Жанровое своеобразие «сказок»
Конечно, жанр сказки Щедрин выбрал не случайно. В качестве причин его интереса к этому жанру исследователи называли:
• условия цензуры;
• воздействие на писателя фольклорной и литературной традиции;
• появление нового читателя, представлявшего демократические слои русского общества;
• популярность сказки как излюбленного жанра пропагандистской литературы наряду с песней (вспомните агитационные песни поэтов-декабристов А. Бестужева и К. Рылеева);
• органическая близость сказки художественному методу Салтыкова-Щедрина.
Безусловно, каждый из этих факторов сыграл свою роль в появлении щедринского цикла сказок. Но для нас наиболее важно остановиться на последней из названных причин.
Сказка действительно возникла в недрах сатиры Щедрина. Именно в конце 60-х — начале 70-х гг. отчетливо высветились уже наметившиеся до этого черты щедринского метода, связанные с его стремлением выйти за пределы жизненного правдоподобия в изображении современной ему действительности. Поэтому сказка с арсеналом ее художественных приемов естественно вписалась в жанровую систему щедринской прозы.
С народной сказкой, по мнению многих исследователей, сказку Щедрина объединяют сказочный сюжет, использование наиболее традиционных сказочных приемов (о них пойдет речь при анализе художественных особенностей сказок). Кроме того, в основе как фольклорных, так и щедринских литературных сказок лежит народное миропонимание, комплекс представлений о добре и зле, справедливости, жестокости и т.п. в их общечеловеческом смысле. Вспомните народные сказки, порицающие ленивых падчериц, мачех, завистливых братьев за их лень, стремление жить за чужой счет. Подобным образом в сказках Щедрина осуждаются генералы и дикий помещик за их неспособность к труду, стремление жить за счет чужих усилий, которые они даже не способны оценить.
Однако сходство нравственных установок, воплощенных в фольклорных и щедринских сказках, не исключает и принципиальных отличий. В мире героев Щедрина (в отличие от его собственного мира) границы между добром и злом, истиной и ложью нередко размываются. В его сказках, в отличие от народных,герои далеко не всегда в финале бывают наказаны за свои пороки, дурные поступки. Щедринская сказка является жанром политической сатиры, обладающим рядом художественных особенностей. Поэтому в ней используется много реальных деталей современной автору действительности. На смену юмористическому пафосу, свойственному ряду народных сказок, в произведения Щедрина приходит едкая злая сатира на бюрократический аппарат и социальную бесполезность чиновников ("Повесть о том, как..."), на крепостнические пережитки в психологии дворянства ("Дикий помещик"), антинародную сущность административной системы ("Медведь на воеводстве"), малодушие и бездеятельность либеральной интеллигенции ("Премудрый пискарь") и т.д. Сказочная форма наполняется политическим смыслом, в то же время политические идеи определяют сюжетно-композиционные особенности произведений: своеобразие финала, порой содержащего кровавые развязки ("Карась-идеалист"), специфику системы персонажей (в щедринских сказках редко изображается положительный герой), соединение разных речевых стилей (условный сказочный язык, канцеляризмы, просторечия и т.п.).
В итоге "можно сказать, что салтыковская сказка самостоятельно возникала по типу фольклорных сказок, а последние лишь способствовали ее формированию".
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ "СКАЗОК".
Решая авторские задачи сатирического изображения современной ему действительности, Щедрин использовал различные виды иносказаний. Щедрин называл эзоповской ("езоповской") свою творческую манеру, по его словам, "обнаруживавшую замечательную изворотливость в изображении оговорок, недомолвок, иносказаний и прочих обманных средств". Называя такую манеру "рабскою", писатель замечал, что она "не безвыгодна, потому что благодаря ее обязанности писатель отыскивает такие политические черты и краски, в которых при прямом изложении предмета не было бы надобности, но которые все-таки не без пользы врезываются в памяти читателя".
Одной из основных черт этой манеры является использование аллегории. Исследователи единодушно подчеркивали, что, работая над сказками, Щедрин не только опирался на литературно-басенную и фольклорно-сказочную традицию (лев, медведь, осел и т.п.), но и создавал собственные аллегорические образы (карась, пескарь, вобла и т.д.). При этом аллегорическое уподобление у Щедрина практически всегда имеет в своей основе социальную антитезу, предполагающую противопоставление власти и ее жертвы (медведи — "лесные мужики", шука — карась и т.п.). Иногда Щедрин может обнаружить скрытое в аллегории значение с помощью метафоры ("лесная челядь" в "Медведе на воеводстве") или сравнения (в этой же сказке чижик сравнивается с крохотным гимназистиком).
С данным приемом связано уже упоминавшееся изменение манеры повествования, пересечение временных планов (например, реального и фантастического). Такая особенность характерна, например, для сказки "Премудрый пискарь", герой которой видит сон о том, что он получает выигрышный билет и вследствие этого двести тысяч рублей.
Одним из основных художественных приемов Щедрина является ирония, о которой мы уже говорили. Можно обнаружить несколько видов иронических высказываний в щедринских сказках:
• ироническое утверждение
"Однако и об мужике не забыли; выслали ему рюмку водки да пятак серебра: веселись, мужичина!" ("Повесть о том как...");
"Осел в ту пору у него <у Льва.> в советах за мудреца слыл" ("Медведь на воеводстве").
• ироническая характеристика
"Генералы были хоть и настоящие, но голодные, а потому очень скоро приехали" ("Дикий помещик").
• ироническая похвала
"Был он пискарь просвещенный, умеренно-либеральный, и очень твердо понимал, что жизнь прожить — не то, что мутовку облизать" ("Премудрый пискарь");
"...со временем поноску носить будет" ("Медведь на воеводстве").
• ироническое сравнение
В сказке "Дикий помещик" Щедрин называет помещика глупым, а мышонка — умным.
• ироническое осуждение
"Мужичина самым нахальным образом уклонялся от работы" ("Повесть о том, как...");
мнимое недовольство повествователя лесной вольницей ("Медведь на воеводстве").
Наряду с иронией Щедрин широко использует гиперболу. Продолжая традиции Гоголя, он стремится с ее помощью заострить какой-либо недостаток, высветить порок, а затем, сделав его максимально заметным, довести до абсурда, чтобы его ниспровергнуть. Например, в "Повести о том, как..." генералы настолько социально беспомощны, что не знают реальной жизни. Они убеждены, что "булки в том самом виде родятся, в каком их к кофею подают", и очень удивлены тем, что куропатку, прежде чем съесть, нужно "изловить, убить, ощипать, изжарить". Щедрин явно преувеличивает покорность мужика в "Повести о том, как...", но делает это лишь для того, чтобы показать страшные ее последствия.
Широко использует Щедрин и гротеск, примеры которого мы уже приводили, анализируя сказки "Повесть о том, как..." и "Дикий помещик". Можно добавить, что гротеск помогает Щедрину и в изображении мужиков в "Диком помещике" ("рой мужиков... осыпал всю базарную площадь").
Однако художественная манера Щедрина включает в себя не только различные виды иносказания, но и речевые алогизмы, которые помогают выявить ненормальность изображаемой жизни: "Видят мужики: хоть и глупый у них помещик, а разум ему дан большой" ("Дикий помещик").
Художественное своеобразие щедринских сказок определяется и наличием в них элементов сказочной поэтики. К ним принято относить:
1) зачины ("В некотором царстве, в некотором государстве жил-был помещик", "Жили да были два генерала" и т.д.);
2) присказки ("по щучьему веленью", "сказано—сделано" и т.п.);
3) троекратное повторение мотива, эпизода и т.п. (три Топтыгиных, три визита гостей к Дикому помещику и т.д.). Кроме того, следует обратить внимание на характерное для народнопоэтических произведений построение строки с переносом прилагательного или глагола на конец.
Но сказочный мир Щедрина, по словам В. Прозорова, "не растворяется в народно-поэтической стихии". Сказки соединяют в себе разные речевые планы: в "Повести о том, как..." сочетаются нейтральная лексика, просторечия, сказочные обороты и канцеляризмы, что обусловлено социальной принадлежностью персонажей. В "Медведе на воеводстве" соединяются просторечия, жаргонизмы, нейтральная лексика, а также пародируется стиль государственных официальных документов.
Все многообразие средств художественной изобразительности помогает Щедрину сделать сказку средством наиболее обобщенного и в то же время точного воссоздания современного писателю общества. Писателю удалось создать жанровую форму, отличавшуюся художественным совершенством, имеющую точный политический адрес и в то же время наполненную глубоким общечеловеческим содержанием.