Жанровое своеобразие «сказок»

Конечно, жанр сказки Щедрин выбрал не случайно. В качестве причин его интереса к этому жанру исследователи называли:

• условия цензуры;

• воздействие на писателя фольклорной и литературной традиции;

• появление нового читателя, представлявшего демократические слои русского общества;

• популярность сказки как излюбленного жанра пропагандистской литературы наряду с песней (вспомните агитационные песни поэтов-декабристов А. Бестужева и К. Рылеева);

• органическая близость сказки художественному методу Салтыко­ва-Щедрина.

Безусловно, каждый из этих факторов сыграл свою роль в появлении щедринского цикла сказок. Но для нас наиболее важно остановиться на последней из названных причин.

Сказка действительно возникла в недрах сатиры Щедрина. Именно в конце 60-х — начале 70-х гг. отчетливо высветились уже наметившиеся до этого черты щедринского метода, связанные с его стремлением выйти за пределы жизненного правдоподобия в изображении современной ему действительности. Поэтому сказка с арсеналом ее художественных приемов естественно вписалась в жанровую систему щедринской прозы.

С народной сказкой, по мнению многих исследователей, сказ­ку Щедрина объединяют сказочный сюжет, использование наибо­лее традиционных сказочных приемов (о них пойдет речь при анализе художественных особенностей сказок). Кроме того, в основе как фольклорных, так и щедринских литературных сказок лежит народное миропонимание, комплекс представлений о добре и зле, справедливости, жестокости и т.п. в их общечелове­ческом смысле. Вспомните народные сказки, порицающие лени­вых падчериц, мачех, завистливых братьев за их лень, стремление жить за чужой счет. Подобным образом в сказках Щедрина осуждаются генералы и дикий помещик за их неспособность к труду, стремление жить за счет чужих усилий, которые они даже не способны оценить.

Однако сходство нравственных установок, воплощенных в фольклорных и щедринских сказках, не исключает и принципиальных отличий. В мире героев Щедрина (в отличие от его собственного мира) границы между добром и злом, истиной и ложью нередко размываются. В его сказках, в отличие от народных,герои далеко не всегда в финале бывают наказаны за свои пороки, дурные поступки. Щедринская сказка является жанром политической сатиры, обладающим рядом художественных осо­бенностей. Поэтому в ней используется много реальных деталей современной автору действительности. На смену юмористическо­му пафосу, свойственному ряду народных сказок, в произведения Щедрина приходит едкая злая сатира на бюрократический аппарат и социальную бесполезность чиновников ("Повесть о том, как..."), на крепостнические пережитки в психологии дворянства ("Дикий помещик"), антинародную сущность административной системы ("Медведь на воеводстве"), малодушие и бездеятельность либеральной интеллигенции ("Премудрый пискарь") и т.д. Ска­зочная форма наполняется политическим смыслом, в то же время политические идеи определяют сюжетно-композиционные осо­бенности произведений: своеобразие финала, порой содержащего кровавые развязки ("Карась-идеалист"), специфику системы пер­сонажей (в щедринских сказках редко изображается положитель­ный герой), соединение разных речевых стилей (условный сказоч­ный язык, канцеляризмы, просторечия и т.п.).

В итоге "можно сказать, что салтыковская сказка самостоятельно возникала по типу фольклорных сказок, а последние лишь способствовали ее формированию".

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ "СКАЗОК".

Решая авторские задачи сатирического изображения современной ему действительности, Щедрин использовал различные виды иносказаний. Щедрин на­зывал эзоповской ("езоповской") свою творческую манеру, по его словам, "обнаруживавшую замечательную изворотливость в изображении оговорок, недомолвок, иносказаний и прочих об­манных средств". Называя такую манеру "рабскою", писатель замечал, что она "не безвыгодна, потому что благодаря ее обязан­ности писатель отыскивает такие политические черты и краски, в которых при прямом изложении предмета не было бы надобности, но которые все-таки не без пользы врезываются в памяти читателя".

Одной из основных черт этой манеры является использование аллегории. Исследователи единодушно подчеркивали, что, работая над сказками, Щедрин не только опирался на литературно-басен­ную и фольклорно-сказочную традицию (лев, медведь, осел и т.п.), но и создавал собственные аллегорические образы (карась, пескарь, вобла и т.д.). При этом аллегорическое уподобление у Щедрина практически всегда имеет в своей основе социальную антитезу, предполагающую противопоставление власти и ее жер­твы (медведи — "лесные мужики", шука — карась и т.п.). Иногда Щедрин может обнаружить скрытое в аллегории значение с помо­щью метафоры ("лесная челядь" в "Медведе на воеводстве") или сравнения (в этой же сказке чижик сравнивается с крохотным гимназистиком).

С данным приемом связано уже упоминавшееся изменение манеры повествования, пересечение временных планов (напри­мер, реального и фантастического). Такая особенность характер­на, например, для сказки "Премудрый пискарь", герой которой видит сон о том, что он получает выигрышный билет и вследствие этого двести тысяч рублей.

Одним из основных художественных приемов Щедрина являет­ся ирония, о которой мы уже говорили. Можно обнаружить несколько видов иронических высказываний в щедринских сказках:

• ироническое утверждение

"Однако и об мужике не забыли; выслали ему рюмку водки да пятак серебра: веселись, мужичина!" ("Повесть о том как...");

"Осел в ту пору у него <у Льва.> в советах за мудреца слыл" ("Медведь на воеводстве").

• ироническая характеристика

"Генералы были хоть и настоящие, но голодные, а потому очень скоро приехали" ("Дикий помещик").

• ироническая похвала

"Был он пискарь просвещенный, умеренно-либеральный, и очень твердо понимал, что жизнь прожить — не то, что мутовку облизать" ("Премудрый пискарь");

"...со временем поноску носить будет" ("Медведь на воеводстве").

• ироническое сравнение

В сказке "Дикий помещик" Щедрин называет помещика глупым, а мышонка — умным.

• ироническое осуждение

"Мужичина самым нахальным образом уклонялся от работы" ("По­весть о том, как...");

мнимое недовольство повествователя лесной вольницей ("Медведь на воеводстве").

Наряду с иронией Щедрин широко использует гиперболу. Про­должая традиции Гоголя, он стремится с ее помощью заострить какой-либо недостаток, высветить порок, а затем, сделав его максимально заметным, довести до абсурда, чтобы его ниспро­вергнуть. Например, в "Повести о том, как..." генералы настоль­ко социально беспомощны, что не знают реальной жизни. Они убеждены, что "булки в том самом виде родятся, в каком их к кофею подают", и очень удивлены тем, что куропатку, прежде чем съесть, нужно "изловить, убить, ощипать, изжарить". Щед­рин явно преувеличивает покорность мужика в "Повести о том, как...", но делает это лишь для того, чтобы показать страшные ее последствия.

Широко использует Щедрин и гротеск, примеры которого мы уже приводили, анализируя сказки "Повесть о том, как..." и "Дикий помещик". Можно добавить, что гротеск помогает Щед­рину и в изображении мужиков в "Диком помещике" ("рой мужиков... осыпал всю базарную площадь").

Однако художественная манера Щедрина включает в себя не только различные виды иносказания, но и речевые алогизмы, которые помогают выявить ненормальность изображаемой жизни: "Видят мужики: хоть и глупый у них помещик, а разум ему дан большой" ("Дикий помещик").

Художественное своеобразие щедринских сказок определяется и наличием в них элементов сказочной поэтики. К ним принято относить:

1) зачины ("В некотором царстве, в некотором государстве жил-был помещик", "Жили да были два генерала" и т.д.);

2) присказки ("по щучьему веленью", "сказано—сделано" и т.п.);

3) троекратное повторение мотива, эпизода и т.п. (три Топтыги­ных, три визита гостей к Дикому помещику и т.д.). Кроме того, следует обратить внимание на характерное для народно­поэтических произведений построение строки с переносом прилагательного или глагола на конец.

Но сказочный мир Щедрина, по словам В. Прозорова, "не рас­творяется в народно-поэтической стихии". Сказки соединяют в себе разные речевые планы: в "Повести о том, как..." сочетаются нейтральная лексика, просторечия, сказочные обороты и канце­ляризмы, что обусловлено социальной принадлежностью персона­жей. В "Медведе на воеводстве" соединяются просторечия, жар­гонизмы, нейтральная лексика, а также пародируется стиль госу­дарственных официальных документов.

Все многообразие средств художественной изобразительности помогает Щедрину сделать сказку средством наиболее обобщенно­го и в то же время точного воссоздания современного писателю общества. Писателю удалось создать жанровую форму, отличав­шуюся художественным совершенством, имеющую точный поли­тический адрес и в то же время наполненную глубоким общечело­веческим содержанием.

Наши рекомендации