Лекция № 4 «И.С. Тургенев «Отцы и дети»

Задания:

6. Хронологическая таблица жизни и творчества И.С. Тургенев

7. Чтение романа «Отцы и дети »

8. Конспект лекции

9. Сочинение на одну из выбранных тем.

10. Конспект статьи Д. И, Писарева «Базаров»

Темы сочинений

  1. Конфликт Е. Базарова с миром отцов (по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»).
  2. Базаров и родители (по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»).
  3. Роль пейзажа в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети».
  4. Базаров и герои предшествующей эпохи.
  5. Женские характеры в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети».

ХАРАКТЕРИСТИКА ХУДОЖЕСТВЕННОГО МЕТОДА И ПСИХОЛОГИЗМ ТУР­ГЕНЕВА.

Тургенев справедливо считается лучшим стилистом рус­ской прозы XIX в. и тончайшим психологом. Как писатель Тургенев прежде всего "классичен" — в самых разнообразных смыслах этого слова. "Классичность" (неповторимое воплощение совершенства) соответствовала самому духу его творчества. Луч­шие тургеневские вещи поражают законченностью и гармоничной соразмерностью всех деталей с целым. Художественными идеала­ми для Тургенева были "простота, спокойствие, ясность линий, добросовестность работы". При этом имелось в виду "спокойст­вие", проистекающее "из сильного убеждения или глубокого чувства", "сообщающее... ту чистоту очертаний, ту идеальную и действительную красоту, которая является истинной, единствен­ной красотой в искусстве". Это спокойствие давало сосредоточен­ность созерцания, тонкость и безошибочность наблюдения.

Утонченный эстет, Тургенев считал главным в искусстве созда­ние красоты. В письме Полине Виардо от 28 авг. 1850 г. он пишет: "Прекрасное — единственная бессмертная вещь, и пока продолжает еще существовать хоть малейший остаток его материального проявления, бессмертие его сохраняется. Прекрас­ное разлито повсюду, его влияние простирается даже над смертью. Но нигде оно не сияет с такой силой, как в человеческой индивидуальности; здесь оно более всего говорит разуму". "Прекрасное разлито повсюду", но наиболее близки Тургеневу два его проявления: в природе и в человеческой душе. И то и другое Тургенев изображал с необыкновенным мастерством. И человеческая личность, и природа являлись предметом его неустанных философских раз­мышлений — в основном в духе натуральной философии немецкого романтизма (Гегеля, Шеллинга и Шопенгауэра). Романтическое благоговение перед тайной жизни природы Тургенев распростра­нял и на отношение к человеческой душе, изображая своих героев всегда спокойными и благородными в выражении своих чувств. Даже их страсти как бы введены в определенные берега. Если же герой суетится, излишне жестикулирует (наподобие Ситникова в "Отцах и детях"), значит Тургенев его презирает и стремится полностью дискредитировать.

Неразрывность для Тургенева личного и социального уровней проявлялась, в частности, в его мышлении конкретными образа­ми: сначала он видел реального человека, а потом уже осознавал его социальное значение. По словам П.Г. Пустовойта, исследователя творчесва писателя, Тургенев всегда «шел от "живого лица" к художественному обобщению, поэтому для него чрезвычайно важным было наличие прототипов у героев (прототип Рудина — Бакунин, Инсарова — болгарин Катранов, Базарова — врач Дмитриев)». Но от конкретного человека писателю необходимо еще проделать огромный путь — до художественного типа. Сам Тургенев писал, что нужно "стараться не только уловлять жизнь во всех ее проявлениях, но и понимать те законы, по которым она движется и которые не всегда выступа­ют наружу; нужно сквозь игру случайностей добраться до типов — и со всем тем всегда оставаться верным правде, не довольствоваться поверхностным изучением, чуждаться эффектов и фальши". Уже из этих слов мы видим, насколько сложным творческим процессом является типизация. Создать художественный тип — значит по­нять законы жизни общества, выявить у огромного числа людей те черты, которые определяют его современное духовное состояние, предопределяют его развитие (или, наоборот, — стагнацию). Можно сказать, к примеру, что Тургенев открыл тип "нигилис­та". После выхода "Отцов и детей" это слово прочно вошло в культурный обиход и стало обозначением целого общественного явления, которое никто до него не мог с такой ясностью обрисо­вать и понять.

Основной принцип классического реализма состоит в том, что личность одновременно дается как производная от окружающего ее общества и в то же время как противопоставленная породившей ее среде, желающая самоопределиться в ней и как-то в свою очередь на нее повлиять. Тургенев всегда показывает характеры героев в динамике, в развитии, и чем сложнее персонаж, тем больше требуется автору сцен для его раскрытия. Так, в "Отцах и детях" мы видим не только эволюцию характера и взглядов База­рова, но и возвращение "на круги своя" Аркадия, с полным отходом от идеологии нигилизма. Даже такие "устоявшиеся" характеры, как братья Кирсановы, претерпевают на страницах романа ряд жизненных потрясений, меняющих отчасти их отно­шение если не к жизни, то к самим себе.

Тургенев раскрывает характер своего героя не прямо в его общественной деятельности, но в идеологических спорах и в личной, интимной сфере. Герой должен не только уметь обосно­вать свою общественную позицию (как правило, это удается легко всем тургеневским героям: Рудину, Лаврецкому, Базарову), но и доказать свою дееспособность, состояться как личность. Для этого он подвергается "испытанию любовью", ибо именно в ней, по мнению Тургенева, выявляется истинная сущность и ценность любого человека.

Психологизм Тургенева обыкновенно называют "скрытым", ибо писатель никогда не изображал прямо все чувства и мысли своих героев, но давал возможность читателю их угадывать по внешним проявлениям. (К примеру, по тому, как Одинцова "с принужденным смехом" говорит Базарову о предложении, сделан­ном Аркадием Кате, а затем по ходу разговора "опять смеется и быстро отворачивается", становятся ясны ее чувства: растерян­ность и досада, которые она старается скрыть за смехом.) Поэт "должен быть психологом, но тайным: он должен знать и чувствовать корни явлений, но представляет только самые явления — в их расцвете и увядании" (из письма К. Леонтьеву от 3 окт. 1860 г.).

Считая так, Тургенев, видимо, отстраняется от личной оценки героя, предоставляя ему возможность самому выразить себя в диалоге и действии. "Точно... воспроизвести истину, реальность жизни — есть высочайшее счастье для литератора, даже если эта истина не совпадает с его собственным мнением". Крайне редко прибегает он к прямому изображению мыслей героя во внутреннем монологе или объясняет читателям его душевное состояние*. Не часты также прямые оценки автором сказанного героем (типа: " — Мой дед землю пахал, — с надменной гордостью отвечал База­ров"). На протяжении всего романа герои ведут себя совершенно независимо от автора. Но эта внешняя независимость обманчива, ибо автор выражает свой взгляд на героя самим сюжетом выбором ситуаций, в которые он его помещает. Проверяя героя на значимость, автор исходит из своей собственной иерархии ценностей. Так, Базаров оказывается в чужой для него помещичьей среде (он даже сравнивает себя с "летучими рыбами", которые лишь короткое время способны "подержаться в воздухе, но вскоре должны шлепнуться в воду") и вынужден принимать участие в торжественных, визитах, вечерах, балах, он влюбляется в аристократку Одинцову, принимает вызов на дуэль — и во всех этих дворянских контекстах обнаруживаются его достоинства и слабости, но опять-таки с точки зрения дворян, на позицию которых встает незаметно для себя и читатель.

Затем Тургенев приводит своего героя в соприкосновение с вечными сторонами человеческого бытия: природой, любовью и смертью, что всегда углубляет и изменяет человека, заставляет его пересмотреть свое мировоззрение. Из-за всеохватности и глобальности этих категорий у нас складывается впечатление, что героя судит судит "сама жизнь". Но на самом деле за ней скрывается автор, ловко "переменивший оружие", чтобы "атаковать" своего героя с его незащищенной стороны.

Четко выражается авторская позиция также в предыстории героя, где в очень метких и ироничных кратких формулировках перед нами предстает вся предшествующая его жизнь — всегда в субъективном авторском освещении. Герой и его поступки характеризуются прямо и однозначно, так что у читателя должен сложиться устойчивый и определенный образ. То же происходит и в эпилоге, когда автор окончательно расставляет всех героев по предназначенным им жизнью местам и их судьба прямо воплощает его суд над ними. Редкий случай, когда Тургенев прямо описывает внутреннее состояние (Базарова, — это при описании его чувства к Одинцовой, поскольку оно было необычным для героя и не могло быть объяснено из его поведения ("В разговорах с Анной Сергеевной он еще больше прежнего высказывал свое равнодушное презрение ко всему романтическому; а оставшись наедине, он с негодованием сознавал романтика в себе самом"). Тут же Тургенев во время разговора Базарова с Одинцовой позволяет нам коротко заглянуть в его мысли («"Ты кокетничаешь, — (подумал он, — ты скучаешь и дразнишь меня от нечего делать, а мне..." Сердце у него действительно так и рвалось»). Также автор изображает мысли Аркадия и Кати во время их любовного объяснения. То же происходит и в эпилоге, когда автор окончательно расставляет всех героев по предназначенным им жизнью местам и их судьба прямо воплощает его суд над ними.

Наши рекомендации