Романтическая мотивировка характеров.

Исключительный ин­дивидуализм Ларры обусловлен тем, что он сын орла, воплощаю­щего идеал силы и воли. Такой мотивировки вполне достаточно для романтического сознания: "Все смотрели с удивлением на сына орла и видели, что он ничем не лучше их, только глаза его были холодны и горды, как у царя птиц. И разговаривали с ним, а он отвечая, если хотел, или молчал, а когда пришли старейшие племени, он говорил с ними, как с равными себе". Гордость и презрение к другим — вот два начала, которые несет в себе Ларра. Естественно, это обрекает его на одиночество, но это желанное одиночество романтика, вытекающее из невозможности найти на земле кого-то хоть в чем-то равного себе: "Долго говорили с ним и наконец увидели, что он считает себя первым на земле и, кроме себя, не видит ничего. Всем даже страшно стало, когда поняли, на какое одиночество он обрекал себя. У него не было ни племени, ни матери, ни скота, ни жены, и он не хотел ничего этого". Такая позиция заставляет героя вступить на путь эгоисти­ческого произвола, что открыто декларируется им. Убив на глазах у старейшин девушку, которую он возжелал и которая отвергла его, герой так объясняет людям свою позицию:

"— Я убил ее потому, мне кажется, — что меня оттолкнула она... А мне было нужно ее.

— Но она не твоя! — сказали ему. — Разве вы пользуетесь только своим? Я вижу, что каждый человек имеет только речь, руки и ноги... а владеет он животными, женщина­ми, землей... и многим еще...

Ему сказали на это, что за все, что человек берет, он платит собой: своим умом и силой, иногда — жизнью. А он отвечал, что хочет сохранить себя целым".

Герой-романтик в гордом одиночестве противостоит людям и не боится их суда, потому что не принимает его и презирает судей. Его хотели приговорить к смерти, но приговаривают... к бессмертию.

Почему смерть не является достаточным наказанием для героя-романтика? Потому что, приговорив героя к смерти, люди лишь подтвердили бы его исключительность, выделенность из общего ряда, его право повелевать и говорить с ними как с рабами — и свое бессилие и страх перед ним. Наказанный вечным существованием и одиночеством, то есть получив то, на что и претендовал с самого начала, юноша, получивший имя Ларра, что значит отвержен­ный, выкинутый вон, обречен бессмертию вечного скитания:

"Так, с той поры, остался он один, свободный, ожидая смерти. И вот он ходит, ходит повсюду... — заканчивает свой рассказ Изер­гиль. — Видишь, он стал уже как тень и таким будет вечно! Он не понимает ни речи людей, ни их поступков — ничего. И все ищет, ходит, ходит... Ему нет жизни, и смерть не улыбается ему. И нет ему места среди людей... Вот как был поражен человек за гордость!"

Об обусловленности характера Данко просто не приходится говорить — он таков по сути своей, таков изначально. Единствен­но, чем Изергиль может мотивировать его исключительность, — это красота: "Данко — один из тех людей, молодой красавец. Красивые — всегда смелы". Люди верят ему лишь потому, "что он лучший из всех, потому что в очах его светилось много силы и живого огня". Романтик просто не нуждается в более углубленной мотивировке исключительности героя.

Но, несмотря на явную противопоставленность образов Данко и Ларры, в них есть нечто общее, ведь оба они являются полюсами одного и того же мира — мира Изергиль, и для нее они соотносятся как идеал и антиидеал. Следовательно, они не толь­ко противопоставлены, но и сопоставлены.

Подумайте, что общего, с вашей точки зрения, может быть между ними.

Несомненную общность между образами Ларры и Данко пред­определяет их противостояние с миром людей, на чем и основан принцип романтического двоемирия в обеих легендах. Презрение к людям естественно для Ларры с его непомерной гордостью и индивидуализмом, но и человеколюбивый Данко не смог избе­жать этого конфликта. Если Ларра отвергает других из презрения к ним, то Данко, герой, жертвующий собой из любви к другим, сам попадает в положение отверженного: "Данко смотрел на тех, ради которых он понес труд, и видел, что они — как звери. Много людей стояло вокруг него, но не было на лицах их благородства, и нельзя было ему ждать пощады от них".

Определите, с чем связано негодование людей, их неприятие Данко. Только ли с тем, что он, по их мнению, обманул их надежды?

Принцип романтического двоемирия, противопоставления героя-романтика толпе обусловлен исключительностью его образа: либо он сам, подобно Ларре, отвергает окружающих, либо толпа, свирепая в своем натиске и глухая к его сердцу, отвергает романтика. В ином случае это будет шаг уже к реалистической эстетике. Другое дело, что любовь Данко к людям столь велика, что он может простить им и это: даже когда в его сердце вскипело негодование, "от жалости к людям оно погасло. Он любил людей и думал, что, может быть, без него они погибнут".

Попытайтесь объяснить, почему люди не заметили смерти Данко и лишь "один осторожный человек заметил это и, боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой". Как это связано с неизбежным и неразрешимым конфликтом романти­ческого героя с толпой?

Действие легенд происходит в глубокой древности — это как бы время, предшествовавшее началу истории, эпоха первотворений. "Многие тысячи лет прошли с той поры, когда случилось это", — начинает свой рассказ о Ларре Изергиль. Но в настоящем есть следы, прямо связанные с той эпохой, — это голубые огоньки, оставшиеся от сердца Данко, тень Ларры, которую видит Изер­гиль.

Естественно, что образы Данко и Ларры могут воплотиться лишь на фоне романтического пейзажа, яркого и красочного, лишенного полутонов, построенного на контрастах света и тьмы:

"И стало тогда в лесу так темно, словно в нем собрались сразу все ночи, сколько их было на свете с той поры, как он родился... а молнии, летая над вершинами леса, освещали его на минутку синим, холодным огнем и исчезали так же быстро, как являлись, пугая людей"; "Алес все гудел и гудел, вторя их крикам, и молнии разрывали тьму в клочья". Разумеется, только на фоне страшной тьмы леса, разрываемой вспышками молний, может пылать сердце Данко — так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям, а тьма разлетелась от света его и там, глубоко в лесу, дрожащая, пала в гнилой зев болота."

Обратите внимание на олицетворение пейзажа. Почему романтику особенно необходимо олицетворение света и тьмы?

Наши рекомендации