1: Наступила... Однажды... Шел... Щенок...
Картина 2: Вечером... Щенка... Девочки... Они...
Картина 3: Девочки... Щенок... Он... Дети...
Картина 4: Щенок... Он... Девочки... У детей...
В процессе составления предложений проводится обсуждение вариантов и выбор наиболее удачных.
Физкультминутка.
Речевой материал . | Выполняемые движения |
Вот собака Жучка, Хвостик закорючкой. Шерстка пестрая, Зубки острые. — Гав! | По ходу стихотворения дети выполняют соответствующие движения. |
3. Объединение отработанных предложений в связные фрагменты рассказа в соответствии с повествовательным планом и картинами серии. Составление детьми рассказа по ССК по цепочке (принимают участие все дети). Логопед дает детям установку на внимание: необходимо следить за рассказом товарища и быть готовым продолжить.
III. Подведение итогов занятия
Логопед. А теперь ответьте на мои вопросы. Чем вы занимались на занятии? Чему научились? Какие новые слова запомнили? Как в рассказе отнеслись девочки к щенку? Как должны люди относиться к птицам и животным, природе? И т.д.
Логопед благодарит детей за старание, отмечает наиболее активных рассказчиков.
Занятие 9.«Осенью в лесу. Подготовка диких животных к зиме»
Цель: Описание сюжетной многофигурной картины с придумыванием детьми предшествующих и последующих событий с опорой на рисуночный план.
Задачи:
— уточнить, расширить и активизировать словарь детей по теме «Дикие животные леса»;
— закреплять в речи детей правильное употребление предлогов в, у;
— учить детей составлению рассказов о подготовке к зиме от имени диких животных леса;
— учить детей описывать сюжетную многофигурную картину с придумыванием предшествующих и последующих событий;
— стимулировать положительные эмоции детей;
— воспитывать бережное, заботливое отношение к диким животным леса.
Оборудование: сюжетная многофигурная картина «Как дикие животные леса к зиме готовятся» (иллюстрация 26), предметные картинки с изображениями диких животных леса (иллюстрации 37, 41, 42, 44), специальные и призовые фишки (примерно по 30 штук), мяч, магнитно-маркерная доска.
Ход занятия
I. Интеллектуальная разминка
Логопед просит детей вспомнить, какое сейчас время года, месяц, день недели (следит за тем, чтобы дети давали полный ответ).
Логопед. Каких диких животных нашего леса вы знаете?
После этого проводится игра с мячом.
Игра с мячом в кругу «Кто живет в лесу». Дети и логопед стоят в кругу. Логопед просит детей назвать животных, которых можно встретить в лесу, например: «В лесу можно встретить лису», и передает мяч ребенку справа. Ребенок берет мяч, дает свой ответ: «В лесу можно встретить волка», и передает следующему ребенку. После того, как мяч вернулся к педагогу, логопед просит детей назвать детенышей этих диких животных, например: «В лесу можно встретить лисенка», и передает мяч ребенку слева. Игра продолжается.
Игра проводится в быстром темпе, поэтому дети должны быть внимательными. Ответы детей не должны повторяться. Если ребенок не может подобрать название животного или его детеныша, логопед помогает ему наводящими вопросами. Например: «Назови животное, у которого длинные уши и короткий хвост».
II. Основная часть занятия
Введение в тему занятия.
Логопед. Сегодня мы с вами отправимся в осенний лес. Рассмотрите сюжетную картину.
Давайте поиграем в игру «Кто самый внимательный?» Сделайте из пальцев обеих рук бинокли, поднесите их к глазам.
А теперь назовите:
— Что вы видите на картинке? (Деревья, пень, берлогу, нору...)
— Кого вы видите на картинке? (Лису, медведя у берлоге, ежа с грибами на иголках, белку на дереве, мышку у норки, зайца...)
— Что делает каждое дикое животное? (Утки улетают в теплые края...)
Дети поочередно дают ответы и называют изображения.
Ход занятия
I. Интеллектуальная разминка
Логопед спрашивает детей о том, какое сейчас время года и по каким приметам это можно определить. После этого предлагает детям вспомнить, семьи каких диких животных живут в лесу, и поиграть в игру с мягким мячом.
Игра с мячом «Кто у кого?» Дети стоят в кругу, логопед в центре. Логопед просит детей назвать детенышей диких животных леса. Логопед задает вопрос и бросает мягкий мяч кому-то из детей, например: «Кто у волчицы?» Ребенок ловит мяч, называет детенышей этого животного и возвращает мяч логопеду, например: «У волчицы волчата».
После этого логопед проводит игру по-другому. Спрашивает: «У кого волчата?» — и бросает мяч кому-то из детей. Ребенок ловит мяч и дает ответ: «Волчата у волчицы».
Игра проводится в быстром темпе, поэтому дети должны быть внимательными.
II. Основная часть занятия
Логопед. Ребята, сегодня на занятии мы с вами снова отправимся в осенний лес и попробуем придумать веселую сказку о том, как подружились друг с другом лесные обитатели.
Логопед в произвольном порядке выставляет на доску предметные картинки: заяц, лиса, пень, белка, еж, гриб, чаща леса.
Логопед. Рассмотрите картинки и назовите изображенные на них предметы. Разделите картинки на две группы и дайте название каждой. (Дикие животные и неживые предметы.) Какими качествами наделяют в народных сказках диких животных леса? (Например, лиса хитрая, ловкая, смелая, предприимчивая; заяц тихий, трусливый, робкий и т.д.) Какие свойства и качества имеют неживые предметы? (Ответы детей.)
Физкультминутка.
Речевой материал | Выполняемые движения |
Хомка, хомка, хомячок, Полосатенький бочок. Хомка раненько встает, Щечки моет, шейку трет. Подметает хомка хатку И выходит на зарядку. Раз, два, три, четыре, пять! Хомка сильным хочет стать. | По ходу стихотворения дети выполняют соответствующие движения. |
Логопед. А теперь мы с вами начнем сочинять нашу общую веселую сказку. Запомните правила.
1. В сказке должны будут встретиться все предметы, изображенные на картинках.
2. У сказки должны быть начало, середина и конец.
3. Начинаем рассказывать сказку с выбора любого предмета (живого или неживого). Рассказываем о нем (какой он, какими обладает качествами). Сравниваем его внешний вид или его особенности с любым предметом, чем-то похожим на него.
4. Можем присвоить любому предмету какие-то волшебные свойства.
5. Следующий рассказчик выбирает новый предмет- картинку, подставляет ее к предыдущей картинке справа и продолжает придумывать и рассказывать сказку. Последний ребенок заканчивает сказку и подводит итог.
В случае затруднений логопед помогает детям.
Примеры составленных детьми сказок.
Сказка 1. Однажды у колючего ежика, был день рождения. Он пригласил к себе своего друга — пушистого трусливого зайца. Заяц очень любил танцевать. Он решил подарить ежику свой новый танец. Он взобрался на старый пень и начал представление. Ежик и заяц не заметили, как из чащи леса, вышла хитрая рыжая лисица. Она осторожно стала подкрадываться к пню, на котором танцевал заяц... Вдруг в голову лисы полетела еловая шишка. Рыжая плутовка испугалась, подпрыгнула от неожиданности и убежала. Оказалось, что белочка увидела лису и решила выручить зайчика. За спасение своего друга ежик подарил белке самый большой гриб. С тех пор и дружат ежик, белка и зайчик.
Сказка 2. Однажды бродил по лесу колючий, как мамина игольница, ежик. Ежик собирал грибы. Грибы были с разноцветными шляпками, как будто платочки разноцветные на головы повязали. Мимо бежал пушистый зайчик. Он был очень испуган и дрожал от страха, как осиновый листок. За ним гналась рыжая, как апельсин, лисица. Зайчик попросил ежика помочь ему спрятаться. Ежик сразу вспомнил про волшебный пень, стоящий на полянке. Все, что попадало на этот пень, на время становилось невидимым. Ежик помог зайчику взобраться на волшебный пень. А рыжая белочка отвлекла лисицу — она бросила в нее еловой шишкой. Лисица кинулась за зайцем, но только сильно ударилась головой о старый пень. Даже искры из глаз у нее посыпались. А зайчик исчез. Лисица испугалась и убежала в дремучую чащу леса. Потом зайчик слез с пенька и снова стал видимым. С тех пор трусливый заяцдружит с добрым ежиком и смелой белочкой.
Дети могут составить самые невероятные истории и сказки. Самое главное — поддерживать желание детей к творчеству, развивать их фантазию.
III. Подведение итогов занятия
Логопед подводит итог и благодарит детей за работу на занятии и за составленные интересные сказки.
Занятие11. Описание пейзажной картины А.С. Степанова «Лоси» (1889)
Цель: Составление описания пейзажной картины по опорному картинному плану.
Задачи:
— обогащать словарь детей новой лексикой;
— развивать наблюдательность и зрительное внимание детей;
— развивать логическое мышление и творческое воображение;
— учить детей составлять сложные предложения с опорой на картинный план;
— учить детей составлению описательного рассказа по картине известного художника;
— воспитывать интерес детей к произведениям живописи.
Оборудование: репродукция картины А.С. Степанова «Лоси» (иллюстрация 11), портрет художника и репродукции других его картин (подбирает логопед), по 1-2 репродукции картин известных художн