Работа над II - IV действиями пьесы
Мы видим, что в доме Кабановых всё готово к отъезду Тихона, и Кабаниха даёт сыну последние наставления. Их практически можно свести только к одному - подчиняться беспрекословно. Главное для неё в сцене прощания с сыном - соблюсти обычаи, не нарушить порядок, сделать так, как предписывали домостроевские нормы. Падение нравственности молодёжи, неуважение к законам огорчают её. Она за прочную семью, за порядок в доме, что возможно только при соблюдении правил Домостроя. Она борется за эти правила, поэтому и возмущает её отношение сына к жене, он любит её, не требует от неё почтения, не хочет держать в страхе, тянется к ней, а не как хозяин относится к своей собственности. А если жена мужа бояться не будет, то какой уж тут страх перед свекровью! Вот что ужасно, с её точки зрения. Невестка говорит, что мужа любит, а выть на крыльце часа два из приличия после его отъезда не хочет! Какой уж тут порядок?!
Тихон же мечтает только о свободе, он не знает, как быстрее вырваться, убежать,
насладиться свободой. «Свобода» эта у него проявляется своеобразно - в кутежах. Как выехал, так и загулял. Он лишен права делать что-либо самостоятельно, сам он даже не мыслит, ему это ни к чему. Тихон зависим от матери.
Но есть ещё одна жертва, тоже зависимая от прихоти самодура. Эта жертва Борис. Суть зависимости Бориса от Дикого в том, что весь капитал бабушка Бориса передала Савёлу Прокофьевичу, дяде Бориса, оговорив в завещании, что выдать долю наследства Борису с сестрой можно лишь при условии, что они будут почтительны. Дикой же пользуется тем, что племянник находится от него в материальной зависимости. Послушайте, как Дикой разговаривает с Борисом: «Баклуши, что ль, бить сюда приехал! Дармоед! Пропади ты пропадом. Раз тебе сказал, два тебе сказал: «Не смей мне навстречу попадаться»; «тебе все неймется!»; «Провались ты! Я с тобой и говорить-то не хочу, с езуитом. Вот навязался!». А в ремарке Островский добавляет: плюет и уходит. Понятно, что при таком отношении Борису наследства не дождаться.
Борис – образованный молодой человек, приехавший в Калинов из столицы, он не похож на жителей Калинова. В отношениях с Диким, а затем и с Катериной он оказывается слабохарактерным постоянно пасует перед самодурством Дикого..
Н. А. Добролюбов писал: « Самодур действует по своей прихоти, по произволу, не считаясь с другими. Самодур всё силится доказать, что ему никто не указ, что он захочет, то и сделает». (Статья «Тёмное царство»).
Черты самодура у Дикого проявляются и в начале IV действия. Жители в часовне прячутся от дождя. Среди них и Дикой. Кулигин просит у Дикого денег, хочет установить солнечные часы и громоотвод. Откуда у бедного механика-самоучки деньги? Дать их может только толстосум Дикой. Кулигин – городской мещанин, человек свободный, формально не зависящий от Дикого, но за деньгами идёт покорно к нему, таким образом власть Дикого сохраняется, вот он и куражится, и унижает человека: «Все суета». Когда же Кулигин говорит, что гроза — это электричество, Дикой, сердясь более и более и топнув ногой, с искренним гневом восклицает: «Какое еще там елестричество? Ну как же ты не разбойник! Гроза-то нам в наказание посылается, чтобы мы чувствовали, а ты хочешь шестами да рожнами какими-то, прости господи, обороняться. Что ты, татарин, что ли? Татарин ты? А? Говори!» Слова Кулигина — в представлении Дикого — это уже преступление перед тем, что даже он, Дикой, уважает.
«Да что ты ко мне лезешь со всяким вздором! Может, я с тобой и говорить-то не хочу. Ты должен был прежде узнать, в расположении ли я тебя слушать, дурака, или нет». Причина такого отношения к людям — в осознании своего превосходства и полной безнаказанности: «Что я тебе — ровный, что ли! (...) Так прямо с рылом-то и лезет разговаривать. (...) Я и поважней тебя никому отчета не даю. (...) Так ты знай, что ты червяк. Захочу — помилую, захочу — раздавлю».
Да и чего ему бояться? Сам городничий во власти Дикого, а чего уж говорить о мещанах: они все его боятся! Боятся – значит уважают! НО уважение это, сила эта основаны исключительно на капитале!
Но власть его далеко не безгранична, он тоже может получить отпор. Вспомним эпизод с офицером- гусаром. Офицер обругал Дикого, и тот спасовал, испугался.
Пасует он и перед Кабанихой, разговаривает с ней иначе: «Ты еще что тут! Какого еще тут черта водяного!..» Однако та его довольно быстро укротила: «Ну, ты не очень-то горло распускай! Ты найди подешевле меня! А я тебе дорога!» Обратим внимание на то, как они называют друг друга: кум, кума. Так обычно в народе обращались к хорошо знакомым, находящимся в приятельских отношениях, пожилым людям. В этой сцене почти нет ремарок, диалог ведется спокойно, миролюбиво. У Кабанихи Дикой ищет успокоения, навоевавшись дома: «Разговори меня, чтобы у меня сердце прошло. Ты только одна во всем городе умеешь меня разговорить». Кабанова резонно замечает, что он «нарочно себя в сердце приводит»: «Ты коли видишь, что просить у тебя чего-нибудь хотят, ты возьмешь да нарочно из своих на кого-нибудь и накинешься, чтобы рассердиться; потому что знаешь, что к тебе сердитому никто уж не подойдет».
Почему Кабаниха сильней Дикого? Да потому что умнее его. Она идеолог этого мира, хранительница старых порядков и подводит базу под эти порядки. Вспомните сцену проводов Тихона. Наедине с собой она говорит, что к детям относится неплохо, она снисходительна к Варваре, охотно отпускает её погулять, хочет детям добра, - учит их порядку, потому что, на её взгляд, они даже проститься толком не умеют. Люди осудят их за это, засмеют! Позор! Отсюда грозная фраза: «Ты что порядку не знаешь?» Она старшая, и сын должен кланяться ей в ноги. Она страшно боится новизны.
Вспомним разговор Феклуши и Кабановой из III действия о змее Огненном. Эти новшества нарушают старые порядки. Всякое своеволие оскорбляет Кабаниху. Вспомните, она стала запирать Варвару, когда Катерина призналась в своём грехе, а раньше не запирала.
Итак, мы видим тёмную силу, основанную на власти денег. Удержать силу и власть самодуры могут, только отвергая всё новое. Отсюда их косность и невежество. Самое страшное то, что, отвергая всё новое и требуя безоговорочного подчинения старшим и старым порядкам, они духовно калечат людей, зависимых от них, заставляют их ловчить, изворачиваться, врать, хитрить, подчиняться. Еще раз давайте посмотрим, кого самодуры духовно искалечили, изувечили, сделали жертвами «тёмного царства». Каждый ими обокраден. Ничтожество сделали из Тихона, немногим отличается от Тихона и Борис, хотя он и выделил духовное начало в Катерине. Они обезволены. Свою собственную жизнь, как бы они не хотели, строить не могут, хотя они оба и неплохие люди.
Рассматривая образ Тихона Кабанова, следует отметить, что в нем есть и доброта, и умение сочувствовать, он даже, может быть, любит Катерину, но главные его черты - забитость, безволие, робость. Он становится орудием, марионеткой в руках Кабанихи: уезжая в Москву, вырываясь из дома, чтобы угодить матери, он дает Катерине нелепые «наказы», а в конце пьесы, опять же по наущению матери, бьет свою жену,хотя сердце его разрывается от жалости к ней. Конечно, он не защитник и не опора, его не только любить, но и уважать невозможно.
Протест Тихона - на коленях, в пьянстве, в кутежах. Он не столько боится, что жена ему изменила, сколько то, что это маменька услышит. Произнести последнюю фразу: «Это вы её убили! Вы! Вы! Вы!» - для Тихона - верх мужества.
Борис — племянник Дикого. Мы видим его глазами любящей его Катерины - он не такой, как все: одет по-городскому, образован, интеллигентен. Но уж слишком зависит Борис Григорьевич от дядюшки...
По мнению известного режиссера Б.А. Бабочкина, Борис «является непосредственным виновником гибели Катерины... Что привело Бориса в город Калинов? Завещание бабушки, в котором речь идет, вероятно, о довольно значительном наследстве. И если он, предполагая, что его ожидает в доме Дикого, все же решился на этот шаг, значит, он <...> решился добиться своей доли богатого наследства, каких бы трудов и унижений ему это ни стоило. Его появление и поведение в городе Калинове для обывателей загадочно. «Что у вас за дела с ним, сударь? Охота вам жить у него да брань переносить?» — спрашивает Бориса Кулигин, имея в виду скандал, устроенный Борису Диким. И здесь Борис открывает секрет и причины своего унизительного поведения. Эта причина все оправдывает и объясняет: он педантично выполняет все условия завещания бабушки».
Есть и другие трактовки этого образа. Н.А. Добролюбов видит в Борисе никчемного человека, который «никак не справится ни со старым бытом, ни с сердцем своим, ни с здравым смыслом»: «Борис — не герой, он далеко не стоит Катерины, она и полюбила-то его больше на безлюдье».
Кулигин, словами которого начинается и заканчивается пьеса, мечтатель, вдохновенно работающий над «вечным двигателем» (перпетуум-мобиле), считает Бориса хорошим человеком
Борис вообще не протестует, хотя понимает, что погубил Катерину. Он слепо повинуется воле Дикого и едет в Сибирь.
Варвара, которая пытается в силу обстоятельств приспособиться, всё время вынуждена лгать и что-то скрывать. Она любит Катерину, но не понимает её: «Я не обманщица была, да выучилась…», «Бери ключ. Чего думать?» Варвара вся на уровне быта, принятых норм. Она не видит и не мыслит выше и глубже привычных отношений. Любовь Варвары - любовь без порывов, озарений, мук. Катерина для неё «мудрёная какая-то», а Варвара простая: у неё всё как у всех. Это здравый смысл Варвары для многих вершина понимания жизни: вижу всё, как оно есть, живу без иллюзий, в мечтах не нуждаюсь. Духовный мир Варвары ограничен. У Варвары, как и у других жертв, под гнётом деспотизма происходит оскудение личности. То, что она ушла с Кудряшом, подаёт надежду, что процесс оскудения кончится, в противном случае, Варвара будет второй Кабанихой, только ещё страшнее.
Кудряша трудно назвать жертвой, он удал, не боится Дикого и Кабанову, но глух к прекрасному. То, что он ушел от Дикого поступок для него. Он не подчинялся Дикому, старался дать отпор. Но средства борьбы у Кудряша с Диким - средства раба (ругань).
Кулигин – особый персонаж, это самая близкая Катерине душа, хотя и не до конца понимает Катерину. Он умелец, мечтатель, влюблённый в природу, в технику. «Я бы все деньги для общества употребил. А то руки есть, а работать нечего», - сокрушается он. Мечтает создать вечный двигатель, если бы был у него миллион, то он употребил бы его на пользу обществу. Мечта Кулигина, как и мечта Катерины, - явления одного рода: у Кулигина руки есть, а работать нечего, у Катерины душа есть, но прилепиться ей не к чему. В «тёмном царстве» живые руки тоскуют по труду, живая душа жаждет движения, но работать нечего, а лететь некуда. Кулигин - типичный русский интеллигент, хоть университетов не кончал. Интеллигентность в России не образование, не манера, а особая душевная настроенность. Он хотел всё стихами изобразить, да побоялся, что засмеют. Кулигин, как уже отмечалось, до конца не понимает Катерину. Зовёт Тихона помириться, а Катерине и дом и муж противны. Такая позиция, которая предполагает, что всё можно уладить ладком, - свидетельство измельчания человеческой личности, которая более 50 лет терпела на себе гнёт самодуров. Идти, протестуя до конца, он боится.
Как видим, молодое поколение в пьесе «Гроза» не противостоит «темному царству». И Варвара, и Борис, и Тихон приспосабливаются, стараются обойтись без конфликтов с теми, у кого власть и деньги. Тем трагичнее одиночество главной героини.